Открытые уроки и внеклассные мероприятия
методическая разработка по биологии по теме
Открытые уроки и внеклассные мероприятия по линии методического объединения учителей естественно-математического цикла школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-путешествие в 8 классе | 83 КБ |
Праздник, общешкольное мероприятие | 844 КБ |
Общешкольное мероприятие | 306.5 КБ |
Урок-соревнование в 6 классе | 47 КБ |
Урок-игра в 7классе | 213 КБ |
Урок-семинар в 9 классе | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеазясьская средняя общеобразовательная школа»
Урок – путешествие
/8 класс/
«Витамины – чудесные вещества»
Подготовила и провела:
учитель Сидоркина Вера Николаевна
Задачи:
- Образовательные – сформировать представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания;
- Развивающие – продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
- Воспитательные - продолжить трудовое, эстетическое и физическое воспитание учащихся; развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся.
Оборудование: таблица “Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах”, препараты витаминов; таблицы с названием станций; таблицы “Значение витаминов для организма”, “Названия витаминов” на каждую парту; выставка книг о витаминах; мультимедийный проектор, экран.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме:
Учащиеся должны знать:
- значение питательных веществ, о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервита минозах, способах сохранения витаминов в пищевых продуктах;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять биологическую роль витаминов; развивать учебные умения – работать с книгой, составлять таблицы;
- показывать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.
Ход работы
Форма урока: урок-путешествие.
Организационный этап.
Вступительное слово учителя: (учитель знакомит с темой урока, формой его проведения, задачами, планом работы; объясняет, что будут оцениваться теоретические знания: выступления учеников, ответы на вопросы и т. д. и практические: практическая работа, работа с учебником).
Изучение нового материала (в ходе путешествия от станции к станции).
Учитель.
Первая станция НИИ.
Работники НИИ (научно-исследовательского института) – учащиеся. На этой станции вы познакомитесь с историей открытия витаминов и их значением и результатах исследовательских работ.
Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания. Первыми с этим столкнулись моряки в далеких плаваниях, исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания – консервами, сухарями. Причину этого заболевания установил наш соотечественник Н. И. Лунин.
Ученик. (1 сообщение)
Впервые необходимость витаминов для нормального питания была доказана русским врачом Н. И. Луниным в 1880-1881 годах. В чем же суть его опытов?
Группа животных (мыши) получала искусственно приготовленные из молока компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, а также дополнительно минеральные соли и воду. Но на таком рационе животные жить не могли – гибли. А если в эту искусственно приготовленную пищу добавлялось немного натурального молока, то они оставались здоровыми. Так Н. И. Луниным экспериментально было доказано, что, кроме известных пяти компонентов пищи, в ней должны быть еще какие-то! Однако работа Лунина в то время не получила достаточного признания и оставалась в сущности забытой.
Учитель. А теперь перенесемся в далекую от России Индонезию, на остров Ява.
Ученик. (2 сообщение) В 1890 году на этот вечнозеленый тропический остров приехал голландский врач Эйкман. Но эта красота природы начала бледнеть для молодого доктора, когда он поближе узнал тяжелую жизнь местных жителей, впервые для себя столкнулся с новой странной болезнью, которую местные жители называли “бери-бери”, что в переводе обозначает “ножные оковы”. И в самом деле, начиналась болезнь с онемения ног, потом наступали судороги, возникали параличи. Болезнь не поддавалась лечению, происхождение ее оставалось неизвестным. Врач был в отчаянии, пока не помог ему счастливый случай. Эйкман заметил, что куры, находящиеся в курятнике, тоже страдают “бери-бери”, как и люди. Вместе с тем куры, свободно разгуливавшие по двору, этой болезнью не страдали. И тех и других кур кормили очищенным рисом, но для обитателей курятника рис был единственной пищей, а свободно живущие птицы получали приправу в виде червячков, гусениц, зерен и тому подобное. Позднее Эйкман сам научился вызывать эту болезнь, кормя плиц только очищенным рисом, а так же лечить заболевших, добавляя шелуху от риса но в чем все ж таки причина болезни, что за вещество ее вызывает, почему шелуха оказывает лечебное действие, узнать Эйкману не удалось.
Учитель. И теперь обратимся непосредственно к тому, кто открыл это таинственное вещество и дал ему имя.
