рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Сундукова Земфира Рамилевна

для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_11.odt37.53 КБ
Файл kalendarno.odt26.05 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии  «Общая биология 10 — 11 классы» авторов В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова,  (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010.) полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе и в 10 классе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: 

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  •  воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для:

  • оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
  • обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся 11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 11 класса ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Рабочая программа базового уровня в 11 классе рассчитана на изучение предмета 2 часа в неделю (68 ч). В учебный процесс включены 3 лабораторные работы и 7 практических работ. 

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействуют на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом

Данная программа реализована в учебнике: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сивоглазов. Биология. Общие закономерности: Учебник для 10-11 кл. образовательных учебных заведений.– М.: Дрофа, 2013

Изменения, внесенные в программу:

Программа И.Б.Агафоновой, В.И. Сивоглазова, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных классах в течении двух лет и рассчитана на 70  часов, в том числе в 10 классе – 36 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).По учебному плану школы на изучение биологии в 10-11 классах отводится по 2 часа в неделю, что создает условия для:

-более глубокого изучения теоретических и прикладных основ общей биологии, современных достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру (открытия в области генетики, молекулярной биологии, расшифровка генома человека);

-более качественной подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников и их профессиональному самоопределению;

-повышения биологической и экологической грамотности в области сохранения окружающей среды, биоразнообразия и здоровья человека.

Увеличение количества часов позволило выделить время на обобщение и систематизацию учебного материала.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать /понимать: 

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ естественного отбора и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических природы, веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Проверка и оценка знаний и умений учащихся.

  Результаты обучения  должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).  При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

  Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

 Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими лабораторных работ.

Критерии и нормы устного ответа по биологии.

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.        Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 Оценка «4» ставится, если ученик:

1.        Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.        Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.        Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.        Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5.        Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6.        Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.        Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.        При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.        Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.        Полностью не усвоил материал.

  Оценка выполнения лабораторных работ по биологии:

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.        Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.        Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.        Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5.        Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.        Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.        Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.        Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.        Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

  Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2.        Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3.        Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

4.        Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

  Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.        Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.        В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.        Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5.        Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
(70 ч/год, 2 часа в неделю, 2 ч. – резервное время)

Глава 4. Вид (34 часов).

Тема 4.1. История эволюционных идей. (6 часов).

 Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

 Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

 Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица.

 Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

 Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

 Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»; схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

 Лабораторные работы: 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (13 часов). 

 Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

 Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

 Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

 Лабораторные работы: 3.Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых.

 Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. Окрестности школы. Парк.

 Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

 Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Тема 4.3. Происхождение  жизни на Земле (7 часов).

 Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов бес позвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

 Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

 Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млеко питающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

 Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

 Демонстрация репродукций картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

Тема 4.4. Происхождение человека (8 часов).

 Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

 Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

 Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

 Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных.

 Практические работы: 1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

 Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

 Умения. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

Глава 5.  Экосистема (34 часов).

Тема 5.1. Экологические факторы (5 часа).

 Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

 Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе.

 Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы, учебно-опытный участок).

Тема 5.2. Структура экосистем (6 часов).

 История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

 Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

 Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

 Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

 Демонстрация карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

 Практические работы: 2. Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности. 3. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. 5. Решение экологических задач.

 Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

 Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (7 часа).

 Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

 Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

 Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

 Практические работы: 6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. 7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Тема 5.4.. Биосфера и человек (16 часов).

 Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

 Демонстрация примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

 Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

 Умения. Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.



Предварительный просмотр:


Календарно – тематическое планирование

70 ч/год (2 часа в неделю, 2 ч. – резервное время)

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения урока

план

факт

Глава 4. Вид (34 часа).

Тема 1. История эволюционных идей. (6 ч)

1

Вводный инструктаж по т/б. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея

Основные положения синтетической теории эволюции;

Пути и направлениях эволюции.

П. 4.1. (стр. 196 - 200), вопросы стр. 200

2

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты

Значение работ Ж. Б. Ламарка.

2 закона Ламарка.

Учение о градации организмов.

П. 4.2 (стр. 201 - 204)

3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Социально-экономические предпосылки.

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

П. 4.3 (стр. 205 - 209)

4

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Определенная и неопределенная изменчивость.

Бессознательный и методический отбор.

П. 4.4. (стр. 209 - 214)

5

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Борь за существование, ее формы.

Виды естественного отбора

П. 4.4. (стр. 214 - 217)

6

Борьба за существование и естественный отбор

Сущность и формы борьбы за существование.

П. 4.4. стр. 215 - 216

Тема 2. Современное эволюционное учение. (13 ч)

7/1

Вид, его критерии и структура.

Понятие вида.

Вид, его критерии (морфологический, генетический, физиологический, экологический, биохимический)

П. 4.5. (стр. 217 - 221)

8/2

Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

Описание особей вида по морфологическому критерию. Работа в группах по инструктивным карточкам.

Закончить работу в тетради

9/3

Популяция - структурная единица вида.

Ареал популяции.

Численность популяций и ее динамика.

Состав популяции.

П. 4.6. (стр. 221 - 225)

10/4

Популяция - единица эволюции.

Элементарные эволюционные явления.

Условия, необходимые для осуществления эволюции.

П. 4.7 (стр. 225 - 228)

11/5

Факторы эволюции.

Наследственная изменчивость.

Популяционные волны.

Изоляция.

П. 4.8. (стр. 228 - 232)

12/6

Естественный отбор.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

П. 4.9. (стр. 232 - 233)

13/7

Формы естественного отбора

Движущий, стабилизирующий  и дизруптивный отбор.

П. 4.9. (стр. 233 - 237)

14/8

Результаты эволюции. Приспособленность.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Проведение исследования: выявление приспособленности организмов к среде обитания.

П. 4.10 (стр. 238 - 246)

15/9

Видообразование -  результат  микроэволюции.

Способы видообразования.

Пути видообразования.

П. 4.11. (стр. 247 - )

16/

10

Сохранение многообразия видов.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Причины вымирания видов.

П. 4.12. (стр. 251 - 254)

17/

11

Доказательства эволюции органического мира.

Биологический прогресс и регресс.

Сравнительно-морфологические, эмбриологические, палеонтологические. биогеографические доказательства.

П. 4.13. (стр. 254 - 261)

18/

12

Пути достижения биологического прогресса.

Ароморфоз.

Идиоадаптация.

Общая дегенерация.

П. 4.12.

19/

13

Контрольная работа № 1 по теме «Эволюционное учение»

Тестирование

Выступление учащихся с заранее подготовленными рефератами, презентациями

Повторить ранее изученное

3. Развитие жизни на Земле. (7 ч).

20/1

Гипотезы происхождения жизни.

Отличительные признаки живого.

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

Основные гипотезы и теории.(креационизм, самозарождение, панспермия, стационарного состояния)

П. 4.14. (стр. 262 - 266)

21/2

Современные представления о возникновении жизни.

Теория биохимической эволюции Опарина.

П. 4.15 (стр. 266  - 273)

22/3

Развитие жизни в архейской эре.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Заполнение  таблицы              «Геохронологическая история Земли»

П. 4.16. (стр. 273 - 275)

23/4

Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах.

Эры и периоды – их характеристика.

Главные ароморфозы  ранней жизни.

Продолжение заполнения  таблицы       «Геохронологическая история Земли»

П. 4.16. (стр. 275 - 278)

24/5

Развитие жизни в мезозойской эре.

П. 4.16 (стр. 278 - 280)

25/6

Развитие жизни в кайнозойской эре.

П. 4.16. (стр. 280 - 281)

26/7

Контрольная работа № 2 на тему  «Происхождение и развитие жизни на Земле»

Тестовая работа.

Повторить ранее изученное

Тема 4. Происхождение человека (8 ч)

27/1

Гипотезы происхождения человека.

Проведение биологического исследования: анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

П. 4.17. (стр. 282 - 284)

28/2

Положение человека в системе животного мира.

Свойства, признаки доказывающие положение человека в системе животного мира.

Систематическое положение человека в отряде приматов.

П. 4.18. (стр. 285 - 289)

29/3

Эволюция приматов.

Сходство и отличие от человекообразных обезьян.

П. 4.18. (стр. 289 - 290)

30/4

Эволюция человека.

Древнейшие люди.

Архантропы – особенности строения, образ жизни.

 Составление таблицы «Этапы антропогенеза»

П. 4. 19 (стр. 290 - 295)

31/5

Древние люди.

Палеантропы, неандертальцы - особенности строения, образ жизни.

Составление таблицы «Этапы антропогенеза»

П. 4.19. (стр. 295)

32/6

Современный этап эволюции человека.

Неатропы - особенности строения, образ жизни.

Составление таблицы «Этапы антропогенеза»

П. 4.19. (стр. 295 - 296)

33/7

Человеческие расы.

Характеристика рас.

Расы и нация.

Происхождение рас.

Видовое единство человечества.

П. 4.20. (стр. 296 - 300)

34/8

Контрольная работа №3

«Происхождение человека».

тестирование

Вопросы стр. 300 - 301

Глава 5. Экология (34 ч)

Тема 1. Экологические факторы. (5 ч)

35/1

Организм и среда. Экологические факторы.

Задачи экологии.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

П. 5.1. (стр. – 304 - 308)

36/2

Абиотические факторы среды

Влияние факторов неживой природы на живые организмы.

