Конспект урока "Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс)
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Урок по теме  "Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс) УМК В.В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии на тему «Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев» (6 класс)

Учитель: Большакова Ольга Борисовна

Предмет: Биология

Класс: 6-А

Тема урока: Видоизменения листьев

Цель: формирование умений определять влияние факторов среды на строение листьев, познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания

Планируемые результаты:

Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, адекватно судить о причинах успеха или неуспеха в изучении, уважительно относиться к собеседникам во время диалога.

Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

- познавательные: извлекать информацию для сравнения, выявлять причинно-следственные связи.

- коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (группе), слушать, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения, общаться с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль, выражать свои мысли, развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.

Предметные: уметь определять факторы среды, оказывающие влияние на растения, внешние отличия растений влажных мест обитания, признаки растений засушливых мест, теневыносливых растений и строение их листьев, особенности строения мякоти листа растений открытых мест. Уметь отличать теневой лист от светового, объяснять черты приспособленности растений к условиям окружающей среды. Умеют по внешнему виду определять и называть видоизменения листьев, приводить примеры растений с видоизменениями листьев.

Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

- Закройте глаза и представьте: вы - листья, висящие на дереве. Стоит отличная погода: светит солнышко, поют птички. Вдруг налетел сильный ветер и вы берётесь за руки, боясь того что он вас унесёт. Ветер ослабевает и начинается дождь. Вам становится грустно и печально, вы прижимаетесь друг к другу плечами. Дождик постепенно прекращается, тучи расходятся, выглядывает солнышко и погода вновь прекрасная. Вы улыбаетесь и желаете друг другу удачи.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

     Здравствуйте, ребята!  Я очень рада вас сегодня видеть и думаю, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки биологии. Пусть у нас на уроке биологии сегодня царит только взаимопонимание и уважение друг к другу.

 Эпиграф к уроку : «Человек – хоть будь он трижды гением – 
                                  Остается мыслящим растением.
                                  С ним в родстве деревья и трава.
                                 Не стыдитесь этого родства.
                                 Вам даны до вашего рождения
                                Сила, стойкость, жизненность растения»

                                                                                                    ( С. Маршак)

2. Актуализация знаний

А сейчас давайте с вами побеседуем по материалу предыдущего урока.

- Функции листа (фотосинтез, дыхание, испарение)

- Что такое испарение?  Зачем растения испаряют воду?

- Через какую часть листа  растения испаряет воду? (устьица)

- Как вы думаете, зависит ли испарение от условий,  в которых произрастает лист?

- Какие факторы среды влияют на испарение?  (свет, температура, влажность)

- Сделайте предположение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции? (синтез).

- А как вы думаете, везде ли на нашей планете одинаковые условия для жизни растений?

Тема нашего урока «Влияние факторов среды на листья растений. Видоизменения листьев»

- Что мы должны узнать на уроке?

- А зачем нам это надо знать? Где вам это может пригодиться?

Наши цели:

  • Закрепить знания о клеточном строении листа.
  • Установить связь между особенностью строения органа и средой обитания
  • Расширить представление о видоизменениях органов цветкового растения.

Урок- путешествие

Давайте немного попутешествуем по нашей планете.

Представьте, что вы идете по пустыне.

Вы пробираетесь по пескам, вы идете очень, очень долго.

- Что вы чувствуете? (знание)

- Какие температурные условия в пустыне? (знание)

-А света много в пустыне? (знание)

-А кислорода хватает? (знание)

-А много ли в пустыне воды? (знание)

-Чего же не хватает растениям пустыни? (знание)

- Приведите примеры растений, обитающих в пустынях. (понимание)

- Какие факты подтверждают, что эти растения приспособились к жизни в этой среде?

Работа в группах

Задание 1: пустыня, влажный тропический лес, тайга

Заполните пропуски в таблице, выбрав слова из приведенного ниже списка. Впишите их в таблицу.

Природная зона

Природные условия

Растения

Приспособления к природным условиям

1.

2.

3.

Вывод:

II. Влияние факторов среды на листья растений.

  1. Влияние света

- Можно ли  по внешнему виду растения отличить растения, растущие на солнце  и в темноте?