Ученик. (3 сообщение) Польский ученый Функ проводил исследования с белым, очищенным рисом. Птицы ели очищенный рис, и страшная судорога запрокидывала их головы назад, сводила лапки. Но стоило больному голубю ввести совсем немного желтоватого кристаллического вещества, полученного из отрубей, как он начинал поправляться, а после повторных введений препарата становился здоровым. И тут Функу стало ясно, что он владеет тем таинственным веществом, без которого невозможна нормальная жизнь. Он дал веществу вполне достойное его свойствам название – витамин, соединив в одном слове латинское “вита”, что означает жизнь, и греческое “амин”, указывающее на то, что оно имеет отношение к аминокислотам. А так как к открытию этого вещества его привели поиски причин, вызывающих “бери-бери”, то и назвал он первый витамин витамином Б, или в латинской транскрипции В.Функ считал, что болезнь “Бери-бери” не то, что иное как авитаминоз, т. е отсутствие витамина, (греческая приставка “а” равнозначна русской “нет”).
Учитель. С тех пор сделано много открытий в изучении витаминов: известно их количество в отдельных продуктах, получены витамины химическим путем в чистом виде, определены потребности в витаминах для отдельных групп населения. Но многое еще не стало ясно до конца. Например, все ли витамины могут накапливаться в организме, каковы последствия избытка витамина (гипервитаминоз) и недостатка (гиповитаминоз) Эти проблемы изучает специальная наука – витаминология, над ними работают в научно-исследовательских институтах и лабораториях.
Запись в тетрадях. Витамины – это вещества органического происхождения, необходимые для жизнедеятельности организма.
Работа с учебником: найти определение на стр. 138, прочитать, запомнить.
Учитель. Как вы понимаете определение витаминов?
Ученики. Высказывают свои мнения.
Учитель. Дайте точное определение витаминов. Витаминология – наука о витаминах.
Физпауза. Гимнастика для глаз.
Вторая станция - “Фармацевт”
Учитель. Витамины – чудесные вещества. В настоящее время известно много витаминов. В большинстве случаев – это различные органические вещества. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них, проведем анализ отдельных витаминов, их авитаминозов, гипо- и гипервитаминозов. Для этого проводим самостоятельную работу.
1. Прочитать текст учебника на стр. 139., использовать дополнительную литературу с выставки. Работа с понятиями: авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз.
2. Самостоятельное заполнение таблицы “Значение витаминов для организма”.
Работа в группах. Задания для групп заранее положены на столы учащихся.
Каждой группе необходимо в тексте учебника и дополнительной литературы найти источник, суточную потребность каждого витамина, какие заболевания вызывает отсутствие (авитаминоз), недостаток (гипервитаминоз), избыток (гиповитаминоз) витамина.
Значение витаминов для организма
Витамин | Источник | Сут потр мг | Авитаминоз | Гиповитаминоз | Гипервитаминоз |
А |
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
3. Обсуждение: каждая группа сообщает свою информацию.
4. Запись в тетрадях:
Авитаминоз – отсутствие витамина.
Гипервитаминоз – избыток витамина.
Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина.
Большое значение имеют жирорастворимые витамины:
А – для развития организма и нормального зрения;
Д – для формирования скелета (рахит);
К – для нормального свертывания крови.
Водорастворимые витамины:
С – усиливает сопротивляемость организма к инфекциям;
В1 – для нормальной деятельности нервной системы;
В2 – для тканевого дыхания;
В6 – для нормальной функции нервной системы, кожи, органов кроветворения;
В12 – для кроветворения;
РР - для нормальной нервно-психической деятельности.
4. На экране таблица, заполненная правильно.
