рабочие программы по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор
Мотыгуллина Л.Н. МБОУ "Новоибрайкинская СОШ" МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"
Протокол №____ от Валиуллина Л.М. Мотыгуллин Р.Н. ___________
«25» 08. 2014 г. «___» ______ 2014 г. Приказ №115 от 01.09.2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета
МБОУ «Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова»
Мотыгуллиной Ляйсан Нуримановны учителя I квалификационной категории
по биологии в 10 классе
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от «29» августа 2014 года.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа. Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились: 1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта , утверждённый Приказом Минобразования РФ №1089
от 05. 03.2004
2.Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии
3.Учебный план МБОУ “Новоибрайкинская СОШ” на 2014-2015 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе: Программы основного общего образования по биологии, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования(базовый уровень). Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др. Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Данный курс призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубить их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Изучение курса «Общая биология» в 10–11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.
Изучение биологии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
∙ освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
∙ овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
∙ воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
∙ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Планируемые результаты обучения:
Знать/понимать :
Основные положения биологических теорий( клеточная, эволюционная Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
Строение биологических объектов: клетки , генов, хромосом; вида и экосистем(структура);
Сущность биологических процессов : размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности , образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Уметь:
Объяснять : роль биологии в формировании научного мировоззрения ; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов ;отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы ;взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний , мутаций, устойчивости и смены экосистем ; необходимости сохранения многообразия видов;
Решать элементарные биологические задачи ; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
Описывать особей видов по морфологическому критерию;
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности ;
Сравнивать: биологические объекты(химический состав тел живой и неживой природы , зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы(естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках , научно-популярных изданиях , компьютерных базах данных, интернет - ресурсах) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания ); правил поведения в природной среде;
Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Метапредметные результаты.
1).Овладение составляющими исследовательской и пректной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, заключения, структуировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
2) Умение работать с различными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-практической литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. 3)Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своемуи окружающих; 4)Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
∙ освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
∙ овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
∙ воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
∙ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основной формой организации образовательного процесса при реализации
рабочей программы является урок.
Предложенная в рабочей программе система уроков (уроки изучения нового
материала, уроки закрепления изученного, уроки применения полученных знаний,
обобщения и систематизации, контроля, комбинированные уроки) направлена на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску,
отбору, анализу и использованию информации.
Используемые на конкретном уроке методы обучения и формы организации
учебно-познавательной деятельности определяются возрастными и индивидуальными
особенностями коллектива обучающихся, целями и задачами конкретного учебного
занятия.
В ходе уроков особое внимание уделяется познавательной активности учащихся,
их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью.
Формы контроля знаний: контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для среднего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений, рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение лабораторных работ.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения биологии за курс 10 класса ученик должен
знать и понимать:
- основные положения клеточной теории
- правила и законы Менделя
- закономерности изменчивости
- общие закономерности онтогенеза
Строение биологических объектов:
- клетки и клеточных структур
- генов и хромосом
Сущность биологических процессов и явлений
- размножение
- оплодотворение
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки,
биологическую символику и терминологию.
Уметь объяснять:
- роль биологии в формировании научного мировоззрения
- единство живой и неживой природы, родство живых
организмов
- процесс онтогенеза и филогенеза
- механизм передачи наследственных признаков от роди-
телей к потомству
- причины нарушений развития живых организмов
- причины наследственных заболевании, мутаций
Решать биологические задачи:
- составлять нити ДНК, и-РНК
- определять молекулу белка по коду гена
- составлять элементарные схемы скрещиваний
- генетические задачи
Сравнивать
- биологические объекты
- живую и неживую природу по химическому составу
- прокариотические и эукариотические клетки
- бесполое и половое размножение
Находить информацию о биологических объектах в различных
источниках ( справочниках, научно-популярных изданиях, учебных
пособиях, компьютерных базах данных) и критически ее оцениватьИспользовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и в повседневной жизни для
- соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек
- правил поведения в природной среде
- оценки этических аспектов некоторых исследований в
области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание программы по биологии для 10 класса.
10 класс 35 часов в год ( 1 час в неделю)
Раздел 1
Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа).
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 часа).
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.
Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».
Раздел 2
Клетка (10 часов+2часа резерв)
Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.
Тема 2.2. Химический состав клетки (4 часа)
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.
Тема 2.3. Строение клетки (3 часа+1 час резерв)
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час)
ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекул ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль кодов в биосинтезе белка.
Тема 2.5. Вирусы (1 час)
Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА.
Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».
.
Лабораторные работы
№1Сравнение строения клеток растений и животных.
Раздел 3
Организм (19 часов)
Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Тема 3.3. Размножение (4 часа)
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (2 часа +1 час резерв)
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ.
Лабораторные работы.
№2 « Составление простейших схем скрещивания».
.№3«Решение элементарных генетических задач»
№4«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.»
№5«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
Тематическое планирование
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов | ||
Лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1 | Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания | 4 | ||
2 | Раздел 2 Клетка | 10 часов+2часа резерв | 1 | 1 |
3 | Раздел 3 Организм | 19 часов | 4 | 1 |
Итого: | 35 | 5 | 2 | |
Календарно-тематическое планирование.
10 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Раздел1. Биология как наука. Методы научного познания. ( 4 часа) Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. (2часа) | |||||
1. | Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии.. Методы исследования в биологии. | 1 | Ответ на вопросы, сообщения, сравнение, описание. Составление схем и таблиц, работа в группах | 5.09 | |
2. | Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 1 | Ответ на вопросы, сообщения, сравнение, описание. Самостоятельная работа с учебником | 12.09 | |
Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.( 2 часа) | |||||
3. | Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | 1 | Составление таблицы Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 19.09 | |
4. | Биологические системы. Методы познания живой природы. | 1 | Работа в группах. Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 26.09 | |
Раздел 2. Клетка (10 часов + 2 час резерв) Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория (1 час ) | |||||
5 | История изучения клетки. Клеточная теория.Шлейдена и Т.Шванна. Основные положения клеточной теории. | 1 | Составление таблицы по учебнику | 3.10 | |
Тема 2.2. Химический состав клетки ( 4 часа) | |||||
6 | Единство химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живых организмов.. Неорганические вещества. | 1 | Составление таблицы и схем Дифференцированно-групповая. | 10.10 | |
7 | Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные вещества. Углеводы. Липиды Строение и функции.. | 1 | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 17.10 | |
8 | Биополимеры. Белки: строение и функции. | 1 | Просмотр видеоролика, составление конспекта урока Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 24.10 | |
9 | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке Роль органических веществ в клетке и в организме человека. | 1 | Работа с учебником, заполнение таблицы Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 31.10 | |
Тема 2.3. Строение клетки ( 3 часа + 1 час из резерва ). | |||||
10 | Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро: функции. Основные органоиды клетки и их функции: эндоплазматичнеская сеть, аппарат Гольджи, лизосомы. | 1 | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 14.11 | |
11 | Основные органоиды клетки и их функции: митохондрии, пластиды, рибосомы. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных» | 1 | Дифференцированно-групповая. Выполнение л.р. «Сравнение строения клеток растений и животных» | 21.11 | |
12 | Хромосомы: строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | 1 | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 28.11 | |
13 | Прокариотическая клетка: форма, размеры, строение. Распространение и значение бактерий в природе. | 1 | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 5.12 | |
Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке ( 1 час). | |||||
14 | ДНК – носитель генетической информации. Генетический код. Свойства кода. Ген. Биосинтез белка. | 1 |
Дифференцированно-групповая. | 12.12 | |
Тема 2.5. Вирусы ( 1 час) | |||||
15 | Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение,размножение, значение. Вирусные заболевания.Профилактика СПИДа. | 1 | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 19.12 | |
16 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | Выполняют тестовую работу | 26.12 | |
Раздел3. Организм (19 часов ) Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов ( 1 час). | |||||
17 | Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов. | 1 | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 16.01 | |
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов ( 2 часа) | |||||
18 | Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.. | 1 | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 23.01 | |
19 | Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у растений, животных и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез. | 1 | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 30.01 | |
Тема 3.3. Размножение.( 4часа). | |||||
20 | Деление клетки. Митоз- основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. | 1 | Дифференцированно-групповая. | 6.02 | |
21 | Бесполое и половое размножение. Типы бесполого размножения. | 1 | Работа в группах с дополнительным материалом Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 13.02 | |
22 | Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | Работа в группах с дополнительным материалом Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 20.02 | |
23 | Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление и оплодотворение. | 1 | Работа в группах с дополнительным материалом Дифференцированно-групповая. | 27.02 | |
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) ( 2 часа). | |||||
24 | Прямое и непрямое развитие. Периоды развития и этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. | 1 | Фронтальная. Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 6.03 | |
25 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Периоды постэмбрионального развития. | 1 | Фронтальная. Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 13.03 | |