П.5.2. (стр. 309 - )

37/3

Загрязняющие вещества. Интенсивность действия факторов среды.

Специфика воздействия на всё живое загрязняющих веществ.

Группы загрязняющих веществ.

Пределы выносливости живых организмов.

Записи в тетрадях

38/4

Биотические факторы среды.

Воздействие биотических факторов на живые организмы.

Взаимоотношения организмов.

П. 5.3. (стр. 313 - 319)

39/5

Лабораторная работа

«Выявление черт приспособленности организмов.»

Приспособленность организмов к факторам среды.

Записи в тетрадях

 Тема 2. Структура экосистемы (6 ч)

40/1

Структура экосистемы.

Видовая и пространственная структура экосистем.

П. 5.4.  (стр. 319 - 325)

41/2

Пищевые связи.

Проведение исследования: составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания).

П. 5.5. (стр. 326 - 329 - )

42/3

Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Составление схем круговорота веществ

П. 5.5. (стр. 326 - 329 - )

43/4

Причины устойчивости и смены экосистем.

Факторы, определяющих естественную смену биоценозов. Саморегуляция экосистем.

Проведение исследования: исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

П. 5.6. (стр. 330 - 332)

44/5

Влияние человека на экосистемы.

Проведение исследования: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

П. 5.7. (стр. 333 - 335)

Сообщения, доклады, рефераты.

45/6

Урок – семинар по теме влияние человека на экосистемы

Положительное и отрицательное влияние человека на экосистему.

Решение экологических задач.

Повторить П. 5.4 – 5.7

Тема 3. Биосфера( 7 ч)

46/1

Биосфера.

Биосфера - глобальная экосистема.

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Эволюция биосферы.

П. 5.8.

47/2

Структура. Косное вещество биосферы.

Границы биосферы.

Взаимосвязанные типы веществ в биосфере (живое, биогенное, косное, биокосное)

П. 5.8.

48/3

Структура. Живое вещество. Живые организмы.

Структура живого вещества.

Влияние живых организмов на биосферу.

П. 5.8. (стр. 336 - 339)

49/4

Роль живых организмов в биосфере.

Роль живого вещества в биосфере.

П. 5.9. (стр. 339 - 341)

50/5-6

Круговорот веществ в природе.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Круговорот воды.

Круговорот углерода.

П. 5. 9. (стр. 341 - 344)

51/7

Обобщение знаний по теме «Биосфера»

Тестовый контроль

повторение

Тема 4. Биосфера и человек. Ноосфера. (16 ч)

52/1

Введение «Биосфера и человек. Ноосфера».

Гомеостаз биосферы.

Деятельность человека - решающий фактор развития биосферы.

Записи в тетрадях

53/2

Воздействие на природу в процессе становления общества.

Роль человека в сохранении биологического равновесия.

П. 5.10. (стр. 344 - 351)

54/3

Природные ресурсы и их использование.

Ценность и необходимость природных ресурсов для нормальной жизнедеятельности человечества на Земле;

Ответственное  отношение к природе.

П. 5.10. (стр. 344 - 351) записи в тетрадях

55/4

Загрязнение воздуха.

Последствия хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

П. 5.11. (стр. 352 - 356)

56/5

Загрязнение пресных и морских вод.

57/6

Антропогенные изменения почвы

Важность сохранения почвы и ее плодородия;

Примеры последствий хозяйственной деятельности людей.

П. 5. 11. (стр. 357)

58/7

Влияние человека на растительный и животный мир.

Правила поведения в природной среде.

Проведение исследования: анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Записи в тетрадях, подготовить сообщения, рефераты.

59/8

Радиоактивное загрязнение биосферы.

Действие на организм ионизирующего излучения.

Последствия радиоактивных загрязнений биосферы.

В тетради

60/9

Пути решения экологических проблем.

Глобальные экологические проблемы  и пути их решения.

Решение экологических задач.

П. 5.12. (стр. 358 - 363)

61/

10

Сохранение природных экосистем

Природоохранная деятельность

П. 5.12. (стр. 363 – 364)

62/

11,

12

Изучение «Красной книги Оренбургской области»

Растительный и животный мир «Красной книги Оренбургской области»

63/

13

Бионика.

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники.

В тетради

64/

14

Роль биологических знаний в 21 веке.

Проблемы, связанные с будущим человечества в связи с его отношением к природе.

Доклады, рефераты.

65/

15

Значение общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей.

Решение экологических задач.

материал найти из дополнит. литературы

66/

16

Итоговая контрольная работа по курсу «Общая биология».

тестирование

тесты

67/1,2

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...