Значение витаминов для организма
Витамин | Источник | Сут потрмг | Авитаминоз | Гиповитаминоз | Гипервитаминоз |
А | Печень, яйца, морковь, сливочное масло, | 1 | “Куриная слепота”, замедление роста, нарушение слизистых и кожи | Нарушение слизистой и глаз | Головные боли, малокровие, изменение слизистых оболочек |
В | Хлеб грубого помола, дрожжи, капуста, печень, молоко, шпинат, гречка, овощи, фрукты, геркулес | 2-3 | Болезнь “Бери-бери”, катаракта, нарушение слизистых глаз, ротовой полости, желудка, кишечника, малокровие | Нервные и сердечные недомогания, раздражительность, бессонница, трещинки в уголках рта, ухудшение зрения. | Аллергия |
С | Овощи, фрукты, шиповник, черная смородина, клюква, капуста, лимон | 50-100 | Цинга | Подверженность инфекциям, кровоточивость десен, | Повреждение почек, поджелудочной железы. |
Д | Рыбий жир, печень, яичный желток, образуется в организме при ультрафиолетовом излучении | 2,5 | Рахит | Нарушение кальциевого и фосфорного обмена, снижение иммунитета, замедление роста у детей. | Нарушение центральной нервной системы, вымывание кальция из костей, повышение содержания его в крови. |
Примечание: маленькие таблицы раздаются каждому ученику для вклеивания в тетрадь и использования в своей жизни.
Физпауза. Упражнения подвижного характера.
Учитель. Вы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например: все они влияют на организм в ничтожно малых количествах; многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток или избыток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ.
Третья станция – “Диетолог”.
На этой станции нас ознакомят с суточными нормами потребления витаминов, нормами рационального питания, о здоровом образе жизни.
Ученик. (4 сообщение) Чтобы вырасти красивым, сильным, здоровым необходимо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты. Потребляемые нами продукты в целом, за некоторыми исключениями, удовлетворяют потребностям человека в витаминах. Если пища разнообразна и продукты правильно кулинарно обработаны, организм получает вполне достаточное количество витаминов.
Надо ежедневно есть всевозможные салаты, гарниры и вторые блюда из свеклы, капусты, тыквы, репы, лука, укропа и других овощей.
Учитель. Помня, что витамины разрушаются при длительной варке, необходимо соблюдать такую последовательность закладки продуктов: капуста квашенная варится 1-1,5 часа, свежая – 20-25 минут; морковь – 15-25 минут; картофель, нарезанный кубиками 12-15 минут. При варке овощей в открытой кастрюле теряется до 20% витаминов, а в закрытой – 3-5%.
Если же с пищей не удается восполнить количество витаминов, то по рекомендации врача принимают специальные препараты. К сожаленью, некоторые подростки сладкие шарики или таблетки – витаминные препараты едят как конфеты. Но надо иметь в виду, что избыток витаминов может быть так же опасен, как и недостаточное их потребление.
Ученик. (5 сообщение) С точки зрения биохимиков шизофреники и алкоголики являются близнецами. В экстремальных условиях у них появляются разительно схожие галлюцинации, имеющее аналогическое химическое происхождение. Врачи обнаружили, что сочетание нормальной диеты и многовитаминной терапии успешно помогает шизофреникам и столь же эффективно для алкоголиков. Доктор Хоккинс сообщил, что во время антиалкогольного лечения пациенты придерживались диеты, а также получали один грамм витамина В3, 1 грамм витамина С, 200 единиц витамина Е, все по 4 раза в день после еды, по 50 миллиграммов витамина В6 один раз в день. 71 % алкоголиков и шизофреников вылечились от своих заболеваний, хотя в прошлом они до 20 лет находились в своих клиниках.
Шведские врачи доказали, что витамины, которые дают перед приемом алкоголя, уменьшают потребность человека в спиртном. Сочетание оптимальной диеты и терапевтических доз витаминов позволяет устранить дефицит витаминов и минеральных солей, вызванный употреблением алкоголя.
Учитель. Подведение итогов путешествия. Оценивание деятельности учащихся.
Закрепление знаний.
1. Какие витамины содержатся в изображенных на рисунке продуктах?
2. Как сохранить витамины при приготовлении пищи?
Проверка знаний.
Внимательно прочитайте 3 и 4 графы таблицы. Определите, о каких витаминах идет речь. В графе “Названия витамина” напишите их буквенные обозначения. (Таблица – для каждого ученика).