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость ( 7 часов). | |||||
26 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Менделя Лабораторная работа №2 « Составление простейших схем скрещивания». | 1 | Фронтальная. Дифференцированно-групповая. Выполнение л.р. «Составление простейших схем скрещивания». | 20.03 | |
27 | Дигибридное скрещивание.3 закон Менделя. Анализирующее скрещивание .Лабораторная работа №3«Решение элементарных генетических задач» | 1 | Фронтальная. Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. Выполнение л.р. «Решение элементарных генетических задач» | 3.04 | |
28 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Ген и геном. Взаимодействие генов. | 1 | Фронтальная. Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 10.04 | |
29 | Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.. | 1 | Фронтальная. Дифференцированно-групповая. | 17.04 | |
30 | Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. | 1 | Фронтальная. Дифференцированно-групповая. | 24.04 | |
31 | Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации, мутагенные факторы. .Лабораторная работа№4«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.» | 1 | Фронтальная. Дифференцированно-групповая. Выполнение л.р. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.» | 1.05 | |
32 | Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни, причины, профилактика. | 1 | Фронтальная. Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 8.05 | |
Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология ( 2 часа + 1 час из резерва) | |||||
33 | Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н.И.Вавилова. | 1 | Дифференцированно-индивидуальная. Работа с текстом учебника. | 15.05 | |
34 | Биотехнология: достижения и перспективы развития.Генная инженерия. Клонирование .Лабораторная работа №5«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | 1 | Дифференцированно-групповая. Работа с текстом учебника. Выполнение л.р. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | 22.05 | |
35 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | Выполняют тестовую работу | 29.05 |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ОБУЧЕНИЯ
для учителя:
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
для учащихся:
Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В. Биология . Общая биология 10-11 класс Казан Татарское книжное издательство, 2013
Критерии оценивания знаний по биологии
Оценка устного ответа обучающихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3.Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3.Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.Критерии оценивания
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не владеет умением проводить наблюдение.
Критерии оценки ученика на экзамене по биологии
Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их средним арифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер.
Отметка «5» за каждый из первых двух теоретических вопросов ставится, если учащийся имеет системные знания по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает логично, раскрывает сущность характеризуемых биологических объектов, процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично изложено основное содержание вопроса.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.
Третий вопрос предусматривает проверку умений учащихся использовать различные источники биологических знаний для решения широкого круга задач познавательного и практического характера.
При ответе на третий вопрос отметку «5» учащийся получает за правильный самостоятельный выбор источников знаний, необходимых для решения поставленной задачи, правильное выполнение задания и объяснение хода его выполнения.
Отметка «4» выставляется в том случае, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки, не полностью использованы все необходимые для выполнения задания источники знаний, но в процессе беседы учащийся самостоятельно смог сделать необходимые поправки и дополнения.
Отметка «3» ставится, если при выполнении задания экзаменуемый не может самостоятельно отобрать необходимые для выполнения задания источники знаний, допускает существенные ошибки при выполнении задания и справляется с заданием после наводящих вопросов экзаменатора.
Приложение
Контрольная работа за I полугодие.
Итоговая контрольная работа за курс биологии 10 класса.
Контрольная работа по биологии за I полугодие.
Часть А
Выбери один правильный ответ.
1.При митозе образуются клетки с
А) диплоидным набором хромосом, идентичным материнской клетке
Б) гаплоидным набором хромосом
С) триплоидным набором хромосом
Д) полиплоидным набором хромосом
2. Совокупность приемов и операций используемых при построении научных знаний это
А)научный метод
Б) научный факт
В)экспериментальный метод
Г) описательный метод
3.Метод который позволяет выявить сходства и различия между организмами называется
А) описательным
Б) сравнительным
В) историческим
Г) экспериментальным
4. Способность организма реагировать на внешние и внутренние воздействия называется
А)развитием
Б)саморегуляцией
В) раздражимостью
Г)обменом веществ
5.Биология – это наука о
А) растениях
Б) животных
В) растениях и животных
Г) жизни
6.Клеточный уровень организации жизни изучает наука
А) биохимия
Б) гистология
В)цитология
Г)экология
7.К доядерным организмам относят
А) вирусы, бактериофаги
Б)водоросли и грибы
В) бактерии и синезеленые водоросли
Г) амебу и эвглену
8.Клеточная теория была сформулирована
А)Робертом Гуком
Б)Антоном Левенгуком
В)Шванном и Шлейданом
Г)Вихровым и Вавиловым
9.Какие органоиды связаны с делением клетки и передачей наследственной информации
А)хлоропласты, лейкопласты, хромопласты
Б)хромосомы , центриоли, нити веретена деления
В)лизосомы, рибосомы, митохондрии
Г) центриоли, эндоплазматическая сеть
10.Плазматическая мембрана построена из
А)липидов и белков
Б)только из липидов
В)липидов и углеводов
Г)только из белков
11.Какой процесс протекает в рибосомах животной клети
А)хемосинтез
Б) биосинтез
В) фотосинтез
Г) синтез АТФ
12. Является органоидом, синтезирующим белки.
А)лизосомы
Б)рибосомы
В)пластиды
Г) митохондрии
13. Какой тип РНК приносит аминокислоты к месту синтеза белка
А) и-РНК
Б) р-РНК
В) т-РНК
14. Если одна из цепей ДНК имеет нуклеотидную последовательность ААГТТЦЦТТА , вторая цепь будет иметь строение
А) УУЦААГГААУ
Б) ТТГТТЦЦААТ
В) ТТЦААГГААТ
Г) ААГТТЦЦТТА
15. Процесс переписывания информации с молекулы ДНК на и-РНК
А) трансляция
Б) синтезация
В) транскрипция
Г) трансмиссия
16.Белки- полимеры, мономерами которых являются
А)нуклеотиды
Б) аминокислоты
В)пептиды
Г)моносахариды
17.К моносахаридам относятся
А)Глюкоза
Б)лактоза
В) гликоген
Г)хитин
18.Гликопротеиды – это соединения
А) углеводов с липидами
Б) углеводов с белками
В) белков с липидами
19. Из глицерина и трех жирных кислот состоят
А) белки
Б) углеводы
В) липиды
Г) молекула ДНК
20.Первичная структура белка имеет
А) пептидную связь
Б) водородную связь
В) гидрофобную
Г) гидрофильную
21.Утрата белковой молекулы своей структуры, называется
А) распадом
Б) редупликацией
В) денатурацией
Г) конъюгацией
22.Двойную мембрану имеют
А) рибосомы
Б) комплекс Гольджи
В) митохондрии
Г) эндоплазматическая сеть
23.Участок молекулы ДНК в котором содержится информация о первичной структуре белка называется
А) триплет
Б) ген
В) кодон
Г)оперон
24.Катабализм это
А) образование органических веществ
Б) светоая фаза фотосинтеза
В) распад органических веществ
Г)гомеостаз
25.Подготовка клетки к делению и само деление называется
А) митоз
Б) мейоз
В) амитоз
Г) митотическим циклом
26. Фаза между делениями клетки
А) профаза
Б) метафаза
В) анафаза
Г) телофаза
Д) интерфаза
27.Организмы использующие кислород окружающей среды называют
А)аэробами
Б) анаэробами
В)автотрофами
Г) гетеротрофами
28.Капсид
А) три последовательно расположенных нуклеотида
Б) триплет т – РНК
В) белковая оболочка вируса
Г)кольцевая ДНК бактерии
29.Мертвым органическим веществом питаются
А) паразиты
Б) фототрофы
В) сапрофиты
Г) гетротрофы
30. Расщепление глюкозы под действием ферментов
А)гликолиз
Б)фотолиз
В) фотосинтез
Г)диссимиляция.
Часть В
В1. Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами
СВОЙСТВО БИОЛОГИЧЕСКИЙ
А) представляет собой синтез ПРОЦЕСС
РНК на матрице ДНК 1) транскрипция
Б) происходит в цитоплазме 2) трансляция
В) происходит на рибосомах
Г) происходит в ядре
Д) представляет собой синтез
Белка
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
В 2. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих в процессе синтеза белка
А) поступление молекулы и-РНК из ядра в цитоплазму
Б) взаимодействие молекулы т-РНК, несущей первую аминокислоту данного белка, с рибосомой в комплексе с и-РНК
В) образование пептидной связи между аминокислотами
Г) синтез молекулы и-РНК на матрице ДНК
Д) связывание молекулы и-РНК с рибосомой
Е) отсоединение молекулы белка от рибосомы
|
|
|
|
|
|
В3.Укажите последовательность процессов при митозе
А) деспирализация хромосом
Б) разрушение ядерной оболочки, ядрышка
В) расхождение хроматид к полюсам клетки
Г) расположение хромосом в экваториальной плоскости клетки
Д) образование веретена деления
Е) спирализация хромосом
Ж) образование ядерной оболочки
З) образование двух дочерних клеток
Итоговая контрольная работа за курс биологии 10 класса.
1 вариант
1.Укажите пример биоценотического уровня организации жизни
А) Ландыш майский Б) Косяк трески
В) Нуклеиновая кислота Г) Сосновый бор
2. Наиболее крупная систематическая единица
А) Царство Б) Отдел
В) Класс Г) Семейство
3. К эукариотным относят клетку
А) Грибов Б) Бактерий
В) Цианобактерий Г) Вирусов
4. Азотистое основание аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты входят в состав
А) ДНК Б) РНК
В) АТФ Г) белка
5. Рибосомы представляют собой
А) Комплекс микротрубочек Б) Комплекс двух округлых мембранных телец
В) Два мембранных цилиндра Г) Две немембранные субъединицы грибовидной формы
6. Клетка бактерии, как и растительная клетка, имеет
А) Ядро Б) Комплекс Гольджи
В) Эндоплазматическую сеть Г) Цитоплазму
7. Органоид, в котором происходит окисление органических веществ до углекислого газа и воды
А) Митохондрия Б) Хлоропласт
В) Рибосома Г) Комплекс Гольджи.
8. Хлоропласты в клетке не выполняют функцию
А) Синтеза углеводов Б) Синтеза АТФ
В) Поглощения солнечной энергии Г) Гликолиза
9. Водородные связи между СО и NH-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, что характерно для структуры
А) Первичной Б) Вторичной
В) Третичной Г) Четвертичной
10. В отличие от тРНК молекулы иРНК
А) Доставляют аминокислоты к месту синтеза белка
Б) Служат матрицей для синтеза тРНК
В) Доставляют наследственную информацию о первичной структуре белка из ядра к рибосоме
Г) переносят ферменты к месту сборки молекул белка.
11. Основной источник энергии в клетке
А) Витамины Б) Ферменты
В) Жиры Г) Углеводы
12. Процесс первичного синтеза глюкозы протекает
А) В ядре Б) В хлоропластах
В) Рибосомах Г) Лизосомах
13. Источником кислорода, выделяемого клетками в процессе фотосинтеза, является
А) Вода Б) Глюкоза
В) Рибоза Г) Крахмал
14. Сколько клеток и с каким набором хромосом образуется после мейоза?
15. Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в
А) Анафазе Б) Телофазе
В) Профазе Г) Метафазе
16. Биологический смысл митоза.
17. Преимущества бесполого размножения.
2 вариант
1. Хвойный лес, болото можно отнести к уровню организации живого
А) Популяционно-видовому Б) Биогеоценотическому
В) Организменному Г) Биосферному
2. Как называется группа растений, объединяющая родственные роды?
А) Вид Б) Семейство
В) Класс Г) Отдел
3. Основной признак клеток прокариот –
А) Наличие оболочки Б) Одноклеточность
В) Отсутствие ядра Г) Наличие жгутиков
4. Хлоропласт можно узнать по наличию в нём
А) Крист Б) полостей и цистерн
В) Гран Г) Ядрышек
5. К двумембранным органоидам относятся
А) Митохондрии и пластиды Б) Рибосомы и клеточный центр
В) Лизосомы и вакуоли Г) ЭПС и аппарат Гольджи
6. Хлоропласт можно узнать по наличию в нём
А) В биосинтезе белка Б) В фотосинтезе
В) В размещении на них иРНК Г) В сборке полипептидной цепи.
7. Органоид, в котором между аминокислотами образуются пептидные связи
А) Лизосома Б) Митохондрия
В) Хлоропласт Г) Рибосома
8. Какую функцию не выполняет в клетке ЭПС
А) Синтез жиров Б) Транспорт белка
В) Синтез углеводов Г) Синтез нуклеиновых кислот
9. Какая структура молекулы белка имеет форму глобулы?
А) Первичная Б) Вторичная
В) Третичная Г) Четвертичная
10. Молекулы глюкозы в отличие от жиров
А) Беднее энергией Б) Содержатся только в растительных клетках
В) Богаче энергией Г) Содержатся только в животных клетках
11. При окислении каких веществ освобождается больше энергии
А) Глюкозы Б) Крахмала
В) Белков Г) Жиров.
12. В процессе пластического обмена в клетках образуются
А) Белки Б) Вода
В) АТФ Г) Неорганические вещества
13. Энергия, заключенная в химических связях молекул АТФ, используется на реакции
А) Присоединения аминокислот к тРНК
Б) Бескислородного этапа
В) Расщепления молекул воды
Г) Поглощения энергии света хлорофиллом
14. Сколько клеток и с каким набором хромосом образуются после митоза?
15. В процессе мейоза гомологичные хромосомы расходятся в дочерние клетки
А) Метафазе превого деления Б) метафазе второго деления
В) Анафазе первого деления г) Анафазе второго деления
16. Биологический смысл мейоза.
- Преимущества полового размножения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...