Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
- обобщаем знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;
- рассматриваем основные признаки живого;
- повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biolog24.docx | 647.51 КБ |
Предварительный просмотр:
биология – 11 класс
Повторение основных вопросов курса общей биологии
урок 01(01). Основные свойства жизни.
задачи урока: а) обобщить знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;
б) рассмотреть основные признаки живого;
в) повторить и закрепить понятие "биосистема" и уровни организации жизни.
оборудование урока: таблицы, иллюстрирующие основные свойства жизни, уровни их организации.
содержание урока:
- Организация учащихся на урок
- Повторение основных свойств жизни (рассказ учителя, беседа на вопросы, предложенные учителем, формулирование выводов, выполнение заданий)
Вступительное слово учителя: – Ребята, мы продолжаем изучение основ биологической науки. – Скажите, а что изучает наука биология? (Предположительный ответ: биология – наука о живой природе). – Но такое определение мы с вами давали в младших классах. – В старших классах мы это определение углубляем и даем его так: "Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой".
Понятие "биология" происходит от греческих слов "био" - жизнь, и "логос" – наука, знание, учение. Понятие наука – абстрактное, т.к. возникают вопросы: "– Что такое жизнь?",– Чем живая природа отличается от неживой?". Поэтому биология – комплекс наук, изучающих живое. В органическом мире существует 5 царств:
- Бактерии (дробянки),
- Растения,
- Животные,
- Грибы;
- Вирусы.
Эти живые организмы изучаются собственно науками:
- Бактериология или микробиология,
- Ботаника,
- Зоология,
- Микология,
- Вирусология.
Зоология подразделена на науки, которые конкретно изучают отдельные группы животных. Например, насекомых изучает энтомология, зверей – териология и т. д. Вам в прошлом говорили, что биология выясняет и решает общие явления и процессы для всей живой материи. В прошлом учебном году говорили, что каждый организм, живущий на Земле, представляет систему, которая обладает признаками, отсутствующими у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного такого, который бы относился к живым организмам. Вспомним эти системы. Вопросы классу:
- – Что такое система?
(предположительный ответ: система – это внутренне или внешне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, определенная целостность, проявляющая себя как нечто единое по отношению к другим объектам и внешним условиям). Запомните, что во всех системах связь между элементами (структурами) более устойчива, упорядочена и внутренне необходима, чем связь каждого элемента системы с окружающей средой. Структурность и системность – это неотъемлемые свойства материи.
- – Что же собой представляет биологическая система? (предположительный ответ: – это организмы, их структурные единицы, например, клетки и молекулы; виды и популяции, биогеоценозы и биосфера. В этих разнокачественных биосистемах и проявляется жизнь).
- – Охарактеризуйте свойства жизни организма?
- Все живые существа – одноклеточные и многоклеточные – обладают следующими отличительными свойствами:
- обмен веществ;
- рост;
- развитие;
- размножение;
- раздражимость;
- подвижность;
- упорядоченность в структуре и функциях;
- целостностью:
- передачей свойств от поколения к поколению;
- дискретностью.
- Запомните! Совокупность свойств живого присуща только живым организмам.
- При описании живого организма, нужно учитывать все свойства живого. Рассмотрим их конкретно.
- Живые организмы имеют определенный химический и элементарный состав: а) белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и С, Н, О, Р, N, и S; б) клеточное строение (кроме вирусов); в) адаптация – приспособленность в строении, функциях, поведении – отвечают образу жизни; г)онтогенез и филогенез. И еще дискретность – это любая биосистема состоит из обособленных, но тесно связанных элементов друг с другом.
Итак, из всего сказанного можно сделать вывод: «Жизнь – это особая форма движения материи, выражающаяся в совокупном взаимодействии универсальных свойств организма».
- Итог урока.
- Домашнее задание: читать записи в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся 9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»
ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся 9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...
Тема 4. "Антропогенез (возникновение человека)" урок на тему "Основные этапы антропогенеза." биология – 9 класс
сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза; продолжи...
Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби 5 класс"
Данная технологическая карта педназначеня для учащихся 5-х классов. Она поможет учителю в проведении урока....
Презентация к уроку о теме "Основное свойство дроби", 6 класс
Презентация к уроку о теме "Основное свойство дроби"...
Основные вопросы курса "Алгебра и начала анализа" 10-11 класса
Представленная методическая работа является частью технологии уровневой дифференциации учебной деятельности школьников в преподавании курса «Алгебра и начала анализа» 10-11 классы. Цель-до...
Открытый урок на тему Основное свойство дробей 5 класс
Школьный этап Учительгода -2025г...