№ п/п | Название витамина | В каких продуктах содержится | Значение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 |
| В пивных дрожжах, ржаном хлебе, картофеле, горохе, свинине, баранине | Обеспечивает нормальный жировой, белковый обмены, предохраняет от болезни “Бери-бери”. |
2 |
| В рыбьем жире, печени | Принимает участие в процессе образования костной ткани, предохраняет от рахита. |
3 |
| В яйцах, сливочном масле, моркови, капусте, зеленом луке | Обеспечивает нормальный рост и зрение, предохраняет от “куриной слепоты” и шелушения кожи. |
4 |
| В шиповнике, черной смородине, хрене, укропе, красном перце | Обеспечивает нормальный рост, способствует более быстрому заживлению ран, предохраняет от цинги. |
Проверка. На экране
№ п/п | Название витамина | В каких продуктах содержится | Значение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | В | В пивных дрожжах, ржаном хлебе, картофеле, горохе, свинине, баранине | Обеспечивает нормальный жировой, белковый обмены, предохраняет от болезни бери-бери. |
2 | Д | В рыбьем жире, печени | Принимает участие в процессе образования костной ткани, предохраняет от рахита. |
3 | А | В яйцах, сливочном масле, моркови, капусте, зеленом луке | Обеспечивает нормальный рост и зрение, предохраняет от куриной слепоты и шелушении кожи. |
4 | С | В шиповнике, черной смородине, хрене, укропе, красном перце | Обеспечивает нормальный рост, способствует более быстрому заживлению ран, предохраняет от цинги. |
Задание. Оценить себя. Сдать учителю работу.
Домашнее задание.
Изучить материалы таблицы и учебника п. 35 с. 138-141., записи в тетради, разбираться в таблице.
Творческое задание: написать сказки о витаминах.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеазясьская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила и провела: учитель Сидоркина В.Н.
Цель: расширить и углубить экологические знания учащихся; развивать творческие способности, интерес к народному творчеству; воспитывать ответственное отношение к природе.
Ход праздника
Ученик. Я так относился к деревьям,
Как будто умней их, главней
Ко мне относились деревья,
Как будто нет друга верней. (О. Дмитриев)
Ведущий.
Знаете ли вы что…
а) Наилучшим очистителем воздуха является каштан.
б) Будапештские инженеры в 80-х годах прошедшего столетия разработали установку на которой получили белую бумагу из листьев деревьев.
в) По веткам ели можно предсказывать погоду. (Перед дождём она опускает свои ветки и поднимает вверх при ясной погоде). Почему?
1-й ученик. Лес в 7 раз уменьшает скорость ветра.
2-й ученик. Задерживает потоки воды.
1-й ученик. Закрепляет пески.
2-й ученик. Очищает воздух от пыли.
1-й ученик. Испаряет влагу, делает воздух влажным, несколько увеличивает количество осадков.
Ведущий. Лес является домом для многих видов животных. Одни приносят лесу пользу, другие вред.Так например: дубу вредят -1400 видов насекомых , тополю - 70 видов , лещине - 50 видов, сосне - 200 видов , ели- 18 видов , лиственнице - 150 , кедру - 130 , пихте - 110 видов. Живое дерево противодействует всякому вторжению в его ткани и располагает для этого средством самозащиты: выделяет смолы, соки, фитонциды. Так же в борьбе с насекомыми помогает много многочисленная армия птиц населяющих лес
1-й ученик. Народная мудрость гласит.
Не высок лесок, а от ветра защита.
Возле леса жить голоду не видеть.
Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
Растение - берегам спасение.
2-й ученик.
Не разоряйте птичьего гнезда -
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится. (К. Кулиев)
Ведущий. Не пугай птиц, не разоряй их гнезда, не уноси с собой птенцов. Птицы уничтожают вредных насекомых. В период выращивания птенцов родители воробья приносят им за день 400-500 всевозможных насекомых. Одна синица с рассвета до темноты осматривает 2 тысячи веток, а за год уничтожает до 6 млн. личинок.
З А Г А Д К И.
Зимой с седой бородой,
летом новая вырастает,
осенью отпадает. (Лиственный лес)
Дышит. Растёт,
а ходить не может. (Растение)
Зелена, а не луг,
белена.
А не снег,
кудрява.
А не голова. (Береза)
Никто не пугает,
а вся дрожит. (Осина)
Над водой, водой
стоит с красной бородой. (Калина)
Этой бабке сто лет,
горба у неё нет,
высоконько торчит,
далёконько глядит,
придет смерть за старушкой-
станет бабка избушкой. (Сосна)
Мальчишка в сером
армячишке
по дворам шныряет,
крохи подбирает,
по полям ночует,
коноплю ворует. (Воробей)
Бела, как снег,
зелена, как луг,
черна, как жук,
поёт, как бес,
повёртка в лес. (Сорока)
Белы хоромы,
красны подпоры. (Гусь)
Без рук, без топорёнка
построена избёнка. (Гнездо)
В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова « Не ». Как вы думаете, что это за советы?
