урок на тему "Многообразие стеблей. Видоизменения побегов." биология – 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

купреев михаил никитович
  •  знакомлю школьников с разнообразием  побегов (стеблей) в связи с выполняемыми функциями;
  • изучаю строение и функции  видоизмененных побегов в связи с условиями жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biolog55.docx395.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            биология – 6 классj0123097

урок на тему   Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Задачи урока: а) познакомить школьников с разнообразием                                         побегов (стеблей) в связи с выполняемыми функциями;

б) изучить строение и функции                                                   видоизмененных побегов в связи с условиями жизни.

Оборудование урока: таблица "Разнообразие стеблей", гербарные экземпляры растений с вьющимися,                                               падающими, ползучими, прямостоящими и другим  направлением роста стеблей; лабораторное оборудование  для проведения лабораторной работы, комнатные   растения: аспидистра, сансевьера.

Папоротник

                                        Содержание урока:

  1. Организация учащихся на урок
  2. Проверка знаний.
  • Работа по карточкам (2 учащихся)

Карточка 1.    

 Рассмотрите рисунок с изображением поперечных распилов древесных стеблей. Какой из этих стеблей старше? Почему вы так считаете? Что ещё можно определить по распилу?

        1

                       

                         1

 2

    Карточка 2.

На коре дерева сделали кольцевой надрез и сняли кору (до древесины). Что произойдёт с деревом? Почему вы так думаете?

2) Индивидуальный опрос с фрагментами фронтального.

     

а) Особенности внешнего строения стебля.

б) Какие функции выполняет стебель?j0350641

в) Как происходит рост стебля в длину?

г)  Каково внутреннее строение стебля? (Ответ у доски по таблице)

д) Как осуществляется передвижение органических веществ по стеблю?

е) Чем представлена проводящая ткань древесины, их функции?

ж) Как происходит рост стебля в толщину?

 з) Что такое годичное кольцо?

 и) В чём проявляется взаимосвязь стебля с другими  органами растения?

3. Изучение нового материала.j0401277

  • Побеги с удлиненными стеблями.
  • Побеги с укороченным стеблем.
  • Розеточные растения (примула, подорожник, сенполия), значение укороченных побегов для растения. (Рассказ учителя)

Стебли травянистые и деревянистые:

  • Травянистые стебли гибкие, нежные (травы, молодые побеги древесных пород), лучше приспособлены к меняющимся условиям среды, их формы очень разнообразны;j0396956
  • Деревянистые стебли приобретают твердость благодаря отложению в оболочке их клеток особого вещества – личника. (Рассказ учителя).

По направлению роста стебли делят на:

  • Прямостоящие;
  • Вьющиеся – лианы;
  • Падающие;
  • Ползучие (усы) – лианы;
  • Лежачие.

Объяснение учителя по таблице или с демонстрацией гербарных экземпляров с указанием значения данной формы в жизни растения.

Самостоятельная работа учащихся по двум вариантам с последующим ответом.

1-й вариант – форма стеблей, обитающих в пустынях с жарким климатом (с.80 учебника)

2-ой вариант – форма стеблей растений, произрастающих в Крыму и на Кавказе.

  • Воздействие факторов среды на растения, в том числе на стебель. (Беседа с использованием рис.59,60,61,с.81,82 учебника).

Формулирование вывода к первой части урока: многообразие стеблей обусловлено видоизменением стебля в связи с приобретением им новых функций в жизни растения (лианы, усы, колючки). В то же время состояние стебля у побега, его внешний вид и внутреннее строение зависят от условий окружающей среды, от освещения.j0182730

Далее рассматриваю побег как вегетативную часть тела растения, наиболее изменчивой части побега стебля. Изучаю подземный побег – корневище.

  • Внешнее сходство его с корнем и признаки, отличающие корневище от корня и указывающие на сходство и различие. Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией крупного корневища комнатного растения – аспидистры или сансевьеры.  Вывод учащихся о том, что корневище является видоизменённым побегом, внешнее сходство которого с корнем объясняется условиями жизни в почве.
  • Распознавание признаков стебля на корневищах пырея ползучего, ландыша на гербарных экземплярах. Зарисовка в тетрадь с натуры растения с корневищем. Обозначение на рисунке листовых чешуй, пазушных почек, придаточных корней – признаков стебля на корневище.
  • Значение корневища в жизни многолетних травянистых растений. Беседа о запасе питательных веществ, использование их в развитии наземных побегов растения.
  • Вред корневых сорняков (пырея) и меры борьбы с ними. Рассказ  учителя.
  • Размножение отрезками корневища декоративных растений. Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией деления корневища сансевьеры на отрезки для посадки.

Лабораторная работа № 10. "Внешнее строение  корневища, клубня и луковицы"

Внешнее  строение клубня. Распознавание признаков стебля на клубне картофеля – фронтальная лабораторная работа с раздаточным материалом. По указанию учителя учащиеся находят основание и верхушку клубня, опробковевшую кожицу, почки (глазки), развивающиеся в молодые побеги.

Внутреннее  строение стебля. На тонком срезе клубня хорошо видны слои: кора, камбий, древесина, сердцевина. ( Учитель показывает, как приготовить тонкий продольный срез и как смотреть его на свет.) обнаружение с помощью йода запасов крахмала в клубне картофеля. Его значение в жизни растения и человека. Обсуждение работы и выводы о стеблевой природе стебля.

Распознавание признаков стебля на луковице:

 

  • Репчатого лука – фронтальная лабораторная, сухих работа по изучению строения укороченного стебля – донца луковицы, придаточных корней на нём, сухих и мясистых чешуй – видоизмененных листьев, почек между чешуями на разрезе луковицы вдоль. Определение характера запасов органических веществ в луковице. Выводы о луковице как видоизмененном подземном побеге.j0402510
  • Луковичные декоративные растения: тюльпаны, нарциссы, гладиолусы, лилии. Рассказ   учителя и высказывания учащихся.j0400037

4.  Обобщение изученного на уроке. Черты сходства корневища, клубня, луковицы.

5. Домашнее задание. §§21,22, повторить §20,задания, с.86 – проверь себя.

j0399801


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Видоизменения корней". 6 класс. ФГОС ООО.

Урок по теме "Видоизменения корней". 6 класс. ФГОС ООО....

Задания по теме"Видоизмененный побег" биология 6 класс

Задания по теме"Видоизмененный побег" биология 6 класс , можно использовать на уроках по ФГОС...

план-конспект урока биологии на тему "Видоизменения корней"

Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Видоизменения корней"...

план-конспект урока биологии на тему "Видоизменения листьев"

сценарий урока биологии в 6 классе на тему "Видоизменения листьев"...

Конспект урока "Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс)

Урок по теме  "Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс) УМК В.В. Пасечника...

Урок – исследование по теме «Видоизменение корней»

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе Урок – исследование по теме «Видоизменение корней»...

Открытый урок « Корень – орган растения. Видоизменения корней»

Урок открытия нового знанияОбразовательная техноголия: проектно-исследовательский метод обучения.Учебник В.И. Сивоглазов. Биология 6 класс...