рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Сундукова Земфира Рамилевна

создана на основе авторской программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_7.odt37.72 КБ
Файл moy_kalendarno_-_tematicheskiy_plan.odt55.81 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник В. Б. Захаров, Н.И.  Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, в процессе изучения биологии,  основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

        • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

        • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами

        • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

        • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

        • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

 На начало учебного года обучающиеся должны иметь знания:

- основных биологических и экологических понятий;

- о биологии как науке;

- о клетке как единице живого;

- о способах питания и дыхания животных и растений;

- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания;

называть (приводить примеры):

- общие признаки живого организма;

- примеры природных и искусственных сообществ, приспособленности –

- растений к среде обитания;

характеризовать (описывать):

- строение и функции клеток растений и животных;

- деление клетки;

- строение и жизнедеятельность растительного и животного организмов;

- обмен веществ и превращение энергии;

- особенности питания растительных и животных организмов;

- размножение, рост и развитие растений и животных;

- среды обитания организмов, экологические факторы среды;

- природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений и животных в пищевой цепи, приспособленность растений и животных к жизни в сообществе;

обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

- взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов  и организма и среды как основу их целостности;

- роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

- необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

- ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

- организмы растений и животных;

- клетки, органы и системы органов растений и животных;

- наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных региона;

соблюдать правила:

- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

- проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

- поведения в природе;

- здорового образа жизни человека;

- выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

- излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

- использовать рисунки;

  • самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать:

- особенности жизни как формы существования материи;

- фундаментальные понятия биологии;

- о существовании эволюционной теории;

- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся.

  Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).  При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

  Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

 Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими лабораторных работ.

Критерии и нормы устного ответа по биологии.

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.        Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 Оценка «4» ставится, если ученик:

1.        Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.        Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.        Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.        Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5.        Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6.        Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.        Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.        При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.        Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.        Полностью не усвоил материал.

  Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.        Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.        Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.        Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5.        Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.        Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.        Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.        Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.        Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

  Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2.        Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3.        Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

4.        Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

  Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.        Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.        В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.        Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5.        Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

 Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.  

 Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция.    Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

 В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

 Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

 Программа включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

 Для достижения поставленных целей в процессе реализации данной рабочей программы по курсу биологии «Живой организм» использованы:

формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы и т.д.;

технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.;

методы мониторинга знаний и умений учащихся – тестирование, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью: В.Б.Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь.7 класс. - М.: Дрофа, 2013. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

 В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

 Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

 Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

 Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».

 Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств и средств Internet, реализуемых с помощью компьютера.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

70 ч/ год (2 час/ неделю)

Введение (3 часа).

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа).

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа).

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

■         Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

■        Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

■        Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.

Раздел 2. Царство Грибы (4 часа).

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа).

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов1. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы2, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.

■        Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

■        Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Строение плодового тела шляпочного гриба.

Тема 2.2. Лишайники (1 час).

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

■        Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

■        Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

■        Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

Раздел 3. Царство Растения (16 часов).

Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 часа).

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

■        Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2.  Подцарство Низшие растения (2 часа).

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

■        Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

■        Лабораторная работа

Строение спирогиры.

Тема 3.3. Подцарство Высшие растения (4 часа).

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

■        Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

■        Лабораторные и практические работы

Строение мха кукушкина льна.

Строение мха сфагнума.

Строение хвоща.

Строение папоротника.

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (2 часа).

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

■        Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

■        Лабораторная работа

Строение мужских и женских шишек. Пыльцы и семян сосны.

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов).

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■        Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

■        Лабораторные и практические работы

Строение шиповника.

Строение пшеницы.

■        Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

■        Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

Раздел 4. Царство Животные (37 часов).

Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час).

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа).

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

■        Демонстрация.  Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

■        Лабораторная работа

Строение инфузории-туфельки.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 час).

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

■        Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4. Двухслойные животные - кишечнополостные (3 часа).

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■        Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа.

■        Лабораторные работы

Внешнее строение пресноводной гидры.

Раздражимость и движение гидры.

Тема 4.5. Трехслойные животные - плоские черви (2 часа).

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■        Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6. Первичнополостные - круглые черви (1 час).