Примерные ответы учащихся.
1. Не разводи костров в сухую погоду.
2. Не руби в лесу деревьев.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
5. Не бери в лесу животных.
6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
7. Не рви лесные и полевые цветы.
8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.
1-ученик.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былинку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя. (Е. Евтушенко)
2-й ученик.
Я сорвал цветок - и он увял,
Я поймал мотылька - и он умер
у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем. (П. Гнездослав)
Ведущий. Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери призвал людей поступать так: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
Ученик.
Ты береги нас.
Смотрю на глобус-
шар земной
И вдруг вздохнул он,
как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас,
береги».
В тревоге рощи и леса
Роса на травах,
как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас,
береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас,
береги».
Остановил олень
свой бег:
«Будь Человеком,
человек.
В тебя мы верим-
не солги,
Ты береги нас,
береги».
Смотрю на глобус -
шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
«Не солгу,
Я сберегу вас,
сберегу…» ( Е. Шкваловский)
Ведущий. Хозяйственная деятельность человека, привела к тому, что на планете, исчезли некоторые животные и растения. Научной основой охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, как грамотно обращаться с природой занимается экология. Ученые гордятся тем, что спасены и разводятся, некоторые животные.
Викторина.
1. Эти животные, способствуют образованию пастбищ и лугов, сохранению крупных проточных водоемов, увеличению численности рыб, повышению самоочистительной способности рек? (Бобры)
2.Какие животные, вытеснили при «вселении» ценную выхухоль? (Андатры)
3. Каких животных, охраняют на острове Врангеля? (Белых медведей)
4. Парнокопытное животное, весит до 900 кг, длина 3,5 метра. Обитал в лесах Европы. В первой части 20 в. был истреблен, сохранился лишь в зоопарках (48 голов). (Зубры)
5. Млекопитающее семейства куньих. Ценный объект пушного промысла и звероводства. (Соболь)
6. Непарнокопытное животное рода лошадей. Обитает в пустынях и полупустынях Передней, Средней и Центральной Азии. (Кулан)
7. Семейство птиц отряда веслоногих. Обитали на Командорских островах, вымерли в 19 веке. (Стеллеров баклан)
8. Род жвачных животных семейства полорогих. В диком виде сохранились в Тибете. Одомашнен. (Як)
9. Эта хищная птица, семейства ястребиных, занесена была в Красную книгу. Обитает в Европе, Северной Америке. Одно из названий птицы- крачун. (Орел-змееяд)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеазясьская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила и провела: учитель Сидоркина В.Н.
ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПТИЦ»
Примерный план подготовки праздника
- Провести во всех классах беседы с учащимися о пользе птиц, их охране и привлечении.
- Организовать уголок-выставку, посвящённую «Дню птиц».
- Каждому классу сделать определённое кол-во гнездовий: 1 классу – 3; 2 классу – 4; 3 классу – 8; 4 классу – 10; 5 классу – 20; 6 классу – 30; 7 классу – 25; 8 классу – 28.
- Принести все изготовленные учащимися гнездовья для птиц в школу.
- Развесить искусственные гнездовья для птиц в школьном саду, парке.
- Утренник, посвящённый «Дню птиц».
Выставка
К празднику организуется выставка «Уголок птиц», на которой представляются чучела различных птиц, чертежи и образцы искусственных гнездовий, коллекции образцов кормов для привлечения птиц, дневники, отчёты и другие материалы наблюдения за птицами.
Примерная программа проведения праздника
- Доклад о пользе птиц в сельском хозяйстве;
- Сообщения учащихся о наблюдениях за птицами в природе и уголке живой природы;
- Просмотр выставки «Уголок птиц»;
- Художественная часть;
- Викторина, загадки;
- Просмотр фильмов «Пернатые друзья», «Крылатая защита».
Материал для художественной самодеятельности
А.Барто
Скворцы прилетели.
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен.
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!
Скворцы прилетели.
Сл. М. Матусовского Муз. И. Дунаевского
Опять свой наряд обновили
В зеленых побегах леса.
И нас на заре разбудили
Весёлых скворцов голоса.
Знакомые звонкие трели -
Мы сразу узнать их смогли.
Припев:
Ребята! Ребята!
