рабочие программы по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор
Мотыгуллина Л.Н. МБОУ "Новоибрайкинская СОШ" МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"
Протокол №____ от Валиуллина Л.М. Мотыгуллин Р.Н. ___________
«25» 08. 2014 г. «___» ______ 2014 г. Приказ №115 от 01.09.2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета
МБОУ «Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова»
Мотыгуллиной Ляйсан Нуримановны учителя I квалификационной категории
по биологии в 7 классе
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от «29» августа 2014 года.
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта , утверждённый Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03.2004
2.Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии
3.Учебный план МБОУ “Новоибрайкинская СОШ” на 2014-2015 учебный год
Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю .
Программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
-дать общую характеристику царства животных, их многообразия и основ систематики;
-изучить характерные особенности, систематику распространение и значение основных типов животных ;
-изучить особенности строения и жизнедеятельности животных различных типов в эволюции;
-дать основы эволюции животного мира;
-рассмотреть структуру и закономерности функционирования зооценозов, обратить внимание на влияние человека на животный мир и среду его обитания и как следствие на необходимость и проблемы охраны животных.
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для среднего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений, рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение лабораторных работ.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для постановки опытов;
- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении лабораторных работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
7 класс 70 часов в год ( 2 часа в неделю)
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
РАЗДЕЛ 1 Многообразие животных (37часов)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа
№1. Наблюдения многообразия простейших.
№2. Внешнее строение пресноводной гидры.
№3. Внешнее строение дождевого червя.
№4. Внешнее строение моллюсков.
№5 Внешнее строение речного рака.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа
№6. Внешнее строение насекомого
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
■ Лабораторная работа
№7. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
■ Лабораторная работа
№8 Изучение внешнего строения птиц
■ Экскурсия Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
РАЗДЕЛ 2
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
■ Лабораторная работа
№9 Изучение особенностей различных покровов тела.
РАЗДЕЛ 3
Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
■ Лабораторная работа
№ 10. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
РАЗДЕЛ 4
Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
РАЗДЕЛ 5
Биоценозы (6 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
■ Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
РАЗДЕЛ 6
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
■ Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Тематическое планирование
№ раздела | Тема | Кол-во часов | ||
Лабораторные работы | Контрольные работы | |||
Введение. Общие сведения о животном мире. | 2 | |||
1 | Многообразие животных. | 37 | 8 | 2 |
2 | Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | 13 | 1 | 1 |
3 | Индивидуальное развитие животных | 3 | 1 | |
4 | Развитие животного мира на Земле | 3 | ||
5 | Биоценозы | 6 | ||
6 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 6 | 1 | |
Итого: | 70 | 10 | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен
знать:
-характерные признаки царства животных;
-строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);
роль простейших в биосфере и жизни человека;
-многоклеточность и ее биологический смысл;
-отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);
-основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; -прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;
-особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;
-особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;
-основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;
-основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;
-важнейшие отряды насекомых;
-о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;
-роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);
-важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;
-насекомые человеческого жилища на примере своего региона;
-роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;
-классы позвоночных животных;
-приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;
-особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;
-роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;
-о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов;
-особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;
-роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;
-о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;
-основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;
-основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;
основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона;
характерных животных своего региона;
-об охране животных, роли заповедников и заказников.
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.