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

■        Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа).

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

■        Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

■   Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа).

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■        Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

■        Лабораторная работа

Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов).

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

■        Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

■        Лабораторные и практические работы

Внешнее строение речного рака.

Внешнее строение насекомого.

Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 час).

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час).

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■        Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа).

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

■        Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа).

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

■        Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

■        Лабораторная работа.

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа).

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■        Демонстрация.   Многообразие  пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа).

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■        Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

■        Лабораторная работа.

Внешнее строение птицы.

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа).

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

■        Демонстрация. Схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

■        Лабораторные и практические работы

Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов.

Изучение особенностей строения млекопитающих на муляже.

■   Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

■        Основные понятия.

Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация. Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом). Моллюски. Смешанная полость тела. Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость. Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела. Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

■         Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении. Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении. Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами. Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями. Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями. Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

Раздел 5. Царство Вирусы (2 часа).

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

■        Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

■        Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

■        Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение (1 час).

№ п/п

Тема раздела по программе

Количество часов

В том числе:

Рабочая программа

По Н. И. Сонину

Практические работы

Лабораторные работы



Предварительный просмотр:


Календарно – тематическое планирование

70 ч/ год (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Планируемые

результаты освоения

материала

Домашнее

задание

Дата

проведения урока

План

Факт

Введение (3 часа)

1

Мир живых организмов. Уровни организации жизни.

Называть основные царства живых организмов.

стр. 5 - 6, термины

2

Основные положения эволюционного учения Ч. Дар вина.

Перечислять факторы эволю ции.

стр. 6 - 9, термины

3

Систематика - наука о разнообразии и классификации живых организмов.

Объяснять значение классифи кации живых организмов.

Стр. 9 - 10, термины

РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3 ЧАСА)

ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 ЧАСА)

4/1

Царство Прокариот. Подцарство Настоящие бактерии.

Объяснять особенности бактериальной клетки (размеры, форма), передвижение, типы обмена веществ, черты приспособ ленности к переживанию неблагоприятных условий, размножение, роль в природных сообществах, в жизни человека. Выделять особенности строе ния и жизнедеятельности бак терий различных групп.

Стр. 12 – 16, термины

5/2

Подцарство Архебактерии.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности строения, жизнедеятельности метанобразующих бактерий и серобактерий, роль в природе.

Стр. 17

6/3

Подцарство Окси фотобактерии.

Объяснять особенности строения, питания, размножения, роль оксифотобактерий в природе и жизни человека.

Стр. 18 - 19

РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 ЧАСОВ)

ТЕМА 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (4 ЧАСА)

7/1

Царство Грибы.

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, ос новных органоидов грибной клетки. Знать общую характеристику, происхождение, особенности строения клеток грибов, особенности строения одноклеточных и многоклеточных гр ибов, их классификацию. Сравнивать грибы с растения ми и животными.

Стр. 22 - 25

8/2

Отдел Настоящие грибы.

Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора (Класс 3игомицеты)».

Лабораторная работа № 2 «Строение дрожжей (Класс Аскомицеты)».

Называть значение различных грибов в природе и жизни чело века. Распознавать и описывать представителей классов Хитридиомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты. Объяснять роль грибов в природе и в жизни че ловека.

Стр. 26 - 28

9/3

Отдел Настоящие грибы.

Лабораторная работа № 3 «Строение плодового тела шляпочного гриба (Класс Базидиомицеты)».

Приводить примеры шляпоч ных грибов, произрастающих в Бугульминском районе.

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпоч ные грибы.

Знать особенности представителей класс Базидиомицеты, Дейтеромицеты.

Стр. 28 - 30

10/4

Отдел Оомицеты.

Называть значение различных грибов в природе и жизни чело века.

Знать особенности представителей Оомицеты, их среду обитания, особенности строения грибов из рода Фитофтора, вред, наносимый культурным растениям.

Стр. 30

ТЕМА 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 ЧАС)

11/5

Отдел Лишайники.

Распознавать и описывать строение лишайника.

Объяснять роль лишайников в природе.

Выделять особенности строе ния и жизнедеятельности.