Скворцы прилетели!
Скворцы прилетели,
На крыльях весну принесли!
Торопятся быстрые птицы
Домой возвратиться опять -
Из новых каналов напиться
И в новых лесах побывать.
И ласковый ветер апреля
Летит по просторам земли.
Припев.
Дымком потянуло от пашен,
Запахло прохладой лесной.
Становится Родина наша
Прекраснее с каждой весной.
В полях трактора загудели,
По рекам пошли корабли -
Припев.
Скворечню во дворике школы
Приладил с товарищем я -
Летите к нам стайкой весёлой,
Крылатые наши друзья!
И мы эту песню запели,
И вторят нам птицы вдали.
Припев.
В. Жуковский
Жаворонок.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
П.Барто
Зяблики.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеязясьская средняя общеобразовательная школа»
/6 класс/
Подготовила и провела: учитель Сидоркина В.Н.
Цель: установить уровень усвоённости изученного материала по указанной теме.
Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Растительные клетки кожицы лука, листа элодей», «Вегетативные органы растений», «Цветок», и др.; пшеничная мука, вода, марля, йод, клубень картофеля, семена подсолнечника, лист бумаги, карандаш, коллекция сухих плодов.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
ХОД УРОКА
- Настрой учащихся на организацию работы трёх команд.
Царства: Растения, Животные, Грибы.
Жюри: старшие классы (2-3 человека).
- Организация работы.
- Дать определения основным признакам живой природы: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост, развитие.
- Химический состав клетки:
а) сходство между живыми организмами;
б) неорганические вещества клетки.
- Доказать экспериментально наличие органических веществ:
в клубне картофеля;
в пшеничной муке;
в семени подсолнечника.
- Строение растительной клетки. Сравнение растительных клеток кожицы лука и клеток листа элодеи.
- Строение животной клетки.
- Сравнить растительную и животную клетки, установить сходство и различие.
- Перечислите ткани растений (клеточное строение листа).
- Перечислите ткани животных.
- Установите готовый микропрепарат «мазок человека». Дать объяснение увиденного. Кровь – какая ткань?
- Органы цветковых растений:
а) Корневые системы. Видоизменения корня.
б) Побег. Почка. Видоизменения побега.
в) Лист. Видоизменения листа.
- Строение цветка.
- Сухие плоды.
- Сочные плоды.
- Органы и системы органов животных:
а) Пищеварительная система дождевого червя;
б) Кровеносная система рыбы;
в) Система органов дыхания насекомых.
- Д/з Удивительное растение;
Удивительное животное;
Удивительные грибы.
- Тест (приложение 1).
Ответы: I. 1) нет; 2) да; 3) нет; 4) да; 5) да; 6) да; 7) нет;
II. 1) б; 2) а; 3) в;
III. 1) «-»; 2) «+»; 3) «-».
Приложение 1
Выполните тест
- Указать «да» или «нет».
- Все органические вещества хорошо растворяются в воде.
- Жиры являются источником энергии и воды.
- Химические элементы в клетке совсем другие, чем в неживой природе.
- Железо накапливается в яблоках, а йод – в морской капусте.
- Одни и те же элементы входят в состав живой и не живой природы, что свидетельствует об их единстве.
- Самое распространённое неорганическое вещество – вода.
- Чем активнее работает орган, тем в его клетках меньше воды.
- Гемоглобин – это белок нашей крови, передающий ей красный цвет.
- Чтобы быть здоровым, человек должен в сутки получать с едой 700 г. белка.
- Углеводы нужны только растениям.
- Нуклеиновые кислоты осуществляют хранение и передачу наследственных признаков.
- В состав клетки входят органические и неорганические вещества.
- Установите соответствие.
Ткани:
- Эпителиальная ткань;
- Гладкая мышечная ткань;
- Поперечно – полосатая ткань.
Местонахождение:
- Стенки сосуда;
- Кожа;
- Икроножная мышца.
- Установите правильность суждения ( поставьте «-» или «+»)
- Всё, что у растения находится в почве – корни.
- Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя растущего корня.
- Боковые корни в отличие от главного не ветвятся.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеазясьская средняя общеобразовательная школа»
Повторительно-обобщающий урок в 7 классе
Царства Прокариоты, Грибы, Растения
Подготовила и провела: учитель биологии
Сидоркина Вера Николаевна
Задачи урока:
-повторить особенности организации прокариот, грибов, растений
-закрепить умение выявить черты сходства и различия растений, грибов, бактерий
-отработать навыки по анализированию информации, введению диалога, оформлению графических сообщений.