Задание 2: Сравнение светового и темнового листа ( работа с рисунком)

-Для того, чтобы проверить, правы ли мы, давайте найдем в учебнике описание таких листьев

Задание №2 А (дети): признаки растений разных мест обитания

Просмотр видеофрагмента

Листья холодостойких растений

- игольчатые или чешуйчатые листья (хвоя)

- листья имеют плотную кожицу, покрытую восковидным веществом

- устьица расположены вдоль всей хвоинки

- устьица глубоко погружены в ткань листа.

- испаряют мало воды

- вечнозеленые

Задание №2Б  ( практика) : выбрать из предложенных комнатных растений – растения влажных и засушливых мест

Задание №3   РАБОТА С ТЕРМИНАМИ:

Составьте новые термины: название групп растений различных мест обитания:

Гидрофиты – растения влажных мест обитания.

Ксерофиты – растения засушливых мест обитания. 

+мезофиты - промежуточная группа между ксерофитами и гигрофитами.

+криофиты - растения холодных сухих местообитаний.

+гелиофиты - растения, предпочитающие места обитания, ярко освещенные солнцем.

+сциофиты - тенелюбивые растения, хорошо переносящие затенения

Учитель демонстрирует слайды презентации с изображениями кактуса, барбариса, гороха, росянки, чертополоха, луковицы репчатого лука.

Загадки:

  1. Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. ( лук).
  2. Хотя, ребята, я не ёж, меня так просто не возьмешь! (кактус).
  3. Распустил усы и рад!

            Боб ему и друг, и брат,

            И по-своему неплох,

            Но вкуснее брат - … (горох).

  1. Мушка на траву присела, а трава ту мушку съела.   ( росянка)

Проект «Росянка»

Заполнение таблицы (№4)

Название растений

Видоизмененные листья

Значение

Рефлексия        

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации

- О чём мы узнали на уроке?

- Какой вывод можем сделать? 

ВЫВОД: видоизменения листьев – это приспособленность растений к условиям среды

        

Учитель организует анализ деятельности учащихся на уроке.

Спасибо вам за работу на уроке. Вы такие молодцы, мне было очень приятно с вами работать. А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья.

  • Красный листик – урок прошел полезно, плодотворно
  • Зеленый листик -  иногда на уроке мне было не интересно.
  • Коричневый листик – «пропащий урок», неудовлетворенность.

V. Домашнее задание: §8,   подготовить сообщения о насекомоядных растениях

Ресурс 3. Тест «Видоизменения листьев»

1.Листья влажных мест, как правило:

А) Крупные с большим количеством устьиц,

В) Мелкие с небольшим количеством устьиц,

С) Мелкие с большим количеством устьиц.

2. Листья засушливых мест, как правило:

А) Крупные с большим количеством устьиц,

В) Мелкие и имеют приспособления, уменьшающие испарение,

С) Мелкие с огромным количеством устьиц.

3. Светолюбивые растения легко определить по светлой окраске листьев. Это связано с тем, что:

А) В клетках мякоти содержится много хлоропластов

В) Листья светлые потому, что они просто выгорают на солнце.

С) В клетках мякоти содержится мало хлоропластов.

4. Причина появления «хищных» насекомоядных растений:

А) Таким образом, растения борются с вредными насекомыми

В) Такие растения могут появиться на почвах бедных азотистыми веществами.

С) Такие растения всегда появляются на почвах богатых азотистыми веществами.

5. Все видоизменения листьев связаны с:

А) Приспособлением растений к среде обитания

В) Особенностями роста и развития растения,

С) Условиями светового и температурного режима.

Эталон ответов: 1а, 2в, 3с, 4в, 5а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев».

Данная работа содержит полный материал по строению и видоизменению листьев. В школьной программе дети проходят процесс фотосинтеза. Данный урок позволяет детям более подробно изучить этот процесс, обр...

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Урок разработан по проблемной технологии. Данная технология не дает готовые знания, а поощряет исследовательскую активность. Технология учит учиться. Используются приемы личностных учебных действий: м...

Факторы среды и их влияние на биоценозы. 7 класс

Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы7 класс Учебник Биология. Животные. 7 класс  Авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Называть основные среды жизни.Описывать условия среды обитания...

Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...

Проверочный тест "Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев"

Проверочный тест к учебнику В.В. Пасечника, 6 класс...

Методическая разработка урока с использованием ЭФУ "Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев"

Сформировать у учащихся понятие о видоизменениях листьев; подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида....