Конспект урока "Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс)
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок по теме "Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс) УМК В.В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии на тему «Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс)
Учитель: Большакова Ольга Борисовна
Предмет: Биология
Класс: 6-А
Тема урока: Видоизменения листьев
Цель: формирование умений определять влияние факторов среды на строение листьев, познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания
Планируемые результаты:
Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, адекватно судить о причинах успеха или неуспеха в изучении, уважительно относиться к собеседникам во время диалога.
Метапредметные:
- регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.
- познавательные: извлекать информацию для сравнения, выявлять причинно-следственные связи.
- коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (группе), слушать, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения, общаться с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль, выражать свои мысли, развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.
Предметные: уметь определять факторы среды, оказывающие влияние на растения, внешние отличия растений влажных мест обитания, признаки растений засушливых мест, теневыносливых растений и строение их листьев, особенности строения мякоти листа растений открытых мест. Уметь отличать теневой лист от светового, объяснять черты приспособленности растений к условиям окружающей среды. Умеют по внешнему виду определять и называть видоизменения листьев, приводить примеры растений с видоизменениями листьев.
Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок.
- Закройте глаза и представьте: вы - листья, висящие на дереве. Стоит отличная погода: светит солнышко, поют птички. Вдруг налетел сильный ветер и вы берётесь за руки, боясь того что он вас унесёт. Ветер ослабевает и начинается дождь. Вам становится грустно и печально, вы прижимаетесь друг к другу плечами. Дождик постепенно прекращается, тучи расходятся, выглядывает солнышко и погода вновь прекрасная. Вы улыбаетесь и желаете друг другу удачи.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть и думаю, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки биологии. Пусть у нас на уроке биологии сегодня царит только взаимопонимание и уважение друг к другу.
Эпиграф к уроку : «Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения»
( С. Маршак)
2. Актуализация знаний
А сейчас давайте с вами побеседуем по материалу предыдущего урока.
- Функции листа (фотосинтез, дыхание, испарение)
- Что такое испарение? Зачем растения испаряют воду?
- Через какую часть листа растения испаряет воду? (устьица)
- Как вы думаете, зависит ли испарение от условий, в которых произрастает лист?
- Какие факторы среды влияют на испарение? (свет, температура, влажность)
- Сделайте предположение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции? (синтез).
- А как вы думаете, везде ли на нашей планете одинаковые условия для жизни растений?
Тема нашего урока «Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев»
- Что мы должны узнать на уроке?
- А зачем нам это надо знать? Где вам это может пригодиться?
Наши цели:
- Закрепить знания о клеточном строении листа.
- Установить связь между особенностью строения органа и средой обитания
- Расширить представление о видоизменениях органов цветкового растения.
Урок- путешествие
Давайте немного попутешествуем по нашей планете.
Представьте, что вы идете по пустыне.
Вы пробираетесь по пескам, вы идете очень, очень долго.
- Что вы чувствуете? (знание)
- Какие температурные условия в пустыне? (знание)
-А света много в пустыне? (знание)
-А кислорода хватает? (знание)
-А много ли в пустыне воды? (знание)
-Чего же не хватает растениям пустыни? (знание)
- Приведите примеры растений, обитающих в пустынях. (понимание)
- Какие факты подтверждают, что эти растения приспособились к жизни в этой среде?
Работа в группах
Задание 1: пустыня, влажный тропический лес, тайга
Заполните пропуски в таблице, выбрав слова из приведенного ниже списка. Впишите их в таблицу.
Природная зона | Природные условия | Растения | Приспособления к природным условиям |
1. 2. 3. |
Вывод:
II. Влияние факторов среды на листья растений.
- Влияние света
- Можно ли по внешнему виду растения отличить растения, растущие на солнце и в темноте?
Задание 2: Сравнение светового и темнового листа ( работа с рисунком)
-Для того, чтобы проверить, правы ли мы, давайте найдем в учебнике описание таких листьев
Задание №2 А (дети): признаки растений разных мест обитания
Просмотр видеофрагмента
Листья холодостойких растений
- игольчатые или чешуйчатые листья (хвоя)
- листья имеют плотную кожицу, покрытую восковидным веществом
- устьица расположены вдоль всей хвоинки
- устьица глубоко погружены в ткань листа.
