рабочие программы по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор
Мотыгуллина Л.Н. МБОУ "Новоибрайкинская СОШ" МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"
Протокол №____ от Валиуллина Л.М. Мотыгуллин Р.Н. ___________
«25» 08. 2014 г. «___» ______ 2014 г. Приказ №115 от 01.09.2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета
МБОУ «Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова»
Мотыгуллиной Ляйсан Нуримановны учителя I квалификационной категории
по биологии в 11 классе
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от «29» августа 2014 года.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа.
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились: 1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта , утверждённый Приказом Минобразования РФ №1089
от 05. 03.2004
2.Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии
3.Учебный план МБОУ “Новоибрайкинская СОШ” на 2014-2015 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Программа включает пять разделов: 1.пояснительную записку 2.основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий 3.требования к уровню подготовки обучающихся 4.календарно-тематическое планирование 5.перечень учебно-методического обеспечения. Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование знаний обучающихся о живой природе, ее ключевых особенностях: основных признаках живого, уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно-структурной подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления. При системно-структурном подходе к обучению биология рассматривается как единый учебный предмет, что предполагает определенные требования и к содержанию учебного материала, и к его методическому построению.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
∙ освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
∙ овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
∙ воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
∙ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
результаты обучения:
Знать/понимать :
Основные положения биологических теорий( клеточная, эволюционная Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
Строение биологических объектов: клетки , генов, хромосом; вида и экосистем(структура);
Сущность биологических процессов : размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности , образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Уметь:
Объяснять : роль биологии в формировании научного мировоззрения ; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов ;отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы ;взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний , мутаций, устойчивости и смены экосистем ; необходимости сохранения многообразия видов;
Решать элементарные биологические задачи ; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
Описывать особей видов по морфологическому критерию;
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности ;
Сравнивать: биологические объекты(химический состав тел живой и неживой природы , зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы(естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках , научно-популярных изданиях , компьютерных базах данных, интернет - ресурсах) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания ); правил поведения в природной среде;
Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Метапредметные результаты.
1).Овладение составляющими исследовательской и пректной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, заключения, структуировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
2) Умение работать с различными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-практической литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. 3)Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своемуи окружающих; 4)Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
∙ освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
∙ овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
∙ воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
∙ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок. Предложенная в рабочей программе система уроков (уроки изучения нового материала, уроки закрепления изученного, уроки применения полученных знаний,
обобщения и систематизации, контроля, комбинированные уроки) направлена наформирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающейдостаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Используемые на конкретном уроке методы обучения и формы организации учебно-познавательнойдеятельности определяются возрастными и индивидуальнымиособенностями коллектива обучающихся, целями и задачами конкретногоучебного занятия. В ходе уроков особое внимание уделяется познавательной активности учащихся,
их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью.
Формы организации познавательной деятельности
- Фронтальная;
- Групповая;
- Парная;
- Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
- Поисковый метод;
- Проектный метод
- Метод проблемного обучения;
- Метод эвристической беседы;
- Анализ;
- Дискуссия;
- Диалогический метод;
- Практическая деятельность;
Содержание контроля:
- знание понятия, термины;
- умение самостоятельно отбирать материал, анализировать , высказывать свои суждения, строить умозаключения.
- умение полученные использовать знания на практике.
Формы контроля знаний: контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).
Методические аспекты преподавания курса биологии
В рамках преподавания курса биология могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии .
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для среднего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений, рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение лабораторных работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать:
– основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;– строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); – сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
– вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; – биологическую терминологию и символику;
уметь:
– объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений
развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
– выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
– сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и делать выводы на основе сравнения;
– анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
– изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;– находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных,
ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
– для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
– оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; -оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного предмета в 11 классе.
34 часа в год ( 1 час в неделю)
Вид (20 часов+1 час резерв)
Тема 1. История эволюционных идей. (4 ч.)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 2. Современное эволюционное учение. (9 ч.)
Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Лабораторная работа № 1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида.
Лабораторная работа № 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
Тема 3. Происхождение жизни на Земле. (3 ч.)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции
Практическая работа № 1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Тема 4. Происхождение человека. (4 часа+1 час резерв)
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас
Практическая работа № 2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экосистемы(11 часов+1 час резерв)
Тема 1. Экологические факторы. (3часа)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Практическая работа № 3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Тема 2. Структура экосистем. (4 ч.)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
.