Знать многообраз ие видов, понятие о симбиозе, общая характеристика, разнообразие форм тела, особенности строения, питания как симбиотических организмов, роль в природе и практическое значение.

Стр. 32 - 35

РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 ЧАСОВ)

ТЕМА 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА РАСТЕНИЯ (2 ЧАСА)

12/1

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны.

Называть признаки царства Растения.

Распознавать отделы расте ний.

Различать и описывать низ шие и высшие растения.

Стр. 38

13/2

Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Называть признаки царства Растения.

Распознавать отделы расте ний.

Различать и описывать низ шие и высшие растения.

Стр. 38 - 39

ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (4 ЧАСА)

14/1

Отдел Водоросли как древнейшая группа растений.

Давать определение термину «низшие растения».

Распознавать и описывать строение водорослей.

Распознавать тип размножения у водорослей.

Выделять признаки водорос лей.

Называть отделы водорослей и места обитания.

Распознавать водоросли раз ных отделов.

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Стр. 40 - 44

15/2

Отдел Зеленые водоросли.

Лабораторная работа № 4 «Строение спирогиры».

Давать определение термину «низшие растения». Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. Выделять признаки водорос лей. Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли раз ных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Стр. 45

16/3

Отдел Красные водоросли (Багрянки).

Давать определение термину «низшие растения». Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. Выделять признаки водорос лей. Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли раз ных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Стр. 46

17/4

Отдел Бурые водоросли.

Давать определение термину «низшие растения». Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. Выделять признаки водорос лей. Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли раз ных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Стр. 47 - 48

ТЕМА 3.3. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (4 ЧАСА)

18/1

Общая характеристика высших споровых растений.

Давать определение термину «высшие споровые растения».

Знать происхождение и общую характеристику высших растений, особенности их организации и индивидуального развития как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями, классификация высших споровых растений.

Стр. 50 - 51

19/2

Отдел Моховидные.

Лабораторная работа № 5 «Строение мха кукушкина льна».

Лабораторная работа № 6 «Строение мха сфагнума».

Распознавать и описывать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления рас тений в связи с выходом на сушу. Знать особенности строения, жизне деятельности, распространения моховидных растений, их роль в природе.

Стр. 52 - 55

20/3

Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные.

Лабораторная работа № 7 «Строение хвоща».

Распознавать растения отде лов Плауновидные и Хвоще видные. Сравнивать хвощи и плауны. Знать особенности строения, жизне деятельности, распространения плауновидных и хвощевидных растений, их роль в природе.

Стр. 57 - 59

21/4

Отдел Папоротниковидные.

Лабораторная работа № 8 «Строение папоротника».

Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать строение папоротников. Знать особенности строения, жизне деятельности, распространения папоротниковидных растений, их роль в природе.

Стр. 61 - 64

ТЕМА 3.4. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 ЧАСА)

22/1

Семенные растения. Отдел Голосеменные.

Лабораторная работа № 9 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны».

Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития го лосеменных растений. Выделять особенности голосе менных растений. Знать происхождение и особенности организации голосеменных растений, строение тела, жизненные формы.

Стр. 66 - 69

23/2

Многообразие распространенность голосеменных растений, их роль в биоценозах и их практическое значение.

Приводить примеры голосе менных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.

Стр. 69 - 71

ТЕМА 3.5. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (6 ЧАСОВ)

24/1

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосе менных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покры тосеменных растений. Знать происхождение и особенности организации, строение тела, жизненные формы как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными растениями.

Стр. 73 - 79

25/2

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Класс Однодольные: основные семейства (2 семейства).

Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения се мейств класса Однодольные.

Стр. 80

26/3

Класс Однодольные.

Лабораторная работа № 10 «Строение пшеницы».

Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения се мейств класса Однодольные. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные расте ния.

Стр. 80

27/4

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Класс Двудольные: основные семейства (3 семейства) .

Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные.

Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные.

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения се мейств класса Двудольные.

Стр. 81 - 83

28/5

Класс Двудольные.

Лабораторная работа № 11 «Строение шиповника».

Называть классы покрытосе менных растений.

Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные.

Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные.

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения се мейств класса Двудольные.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные расте ния. Объяснять роль покрытосе менных растений в природе и в жизни человека.

Стр. 81 - 83. повторить ранее изученные темы

29/6

Что мы узнали о прокариотах, грибах и растениях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Повторить термины.

РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО  ЖИВОТНЫЕ (37  ЧАСОВ)

ТЕМА 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ЖИВОТНЫЕ (1 ЧАС)

30/1

Животный организм как целостная система. Систематика животных.

Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности живот ных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. Давать определение понятий «клетка», «ткань», «орган» и «система органов» животных, «одноклеточные», «многоклеточные», «беспозвоночные», «позвоночные». Иметь представление о нервной, эндокринной и иммунной регуляции жизнедеятельности животных, особенностях их жизнедеятельности, отличающих их от представителей других царств живой природы.

Стр. 88

ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 ЧАСА)

31/1

Общая характеристика подцарства Одноклеточные, или Простей шие. Тип Саркожгутиконосцы.

Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одно клеточных животных. Сравнивать по заданным кри териям простейших. Знать особенности организации клеток простейших, их специальные органоиды. Иметь представление о многообразии форм сар кодовых и жгутиковых, их роли в природе и жизни человека.

Стр. 89 - 97

32/2

Тип Инфузории.

Тип Споровики.

Лабораторная работа № 12 «Строение инфузории – туфельки».

Определять принадлежность простейших к типам. Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным кри териям простейших. Знать особенности строения, жизнедеятельности инфузорий как наиболее сложнооргани зованных простейших и спорови ков - паразитов человека и животных, мно гообразие их видов, роль в природе.

Стр. 89 - 97

ТЕМА 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (1 ЧАС)

33/1

Общая характеристика подцарства Многоклеточные. Тип Губки.

Называть признаки многокле точных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Иметь представление об особенности стро ения, жизнедеятельности клетки многоклеточного орга низма, типов симметрии многоклеточных животных и губок как прими тивных многоклеточных.

Стр. 99 - 102

ТЕМА 4.4. ДВУСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 ЧАСА)

34/1

Тип Кишечнополостные.

Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Распознавать животных типа Кишечнополостные. Сравнивать по заданным кри териям кишечнополостных. Знать особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с луче вой симметрией.

стр. 104

35/2

Классы: Гидроидные.

Лабораторная работа № 13 «Внешнее строение пресноводной гидры».

Лабораторная работа № 14 «Раздражимость, движение гидры».

Распознавать и описывать строение кишечнополостных.

Описывать процессы жизне деятельности. Выделять особенности кишеч нополостных.

Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополо стных в природе и в жизни че ловека. Сравнивать по заданным кри териям кишечнополостных.

Стр. 104 - 107

36/3

Классы Сцифоидные медузы и Коралло вые полипы.

Распознавать и описывать строение кишечнополостных.

Описывать процессы жизне деятельности. Выделять особенности кишеч нополостных.

Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополо стных в природе и в жизни че ловека

Стр. 108 - 110

ТЕМА 4.5. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ЧАСА)

37/1

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.

Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последователь ность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строе ния. Сравнивать строение пресно водной гидры и белой планарии. Знать общую характеристику, происхождение, основные классы плоских червей и класса Ресничные на примере планарии.

Стр. 112 - 114

38/2

Классы Сосальщики и Ленточные черви. Многообразие червей-паразитов, черты приспособленности к паразитизму.

Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Знать особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития сосальщиков и ленточных плоских червей, связанные с паразитизмом, их многообразие.

Стр. 115 - 117

ТЕМА 4.6. ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ  (1 ЧАС)

39/1

Тип Круглые черви (Нематоды).

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последователь ность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. Знать общую характеристику, происхождение, особенности организации круглых червей на примере аскариды челове ческой, многообразие видов.

Стр. 119 - 123

ТЕМА 4.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ЧАСА)

40/1

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 15 «Внешнее строение дождевого червя».

Распознавать и описывать представителей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. Знать особенности органи зации, размножения кольчатых червей на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве, роль в природе и практическое значение.

Стр. 125 - 127

41/2

Класс Многощетинковые.

Сравнивать классы кольчатых червей. Знать особенности строения, жизнедеятельности многощетинковых червей как наиболее сложноорганизован ных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их роль в природе и практическое значение.

Стр. 127 - 129

42/3

Класс Пиявки.

Знать особенности организации пиявок, связанные со средой обитания, роль в природе и жизни человека.

Стр. 130

ТЕМА 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ЧАСА)

43/1

Тип Моллюски:

Класс Брюхоногие (Улитки).

Лабораторная работа № 16 «Внешнее строение моллюсков».

Распознавать и описывать моллюсков. Описывать стадии развития моллюсков. Сравнивать строение моллю сков и кольчатых червей. Знать особенности строения, жизнедеятельности моллю сков как наиболее сложноорганизованных по сравне нию с кольчатыми червями, их происхождение, основные классы, черты приспособленности к среде обитания, роль в природе и жизни человека.

стр. 132 - 136

44/2

Класс Двустворчатые (Ракушки) моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.

Знать особенности организации двустворчатых и головоногих моллюсков, связанные со средой обитания, их роль в природе и жизни человека.

Стр. 137 - 141

ТЕМА 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 ЧАСОВ)

45/1

Тип Членистоногие.

Распознавать животных типа Членистоногие, их внешнее строение и многообра зие.

Объяснять происхождение членистоногих.

Выделять признаки животных типа Членистоногие.

Знать особенности организации, проис хождение, многообразие видов членистоногих, их классификацию.

Стр. 143

46/2

Класс Ракообразные.

Выявлять приспособления ра кообразных к среде обитания, образу жизни.

Распознавать на рисунках и описывать строение ракооб разных.Знать общую характеристику класса, многообразие видов, среды обитания, низших и выс ших раков, их различия, роль в природе и практическое значение.

Стр. 144 - 149

47/3

Лабораторная работа № 17 «Внешнее строение речного рака».

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать на рисунках и описывать строение ракооб разных.

Стр. 144 - 149

48/4

Класс Паукообразные.

Распознавать и описывать строение паука. Выявлять приспособления пау кообразных к среде обитания, образу жизни. Знать общую характеристику класса, многообразие видов, особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания, роль в природе и жизни человека.

Стр. 151 - 156

49/5

Класс Паукообразные.

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать и описывать строение паука.

Стр. 151 - 156

50/6

Класс Насекомые.

Лабораторная работа № 18 «Внешнее строение насекомого».

Распознавать и описывать строение насекомых.

Называть системы органов, органы и их функции.

Выявлять приспособления на секомых к среде обитания, об разу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих.

Стр. 158 - 165

51/7

Класс Насекомые: основные отря ды насекомых с неполным и полным превращением.

Приводить примеры насеко мых с различными типами раз вития. Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, оби тающих в Бугульминском районе. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека.

Стр. 165 - 168

ТЕМА 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ЧАС)

52/1

Тип Иглокожие.

Распознавать строение и пред ставителей иглокожих. Знать общую характеристику, происхождение, многообразие видов, основные классы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе, практическое значение.

Стр. 170 - 174

ТЕМА 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 ЧАС)

53/1

Тип Хордовые:

Подтип Бесчерепные. Подтип Оболочники.

Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хор довые. Знать общую характеристику, происхождение, классификация, особен ности организации типа Хордовые, подтипа Бесчерепные на примере ланцетника и Оболочники на примере асцидий.

Стр. 176

ТЕМА 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ) ЖИВОТНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ (2 ЧАСА)

54/1

Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы.

Лабораторная работа № 19 «Внешнее строение рыбы».

Называть системы органов, органы и их функции.

Знать общую характеристику рыб, их классификацию.

Стр. 177 - 182

55/2

Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы: отряды (подклассы) кост ных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и дво якодышащие.

Объяснять происхождение рыб. Выявлять особенности внеш него строения к среде обитания, образу жизни. Распознавать и описывать представителей хрящевых и костных рыб. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обита ния. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Объяснять роль хрящевых и костных рыб в природе и в жизни человека.

