Рабочая программа по биологи 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по биологии.
Программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 4;
- практических работ – 8;
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Преподавание биологии в 5 классе рассчитано на использование учебника: Сонин Н. И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. (концентрический курс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologi.rar | 99.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план.
№ | п/п | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Этапы учебной деятельности. Формы работы | Характеристика основных видов деятельности Освоение предметных знаний | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Календарные сроки |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | ||||||||||
Живой организм: строение и изучение | 8 ч | |||||||||
1 | 1 | Что такое живой организм. | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
2 | 2 | Наука о живой природе. | Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. | Определяют основную и второстепенную информацию. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Принимают ценности природного мира. Знают основы экологической культуры | |
3 | 3 | Методы изучения природы. | Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Практическая работа № 1 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. | Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки. | Определяют основные методы биологических исследований. | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |
4 | 4 | Увеличительные приборы. | Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп Практическая работа № 2 Знакомство с оборудованием для научных исследований Практическая работа № 3 Устройство ручной лупы, светового микроскопа*. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Представление результатов самостоятельной работы. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. | |
5 | 5 | Живые клетки. | Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторная работа № 1 Строение клеток кожицы чешуи лука | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Представление результатов самостоятельной работы. | Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Испытывают эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Принимают ценности природного мира. | |
6 | 6 | Химический состав клетки. | Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Вещества и явления в окружающем мире Лабораторная работа № 2 Определение состава семян пшеницы. | Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. | Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Описывают особенности органических веществ: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, и их роль в клетке. | Умеют заменять термины определениями. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий. | Имеют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | |
7 | 7 | Великие естествоиспытатели | Великие естествоиспытатели. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Применяют методы информационного поиска. | Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | |
8 | 8 | Контрольная работа № 1 | Живой организм: строение и изучение | Контроль. Обобщение и систематизация знаний. | Определяют особенности строения и функционирования клеток. Умеют использовать приборы и оборудование для решения практических задач. | Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . Умеют заменять термины определениями. | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Следуют в своей деятельности нормам природоохранного и здоровьесберегающего поведения. | |
Фаза постановки и решения системы учебных задач | ||||||||||
Многообразие живых организмов | 14 ч | |||||||||
9 | 1 | Как развивалась жизнь на Земле. | Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Прослеживаю основные этапы развития жизни. | Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной задачи. | Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют слушать и слышать друг друга. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
10 | 2 | Разнообразие живого. | Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют слушать и слышать друг друга. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Знают основы экологической культуры. Принимают ценности природного мира | |
11 | 3 | Бактерии. | Бактерии, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. | Приводят примеры основных представителей царства бактерий. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков | |
12 | 4 | Грибы. | Грибы, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Приводят примеры основных представителей царства грибов. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и формулируют проблему | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения. | |
13 | 5 | Мхи. | Мхи, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Приводят примеры основных представителей мхов. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения. | Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения. | |
14 | 6 | Папоротники. | Папоротники, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий. | Приводят примеры основных представителей папоротников. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль папоротников в природе и жизни человека. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие. | |
15 | 7 | Голосеменные растения. | Голосеменные растения, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. | Приводят примеры основных представителей голосеменных растений.. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выполняют. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Осознают ответственность человека за общее благополучие. Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. | |
16 | 8 | Покрытосеменные растения. | Покрытосеменные растения, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Приводят примеры основных представителей покрытосеменных растений. Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину. Принимают ценности природного мира. | |
17 | 9 | Значение растений в природе и жизни человека. | Охрана живой природы. Красная книга. Культурные и дикорастущие растения | Коррекция знаний и способов действий. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Называют важнейшие сельскохозяйственные культуры. Осваивают навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга. | Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. | |
18 | 10 | Беспозвоночные | Беспозвоночные животные (насекомые, ракообразные, головоногие и пр.) характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных. Наблюдают и описывают внешний вид беспозвоночных, их рост, развитие, поведение, размножение. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | . Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном.Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Принимают ценности природного мира.Осознают ответственность человека за общее благополучие. | |
19 | 11 | Позвоночные. | Позвоночные животные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания | Коррекция знаний и способов действий. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности позвоночных животных. Наблюдают и описывают внешний вид позвоночных животных, их рост, развитие, поведение, размножение. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | |
20 | 12 | Значение животных в природе и жизни человека | Охрана живой природы. Красная книга. Домашние и дикие животные. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выявляют роль животных в природе, и их использование человеком, практическое значение. Показывают необходимость охраны животных. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. | |
21 | 13 | Обобщение | Практическая работа № 4 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных области | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию. Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений. | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. | Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира. | |
22 | 14 | Контрольная работа № 2 | Многообразие живых организмов | Коррекция знаний и способов действий. Контроль. Обобщение и систематизация знаний. | Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. | Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение. Испытывают эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. | |
Среда обитания живых организмов | 5 ч | |||||||||
23 | 1 | Три среды обитания. | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания Практическая работа № 5 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Выполняют учебно-познавательные действия. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
24 | 2 | Жизнь на разных материках. | Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Приводят примеры типичных обитателей материков. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. | Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования и упрощенного пересказа текста, с выделением существенной информации. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. Принимают ценности природного мира. | |
25 | 3 | Природные зоны. | Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Приводят примеры типичных обитателей природных зон. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Оценивают достигнутый результат. | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Принимают свою этническую принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России. | |
26 | 4 | Жизнь в морях и океанах | Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | Определение границы знания и незнания, фиксация задач. | Приводят примеры типичных обитателей различных водных сообществ. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для организмов обитающих в морях и океанах. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют и формулируют познавательную цель. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | Осознают ответственность человека за общее благополучие. | |
27 | 5 | Обобщение пройденного материала | Практическая работа № 6 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. | Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля. | Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Характеризуют природных зоны находящиеся на территории области. | Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков. Знают основы экологической культуры. | |
Рефлексивная фаза | ||||||||||
Человек на Земле | 7 ч | |||||||||
28 | 1 | Как человек появился на Земле. | Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Практическая работа № 7 Измерение своего роста и массы тела. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
29 | 2 | Как человек изменил Землю | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Анализируют последствия хозяйственной Выделяют и формулируют познавательную цель. деятельности человека в природе. | Анализируют условия и требования задачи. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Следуют в своей деятельности нормам природоохранного и нерасточительного поведения. | |
30 | 3 | Жизнь под угрозой. | Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. . | Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознают качество и уровень усвоения. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Умеют слушать и слышать друг друга. | Признают высокую ценности жизни во всех ее проявлениях. Знают основные принципы и правила отношения к природе. | |
Не станет ли Земля пустыней. | Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы. | Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Перечисляют важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. | Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выделяют и формулируют проблему. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. . | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Принимают ценности природного мира. Следуют в своей деятельности нормам природоохранного и нерасточительного поведения. | |||
31 | 4 | Здоровье человека и безопасность жизни | Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.. Практическая работа № 8 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | Обобщение и систематизация знаний. Коррекция знаний и способов действий. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. Знают правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения и простейшие способы оказания первой помощи | Определяют основную и второстепенную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Знают правила поведения в чрезвычайных ситуациях. | |
32 | 5 | Контрольная работа № 3 | Человек на земле | Контроль. Коррекция знаний и способов действий. | Описывают основные этапы антропогенеза. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Структурируют знания. Умеют заменять термины определениями. | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Принимают ценности природного мира. Признают высокую ценности жизни во всех ее проявлениях. | |
33 | 6 | Обобщение | Биология. Введение в биологию. | Обобщение и систематизация знаний. | Различают на живых объектах и таблицах животных и растений разных типов и классов, наиболее распространенных домашних животных и культурные растения, опасных для человека организмов. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. | Сличают свой способ действия с эталоном. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Следуют в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного и здоровьесберегающего поведения. | |
34 | Итоговая контрольная | Биология. Введение в биологию. | Развернутое оценивание. Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. | Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Знают основы экологической культуры. Осознают ответственность человека за общее благополучие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...