Лабораторная работа № 4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Лабораторная работа № 5 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Тема 3. Биосфера – глобальная экосистема ( 2 часа)
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.
Экскурсия № 2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
. Практическая работа № 4. Решение экологических задач
Тема 4. Биосфера и человек. (2 часа+1 час резерв)
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Практическая работа № 5. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»
Тематическое планирование
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов | |||||
Лабораторные работы | Контрольные работы | Практические работы | |||||
1 | Вид | 20+1 резерв | 3 | 1 | 2 | ||
2 | Экосистемы | 12часов+1 час резерв | 2 | 1 | 3 | ||
Итого: | 34 | 5 | 2 | 5 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Дата проведения | ||||
План | Факт | |||||||
Вид ( 20 часов +1 час резерв). Тема .1. История эволюционных идей (4 часа). | ||||||||
1. | История эволюционных идей. | Работа с текстом учебника. | 5.09 | |||||
2. | Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, ученияЖ.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 12.09 | |||||
3. | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 19.09 | |||||
4. | Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира. | Фронтальная. Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 26.09 | |||||
Тема.2. Современное эволюционное учение (9 часов ). | ||||||||
1(5) | Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Лабораторная работа №1«Описание особей вида по морфологическому критерию» | Дифференцированно-групповая. Выполнение л.р. «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 3.10 | |||||
2(6). | Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции органического мира. | Дифференцированно-групповая. | 10.10 | |||||
3(7) | Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор Лабораторная работа №2«Выявление изменчивости у особей одного вида» | Дифференцированно-групповая. Выполнение л.р. «Выявление изменчивости у особей одного вида» | 17.10 | |||||
4(8) | Движущий и стабилизирующий естественный отбор. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 24.10 | |||||
5(9) | Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа №3 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания» | Дифференцированно-групповая. Выполнение л.р. «Выявление приспособленности организмов к среде обитания» | 31.10 | |||||
6(10) | Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. | Дифференцированно-групповая. Работа с текстом учебника | 14.11 | |||||
7(11) | Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 21.11 | |||||
8(12) | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. | Дифференцированно-групповая | 28.11 | |||||
9 (13) | Причины вымирания видов. | Дифференцированно-групповая. | 5.12 | |||||
Тема .3. Происхождение жизни на Земле ( 3 часа). | ||||||||
10 (14) | Развитие представлений о происхождении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Практическая работа №1«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | Дифференцированно-групповая. Выполнение практической работы «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | 12.12 | |||||
11 (15). | Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 19.12 | |||||
12 (16) | Контрольная работа за 1 полугодие | Выполнение тестовой работы | 26.12 | |||||
Тема .4. Происхождение человека. (4 часа + 1 час из резерва) | ||||||||
13 (17) | Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | Дифференцированно-групповая. Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». | 16.01 | |||||
14 (18) | Гипотезы происхождения человека. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 23.01 | |||||
15 (19) | Положение человека в системе животного мира.Основные этапы эволюции эволюции человека. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 30.01 | |||||
16 (20) | Расы человека. Происхождение рас. Видовое единство человечества. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 6.02 | |||||
17 (21) | Видовое единство человечества. | Дифференцированно-групповая. | 13.02 | |||||
Экосистемы. ( 11 часов + 1 час из резерва) Тема 1. Экологические факторы ( 3 часа) | ||||||||
1 (22) | Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды., их значение. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 20.02 | |||||
2 (23) | Закономерности влияния экологических факторов на организмы.. Практическая работа № 3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. Практическая работа № 3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. | 27.02 | |||||
3 (24) | Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 6.03 | |||||
Тема .2. Структура экосистем ( 4 часа). | ||||||||
4 (25). | Видовая и пространственная структура экосистем. | Дифференцированно-групповая. | 13.03 | |||||
5 (26) | Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Лабораторная работа № 4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
| Дифференцированно-групповая. Выполнение лабораторной работы «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме» | 20.03 | |||||
6 (27). | Причины устойчивости и смены экосистем. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 3.04 | |||||
7 (28) | Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы. Лабораторная работа № 5 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности | Дифференцированно-групповая. Лабораторная работа № 5 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности | 10.04 | |||||
Тема 3. Биосфера – глобальная экосистема ( 2 часа). | ||||||||
8 (29) | Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы.. Учение В.И.Вернадского о биосфере. | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 17.04 | |||||
9 (30) | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ. | Дифференцированно-групповая. | 24.04 | |||||
Тема .4. Биосфера и человек. ( 2 часа + 1 час из резерва) | ||||||||
10 (31) | Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Практическая работа № 4. Решение экологических задач | Дифференцированно-групповая. Практическая работа № 4. Решение экологических задач | 1.05 | |||||
11 (32) | Последствия деятельности для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Практическая работа № 5. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | Дифференцированно-групповая. Практическая работа № 5. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | 8.05 | |||||
12 (33) | Итоговая контрольная работа за год | Выполнение тестовой работы | 15.05 | |||||
Заключение ( 1 час) | ||||||||
34. | Итоговый урок. Экскурсия на тему «Естественные( лес, водоем) и искусственные (парк, сад, сквер) экосистемы». | Дифференцированно-групповая. | 22.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращении энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, устойчивости экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной;
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ОБУЧЕНИЯ
для учителя:
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
для учащихся:
Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В. Биология . Общая биология 10-11 класс Казан Татарское книжное издательство, 2013
Критерии оценивания знаний по биологии
Оценка устного ответа обучающихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3.Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3.Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.Критерии оценивания
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не владеет умением проводить наблюдение.
Критерии оценки ученика на экзамене по биологии
Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их средним арифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер.
Отметка «5» за каждый из первых двух теоретических вопросов ставится, если учащийся имеет системные знания по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает логично, раскрывает сущность характеризуемых биологических объектов, процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично изложено основное содержание вопроса.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.
Третий вопрос предусматривает проверку умений учащихся использовать различные источники биологических знаний для решения широкого круга задач познавательного и практического характера.
При ответе на третий вопрос отметку «5» учащийся получает за правильный самостоятельный выбор источников знаний, необходимых для решения поставленной задачи, правильное выполнение задания и объяснение хода его выполнения.
Отметка «4» выставляется в том случае, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки, не полностью использованы все необходимые для выполнения задания источники знаний, но в процессе беседы учащийся самостоятельно смог сделать необходимые поправки и дополнения.
Отметка «3» ставится, если при выполнении задания экзаменуемый не может самостоятельно отобрать необходимые для выполнения задания источники знаний, допускает существенные ошибки при выполнении задания и справляется с заданием после наводящих вопросов экзаменатора.
ной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Приложение
Контрольная работа за I полугодие по биологии в 11 классе.
Часть А
1. Эволюция – это
А)представление об изменениях и превращениях
Б)объяснение исторических смен форм живых организмов
В) необратимое историческое развитие живой природы
Г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов
2.Кто впервые выдвинул теорию об эволюции органического мира
А)Дарвин
Б) Ламарк
В) Линней
Г) Ломоносов
3.Единицей эволюционного процесса является
А) особь
Б) популяция
В) мутация
Г) вид
4.Материалом для эволюционного процесса служит
А) генетическая разнородность популяции
Б) вид
В) приобретенные признаки
Г) бесполезные или вредные признаки
5.Эволюционист – основатель учения о происхождении видов путем естественного отбора
А)Дарвин
Б) Ламарк
В) Линней
Г) Ломоносов
6.Следствием борьбы за существование является
А) естественный отбор
Б) искусственный отбор
В выживание
7. Какой из факторов доказывает единство органического мира
А)наличие ископаемых форм
Б) универсальность генетического кода
В) сходство между человеком и животным
8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными
А)жабры рака и легкие кошки
Б)хобот слона и рука человека
В) лапа крота и рука обезьяны
9.Область распространения, определенный ареал, занимаемый видом в природе
А) морфологический критерий
Б) экологический критерий
В) географический критерий
Г) исторический критерий
10.Совокупность генетического материала вида, рода, класса
А) генотип
Б) генофонд
В) кариотип
Г) гамета
11. Явление ненаправленного изменения частот аллельных вариантов генов в популяции, обусловленное случайными статистическими причинами
А) дрейф генов
Б) изменчивость
В) наследственность
Г) отбором
12. У буревестника сильные птенцы выталкивают слабых птенцов
А) межвидовая борьба
Б) внутривидовая борьба
В) борьба с неблагоприятными условиями
Г) борьба за выживание
13. Форма отбора, при котором происходят постоянные изменения, называется
А) стабилизирующий отбор
Б) движущий отбор
В) дизруптивный отбор
Г) отбор отсутствует
14.Основным критерием возникновения нового вида является
А) появление внешних различий
Б) географическая изоляция
В) репродуктивная изоляция
15. Процесс образования более крупных систематических групп, родов, семейств называется
А) микроэволюцией
Б) макроэволюцией
В) видообразованием
Г) параллелизмом
16.Главные направления эволюции раскрыли
А) Линней, Ламарк
Б) Дарвин
В) Северцев, Шмальгаузен
Г) Шванн, Шлейден
!7. Какие эволюционные изменения ведут к упрощению уровня организации
А)ароморфоз
Б)дегенерация