Стр. 183 - 187

ТЕМА 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 ЧАСА)

56/1

Класс Земноводные (Амфибии).

Лабораторная работа № 20 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Распознавать и описывать строение земноводных на при мере лягушки. Выявлять особенности внеш него строения к среде обитания, образу жизни. Знать общую характеристику земноводных как первых наземных позвоночных, их происхождение на основе сравнения с рыбами, особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития лягушки.

Стр. 189 - 196

57/2

Класс Земноводные (Амфибии): отряды Хвостатые Бесхвостые, Безногие.

Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхво стые и Хвостатые. Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. Знать многообразие видов земноводных, черты их приспособленности к среде обитания, роль в природе практическое значение.

Стр. 196 - 198

ТЕМА 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 ЧАСА)

58/1

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии).

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде оби тания, образу жизни.

Доказывать более сложное строение рептилий. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. Знать общую характеристику пресмыкающихся как настоя щих наземных позвоночных, их происхождение, особен ности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы.

Стр. 200 - 205

59/2

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии): отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи.

Вымершие группы пресмыкающихся.

Распознавать по рисункам представителей классов Пре смыкающиеся. Определять принадлежность к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Знать особенности строения, связанные со средой обитания, роль в природе и жизни человека.

Стр. 206

ТЕМА 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 ЧАСА)

60/1

Класс Птицы.

Лабораторная работа № 21 «Внешнее строение птицы».

Выделять особенности строе ния птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Знать общую характеристику птиц, их происхождение, особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися.

Стр. 208 - 210

61/2

Класс Птицы.

Распознавать и описывать органы и системы органов птиц. Выделять особенности строе ния птиц к полету. Знать особенности размножения и развития птиц, сезонные изменения в их жизни.

Стр. 210 - 216

62/3

Класс Птицы: экологические группы.

Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп. Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.

Стр. 218 - 225

63/4

Класс Птицы: роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домаш них и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в приро де и в жизни человека.

Стр. 225

ТЕМА 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 ЧАСА)

64/1

Класс Млекопитающие (Звери).

Распознавать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять происхождение млекопитающих.

Знать общую характеристику класса, происхождение, ос новные подклассы.

Стр. 227 - 233

65/2

Особенности организации млекопитающих на при мере плацентарных.

Практическая работа № 1 «Изучение особенностей строения млекопитающих на муляже».

Выделять особенности строе ния млекопитающих.

Называть и описывать органы размножения.

Описывать развитие детеныша млекопитающих.

Объяснять особенности размножения и разви тия млекопитающих на при мере плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных.

Стр. 234 - 239

66/3

Классификация, роль и охрана плацентарных млекопитающих. Домашние млекопитающие.

Экскурсия на природу «Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие».

Практическая работа № 2 «Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов».

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Знать экологическую роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре, основные отряды плацентарных млекопитающих, значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Иметь представление о роли домашних млекопитающих (крупного и мелкого рогатого скота и другие сельскохозяйственных животных).

Стр. 240 - 243

67/4

Подкласс Первозвери. Подкласс Сумчатые. Редкие виды млекопитающих и меры их охраны.

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Выявлять приспособления млекопитающих к среде обита ния, образу жизни. Знать общую характеристику, распространение, особенности строения, размножения первозверей на примере ехидны и утконоса и сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравне нию с плацентарными, их распространение. Иметь представление об охране ценных зверей.

Стр. 244 - 245

РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2ЧАСА)

68/1

Царство Вирусы.

Распознавать и описывать строение вируса.

Выделять особенности жизне деятельности вирусов.

Знать общую характеристику вирусов, историю их откры тия, строение вируса на примере вируса табачной моза ики, взаимодействия вируса и клетки.

Стр. 250 - 251

69/2

Вирусы - возбу дители опасных заболеваний человека, профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Объяснять роль вирусов в жизни человека.

Характеризовать меры профи лактики вирусных заболеваний.

Стр. 251 - 252

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ЧАС)

70/1

Что мы узнали о животных.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...