Вид урока: обобщающий урок, регламентированная дискуссия
Оснащенность урока: коллекции, гербарии, комнатные растения, муляжи цветков, рисунки, таблицы, выставка книг, портреты ученых
Вступительное слово учителя:
Ребята, мы закончили с вами изучение больших и интересных тем: «Прокариоты», «Грибы», «Лишайники» и сегодня подведем итог. Урок мы проведем в форме игры с конкурсами, загадками, кроссвордами, где каждый из вас сможет проверить свои знания и знания одноклассников. А знания одноклассников вы проверите, задав вопросы, приготовленные дома. В игру вступают 2 команды и сначала я попрошу команды представиться и первый конкурс - приветствие!
Приветствие команд.
Конкурс «Аналитики»
Двум участникам из каждой команды дается задание на карточках. Максимальное количество баллов за конкурс -5.
Ответы:
1.папоротники –тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания.
2. Лишайники –индикаторы чистоты воздуха, они гибнут загрязнений
Конкурс «Устами младенца» или «Знакомые незнакомцы»
Учитель зачитывает признаки растения, учащиеся по описанию должные его назвать. Максимальное количество баллов -5
Описание первого растения
- Оно может жить до 2000 лет.
- В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
- Из него делают бочки и паркет
- Пушкин писал, что на нем сидит русалка (дуб)
Описание второго растения.
- Оно всегда зеленое или голубое
- Из него делают струнные музыкальные инструменты
- Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов
- Оно теневыносливое. В лесу, где оно растет, всегда темно и сыро, там много лишайников. (ель европейская)
Конкурс «Пятый лишний»
Участники команд должны исключить из цепочки предложенных слов лишнее, объяснив, почему. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
1.Спирогира, хлорелла, улотрикс, ульва, ламинария. (хлорелла –это одноклеточная водоросль, остальные многоклеточные)
2.Береза, огурец, тюльпан, томат, горох. (лишнее слово береза –это дерево, остальные –травы)
3. Риччия, кукушкин лен, хвощ, маршанция, сфагнум (исключение-хвощ, т.к.остальные четыре слова – названия мхов)
Конкурс «Реши экологическую проблему»
Каждая команда получает задание на карточках. Правильный ответ – 3 балла.
Ответы:
- Мох Кукушкин лен-двудомное растение. Проблема возникла бы при размножении. В зарослях мха задерживается вода, только передвигаясь в воде, сперматозоиды могут добраться до яйцеклетки и произойдет процесс оплодотворения.
- Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоема.
Конкурс «Дальше, дальше…»
Вопросы 1 команде:
- Круглая форма бактерий. (кокки)
- Повисла в тени виноградная гроздь». О каких бактериях идет речь? (Стафилококки)
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов. (паразиты)
- Группа организмов, имеющих ядра. (прокариоты)
- Взаимовыгодное существование организмов. (симбиоз)
- какой гриб поражает картофель? (фитофтора)
- Почему лишайники не встречаются в крупных городах? (чувствительны к загрязнениям)
- На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии? (семейство бобовые)
- Чем клетки гриба отличаются от клетки бактерии? (у них есть ядро)
- Что образует симбиоз между грибом и водорослью? (лишайник)
- какие грибы паразитируют на злаках? (головня,, спорынья)
12.какие бактерии наносят вред человеку? (болезнетворные)
13.Как называется тело лишайника? (слоевище)
Вопросы 2 команде.
- Палочковидная форма бактерий. (бациллы)
- Точка, точка, запятая…» Назовите формы бактерий. (кокки, вибрионы)
- Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. (сапрофиты)
- Ядерные организмы. (Эукариоты)
- Какие организмы называют пионерами растительности? (лишайники)
- какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (дрожжи)
- Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты? (бактерии гниения)
- Как называется симбиоз грибы с корнями растения? (микориза)
- какие грибы первыми появляются в лесу? (сморчки)
- какие бактерии вызывают квашение капусты? (молочно-кислые)
- Какие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере? (цианобактерии)
- Какие грибы приносят вред деревьям? (трутовик)
- Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (пенек и шляпка)
Конкурс «Заморочки из бочки»
Учитель предлагает членам команды по очереди доставать из«Бочки» фишки с номерами вопросов. Каждая команда получает по два вопроса. Если у команды нет версии, то вопрос передается другой команде,и она получает балл за правильный ответ.