В)конвергенция
Г)дивергенция
18. Приспособление камбаловых и скатов к жизни на дне – это пример
А)ароморфоз
Б)дегенерация
В)конвергенция
Г)идиоадаптация
19. Подражание менее защищенного организма, одного вида, более защищенному организму другого вида
А) маскировка
Б)мимикрия
В)угрожающая окраска
Г) покровительственная окраска
20.Наука о выведении новых сортов растений, животных, микроорганизмов называется
А) сорт
Б) порода
В) селекция
Г) биотехнология
21.Близкородственное скрещивание
А) инбридинг
Б) аутбридинг
В)гибридизация
Г) мутагенез
22.Гетерозис – это
А) аутбридинг
Б) эффект гибридной силы
В)полиплоидия
Г) мутагенез
23.Культивирование отдельных клеток и тканей на искусственных питательных средах называется
А)генная инженерия
Б) клеточная инженерия
В)биотехнология
Г) инбридинг
24.Закон гомологичных рядов наследственности и изменчивости сформулировал
А) Дарвин
Б) Вернадский
В)Вавилов
Г) Сеченов
25.Тип эволюционного изменения, при котором неродственные организмы приобретают сходные признаки
А) параллелизм
Б) конвергенция
В) дивергенция
Г) идиодаптация
26. Правильно расположи таксоны классификации растений
А) род
Б) семейства
В)царство
Г) отдел
Д) класс
Е) вид
27.Индивидуальное развитие организма
А) филогенез
Б) онтогенез
В) филогенетический ряд
Г) микроэволюция
28. Закон зародышевого сходства сформулировал
А) Дарвин
Б) Бэр
В)Вавилов
Г) Сеченов
29.Группа генетически идентичных клеток
А) ткань
Б) клон
В) колония
Г) орган
30. Родственное скрещивание между братьями и сестрами ведет к
А) гомозиготности
Б гетерозиготности
В) гетерозису
Г) конвергенции
Часть В.
В1. Установи соответствие.
1. Биологический прогресс.
2. Биологический регресс.
А. Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде.
Б. Уменьшение численности особей вида.
В. Ведет к вымиранию вида.
Г. Образуются новые популяции.
Д. Образуются новые виды
Е. Расширение ареала..
В2. Выбери три правильных ответа.
1.Ароморфоз
А) повышает выживаемость
Б) утрата органы
В) выходят в новую среду обитания
Г) приспосабливаются к конкретной среде обитания
Д) является широким приспособлением
Е) покрытосемянные сбрасывают листья
2.Ламарку принадлежат высказывания
А) все особи стремятся к совершенству
Б) все сотворено творцом, все неизменно и постоянно
В) все развивается от простого к сложному
Г) выдвинул идею о движущих силах эволюции
Д) разделил организмы на виды, роды, кассы
Е) ввел двойные латинские названия.
В3. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте
Итоговая контрольная работа за курс биологии 11класса.
ВАРИАНТ – 1.
1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:
А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора;
Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов.
2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:
А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую;
Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени.
3. Естественный отбор действует на уровне:
А) отдельного организма; В) вида;
Б) популяции; Г) биоценоза.
4.Гомологичными органами являются:
А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы;
Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы.
5. К обезьянолюдям относят:
А) кроманьонца; В) питекантропа;
Б) австралопитека; Г) неандертальца.
6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют:
А) стимулирующим; В) абиотическим;
Б) лимитирующим; Г) антропогенным
7. Эукариоты:
А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов;
Б) имеют ДНК кольцевой формы; Г) имеют ядро с собственной оболочкой.
8. Общим признаком растительной и животной клетки является:
А) гетеротрофность; В) наличие хлоропластов;
Б) наличие митохондрий; Г) наличие жёсткой клеточной стенки.
9. Биополимерами являются:
А) белки; В) нуклеиновые кислоты;
Б) полисахариды; Г) всё перечисленное.
10. Урацил образует комплиментарную связь с:
А) аденином В) цитозином
Б) тимином Г) гуанином.
11. Гликолизом называется:
А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;
Б) бескислородное расщепление глюкозы;
В) полное расщепление глюкозы; Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена.
