рабочие программы по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Мотыгуллина Ляйсан Нуримановна

рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_9.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                          Согласовано                                    Утверждаю

Руководитель МО                                Зам. директора по УВР                             Директор         

Мотыгуллина Л.Н.                                МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"     МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"

Протокол №____ от                                   Валиуллина Л.М.                                      Мотыгуллин Р.Н. ___________

«25» 08. 2014 г.                                          «___» ______ 2014 г.                              Приказ №115 от 01.09.2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета

МБОУ «Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова»

Мотыгуллиной Ляйсан Нуримановны   учителя  I  квалификационной   категории

по биологии в 9 классе

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от  «29» августа 2014 года.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

                                                           Статус документа.                                                                                                                                                                                                                                                                               

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:                                                                                                         1.Федеральный  компонент  государственного образовательного  стандарта , утверждённый Приказом Минобразования РФ  №1089

 от 05. 03.2004

2.Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии

3.Учебный план МБОУ “Новоибрайкинская СОШ” на 2014-2015 учебный год

                             Общая характеристика учебного предмета                                                             

  Программы основного общего образования по биологии, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования(базовый уровень).Программа выполняет две основные функции:                                                                           Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.                                                                         Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 

Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих

 целей: -формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.                                                                                                                                                                                                                

Задачи обучения:   приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;  овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности; Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой раздела биологии 9 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности основного общего и среднего (полного) общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 9 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии, единстве, родстве происхождения и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для среднего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений, рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение лабораторных работ.

Результаты обучения

  • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, последствий   постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических при использовании и преобразовании окружающей среды.
  • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
  •  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;
  • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
  • Использование приборов для постановки опытов;
  • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении лабораторных работ.
  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);
  • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
  •  Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы организации познавательной деятельности

  • Фронтальная;
  • Групповая;
  • Парная;
  • Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
  • Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
  • Поисковый метод;
  • Проектный метод
  • Метод проблемного обучения;
  • Метод эвристической беседы;
  • Анализ;
  • Дискуссия;
  • Диалогический метод;
  • Практическая деятельность;
  • Проектирование.

Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;
  • умение самостоятельно отбирать   материал,  анализировать деятельность  человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
  • умение полученные использовать знания на практике.

Формы контроля знаний:  контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).  

Методические аспекты преподавания курса биологии 

В рамках преподавания курса биология   могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии .

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 

9 класс Введение в общую биологию

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1Уровни организации живой природы (50 часа)

Тема 1.1  Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Лабораторная  работа

№1.Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

■    Лабораторная работа

№2. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

■    Лабораторная работа

№3. Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

■    Лабораторная работа

№ 4. Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».

РАЗДЕЛ 2 Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

■    Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни (7 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

■    Лабораторная работа

№ 5. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

■    Экскурсия

В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Тематическое планирование

№ темы

Тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

Введение

3

Раздел1 Уровни организации живой природы

50

1

Молекулярный уровень

10

1

1

2

Клеточный уровень

15

1

1

3

Организменный уровень

14

1

1

4

 Популяционно-видовой уровень

3

1

5

 Экосистемный уровень

6

6

Биосферный уровень

3

1

Раздел 2.Эволюция

7

РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни

7

1

1

Итого:

70

5

5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ основной школы

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

называть

• общие признаки живых организмов;

• признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

• причины и результаты эволюции;

приводить примеры

• усложнения растений и животных в процессе эволюции;

• природных и искусственных сообществ;

• изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

• наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

• строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

• деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

• строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

• обмен веществ и превращение энергии;

• роль ферментов и витаминов в организме;

• особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

• дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

• иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

• размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

• вирусы как неклеточные формы жизни;

• среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

• природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

• искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

• взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

• родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

• особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

• роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

• влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

• меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

• влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

• роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

• организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

• клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

• наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

• строение и функции клеток растений и животных;

• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

• семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

• о клеточном строении организмов всех царств;

• о родстве и единстве органического мира;

• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

наблюдать

• сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

• результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила

• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

• наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

• проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Дата проведения

План

Факт

1

Введение

(3 часа)

Биология – наука о жизни.