-оказания первой помощи при укусах животных;
-соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол.час | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Дата План | Дата Факт |
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа) | |||||
1 | История развития зоологии. | 1 | Работа с текстом учебника, в тетради Описание животных как биологических объектов. | 3.09 | |
2 | Современная зоология. | 1 | Работа с текстом учебника, в тетради Изучение систематики животных. | 4.09 | |
1. Многообразие животных (37 часов) | |||||
3 | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. Лабораторная работа №1.Наблюдение многообразия простейших | 1 | Работа с рисунками и текстом учебника Беседа по описанию строения и роли в природе и жизни человека. Выполнение лабораторной работы | 10.09 | |
4 | Простейшие: Жгутиконосцы, инфузории. | 1 | Беседа по многообразию простейших. Работа с учебником. | 11.09 | |
5 | Тип Губки: известковые, стеклянные, обыкновенные | 1 | Беседа о роли губок в природе и жизни человека. Работа с учебником – узнавать по рисункам представителей. Описывать строение губок и их роль в природе и в практической деятельности | 17.09 | |
6 | Тип Кишечнополостные Л.р № 2 «Внешнее строение пресноводной гидры» | 1 | Работа с рисунками учебника, в тетради Беседа о среде обитания и образе жизни. Изучение особенностей строения по рисункам и экологическим особенностям. Стадии развития: полип и медуза. | 18.09 | |
7 | Тип Плоские черви Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | 1 | Работа с рисунками учебника, в тетради. Термины: промежуточный хозяин, окончательный хозяин. Беседа о среде обитания, об особенностях строения и особенностях образа жизни. Изучить уровни организации. | 24.09 | |
8 | Циклы развития паразитических червей | 1 | Работа с рисунками учебника Термины: промежуточный хозяин, окончательный хозяин. Беседа о среде обитания, об особенностях строения и особенностях образа жизни. Изучить уровни организации | 25.09 | |
9 | Тип Круглые черви | 1 | Работа с учебником, в тетради Беседа о среде обитания и образе жизни. Работа по учебнику. Анализ содержания рисунка учебника. | 1.10 | |
10 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые | 1 | Работа с текстом и иллюстрациями учебника Беседа о среде обитания, образе жизни кольчатых червей. Работа с рисунком учебника. | 2.10 | |
11 | Классы Малощетинковые, Пиявки Л.р № 3 «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | Работа с рисунками учебника Беседа о роли кольчецов в природе ижизни человека. Работа по учебнику. Выполнение лабораторной работы.Заполнение таблицы | 8.10 | |
12 | Тип Моллюски Л.р № 4 «Внешнее строение моллюсков» | 1 | Работа с рисунками учебника, в тетради, с натуральными объектами Беседа о среде обитания, образе жизни. Работа с учебником. Запись тезисов в тетрадь. Самостоятельное изучение об особенностях строения. Зависимость строения органов дыхания от среды обитания. Выполнение лабораторной работы. | 9.10 | |
13 | Классы Моллюсков Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | 1 | Работа с текстом учебника. Беседа. Работа по учебнику. Беседа по рисункам учебника по определению особенностей строения. | 15.10 | |
14 | Тип Иглокожие Классы Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Офиуры, Голотурии | 1 | Работа с текстом учебника, с рисунками, натуральными объектами. Работа по учебнику. Беседа по рисункам учебника по определению особенностей строения. | 16.10 | |
15 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Л.р № 5 «Внешнее строение речного рака» | 1 | Работа с рисунками учебника, в тетради, с натуральными объектами Беседа по рисункам учебника и коллекциям. Самостоятельная работа по учебнику “Фасеточное зрение” . Беседа по особенностям строения и жизнедеятельности (типы развития, размножения, дыхания и пищеварения). Беседа об особенностях экологии.Выполнение лабораторной работы. | 22.10 | |
16 | Класс Паукообразные | 1 | Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицами Беседа по рисункам учебника и коллекциям. Беседа по особенностям строения и жизнедеятельности (типы развития, размножения, дыхания и пищеварения). Беседа об особенностях экологии. | 23.10 | |
17 | Класс Насекомые Л.р № 6 «Внешнее строение насекомого» | 1 | Работа с рисунками учебника, в тетради, с коллекциями Беседа по рисункам учебника и коллекциям. Беседа по особенностям строения и жизнедеятельности (среда обитания, образ жизни и адаптация). Беседа об особенностях экологии. | 29.10 | |
18 | Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки. | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради Беседа по рисункам учебника и коллекциям. Самостоятельная работа по учебнику “Вредители сельскохозяйственных растений” . Беседа по особенностям строения и жизнедеятельности (среда обитания, образ жизни и адаптация). Беседа об особенностях экологии. | 30.10 | |
19 | Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради Беседа по рисункам учебника и коллекциям. Беседа по особенностям строения и жизнедеятельности (среда обитания, образ жизни и адаптация). Беседа об особенностях экологии. | 12.11 | |
20 | Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника Беседа по рисункам учебника и коллекциям. . Беседа по особенностям строения и жизнедеятельности (среда обитания, образ жизни и адаптация). Беседа об особенностях экологии. | 13.11 | |
21 | Отряд насекомых: перепончатокрылые | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника. Беседа об опылителях, естественных врагах насекомых-вредителей, переносчиков заболеваний человека | 19.11 | |
22 | Контрольная работа по теме: «Членистоногие» | 1 | Тестирование по теме «Тип членистоногие» | 20.11 | |
23 | Тип Хордовые Подтипы Бесчерепные и Черепные | 1 | Работа с рисунками учебника. История открытия ланцетника П.С.Палласом”. Беседа по рисункам учебника. Лабор.работа “Рассматривание препарата ланцетника”. Беседа об особенностях строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная система в виде трубки, замкнутая кровеносная система. | 26.11 | |
24 | Класс Рыбы Л.р № 7 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | 1 | Работа с рисунками учебника. Беседа о классификации рыб и их многообразии. Самостоятельная работа по учебнику “Водная среда обитания и образ жизни”. Беседа о представителях черепных хордовых. | 27.11 | |
25 | Класс Хрящевые рыбы | 1 | Беседа о признаках отрядов: форма тела, строение хвостового плавника, размеры и строение чешуи. Самостоятельная работа: образ жизни и среда обитания. Сообщения об отрядах хрящевых рыб. Беседа о промысловых рыбах. | 3.12 | |
26 | Класс Костные рыбы | 1 | Беседа о признаках отрядов: форма тела, строение хвостового плавника, размеры и строение чешуи. Самостоятельная работа: образ жизни и среда обитания. Сообщения об отрядах костных рыб. Беседа о промысловых рыбах. | 4.12 | |
27 | Класс Земноводные, или Амфибии | 1 | Беседа о представителях отрядов земноводных. Работа по учебнику. Значение в природе и практической деятельности. Особенности строения. | 10.12 | |
28 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Отряд Чешуйчатые | 1 | Беседа о многообразии: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Самостоятельная работа по учебнику: среда обитания и образ жизни, способы передвижения. Работа по содержанию демонстрационной таблицы и рисунков учебника. Беседа по биологическим и экологическим особенностям земноводных. Сообщения об исчезающих и охраняемых видах. | 11.12 | |
29 | Отряды пресмыкающихся: черепахи и крокодилы | 1 | Работа с рисунками учебника Самостоятельная работа по учебнику: среда обитания и образ жизни, способы передви-жения. Работа по содержанию демонстрационной таблицы и рисунков учебника. Беседа по биологическим и экологическим особенностям земноводных. Сообщения об исчезающих и охраняемых видах. | 17.12 | |
30 | Класс Птицы Л.р № 8 «Изучение внешнего строения птиц» | 1 | Работа с рисунками учебника Беседа о среде обитания и образе жизни. Работа по учебнику: особенности внешнего строения. Выполнение лабораторной работы | 18.12 | |
31 | Контрольная работа по теме: « Беспозвоночные» | 1 | Выполняют тестовую работу | 24.12 | |
32 | Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Казуарообразные, Гусеобразные | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника Беседа об особенностях строения нелетающих птиц. Работа по учебнику: признаки отрядов (оперение, строение ног), основные представители и их распространение. Беседа о значении в природе и в практической деятельности человека Беседа об образе жизни и среде обитания водоплавающих птиц. Самостоятельная работа по определению признаков отрядов | 25.12 | |
33 | Отряды птиц: дневные хищные, совы, куриные. | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника, с таблицей Работа по учебнику. Беседа об образе жизни и среде обитания птиц | 14.01 | |
34 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника, с таблицей | 15.01 | |
35 | Класс Млекопитающие или ЗвериОтряды млекопитающих: Однопроходные, сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | 1 | Вводная беседа Характеристика представителей отряда яйцекладущих. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Беседа об основных отрядах млекопитающих. Работа по учебнику: значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана. | 21.01 | |
36 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные , Китообразные, Ластоногие | 1 | Беседа об основных отрядах млекопитающих. Работа по учебнику: значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана. | 22.01 | |
37 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные , Китообразные, Ластоногие | 1 | Работа с рисунками учебника, с таблицей | 28.01 | |
38 | Отряды млекопитающих: Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. | 1 | Работа с рисунками учебника, с таблицей | 29.01 | |
39 | Отряды млекопитающих: Приматы | 1 | Работа с рисунками учебника, с таблицей | 4.02 | |
2.Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13 часов) | |||||
40 | Покровы тела Лабораторная работа№9 «Изучение особенностей различных покровов тела». | 1 | Работа с учебником, в тетради, с рисунками, натуральными объектами, выполнение лабораторной работы. | 5.02 | |
41 | Опорно-двигательная система | 1 | Работа с учебником, рисунками Вводная беседа о факторах эволюционных изменений опорно-двигательной системы. Работа по учебнику: особенности строения скелета позвоночных животных. | 11.02 | |
42 | Способы передвижения животных. Полости тела. | 1 | Давать определения терминам. Работа по учебнику: первичная, вторичная и смешанная полости тела. | 12.02 | |
43 | Органы дыхания и газообмен. | 1 | Беседа о механизме поступления кислорода: проницаемость клеточных мембран, диффузия. Работа по учебнику: наружные и внутренние жабры. Строение легких, увеличение дыхательной поверхности. | 18.02 | |
44 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | 1 | Работа с рисунками учебника, в тетради Давать определения терминам.Беседа о значении питания. | 19.02 | |
45 | Кровеносная система. Кровь | 1 | Беседа об изменениях органов кровообращения в процессе эволюции. Объяснение учителя движения крови по малому и большому кругам кровообращения | 25.02 | |
46 | Органы выделения. . | 1 | Работа с рисунками и текстом учебника Беседа о путях удаления веществ из организма. Работа по рисункам учебника: строение органов выделения. | 26.02 | |
47 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | 1 | Давать определения терминам. Беседа о строении нервной си-стемы. Самостоятельная работа учся по изучению изменений н.с.в процессе эволюции: формирование нервной ткани, образование органов, образование надглоточного узла, формирование головного и спинного мозга. | 4.03 | |
48 | Органы чувств. | 1 | Беседа о значении органов чувств. Самостоятельная работа по учебнику: основные виды чувствительности. Анализ содержания рисунков учебника. Беседа о зависимости строения органов чувств от развития головного мозга. | 5.03 | |
49 | Регуляция деятельности организма. | 1 | . Беседа о зависимости строения органов чувств от развития головного мозга. | 11.03 | |
50 | Продление рода | 1 | Беседа о размножении – свойстве живых организмов и значении органов размножения | 12.03 | |
51 | Органы размножения. | 1 | Беседа о влиянии среды обитания на строение органов размножения | 18.03 | |
52 | Контрольная работа по теме : «Млекопитающие» | 1 | Выполняют тестовую работу | 19.03 | |
3.Индивидуальное развитие животных ( 3 часа) | |||||
53 | Способы размножения животных. Оплодотворение | 1 | Давать определение терминам. Беседа по способам размноже-ния, приспособления к половому размножению гермафродитов. | 1.04 | |
54 | Развитие животных с превращением и без превращения | 1 | Изучение самостоятельно об особенностях размножения и развития хордовых животных. Объяснение учителя о развитии во внешней среде и внутри материнского организма. | 2.04 | |
55 | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа №10 « Изучение стадий развития животных и определение их возраста». | Беседа о продолжительности жизни животных. Самостоятельная работа уч-ся о периодизации: эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость, старость.Выполение лабораторной работы | 8.04 | ||
4.Развитие животного мира на Земле ( 3 часа) | |||||
56 | Доказательства эволюции животных | 1 | Работа с рисунками и текстом учебника Беседа о палеонтологических, эмбриологических доказательствах эволюции. Объяснение о переходных формах, об археоптериксе. Изучение самостоятельно о сходстве в строении зародышей животных | 9.04 | |
57 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Многообразие видов как результат эволюции | 1 | Работа по учебнику. Беседа о роли наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции. | 15.04 | |
58 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | 1 | Беседа о видах ареалов и механизме образования ареалов. Самостоятельная работа о причинах, определяющих границы ареала | 16.04 | |
5.Биоценозы ( 6 часов) | |||||
59 | Естественные и искусственные биоценозы | 1 | Давать определения терминам. Беседа о биоценозах и агроце-нозах. Работа по учебнику о структурах биоценоза | 22.04 | |
60 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 | Беседа о прямом и косвенном воздействии факторов окружающей среды | 23.04 | |
61 | Цепи питания. Поток энергии | 1 | Давать определение терминам. Беседа о структуре пирамид. Изменении численности, видового разнообразия консументов в пищевой цепи | 29.04 | |
62 | Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 | Работа с рисунками и текстом учебника Беседа о прямых и косвенных трофических связях. Самостоятельная работа по изучению экологических групп по объектам питания. | 30.04 | |
63 | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» | 1 | Наблюдения за организмами | 6.05 | |
64 | Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. | 1 | Наблюдения за организмами | 7.05 | |
6.Животный мир и хозяйственная деятельность человека( 6 часов) | |||||
65 | Воздействие человека и его деятельности на животных | 1 | Беседа о промысле, о прямом и косвенном воздействии человека на животный мир. Самостоятельная работа по изучению о рациональном использовании животных | 13.05 | |
66 | Одомашнивание животных | 1 | Беседа об одомашнивании в современное время, о селекции. Изучение о направленности отбора животных человеком | 14.05 | |
67 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | 1 | Давать определения терминам. Беседа о Красной книге России и Республики Татарстан. Объяснение о системе мониторинга. Изучение законов России об охране животного мира. | 20.05 | |
68 | Охрана и рациональное использование животного мира | 1 | Давать определения терминам. Беседа о Красной книге России и Республики Татарстан. Изучение законов России об охране животного мира. | 21.05 | |
69 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | Выполняют тестирование | 27.05 | |
70 | Заключительный урок по курсу «Биология. Животные. 7 класс» | 1 | 28.05 |
Учебно-методический комплект для учителя:
Попова Л.А.Контрольно- измерительные материалы Биология 7 класс Москва. Вако, 2010
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
для учащихся:
Латюшин Б.Е., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. Казань. Магариф, 2009
Критерии оценивания
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не владеет умением проводить наблюдение.
Критерии оценки ученика на экзамене по биологии
Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их средним арифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер.
Отметка «5» за каждый из первых двух теоретических вопросов ставится, если учащийся имеет системные знания по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает логично, раскрывает сущность характеризуемых биологических объектов, процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично изложено основное содержание вопроса.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.
Третий вопрос предусматривает проверку умений учащихся использовать различные источники биологических знаний для решения широкого круга задач познавательного и практического характера.
При ответе на третий вопрос отметку «5» учащийся получает за правильный самостоятельный выбор источников знаний, необходимых для решения поставленной задачи, правильное выполнение задания и объяснение хода его выполнения.
Отметка «4» выставляется в том случае, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки, не полностью использованы все необходимые для выполнения задания источники знаний, но в процессе беседы учащийся самостоятельно смог сделать необходимые поправки и дополнения.
Отметка «3» ставится, если при выполнении задания экзаменуемый не может самостоятельно отобрать необходимые для выполнения задания источники знаний, допускает существенные ошибки при выполнении задания и справляется с заданием после наводящих вопросов экзаменатора.
Приложение
Контрольная работа №1 по теме «Членистоногие»
Контрольная работа №2 по теме «Беспозвоночные».
Контрольная работа №3 по теме «Млекопитающие животные.».
Итоговая контрольная работа по курсу биологии 7 класса.
Контрольная работа №1
Папка №2 Тест №22, №23 (Попова Л.А.Контрольно- измерительные материалы Биология 7 класс Москва. Вако, 2010)
Контрольная работа №2 по теме «Беспозвоночные».
Часть 1
При выполнении заданий этой части рядом с номером выполняемого вами задания (А1 – А23) поставьте номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А 1.У какого животного клетка выполняет все функции живого организма?
1. у многоклеточного организма
2. у простейшего
3. у колониального организма
4. у любого живого организма
А 2. Животные должны передвигаться, так как
1. они ищут освещенные места
2. добывают готовые органические вещества
3. все они – хищники, ищут жертву
4. они – паразиты
А 3. Стрекательные клетки характерны
1. для всех кишечнополостных
2. только для актиний
3. только для гидры
4. для некоторых, особо опасных для человека, медуз
А 4. К двустворчатым моллюскам не относятся
1. перловица 2. жемчужница
3. корабельный червь 4. каракатица
А 5. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них
1. хитинового покрова 2. трех пар ног
3. членистых конечностей 4. отделов тела
А 6. Из указанных ниже насекомых роющие конечности у?
1. мухи 2. медведки
3. клопа 4. стрекозы
А 7. К насекомым с полным превращением не относится
1. капустница 2. колорадский жук
3. тля 4. тутовый шелкопряд
А 8. Скорпионы относятся к классу
1. ракообразных 2.паукообразных
3. насекомых 4. ни к одному из перечисленных
А 9. Ротовые органы божьей коровки по типу строения относятся к
1. грызущим 2. лижущим
3. грызуще-лижущим 4. грызуще-сосущим
А10. У насекомых с полным превращением
1. личинка похожа на взрослое насекомое
2. за стадией личинки следует стадия куколки
3. во взрослое насекомое превращается личинка
4. личинка и куколка питаются одинаковой пищей
A.11.Хитиновый покров выполняет функцию скелета у
1. моллюсков
2. пресмыкающихся
3. членистоногих
4. кольчатых червей
А 12. Эвглену зеленую называют «переходной формой», поскольку она
1. передвигается с помощью жгутиков
2. имеет хлоропласты
3. имеет признаки растения и животного
4. состоит из одной клетки
А 13. Простейшие, обитающие в воде, дышат
1. растворенным в воде кислородом
2. атмосферным кислородом
3. атмосферным углекислым газом
4. растворенным в воде углекислым газом
А 14. В пищу употребляют моллюсков
1. полевого слизня и живородку 2. жемчужницу и дрейсену
3. мидию и устрицу 4. большого и малого прудовика
А 15. Клетка животных не имеет
1. хлоропластов 2. цитоплазмы
3. ядра 4.пищеварительной вакуоли
А 16. К группе плоских червей относят
1. аскариду 2. белую планарию
3. дождевого червя 4. перловицу
А 17. Многоклеточных беспозвоночных животных, имеющих скелет из хитина, относят к типу
1. кишечнополостные 2. моллюски
3. кольчатые черви 4. членистоногие
А 18. Кто из указанных насекомых оказывает влияние на численность вредителей в природе
1. наездники 2. божьи коровки
3. муравьи 4. все указанные насекомые
А 19 Из указанных ниже пауков ядовиты для человека
1. паук-серебрянка 2. каракурт
3. паук-крестовик 4. домовой паук
А 20. К насекомым с неполным превращением относятся
1. клопы 2. муравьи
3. бабочки 4. жуки
А21.Среди беспозвоночных животных наиболее сложное строение имеют
1. кольчатые черви
2. членистоногие
3. моллюски
4. кишечнополостные
А22. Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?
1. вид 2. род
3. класс 4. тип
А23. Какое животное имеет двустороннюю симметрию тела?
1. пресноводная гидра
2. медуза корнерот
3. белая планария
4. коралловый полип
Часть 2
В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести.
В1.Сложные фасеточные глаза имеют:
пчёлы
Пауки
Жуки
Бабочки
кузнечики
В2. Гермафродитами являются:
1. бычий цепень
2. медицинская пиявка
3. дождевой червь
4. нереида 5. пескожил 6.человеческая аскарида.
Контрольная работа №3 по теме «Млекопитающие.».
Вариант №1
При выполнении заданий А1-А14 из предложенных вариантов ответов выберите тот, который вы считаете правильным. (1 балл за верно выполненное задание). |
А1. Млекопитающие населяют сушу, моря, пресноводные водоемы и дышат при помощи...
1) кожи или легких 2) легких или жабр 3) легких
А2. Животные, вскармливающие детенышей молоком, относятся к классу:
1) Птицы 2) Земноводные 3) Паукообразные 4) Млекопитающие
А3. Толстые и длинные волосы называются:
1) Ость 2) Подшерсток 3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А4. Волос, в котором задерживается воздух и для хорошего сохранения тепла, называется:
1) Ость 2) Подшерсток 3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А5. Органы выделения, расположенные в коже:
1) Сальные железы 2) Потовые железы 3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А6. Шейный отдел позвоночника состоит из:
1) 5 позвонков 2) 6 позвонков 3) 7 позвонков 4) Правильного ответа нет
А7. Какое количество позвонков в хвостовом отделе позвоночника
1) 7 2) 8 3) 12 4) Зависит от длины хвоста
А8. В лицевом отделе черепа подвижной костью является:
1) Верхняя челюсть 2) Нижняя челюсть 3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А9. Желудок млекопитающих:
1) Однокамерный 2) Двухкамерный 3) Трехкамерный 4) все ответы верны
А10. Грудная полость отделена от брюшной
1) Диафрагмой 2) Ребрами 3) Правильного ответа нет
А11. Органами выделения млекопитающих является:
1) Почки 2) Легкие 3) Желудок 4) Сердце
А12. Периферическая нервная система представлена:
1) Головным мозгом 2) Спинным мозгом 3) Нервами и нервными узлами
А13. Развитее зародыша у млекопитающих
1) Прямое 2) Непрямое 3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А14. У плацентарных детеныш развивается в особом органе:
1) Матке 2) Желудке 3) Клоаке 4) Правильного ответа нет
В заданиях В1-В2 Выберите три правильных ответа из шести предложенных.Ответ запишите в виде последовательности цифр. 2 балла за верно выполненное задание. |
В1. В отличии от птиц пищеварительная система млекопитающих:
1) Содержится пищевод 4) Имеется желудок, состоящий из двух отделов
2) Имеются зубы 5) имеются слюнные железы
3) Имеется зоб 6) Желудок однокамерный
В2. Пояс передних конечностей состоит из
1) Ребер 4) Тазовой кости
2) Лопатки 5) Цевки
3) Плеча и предплечья 6) Кисти
В задании В3 установите соответствие. Ответ запишите в виде последовательности цифр. |
В3. Установите соответствие между признаком позвоночных и классом позвоночных.
Признак позвоночных | Класс животных |
А) Тело покрыто перьями | 1) Млекопитающие |
Б) Челюсти с зубами | 2) Птицы |
В) Кости наполнены воздухом | |
Г) Рот ограничен подвижными губами | |
Д) Кожа покрыта шерстью | |
Е) Дыхательная система представлена легкими и легочными мешками |
А | Б | В | Г | Д | Е |
В4. Установите соответствие между представителями и отрядом
Представители | Отряд |
А) Крот | 1) Насекомоядные |
Б) Бегемот | 2) Парнокопытные |
В) Зебра | 3) Непарнокопытные |
Г) Еж | |
Д) Носорог |
А | Б | В | Г | Д |
Вариант №2
При выполнении заданий А1-А14 из предложенных вариантов ответов выберите тот, который вы считаете правильным. (1 балл за верно выполненное задание). |
А1. Для млекопитающих характерны зубы...
1) все конической формы 2) только коренные и клыки 3) резцы, клыки и коренные
А2. В отличии от птиц у млекопитающих
1) Развито наружное ухо 2) Есть шея 3) Тело покрыто перьями 4) есть хвост
А3. Короткие и мягкие волосы, называются:
1) Ость 2) Подшерсток 3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А4. Волосы, подобно перьям птиц и чешуе пресмыкающихся состоят из:
1) Рогового вещества 2) Сосудов 3) Правильного ответа нет
А5. К производным кожи относятся:
1) Копыта 2) Когти 3) Ногти 4) все ответы верны 4) Правильного ответа нет
А6. Какое количество позвонков в грудном отделе позвоночника
1) 12–15 2) 10–15 3) 15–16 4) Правильного ответа нет
А7. 2-мя лопатками, плечом, предплечьем и кистью представлен:
1) Пояс передних конечностей 2) Пояс задних конечностей 3) Оба ответа верны
А8. Спереди в челюстях млекопитающих расположены:
1) Коренные зубы 2) Клыки 3) Резцы 4) Правильного ответа нет
А9. Кишечник млекопитающих состоит из:
1) Толстой кишки 2) Тонкой кишки 3) Прямой кишки 4) Все ответы верны
А10. Сердце млекопитающих:
1) двухкамерное 2) Трехкамерное3) Четырехкамерное 4) 3-камерное с неполной перегородкой
А11. Млекопитающие являются ____________________ животными
1) Теплокровными 2) Холоднокровными 3) Правильного ответа нет
А12. Кора больших полушарий (переднего мозга) образует складки, которые называются:
1) Извилины 2) Борозды 3) Оба ответа верны
А13. Утконос относятся к:
1) Яйцекладущим 2) Сумчатым 3) Плацентарным 4) Все ответы верны
А14. К стенке матки зародыш прикрепляется с помощью:
1) Диафрагмы 2) Плаценты 3) Оба ответа верны
В заданиях В1-В2 Выберите три правильных ответа из шести предложенных.Ответ запишите в виде последовательности цифр. 2 балла за верно выполненное задание. |
В1. Пояс задних конечностей состоит из
1) Ребер 4) Тазовой кости
2) Бедра и голени 5) Цевки
3) Плеча и предплечья 6) Кисти стопы
В2. Зуб млекопитающих состоит из
1) Корня 4) Дентина
2) Цевки 5) Бедра
3) Эмали 6) Кисти
В задании В3 установите соответствие. Ответ запишите в виде последовательности цифр. |
В3. Установите соответствие между признаком позвоночных и классом позвоночных.
Признак позвоночных | Класс животных |
А) Кожа сухая покрыта роговыми чешуйками | 1) Млекопитающие |
Б) В коже расположены потовые железы | 2) Пресмыкающиеся |
В) Имеется наружное ухо | |
Г) Рот ограничен подвижными губами | |
Д) Брюшной и грудной отдел разделены диафрагмой | |
Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой |
А | Б | В | Г | Д | Е |
В4. Установите соответствие между представителями и отрядами
Представители | Отряды |
А) Лев | 1) Хищные |
Б) Африканский Слон | 2) Хоботные |
В) Тюлень | 3) Ластоногие |
Г) Белый медведь | |
Д) Куница |
А | Б | В | Г | Д |
Итоговая работа по биологии в 7 классе
вариант 1
Часть 1.
Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:
1А. Укажите признак, характерный только для царства животных.
1) дышат, питаются, размножаются 3) имеют механическую ткань
2) состоит из разнообразных тканей 4) имеют нервную ткань
2А. Животные, какого типа имеют наиболее высокий уровень организации?
1) Кишечнополостные 3) Кольчатые черви
2) Плоские черви 4) Круглые черви
3А.Какое животное обладает способностью восстанавливать утраченные части тела?
1) пресноводная гидра
2) большой прудовик
3) рыжий таракан
4) человеческая аскарида
4А.Внутренний скелет - главный признак
1) позвоночных 3) ракообразных
2) насекомых 4) паукообразных
5А. Чем отличаются земноводные от других наземных позвоночных?
1) расчлененными конечностями и разделенным на отделы позвоночником
2) наличием сердца с неполной перегородкой в желудочке
3) голой слизистой кожей и наружным оплодотворением
4) двухкамерным сердцем с венозной кровью
6А. К какому классу относят позвоночных животных имеющих трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке?
1) пресмыкающихся 3) земноводных
2) млекопитающих 4) хрящевых рыб
7А. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью
1) смешанной
2) венозной
3) насыщенной кислородом
4) насыщенной углекислым газом
8А. Заражение человека аскаридой может произойти при употреблении
1) немытых овощей
2) воды из стоячего водоема
3) плохо прожаренной говядины
4)консервированных продуктов
Часть 2.
Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:
В1. У насекомых с полным превращением
1) три стадии развития
2) четыре стадии развития
3) личинка похожа на взрослое насекомое
4) личинка отличается от взрослого насекомого
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) во взрослое насекомое превращается личинка
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.
ВИД ЖИВОТНОГО ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА
A) прыткая ящерица 1) трехкамерное без перегородки в желудочке
Б) жаба
B) озёрная лягушка
Г) синий кит 2) трехкамерное с неполной перегородкой
Д) серая крыса
Е) сокол сапсан 3) четырехкамерное
А
Б
В
Г
д
Е
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:
А) Млекопитающие
Б) Пресмыкающиеся
В) Рыбы
Г) Птицы
Д) Бесчерепные хордовые
Часть 3.
Дайте полный свободный ответ на вопрос:
С1.Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Пресмыкающихся и Млекопитающих.
вариант 2
Часть 1.
Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:
1А.Какую функцию у зеленой эвглены выполняют органоиды, содержащие хлорофилл?
1) образуют органические вещества из неорганических на свету
2) накапливают запас питательных веществ
3) переваривают захваченные частицы пищи
4) удаляют избыток воды и растворенных в ней ненужных веществ
2А. Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении
1) немытых овощей
2) воды из стоячего водоема
3)плохо прожаренной говядины 4)консервированных продуктов
3А. У насекомых, в отличие от других беспозвоночных,
1) на головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое
2) конечности прикрепляются к головогруди и брюшку
3) на голове две пары ветвистых усиков
4) тело состоит из трех отделов, на груди крылья и три пары ног
4А.В какой класс объединяют животных, имеющих жабры с жаберными крышками?
1) костных рыб 3) хрящевых рыб
2) земноводных 4) ланцетников
5А.Пресмыкающихся называют настоящими наземными животными, так как они
1) дышат атмосферным кислородом
2) размножаются на суше
3) откладывают яйца
4) имеют легкие
6А. Признак приспособленности птиц к полету -
1) появление четырехкамерного сердца
2) роговые щитки на ногах
3) наличие полых костей
4) наличие копчиковой железы
7А. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кожным дыханием, -
1) Земноводные
2) Хрящевые рыбы
3) Млекопитающие
4) Пресмыкающиеся
8А. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве
1) хрящевых и костных рыб
2) ланцетника и рыб
3) земноводных и рыб
4) пресмыкающихся и рыб
Часть 2.
Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:
В1. Какие признаки характерны для животных?
1) синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза
2) питаются готовыми органическими веществами
3) активно передвигаются
4) растут в течение всей жизни
5) способны к вегетативному размножению
6) дышат кислородом воздуха
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В2. Установите соответствие между признаком животах и классом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАККЛАСС
А) оплодотворение внутреннее 1) Земноводные
Б) оплодотворение у большинствавидов наружное
В) непрямое развитие ( с превращением )
Г) размножение и развитие происходит на суше 2) Пресмыкающиеся
Д) тонкая кожа, покрытая слизью
Е) яйца с большим запасом питательных веществ
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
В3. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции:
А) Плоские черви
Б) Круглые черви
В) Простейшие
Г) Кишечнополостные
Д) Плоские черви
Часть 3.
Дайте полный свободный ответ на вопрос:
С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Рыб и Земноводных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...