- Важную роль в разложении погибших растений и животных играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению. (сухой, раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.)
- Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне озер и болот. Откуда они могли там появиться? (в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества)
- На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. Где будет больше урожай и почему? (на необработанном поле,т.к на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот воздуха. Они не только питаются им сами , но и накапливают его в растении.
- Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволам дерева, а в дождливое – на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению. (грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева у ствола. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом)
Конкурс «Ты - мне, я -тебе»
Команды задают друг другу по 2 вопроса, приготовленных заранее.
Конкурс "Угадайка"(ребусы и кроссворды)
Конкурс «Гонка за лидером»
Учитель зачитывает вопрос. Команда, которая первая подняла руку, получает право ответа на него. Каждый правильный ответ – 1 балл.
- спорынья часто встречается на ржи и почти никогда на пшенице. Почему? (Спорынья поражает ветроопыляемые злаки, а пшеница –самоопыляемое растение)
- В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему? (симбиоз)
- Лишайники не высасывают соков из деревьев, но поселившись на коре, причиняют им вред. Почему? (лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают кору)
- какие грибы растут под землей? (трюфели)
- Что такое чайный гриб? (симбиоз дрожжей и уксуснокислых бактерий)
- За какие качества гриб получил название трутовик? (использовали как сухой трут для зажигания)
- В результате симбиотической деятельности каких организмов из молока получается кефир? (симбиоз дрожжей и молочнокислых бактерий)
Итог урока:Подведение итогов урока, подсчет баллов, выявление победителей.
Домашнее задание: повторить материал из раздела «Живой организм» (признаки животных, предмет и задачи науки зоологии)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеазясьская средняя общеобразовательная школа»
УРОК – СЕМИНАР
«Экологические факторы среды»
/открытый урок в 9 классе/
Подготовила и провела:
учитель Сидоркина В.Н.
Цель: знакомство с действием экологических факторов среды на живые организмы.
Оборудование: гербарии растений соответствующих мест обитания.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы посвящаем урок экологическим факторам среды. Элементы среды, которые воздействуют на организмы, называются экологическими факторами среды.
(На доске классификация экологических факторов).
ПЛАН:
- Выступления учащихся:
Абиотические факторы среды:
- «Влияние температуры на живые организмы»;
- «Влияние света на живые организмы»;
- «Влияние влажности на живые организмы»;
- «Биотические факторы среды (на примере водного сообщества)».
- «Антропогенный фактор, его влияние на растительный и животный мир».
- Задания на составление пищевых цепей:
- Тест «Экологические факторы среды».
Ответ: 1в, 2а, 3в, 4б, 5в
- Задача.
Для одного из биогеоценозов характерна следующая пищевая цепь:
злаки кузнечики лягушки ужи орёл. Масса органического вещества каких организмов в данной цепи должна быть наибольшей? Объясните почему. Какой должна быть масса ужей, чтобы орёл достиг массы 5 кг?
Решение:
50000 кг 5000 кг 500 кг 50 кг 5 кг
злаки кузнечики лягушки ужи орёл
5 кг – 10%
х – 100
- Домашнее задание. Экологические факторы среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль открытых уроков и внеклассных мероприятий
Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию 2 брошюры с материалами Фестиваля открытых уроков и внеклассных мероприятий, который уже стал традиционным в нашем РМО учителей биологии и химии....
Открытые уроки и внеклассные мероприятия учителя ОБЖ
Внеклассные мероприятия предусматривают развитие более расширенного кругозора у учащихся, способствует творческому развитию и самостоятельной подготовки личности....
Отзывы на открытые уроки и внеклассные мероприятия
Отзыв на внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое жизни и творчеству А.С.Пушкина: «Однажды Болдинской осенью»Отзыв на внеклассное мероприятие по русскому языку ПРОЕКТ...
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Данный материал пригодится учителям математики и классным руководителям для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям....
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Данный материал пригодится учителям математики и классным руководителям для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям....
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Данный материал пригодится учителям математики и классным руководителям для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям....
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Данный материал пригодится учителям математики и классным руководителям для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям....