Разработка урока по биологии 8 класс тема "Внутренняя среда организма.Кровь".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

В процессе урока учащиеся знакомятся с функциями крови, самостоятельно изучают материал о составе крови

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано: ____________

Зам.дир по УВР:_______/Кенденова Н.И./

Тема: Внутренняя среда организма. Кровь

Цель урока: изучить внутреннюю среду организма, форменные элементы крови, создать условия для формирования представления о составе и функциях крови.

Задачи:

- обучающие

 формирование специальных умений:

  • умение сформулировать понятие внутренней среды организма,    крови , состава крови , антигена , антитела , компонентов внутренней среды организма , форменных элементов крови , гомеостаза , лейкоцита , тромбоцита , эритроцита
  • умение применять биологические знания для объяснения процессов    жизнедеятельности собственного организма - свертывания крови , фагоцитоза
  • развитие общенаучных знаний.
  • умение выделять главное и существенное при работе с учебником.
  • уметь сопоставить приобретенные знания при выполнении практических работ

-развивающие

           развитие речи в ходе устных ответов и объяснений.

  • развитие биологической речи путем введения в активный словарь таких понятий как  гомеостаз, лимфа, эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
  • коррекция речи учащихся в ходе  взаимообучения.
  • умения использовать имеющиеся знания при выполнении лабораторных работ.
  • ориентация во времени
  • восприятие устной речи.
  • развитие  интеллектуальных способностей , логического мышления

    -воспитательные

  • умение слушать товарища
  • сопереживать их успехам и неудачам
  • умение культурно общаться с одноклассниками
  • трудолюбие, дисциплинированность
  • стремление добиваться наилучших результатов.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая , компьютерное тестирование.

.Необходимое техническое оборудование: проектор , интерактивная доска , компьютер, микроскопы, микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки».

13.Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1.Организационный момент .

Девизом нашего урока я выбрала слова Сократа «Познай самого себя». Ведь  сегодня мы начинаем изучать загадочную и интересную систему органов человека, мы продолжаем изучать свой организм.

         Если представит себе организм человека – государством, то реки, озера, ручейки в нем – это и есть эта система, т.е мы начинаем с вами изучать какую систему органов? – кровеносную , которую можно назвать красным царством (демонстрация слайда презентации )

  • Зачем она нужна человеку?
  • Из каких органов состоит?
  • Что за жидкость течет по ее руслам?

Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим в теме «Кровь и кровообращение», которая включает в себя 10 уроков.

Я хочу, чтобы после нашего урока у вас сохранился светлый образ крови. Ведь кровь – это уникальная ткань человеческого организма. Ее скрепляли священные клятвы, брачные союзы. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно  даже поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь».

Сегодня  мы  изучив тему: «Внутренняя среда организма , кровь»

 должны также познакомиться с понятиями :

 Внутренняя среда                                    

Гомеостаз

Кровь

Лимфа

Тканевая жидкость

Плазма

Форменные элементы крови

(клетки крови):

Эритроциты , тромбоциты , лейкоциты

2. Актуализация знаний . Прежде чем перейти к новой теме нам надо вспомнить:

                       Блиц-опрос , работа в парах

-  у каких животных впервые появилась кровеносная система?

- Какое значение имеет кровь и кровообращение в жизни животных?

- Как вы думаете, сохранятся ли эти функции кровеносной системы у  человека?

3.Изучение нового материала .

- Ребята, а вы знаете, где впервые зародилась жизнь?

   Существует много данных в пользу того, что первые организмы обитали в море. Из морской воды они черпали питательные вещества и кислород и туда же выделяли продукты обмена. Океан обеспечивал также постоянную температуру тела и необходимую влажность. Вода для них была внешней и внутренней средой.

А что собой представляет внешняя и внутренняя среда человека? Внешняя среда, в которой находиться тело человека какая? – газообразная. А внутренняя? Что собой представляет внутренняя среда организма?

Работа в парах и ответы на следующие вопросы

  1. Что такое внутренняя среда организма?
  2. Почему внутренняя среда жидкая?
  3. Каким образом будет осуществляться обмен веществ?
  4. Что такое гомеостаз? (опыт с яблоком)
  5. Что собой представляет тканевая жидкость и лимфа?                            

Учитель : Часто кровь и другие жидкости тела высших животных называют «плененным морем».  Почему?

Эти жидкости, находясь внутри организма, выполняют те же функции, которая морская вода выполняет для одноклеточных обитателей моря. Обратите внимание на таблицу, в которой мы видим, что элементный состав воды и крови одинаков. (слайд)

 А какие функции выполняет кровь, помимо тех, которые мы уже назвали? (демонстрация  слайда «Функции крови» )   Значение    -Транспортная    -Защитная  -Поддержание постоянства         - Гуморальная

 Регуляци  -Поддержанние  постоянства  температуры

Учитель : Как я сказала  ,  кровь – это ткань. Блиц-опрос , работа в   группах

  • А какому типу тканей она относится?
  • Если к соединительной ткани, то какое она должна иметь строение?

Мы разделимся сейчас на группы, которые должны выполнить следующее задание.

Задание:

- прочитать § 18 стр.83 –  состав крови

- составить опорную схему прочитанного с помощью символов, слов,  знаков

- презентовать свой конспект

Плазма состоит из

- белков: альбумины - 4% - задерживают воду в плазме, поддерживают давление

                глобулины - 1,7-3,5 % - основа антител (иммунитет)

                фибриноген - 0,4% - свертываемость крови

- углеводов – глюкоза – основной энергетический источник

                        Повышение уровня           судороги, потеря сознания

- жиров – питательные вещества

Ученикам задание  : работа с учебником и  составление таблицы «Клетки крови»

Название клеток

строение

функция

Их количество в 1 мм .  куб

Свёртывание крови

Тромбопластин + Са2+ + протромбин = тромбин

Тромбин + фибриноген = фибрин

Тромбопластин – белок-фермент, образуется при разрушении тромбоцитов.

Са2+ - ионы кальция, присутствующие в плазме крови.

Протромбин – не активный белок-фермент плазмы крови.

Тромбин - активный белок-фермент.

Фибриноген – белок, растворённый в плазме крови.

Фибрин – волокна белка, нерастворимые в плазме крови

Закрепление изученного материала- решение тестов по теме «Кровь»

Вариант 1

1.Где вырабатываются эритроциты?

а) печень  

б) красный костный мозг

в) селезёнка

2.Где разрушаются эритроциты?

а) печень

б) красный костный мозг

в) селезёнка

3.Где образуются лейкоциты?

а) печень

б) красный костный мозг

в) селезёнка

г) лимфатические узлы

4.Какие форменные элементы крови имеют в клетках ядро?

а) эритроциты

б) лейкоциты

в) тромбоциты

5. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании?

а) эритроциты

б) тромбоциты

в) лейкоциты

Вариант 2Найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их:

1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость.

2. Эритроциты – это красные кровяные клетки, имеющие ядро.

3. Лейкоциты участвуют в защитных реакциях организма, имеют амёбовидную форму и ядро.

4. Тромбоциты имеют ядро.

5. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.

Ситуация для развития мышления : по рассказу учителя выяснить и решить вопрос «Кто главнее?» (слайд)

Однажды в красном царстве возник спор между лейкоцитом, эритроцитом и тромбоцитом . Эритроцит похвастался , что без меня люди могут прожить всего лишь несколько минут .А лейкоцит воскликнул, что вокруг нас очень много микробов , поэтому все люди заболели бы разными болезнями и умерли бы от болезней . Тромбоцит закричал , если бы меня не было ,  то люди умерли бы от кровотечений…  Давай те поможем им решить этот вопрос  «Кто главнее?»(Групповая работа)  

Понятийный опрос

1. Белок, находящийся внутри эритроцита (ГЕМОГЛОБИН)

2. Клетка крови, участвующая в ее свертывании (ТРОМБОЦИТ).

3. Составная часть внутренней среды организма, образующая за счет тканевой жидкости (ЛИМФА)

4. Белые клетки крови (ЛЕЙКОЦИТЫ).

5. Составная часть внутренней среды организма, состоящая из плазмы и форменных элементов (КРОВЬ).

6. Физический процесс, с помощью которого осуществляется обмен веществ  (ОСМОС)

7. Красные кровяные тельца (ЭРИТРОЦИТЫ)

8.Явление уничтожения микробов и чужеродных тел (ФАГОЦИТОЗ)

9. Составная часть крови (ПЛАЗМА)

10.Эритроцит открыл ученый (ЛЕВЕНГУК)

Рефлексия: Ребята, поднимите руки те, кому было комфортно и уютно сегодня на уроке.

  1. Как вы считаете, достигли мы цели урока?
  2. Что вам понравилось больше всего на уроке?
  3. Что бы вам хотелось изменить в ходе урока?
  4. Что нового и интересного вы сегодня узнали  на уроке?

Домашняя работа : 82-88 стр., ответы на вопросы на стр.88-89 , составить  одну головоломку ( кроссворд, ребус , чайнворд) по теме « Внутренняя среда организма, кровь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"

Пояснительная запискас приложениемк  уроку  по биологии  в 8 классе по теме:«Внутренняя среда организма. Кровь. Как наш организм защищается от инфекции»Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин ...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Презентация для учащихся 8 класса "Внутренняя среда организма. Кровь, её состав и значение"

Данная презентация раскрывает понятие "внутренняя среда", компоненты внутренней среды. А так же раскрывает значение, состав крови....

Открытый урок в 9 классе "Внутренняя среда организма. Кровь"

Открытый урок по биологии в 9 классе на тему "Внутренняя среда организма. Кровь"      ...