план-конспект урока биологии на тему "Видоизменения корней"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Видоизменения корней"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidoizmeneniya_korney.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока биологии
Тема: Строение и многообразие покрытосеменных растений
Тема урока: Видоизменения корней
Цель: изучить видоизмененные корни и их практическое значение; рассмотреть видоизменения корня как результат приспособления растений к условиям жизни.
Тип: урок, раскрывающий содержание темы
Вид: урок – беседа.
Задачи:
1. Образовательные:
- сформировать понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».
- продолжить формировать понятия «корень», «зоны корня»
- сформировать умение определять видоизмененные корни;
- продолжить формировать умение работы с текстом учебника
2. Воспитательные:
- трудовое воспитание через работу с учебником, таблицами, натуральными объектами и гербарным материалом
- нравственное воспитание через формирование устойчивого интереса учащихся к исследованию приспособленности растений к изменяющимся условиям среды обитания.
3. Развивающие:
- продолжить развитие любознательности через беседу о значении видоизменений корней для жизни растения и использовании их человеком
- продолжить развитие трудолюбия через работу с гербариями и натуральными объектами
- продолжить развитие умения анализировать изучаемый материал, выделять в нем главное, делать выводы через самостоятельную познавательную деятельность.
Методы: словесные (рассказ с элементами беседы)
наглядные (демонстрация таблиц, гербарного материала, натуральных объектов)
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования.
Метапредметные: развивается умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования растений и видоизменениями их корней.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и видоизменениями их корней.
Оборудование: учебник, комнатные растения (плющ, фикус мелколистный, монстера); гербарные экземпляры растений с видоизмененными корнями: чистяк весенний, очиток большой, георгины; влажный препарат корня бобового растения с клубеньками; муляжи корнеплодов (или натуральные объекты); таблица «Видоизменения корней».
Литература:
1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Многообразие покрытосеменных растений: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2016. - 207 с.
2. Ишкина И.Ф. Биология. 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.-144.
3. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: Учитель, 2007. – 271с.
4. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: многообразие покрытосеменных растений: Рабочая тетрадь. 6 кл. -8-е изд., стереотип. – м.: Дрофа, 2016. -78 с.: ил.
4. Плахов И.А. Биологические игры. Растения. Грибы. – М.: ВЛАДОС, 2005. -266 с.
Ход урока
- Организационный момент (1-2 мин)
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать материал, связанный с корнем растения. Это видоизменения корней
- Актуализация знаний: беседа по вопросам (5-7 мин)
Прежде чем познакомиться с новым материалом, давайте вспомним основные моменты прошлого урока, выполнив следующие задания:
2.1. Фронтальный опрос.
1. Какие корни образуют корневую систему?
2. какова роль корней в жизни растений??
3. Для каких растений характерна стержневая корневая система?
4. Какие растения имеют мочковатую корневую систему?
5. Какие зоны корня обеспечивают увеличение и рост корня?
6. Какова роль корневого чехлика?
7. Какую функцию выполняет зона всасывания?
8. Какое строение имеет корневой волосок?
2.2. Индивидуальный опрос (Заполнение таблицы (графу «Определение понятий» учащиеся заполняют самостоятельно))
Основные понятия | Определение понятий |
Корни | Подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве |
Корневая система | Система всех корней растения |
Главный корень | Корень, уходящий в почву глубже всех |
Боковые корни | Корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней |
Придаточные корни | Корни, отходящие по бокам от стебля |
Стержневая корневая система | Корневая система, состоящая из главного и боковых корней |
Мочковатая корневая система | Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней. |
3.Изучение нового материала (20-25 мин)
Итак, на прошлом занятии мы познакомились со строением корня, видами корней и типами корневых систем. Сегодня рассмотрим, как изменяется корень растения в зависимости от условий среды обитания.
3.1. Влияние условий среды на корневую систему растения
(Рассказ с элементами беседы, с использованием таблицы)
Глубина проникновения в почву корней растения зависит от условий, в которых они произрастают.
На богарных землях у пшеницы глубина проникновения корней составляет 2, 5 метров, на орошаемых – всего до 50 см, но они там гуще.
В тундре из-за вечной мерзлоты корни расположены у поверхности почвы, а сами растения низкорослые ( корни карликовой березы проникают на глубину не более 20 см). Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко (корни ежовника безлистного уходят на глубину 15 м).
3.2. Видоизменения корней ( Объяснение с использованием муляжей, натуральных объектов и гербарного материала и поэтапным выполнением задания № 15 в рабочей тетради на печатной основе ).
В процессе приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.
(учащиеся самостоятельно заполняют графу «Выполняемая функция» используя текст учебника на с. 21 -24)
Видоизменения корней
Видоизменение корня | Выполняемая функция | Название растения |
Корнеплоды | Запас питательных веществ | Редис, свекла, репа |
Корневые клубни | Запас питательных веществ | Георгина, чистяк, батат |
Корни-прицепки | Прикрепление к опоре | Плющ |
Воздушные корни | Поглощение воды из воздуха | Монстера, орхидея |
Дыхательные корни | Поглощение воздуха | Ива ломкая, кипарис болотный |
Корни-подпорки | Опорная | Баньян |
- Закрепление изученного материала. (Беседа по вопросам) 5-7 мин.
1. Чем объясняется возникновение видоизмененных корней?
2. Как образуются корнеплоды?
3. Расскажите об использовании человеком корнеплодов.
4. Какую роль в жизни растений играют воздушные корни?
5. Как вы думаете, какие растения имеют корни-прицепки?
- Домашнее задание: §4, ответить на вопросы после §4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
Бинарный урок по биологии и химии....
План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."
· Тип урока:· По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;· По спосо...
План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...
план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»
Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга...
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...