- испаряют мало воды
- вечнозеленые
Задание №2Б ( практика) : выбрать из предложенных комнатных растений – растения влажных и засушливых мест
Задание №3 РАБОТА С ТЕРМИНАМИ:
Составьте новые термины: название групп растений различных мест обитания:
Гидрофиты – растения влажных мест обитания.
Ксерофиты – растения засушливых мест обитания.
+мезофиты - промежуточная группа между ксерофитами и гигрофитами.
+криофиты - растения холодных сухих местообитаний.
+гелиофиты - растения, предпочитающие места обитания, ярко освещенные солнцем.
+сциофиты - тенелюбивые растения, хорошо переносящие затенения
Учитель демонстрирует слайды презентации с изображениями кактуса, барбариса, гороха, росянки, чертополоха, луковицы репчатого лука.
Загадки:
- Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. ( лук).
- Хотя, ребята, я не ёж, меня так просто не возьмешь! (кактус).
- Распустил усы и рад!
Боб ему и друг, и брат,
И по-своему неплох,
Но вкуснее брат - … (горох).
- Мушка на траву присела, а трава ту мушку съела. ( росянка)
Проект «Росянка»
Заполнение таблицы (№4)
Название растений | Видоизмененные листья | Значение |
Рефлексия
Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации
- О чём мы узнали на уроке?
- Какой вывод можем сделать?
ВЫВОД: видоизменения листьев – это приспособленность растений к условиям среды
Учитель организует анализ деятельности учащихся на уроке.
Спасибо вам за работу на уроке. Вы такие молодцы, мне было очень приятно с вами работать. А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья.
- Красный листик – урок прошел полезно, плодотворно
- Зеленый листик - иногда на уроке мне было не интересно.
- Коричневый листик – «пропащий урок», неудовлетворенность.
V. Домашнее задание: §8, подготовить сообщения о насекомоядных растениях
Ресурс 3. Тест «Видоизменения листьев»
1.Листья влажных мест, как правило:
А) Крупные с большим количеством устьиц,
В) Мелкие с небольшим количеством устьиц,
С) Мелкие с большим количеством устьиц.
2. Листья засушливых мест, как правило:
А) Крупные с большим количеством устьиц,
В) Мелкие и имеют приспособления, уменьшающие испарение,
С) Мелкие с огромным количеством устьиц.
3. Светолюбивые растения легко определить по светлой окраске листьев. Это связано с тем, что:
А) В клетках мякоти содержится много хлоропластов
В) Листья светлые потому, что они просто выгорают на солнце.
С) В клетках мякоти содержится мало хлоропластов.
4. Причина появления «хищных» насекомоядных растений:
А) Таким образом, растения борются с вредными насекомыми
В) Такие растения могут появиться на почвах бедных азотистыми веществами.
С) Такие растения всегда появляются на почвах богатых азотистыми веществами.
5. Все видоизменения листьев связаны с:
А) Приспособлением растений к среде обитания
В) Особенностями роста и развития растения,
С) Условиями светового и температурного режима.
Эталон ответов: 1а, 2в, 3с, 4в, 5а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев».
Данная работа содержит полный материал по строению и видоизменению листьев. В школьной программе дети проходят процесс фотосинтеза. Данный урок позволяет детям более подробно изучить этот процесс, обр...
План-конспект урока Факторы среды
Крнспект урока...
Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.
Урок разработан по проблемной технологии. Данная технология не дает готовые знания, а поощряет исследовательскую активность. Технология учит учиться. Используются приемы личностных учебных действий: м...
Факторы среды и их влияние на биоценозы. 7 класс
Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы7 класс Учебник Биология. Животные. 7 класс Авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Называть основные среды жизни.Описывать условия среды обитания...
Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс
Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...
Проверочный тест "Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев"
Проверочный тест к учебнику В.В. Пасечника, 6 класс...
Методическая разработка урока с использованием ЭФУ "Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев"
Сформировать у учащихся понятие о видоизменениях листьев; подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида....