Урок – игра «Медико-генетическое консультирование»
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает захватывающее будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок – игра «Медико-генетическое консультирование» | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тавторкина И.В.
учитель биологии МОУ «Гимназия № 12»
г.о. Саранск
Урок – игра
«Медико-генетическое консультирование»
Цель урока: закрепить навыки решения задач по наследованию групп крови, признаков, сцепленных с полом.
Оборудование: таблицы, магнитная доска, динамические пособия.
Тип урока: закрепление знаний и умений.
Форма: урок-игра.
О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает захватывающее будущее.
1. Вступление учителя
(звучит музыка М. С. Баха)
Иоганн Себастьян Бах - знаменитый композитор начала 18 века - один из большой семьи Бахов, где в течение ряда поколений было много музыкантов. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.
Мы изучаем генетику, а ведь именно эта наука позволяет нам сказать, что музыкальные и другие способности могут передаваться по наследству. Но по наследству могут передаваться и болезни. На сегодняшний день известно около 5 тысяч наследственных заболеваний. Каждые 5 из 100 родившихся детей имеют генетически обусловленные дефекты.
В настоящее время люди, страдающие многими наследственными болезнями, не могут быть обреченными. Лечение не только возможно, но и достаточно эффективно, особенно на ранних стадиях.
Поэтому очень важным является выявление наследственных заболеваний, а в идеальном варианте - их прогнозирование.
Для прогнозирования вероятности появления наследственных заболеваний у детей по анализу генотипа семьи созданы медико-генетические консультации, роль которых постоянно растет. Ведь, благодаря им, многие семьи избавлены от несчастья иметь нездоровых детей.
К сожалению, у нас в Мордовии нет медико-генетических консультаций, но в Республиканском центре планирования семьи и репродукции работают 2 генетика-клинициста. Работы у них очень много. За этот год к ним обратились более 2,5 тысяч человек.
Сегодня мы с вами открываем свою медико-генетическую консультацию. Вы будете в роли врачей-генетиков. Хотелось бы, чтобы вы на себе почувствовали всю ответственность и значимость этой профессии. И, может быть, в будущем кто-то из вас свяжет свою жизнь с этой профессией.
Итак, начинаем. Сегодня у нас будут реальные посетители, а кроме того, на наш адрес пришло большое количество писем с вопросами.
Для начала я хотела бы задать вам несколько общих вопросов, которые часто возникают у людей.
1 Вопросы каждой группе
- Применимы ли законы наследственности к человеку? Какие специальные методы исследования генетики человека существуют?
- Какие факторы могут увеличивать вероятность появления у ребенка наследственного заболевания?
- В чем заключается опасность близкородственных браков?
- Возможно ли полное излечение наследственных аномалий у человека? Каковы возможности лечения?
2. Консультация по письмам.
Для начала каждая группа получает одно письмо, на которое должна ответить. Писем пришло очень много.
1)Я и мой сын дальтоники. Моя жена различает цвета нормально. Действительно ли мой сын унаследовал недостаток от меня?
2)Я и мой муж здоровы. Но фенилкетонурия наблюдалась у моего отца, а со стороны мужа -
у матери. Могут ли наши дети страдать фенилкетонурией?
3)Мой отец дальтоник. Я выхожу замуж за мужчину, отец которого тоже дальтоник. Каким
будет зрение у наших детей?
4)Я выхожу замуж за перепончатопалого мужчину. Могут ли наши дети унаследовать эту
патологию?
3. Консультация по обращениям посетителей.
У нас есть посетители. Им слово. Если у вас будут вопросы к Артуру, то можете их задать.
1) Посетитель: Меня очень взволновало известие о том, что сестра моей невесты родила мальчика гемофилика. Я очень беспокоюсь о здоровье своих будущих детей.
Вероятные вопросы: - Вы сами здоровы? Были и в вашем роду гемофилики? Родственники вашей невесты болели гемофилией?
На доске записывается схема решения задачи.
На магнитной доске также с помощью динамических пособий составляется схема.
Дополнительные вопросы:
- Что такое гемофилия?
- Почему гемофилией чаще страдают мужчины?
2) Посетительница: Здравствуйте. Узнала, что у вас сегодня консультация и скорее к вам. Я работаю в маленькой сельской больнице. Вчера к нам одно временно привезли 2 женщин. Обе они были слабы, беспомощны, без конца теряли сознание. Мы проявили немало терпения, и почти одновременно появились на свет у одной девочка, а у другой мальчик. Наконец, все заснули крепким сном. А утром я обнаружила, что бирочки у детей не закреплены. Что же мне делать'? Конечно, медработники могут узнать, кто у кого родился, но не хочется признаваться им в своей халатности. У первой пары - 1 и 4 группа. У второй пары - 2 и 3 группа.
3) В роддоме находится женщина, у которой родился внебрачный ребенок. Юная мама собирается обратиться в суд для признания отцовства.
Сегодня она обращается к нам с просьбой помочь ей доказать, что один из ее знакомых мужчин является отцом ее ребенка.
У женщины - 3 группа крови, у мужчины - 1, у ребенка - 4.
Дополнительные вопросы:
Является ли мужчина отцом ребенка?
Мужчина, с какой группой крови может быть отцом ребенка? Можно ли только на основании определения групп крови установить отцовство?
4) Врач женской консультации рассказала мне, что в прошлом году в одном из московских роддомов появились на свет необычные близнецы - белый и черный. Честно говоря, я ей не поверила. Разве такое возможно?
Дополнительные вопросы:
Какой цвет кожи имели родители?
Что такое полимерия?
Укажите генотипы родителей и генотипы черного и белого ребенка.
- Родители здоровы, но их первый сын оказался дальтоником и альбиносом. Они с волнением ожидают рождения второго ребенка.
Вопросы для каждой группы:
Какова вероятность рождения в этой семье второго сына с двумя аномалиями? Какова вероятность рождения сына с одной аномалией? Какова вероятность рождения дочери с аномалией? Какова вероятность рождения здорового ребенка?
Заключение
Итак, уважаемые генетики, у меня к вам последний вопрос: Кому идти к генетику и когда следует к нему обращаться?
Обязательно должны посетить поликлинику пары, у которых уже есть больной ребенок; пары, которые знают о каких-либо наследственных заболеваниях или врожденных пороках у себя или родственников; супруги, находящиеся в отношениях близкого кровного родства; пары, решившие родить ребенка в зрелом возрасте.
Медико-генетические консультации играют большую роль в снижении частоты недугов и избавляют многие семьи от несчастья иметь нездоровых детей. Спасибо всем за участие в нашей консультации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок: Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование.
Урок «Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование» можно предложить как обобщающий к теме «Генетика человека» 10 класс или «Эволюционная генетика» ...
Урок по теме "Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование"
Тема урока:Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование. Форма проведения: деловая игра.Данный урок можно провести как обобщающий в теме «Генетик...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Медико-генетическое консультирование
деловая игра по анатомии...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Методическая разработка "Медико-генетическое консультирование"
Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека"...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...