1

Что изучает биология.

 2.09

 

2

Методы исследования в биологии.

1

Исторический, описательный, экспериментальный методы. Чем отличается гипотеза от закона.

 6.09

 

3

Сущность жизни и свойства живого.

1

«Открытые системы», процессы синтеза и распада, наследственность, изменчивость.

 9.09

 

4

Молекулярный уровень (10 часов)

Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

Знакомство с уровнями, понятие биомолекулы.

 13.09

 

5

Углеводы.

1

Сформировать понятие «углевод».

 16.09

 

6

Липиды.

1

Формировать понятие «липиды».

 20.09

 

7

Строение и свойства белков.

1

Сформулировать понятие «белки», «протеины», «аминокислоты», «денатурация».

 23.09

 

8

Функции белков.

1

Углубить знания о связи молекул веществ.

 27.09

 

9

Нуклеиновые кислоты.

1

Сформулировать понятие «комплементарность», «нуклеотид».

 30.09

 

10

АТФ и другие органические соединения.

1

Познакомить с АТФ и другими органическими соединениями.

4.10 

 

11

Биологические катализаторы Лабораторная работа № 1. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

1

Сформулировать понятие «катализ», «катализатор», «фермент», кофермент». Выполняют лабораторную работу

 7.10

 

12

Вирусы.

1

Знакомство с доклеточной формой жизни. Понятие «капсид».

 11.10

 

13

Контрольная работа  по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

1

Выполняют тестовую работу

 14.10

 

14

Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории.

1

Развивать понятия о клеточном уровне жизни.

 18.10

 

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

Развитие понятия о строении клеток. Понятие «пиноцитоз», «фагоцитоз».

 21.10

 

16

Ядро клетки. Хромосомный  набор клетки.

1

Познакомить с хромосомным набором. Понятие: хроматин, прокариоты, эукариоты, кариотип.

 25.10

 

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

Понятие: рибосомы, комплекс Гольджи, ЭПС.

 28.10

 

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

Понятие: лизосомы, митохондрии, пластиды, лейкопласты, кристы.

 1.11

 

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

Понятия: цитоскелет, центриоли, базальное тельце.

 11.11

 

20

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.

 15.11

 

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Лабораторная работа №2. «Клетки растений и животных под микроскопом»

1

Формулировать представление о метаболизме. Выполняют лабораторную работу

 18.11

 

22

Энергетический обмен в клетке.

1

Особенности трех этапов энергетического обмена. Понятия: гликолиз, брожение.

 22.11

 

23

Типы питания клетки.

1

Знакомство с гетеротрофами и автотрофами.

 25.11

 

24

Фотосинтез и хемосинтез.

1

Формировать понятия о световых и темновых фазах фотосинтеза.

 29.11

 

25

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

Формировать знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на РНК.

 2.12

 

26

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК.  Трансляция.

1

Механизм матричного синтеза полипептидной цепи; понятие трансляция.

 6.12

27

Деление клетки. Митоз.

1

Понятия: «размножение», «митоз».

 9.12

 

28

Контрольная работа по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

1

 Выполняют тестовую работу

 13.12

 

29

Организменный уровень (14 часов)

Размножение организмов. Оплодотворение.

1

Понятие о формах и видах размножения.

 16.12

 

30

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

Стадии гаметогенеза. Развить понятие об оплодотворении.

 20.12

 

31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

Индивидуальное развитие организмов. Понятия: омбраогенез, бластула, эктодерма, мезодерма, нейрула, филогенез.

 23.12

 

32

Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

Гибридологический метод и понятия «аллельные гены; гомо- и гетерозиготные; рецессивные и доминантные».

 27.12

 

33

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

Знакомство с чистотой гамет, раскрыть цитогенетические основы наследования.

 13.01

 

34

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

Явление неполного доминирования. Понятие: «фенотип, генотип». Анализирующее скрещивание.

 17.01

 

35

Дигибридное скрещивание

1

Результаты дигибридного скрещивания и закон независимого наследования признаков.

 20.01

 

36

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

1

Группы сцепления. Понятие: локус гена.

 24.01

 

37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

Хромосомный механизм определения пола. Возникновение болезней сцепленных с полом. Аутосомы и половые  хромосомы.

 27.01

 

38

Модификационная изменчивость. Л/р  №3. «Выявление изменчивости  организмов».

1

Модификационная изменчивость, ее причины, норма реакции. Выполняют лабораторную работу

 31.01

 

39

Мутационная изменчивость

1

Сущность мутационной изменчивости. Понятия: делеция, дупликация, инверсия, полиплоидия, колхиция, синдром Дауна.

 3.02

 

40

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

1

Селекция, значение учения Н.И. Вавилова, центры происхождения культурных растений.

 7.02

 

41

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

Виды отбора. Близкородственные скрещивания. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Полиплоидный мутагенез.

 10.02

 

42

Контрольная работа по теме «Организменный уровень»

 

1

Выполняют тестовую работу

 14.02

 

43

Популяционно-видовой.(3 часа)

Вид. Критерии вида. Лабораторная работа №4 «Изучение морфологического критерия вида».

1

Сформировать понятие «Вид».

 17.02

 

44

Популяция.

1

Популяция структурная единица вида.

 21.02

 

45

Биологическая классификация.

1

Двойное название (бинарное) систематические категории

 24.02

 

46

Экосистемный уровень (6 часов)

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

1

Сформировать у уч-ся знания о различных уровнях организации.

 28.02

 

47

Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

1

Работа с текстом учебника, беседа.

3.03

48

Состав и структура сообщества.

1

Особенности структурной организации биотического сообщества. Классификация групп  организмов в звеньях пищевой цепи. «Консументы, Продуценты, Редуценты».

7.03

 

49

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

Сформировать знания о вещественно энергетических связях в экосистемах

10.03 

 

50

Саморазвитие экосистемы.

1

Закономерности изменения экосистем во времени.

14.03

 

51

Исскуственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

1

Работа с текстом учебника, беседа.

  17.03

 

52

Биосферный уровень (3 часа)

Биосфера. Среды жизни.

1

Биосфера-сфера, возникшая и развивающаяся в результате жизнедеятельности организмов.

 21.03

 

53

Круговорот веществ в биосфере.

1

Биохимический цикл.

 4.04

 

54

Контрольная работа  по теме «Экосистемный уровень. Биосферный уровень»

1

Выполняют тестовую работу

 7.04

 

55

Основы учения об эволюции. (7 часов) 

Развитие эволюционного учения.

1

История формирования и развития эволюционных идей.

 11.04

 

56

Изменчивость организмов.

1

Изменчивость организмов. Понятия: генофонд, генотип, фенотип.

 14.04

 

57

Борьба за существование. Естественный отбор.

1

Понятие: «борьба за существование».

 18.04

 

58

Изолирующие механизмы.

1

Изолирующие механизмы.

21.04

 

59

Видообразование.

1

Понятия: «вид, видообразование». Полиплоидизация.

25.04 

 

60

Макроэволюция.

1

Макроэволюция, ее доказательства.

  28.04

 

61

Основные закономерности эволюции.

1

Типы эволюционных изменений.

 2.05

 

62

Возникновение и развитие жизни.

(7часов)

Гипотезы возникновения жизни.

1

Основные гипотезы возникновения жизни.

  5.05

 

63

Развитие представлений о возникновении жизни.

 

1

Современное составление проблемы.

9.05

 

64

Развитие жизни  в архее, протерозое, палеозое.

1

Деление истории на эры, периоды, эпохи. Главные ароморфозы этих эр.

 12.05

 

65

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Лабораторная работа № 5. Изучение палеонтологических доказательств эволюции

1

Значение ароморфозов и идиоадаптаций. Выполняют лабораторную работу

 16.05

66

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1

 Выполняют тестовую работу

19.05 

67-68

Резервные уроки Повторение пройденного за год.

23.05

Учебно-методический комплект для учителя:

Попова Л.А.Контрольно- измерительные материалы Биология 9 класс Москва. Вако, 2010

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

для учащихся:

Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В. Биология . Введение в общую биологию 9 класс Казань Магариф, 2010

Критерии оценивания знаний  по биологии

Оценка устного ответа обучающихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.                         3.Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.                                                                                     3.Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

 1. Правильно определил цель опыта.

 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

 3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

 4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

 5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

 6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

 2. Или было допущено два-три недочета.

 3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

 4. Или эксперимент проведен не полностью.

 5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

 1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

 1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

 3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

 4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.Критерии оценивания

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

 1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

 2. Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

 1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

 2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

 1. Не более двух грубых ошибок.

 2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

 3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

 4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

 5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

 1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

 2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.

Критерии оценки ученика на экзамене по биологии

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их средним арифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер.

Отметка «5» за каждый из первых двух теоретических вопросов ставится, если учащийся имеет системные знания по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает логично, раскрывает сущность характеризуемых биологических объектов, процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично изложено основное содержание вопроса.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.

Третий вопрос предусматривает проверку умений учащихся использовать различные источники биологических знаний для решения широкого круга задач познавательного и практического характера.

При ответе на третий вопрос отметку «5» учащийся получает за правильный самостоятельный выбор источников знаний, необходимых для решения поставленной задачи, правильное выполнение задания и объяснение хода его выполнения.

Отметка «4» выставляется в том случае, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки, не полностью использованы все необходимые для выполнения задания источники знаний, но в процессе беседы учащийся самостоятельно смог сделать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при выполнении задания экзаменуемый не может самостоятельно отобрать необходимые для выполнения задания источники знаний, допускает существенные ошибки при выполнении задания и справляется с заданием после наводящих вопросов экзаменатора.

Приложение

Контрольная работа №1 “ Молекулярный уровень организации природы” Папка №4  тест №6 Попова Л.А.Контрольно- измерительные материалы Биология 9 класс Москва. Вако, 2010

 Контрольная работа №2 «Клеточный уровень организации живой природы» Папка №4 тест №7, 8 Попова Л.А.Контрольно- измерительные материалы Биология 9 класс Москва. Вако, 2010

Контрольная работа №3 « организменный уровень» Папка №4 тест № 10,11, 12 Попова Л.А.Контрольно- измерительные материалы Биология 9 класс Москва. Вако, 2010

Контрольная работа №4 « Экосистемный , биосферный уровни» Папка №4 тест № 33 Попова Л.А.Контрольно- измерительные материалы Биология 9 класс Москва. Вако, 2010

Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс

1 вариант

1. Мономер ДНК

А) аминокислота;                                          Б) нуклеотид;

В) моносахариды;                                          Г) глицерин и жирные кислоты.

2. Где располагается наследственный материал у бактерий?

А) в цитоплазме;                                            Б) в ядре;

В) в митохондриях и хлоропластах.

3. Синтез белка выполняют

А) хлоропласты;                                              Б) аппарат Гольджи;

В) ядро;                                                             Г) рибосомы.

4. Первичная структура белка

А) цепь аминокислот;                           Б) глобула;

В) спираль;                                             Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

5. Функции и-РНК

А) хранит генетическую информацию;    Б) собирает белковые молекулы;

В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;

Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.

6. Все зелёные растения относятся к

А) автотрофам;                                               Б) гетеротрофам;

В) хемотрофам.

7. Кислород выделяется

А) в световую фазу фотосинтеза;                   Б) в темновую фазу фотосинтеза;

В) и на свету и в темноте.

8. Одну аминокислоту молекулы белка кодирует

А) 1 нуклеотид;                                                Б) 2 нуклеотида;

В) 3 подряд идущих нуклеотида;                    Г) знак препинания.

9. Реакции матричного синтеза это

А) синтез жиров;                                              Б) синтез углеводов;

В) редупликация ДНК.

10. Мейоз это

А) прямое деление клетки;                              Б) деление клеток половых желёз;

В) слияние половых клеток;                            Г) половой процесс.

11. Аллельные гены расположены в

А) одной хромосоме;                                  Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом;

В) одинаковых локусах негомологичных хромосом;  

Г) разных локусах гомологичных хромосом.

12. При скрещивании 2-х гетерозиготных особей, отличающихся по 1 паре признаков, происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении

А) 1:2:1                                                                Б) 1:3

В) 1:8:3:3:1                                                          Г) 9:3:3:1.

13. Признаки какой изменчивости передаются потомству?

А) модификационной;                                      Б) мутационной.

14. Псилофиты появились

А) в ордовикский период;                                 Б) в силурийский;

В) в девонский период;                                      Г) в юрский период.  

15) Элементарная единица эволюции

А) особь;                                                               Б) вид;

В) популяция;                                                       Г) биоценоз.

 2 вариант

1. Мономер белка

А) аминокислота;                                          Б) нуклеотид;

В) моносахариды;                                          Г) глицерин и жирные кислоты.

2. Функции ЭПС

А) синтез жиров;                                            Б) расщепление углеводов;

В) расщепление белков;                                Г) транспорт веществ.

3. Функции митохондрий

А) синтез жиров;                                            Б) синтез белков;

В) синтез углеводов;                                      Г) синтез АТФ.

4. Вторичная структура белка

А) цепь аминокислот;                           Б) глобула;

В) спираль;                                             Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

5. Функции ДНК

А) хранит генетическую информацию;   Б) доставляет аминокислоты к рибосоме;

Г) собирает белковые молекулы;              Г) участвует в биосинтезе белка.

6. Способны самостоятельно создавать органические вещества

А) автотрофы;                                               Б) гетеротрофы;

В) хемотрофы.

7. Захват молекул углекислого газа из внешней среды происходит  

А) в световую фазу фотосинтеза;                   Б) в темновую фазу фотосинтеза;

В) под действием энергии солнечного света.

8. Процесс, в ходе которого информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК, называется

А) трансляция;                                                 Б) транскрипция;

В) гидролиз;                                                     Г) фотосинтез.

9. Митоз это

А) половой процесс;                                        Б) прямое деление клетки;

В) непрямое деление клетки;                          Г) образование половых клеток.

10. Кроссинговер это

А) спирализация хроматина;                           Б) непрямое деление клеток;

В) образование половых клеток;    Г) обмен участками хроматид гомологичных хромосом.

11. Генотип это совокупность

А) генов в гаплоидном наборе хромосом;       Б) внешних признаков;

В) генов в диплоидном наборе хромосом;       Г) внутренних признаков.

12. Какое расщепление по фенотипу будет у гибридов второго поколения при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся по двум парам признаков

А) 1:2:1                                                                Б) 1:3

В) 1:8:3:3:1                                                          Г) 9:3:3:1.

13. Сходство внешнего и внутреннего строения лежит в основе  …. критерия вида.

А) физиологического;                                        Б) морфологического;

В) генетического;                                               Г) исторического.

14. Первые позвоночные, освоившие сушу – стегоцефалы появились в …

А) в ордовикский период;                                 Б) в силурийский период;

В) в девонский период;                                      Г) в юрский период.

15. Дивергенция – это

А) схождение признаков в процессе эволюции;         Б) расхождение признаков;

В) объединение нескольких популяций в одну;      

Г) образование изолированной группы внутри популяции.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...