Открытый урок по биологии в 11 классе по теме "Факторы, определяющие здоровье человека"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Лютикова Галина Владимировна

Факторы, определяющие здоровье человека.

Урок биологии в 11 классе.

Цель урока: Дать представление о том, что такое  здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми; приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Оборудование: тесты, доска с таблицей для заполнения «факторы здоровья», экран, мультимедийный проектор, презентации учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы, определяющие здоровье человека.

Урок биологии в 11 классе.

Цель урока: Дать представление о том, что такое  здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми; приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Оборудование: тесты, доска с таблицей для заполнения «факторы здоровья», экран, мультимедийный проектор, презентации учащихся.

Ход урока

1.Организационный момент. Здравствуйте ребята! Садитесь! Я с вами поздоровалась – это значит, что я пожелала вам всем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда ,когда его теряем!

И сегодня у нас с вами необычный урок, сегодня мы попытаемся вывести формулу сохранения здоровья.

2.Изучение новой темы. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Ещё в 19 веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».

Поэтому прежде чем нам говорить о здоровье, давайте уточним, что же такое здоровье?

Здоровье – это широкое понятие, включающее несколько составляющих: физическое здоровье, психическое и репродуктивное.

Физическое здоровье – это общее состояние организма, характер взаимодействия всех его систем.

Психическое здоровье – состояние психики человека, прежде всего центральной нервной системы.

Репродуктивное здоровье – это состояние репродуктивной системы, от которой зависит не только появление здорового потомства, но и качество его наследуемых признаков. Поэтому забота о своём  здоровье. Здоровье родных и близких, всех окружающих людей является гарантией здоровья общества и всего народа.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, социального и психического благополучия.

Здоровье человека зависит от целого комплекса определённых факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни индивида, его привычек и пристрастий.

Именно сегодня, медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков. Остальные 85%  в руках самого человека.

Как сохранить и укрепить здоровье в современном мире? В этом случае вступает в силу древняя мудрость: «Помоги себе сам», т.е. веди здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни – это оптимальная организация своей жизнедеятельности изо дня в день; это поведение человека, обеспечивающее его собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

Что будет включать в себя система здорового образа жизни?

  • Режим дня (сообщение уч-ся)
  • Питание (сообщение уч-ся)
  • Гигиена  (сообщение уч-ся)
  • Двигательная активность (сообщение  уч-ся)
  • Чередование труда и отдыха от умственной и физической работы              (сообщение уч-ся).

Заполнение таблицы «Факторы здоровья» идёт параллельно сообщениям.

Говоря о здоровье, обязательно нужно вспомнить о стрессах. Они  подстерегают нас на каждом шагу. Резкое пробуждение, подъём – это уже стресс. Уроки – тоже стресс. Ругают родители, учителя, поссорились с друзьями…

Давайте определим своё физическое состояние с помощью опросника:

  1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.
  2. В последнее время меня раздражают вещи, к которым я раньше относился спокойно.
  3. Я стал вялым и безразличным.
  4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые нужно сделать сегодня.
  5. В последнее время мне стало труднее учиться.
  6. У меня ровный и спокойный характер.
  7. Меня мучают боли в висках и во лбу.
  8. У меня бывают приступы сердцебиения.
  9. Мне трудно сосредоточиться на задании.
  10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.
  11. У меня часто болит голова.
  12. Моя учёба и увлечения мне перестали нравиться.
  13. Я постоянно хочу спать днём.
  14. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.
  15. Мне нравится работать в коллективе.
  16. Я с удовольствием прихожу в школу.
  17. Я плохо сплю.
  18. Я всё время чувствую усталость.

Посчитай баллы

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

+

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

-

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

Если получилось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы хронического утомления.

Нужно учиться избегать утомления, нервных стрессов, быть бодрыми и работоспособными. Не нужно зацикливаться  на своих неприятностях! Вспомнить нужно то хорошее, что подарила нам жизнь. (заполнение таблицы)

Есть ещё замечательное средство от стресса – это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь. (ученик поет песню под гитару из м/ф «Бременские музыканты»)

               (аплодисменты)

Ваши аплодисменты – это не только благодарность певцу, но ещё и массаж  ваших внутренних органов. Доказано, чем больше аплодисментов в зале, тем лучше настроение у зрителей. Поэтому многие артисты перед выступлением просят зрителей поаплодировать.

Итак, положительные факторы здоровья: активный образ жизни, правильное питание, хорошая экологическая обстановка, режим дня, гигиена, хорошее настроение, закаливание, занятие спортом.

Поскольку человек живёт в обществе, на него действует окружающая его социальная среда. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным. К сожалению, физический, психологический, моральный и экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, наркомания и табакокурение.

Каково влияние на организм вредных привычек?

Презентации учащихся:

  • Курение
  • Алкоголь
  • Наркомания

Заканчиваем заполнение таблицы.

Вот мы разработали факторы, определяющие здоровье человека. Какой можно сделать вывод? Как закончить  фразу «Формула здоровья – это…».

Д/З п.18

И в заключение я вам предлагаю тест.

Сколько лет тебе отпущено природой

  1. Если ты юноша, вычти из 72 цифру 3. Девочкам надо добавить  к 72 цифру 4 (они живу т в среднем на 7 лет больше).
  2. Если ты живёшь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.
  3. Если ты живёшь в населённом пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.
  4. Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим – прибавь 3 года.
  5. Если занимаешься спортом пять раз в неделю, хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если 2-3 раза  - прибавь2 года.
  6. Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти 5 лет.
  7. Если ты постоянно спишь более 10 часов в сутки, вычти 4 года, если 7-8, ничего не вычитай.
  8. Если ты плохо спишь, отними  3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон, - признак плохого кровообращения.
  9. Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный – добавь 3 года.
  10. Если ты счастлив, -  добавь 1 год, если нет – отними 2 года.
  11. Если собираешься получить среднее образование, -добавь 1 год, если высшее, -2 года.
  12. Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта, рака…), вычти 4 года.
  13. Если ты выкуриваешь более пачки сигарет в день, отними 8 лет, если пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года.
  14. Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.
  15. Если твой вес по сравнению с нормальным весом превышает на 20 кг., вычти 8 лет, если на 10-15кг. – 4 года, если на 5-10 – 2 года.

Число,  которое получилось в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"

разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Открытый урок по биологии 6 класс на тему:"Каменный уголь" на конкурс "Учитель года -2014"

Открытый урок по биологии 6 класс на тему: "Каменный уголь"...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

Открытый урок по биологии 6 класса Повторение темы «Жизнедеятельность организмов»

технологическая карта урока по ФГОС. УМК "Линия жизни" Пасечник. изд. "Просвещение"...

Открытый урок физики в 8 классе «влияние влажности воздуха на здоровье человека»

Цель: Знакомство с физической величиной:       влажность воздуха. Задачи: Познакомиться с понятием влажность воздуха, выяснить от каких параметров она зависит, как вычисл...