12. Очерёдность стадии митоза следующая:
А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза; В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза;
Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза; Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза;
13. Удвоение хромосом происходит в:
А) интерфазе В) метафазе
Б) профазе Г) телофазе
14. В анафазе митоза происходит расхождение:
А) дочерних хромосом В) негомологичных хромосом
Б) гомологичных хромосом Г) органоидов клетки.
15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:
А) осетра В) ящерицы
Б) лягушки Г) курицы.
16. из эктодермы образуются:
А) мышцы В) скелет
Б) лёгкие Г) органы чувств.
17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:
А) 25% Б) 50% В) 75% Г) 100%
18. Сцепленными называют гены, находящиеся в:
А) одной хромосоме В) половых хромосомах
Б) гомологичных хромосомах Г) аутосомах.
19. Мутации проявляются фенотипически:
А) всегда В) только в гомозиготном состоянии
Б) только в гетерозиготном состоянии Г) никогда.
20. Полиплоидия заключается в:
А) изменении числа отдельных хромосом В) изменении структуры хромосом
Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом; Г) изменении структуры отдельных генов.
ВАРИАНТ – 2
1. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:
А) борьба за существование; В) естественный отбор;
Б) наследственная изменчивость; Г) все перечисленные.
2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:
А) определённая; В) групповая;
Б) модификационная; Г) мутационная. 3. Движущая форма отбора обычно приводит к:
А) уничтожению особей с отклонениями В) расширению прежней нормы реакции;
от прежней нормы реакции;
Б) сужению прежней нормы реакции; Г) сдвигу прежней нормы реакции.
4. Аналогичными органами являются:
А) жабры рака и жабры рыбы; В) листья берёзы и иголки кактуса;
Б) лапа собаки и крыло птицы; Г) все перечисленные пары.
5. В эпоху оледенения жили:
А) кроманьонцы; В) синантропы;
Б) неандертальцы; Г) все перечисленные.
6. Продуктивностью экосистемы называется:
А) её суммарная биомасса; В) суммарная биомасса продуцентов;
Б) прирост этой биомассы за единицу времени; Г) суммарная биомасса консументов.
7.В клетках прокариот имеются:
А) ядра; В) митохондрии;
Б) рибосомы; Г) все перечисленные органоиды.
8. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых:
А) осуществляется синтез белка; В) находятся пигменты красного и жёлтого цвета;
Б) осуществляется процесс фотосинтеза; Г) накапливается крахмал.
9. Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующей связью:
А) ковалентной; В) пептидной;
Б) водородной; Г) дисульфидными мостиками.
10. Транскрипция – это:
А) синтез молекулы и-РНК В) доставка аминокислот к рибосомам
по матрице одной из цепей ДНК; во время синтеза белка;
Б) перенос информации с и-РНК на белок Г) процесс сборки белковой молекулы.
во время его синтеза;
11. Синтез АТФ в клетке происходит в процессе:
А) гликолиза; В) клеточного дыхания;
Б) фотосинтеза; Г) всех перечисленных.
12.Самой продолжительной фазой митоза является:
А) профаза; В) анафаза;
Б) метафаза; Г) телофаза.
13.Редукция числа хромосом происходит во время:
А) анафазы митоза; В) II деления мейоза;
Б) I деления мейоза; Г) во всех перечисленных случаях.
14. Биологическое значение мейоза заключается в обеспечении:
А) генетической стабильности; В) генетической изменчивости;
Б) регенерации тканей и увеличения Г) бесполого размножения.
числа клеток в организме;
15. Нервная система образуется из:
А) эктодермы; В) мезодермы;
Б) энтодермы; Г) нет верного ответа.
16. Из мезодермы образуются:
А) лёгкие; В) кровеносная система;
Б) нервная система; Г) органы чувств.
17. Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи:
А) один; В) четыре;
Б) два; Г) нет верного ответа.
18. К мутационной изменчивости относятся:
А) изменения в хромосомах; В) изменения, передающиеся по наследству;
Б) изменения в генах; Г) все перечисленные.
19. Основным источником комбинативной изменчивости является:
А) перекрест хромосом В) независимое расхождение хроматид
В профазе I деления мейоза; в анафазе II деления мейоза;
Б) независимое расхождение Г) все перечисленные процессы в равной степени.
гомологичных хромосом
в анафазе I деления мейоза;
20. Межлинейная гибридизация культурных растений приводит к:
А) сохранению прежней продуктивности; В) повышению продуктивности;
Б) выщеплению новых признаков; Г) закреплению признаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...