Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему

Планирование учебного материалла по биологии в 11 классе, профильный курс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа
п.г.т. Мирный муниципального района Красноярский
Самарской области.

УТВЕРЖДАЮ                                                                              СОГЛАСОВАНО

Директор ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный                                     Зам. директора по УВР        

_______________М.А. Пучко                                                  _______Н.А. Кучкина

"______"_августа_2014 г.                                                            "_____"августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

«Общая биология».

(профильный уровень)

11 класс.

                                                                   

  Составитель: учитель биологии

Баёнова Любовь Германовна

2014 – 2015 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по биологии составлена с учетом стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова (программа  изменена и переработана с учетом особенностей школы и наличия учебно-методической литературы). Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:                            проверочных работ – 4
контрольных работ – 2
 лабораторных работ - 3

Преподавание курса ориентировано на использование учебного  и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Стандарт основного общего образования по биологии (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089). Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана – Граф, 2007.
  2. Примерная программа основного общего образования по биологии. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана – Граф, 2007.
  3. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.
  4. Учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. Биология: Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учебник для профильного уровня. - М.: Дрофа, 2008.
  5. Дополнительная литература:
  • Программно-методические материалы: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  • Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ: www.bio.nature.ru - научные новости биологии
    www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
    http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    http://obi.img.ras.ru – База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с законом «Об образовании», Уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Тематическое  планирование

N

Темы (глава).

Количество часов

1

Введение.

1

2

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

28

3

Биологические последствия приспособлений. Макроэволюция.

8

4

Развитие жизни на Земле.

8

5

Происхождение человека.

10

6

Биосфера, её структура и функции.

6

7

Жизнь в сообществах. Основы экологии.

22

8

Биосфера и человек. Ноосфера.

12

9

Бионика

5

Резерв времени

5

Всего часов:

105

Календарно-тематическое планирование

Содержание

Дата

1

Введение. Учение об эволюции органического мира.

Тема: Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

1

История представлений о развитии жизни на Земле. Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни

2

Система органической природы. К. Линнея

3

Развитие эволюционных идей.

4

Эволюционная теория Ж-Б. Ламарка.

5

Обобщающий урок. История представлений о развитии жизни на Земле в до- дарвиновский период.

6

Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина.

7

Экспедиционный материал Ч. Дарвина.

8

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

9

Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе.

10

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

11

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование и естественный  отбор.

12

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов.

13

Обобщающий урок.

14

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция. Вид. Критерии и структура.

15

Лабораторная работа № 1. «Изучение морфологического критерия вида».

16

Эволюционная роль мутаций

17

Генетическая стабильность популяций.

18

Генетические  процессы в  популяциях.

19

Формы естественного  отбора.

20-21

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного  отбора.

22

Относительный характер приспособленности организмов.

23

Лабораторная работа № 2. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного  отбора.

24-25

Видообразование  как результат микроэволюции.

26-27

Семинар по теме «Эволюционная роль и значение естественного  отбора».

28

Контрольная работа № 1, по теме «Эволюционное учение».

Знать/понимать основные положения синтетической теории эволюции;

Учение о путях и направлениях эволюции;

Определение вида и экосистем (структура);

Сущность биологических процессов и явлений, таких как  действие искусственного и различных видов естественного отбора, географического и экологического видообразования, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяций, формирование приспособленности к среде обитания.

Уметь объяснять эволюцию вида.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций движущих сил эволюции.

Описывать  особей вида по морфологическому критерию;

Выявлять приспособления у видов к среде обитания;

Сравнивать формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования и делать выводы на основе сравнения.

Тема: Биологические последствия приспособлений. Макроэволюция.

1

Введение в проблему «Биологические последствия приспособлений. Макроэволюция».

2

Пути достижения биологического прогресса. Арогенез.

3

Главное направление прогрессивной эволюции. Аллогенез. Катагенез.

4

Лабораторная работа № 3. «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций  у насекомых».

5

Основные закономерности биологической эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Гомологичные и аналогичные органы.

6

Правила эволюции.

7

8

Обобщающие  уроки.

Обобщающие  уроки. Проверочная работа.

Знать/ уметь

Устанавливать взаимосвязи строения и функций  путей и направлений эволюции;

Выявлять ароморфозы и идиоадаптаций у растений и животных;

Сравнивать пути и направления эволюции, микро- и макроэволюцию и делать выводы на основе сравнения.

Тема: Развитие жизни на Земле.

1

Введение в изучение темы: «Развитие жизни на Земле».

2

Развитие жизни в архейской эре

3

Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эре.

4

Выход растений и животных на сушу на протяжении и палеозойской эры.

5

Развитие жизни в мезозойской эре.

6

Обобщение знаний о развитии жизни на протяжении первых 4 эр в истории Земли.

7

Развитие жизни в кайнозойской эре.

8

Семинар на тему  «Эволюционное развитие растений и животных в истории Земли».

Знать/понимать 

Сущность биологических процессов и явлений, таких как  эволюция биосферы. Умение ориентироваться в эволюционных процессах различных эр.

Тема: Происхождение человека.

1

Введение в изучение темы: «Происхождение человека».

2

Положение человека в системе животного мира.

3

Эволюция приматов.

4

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

5

Стадии эволюции человека. Древние люди.

6

Стадии эволюции человека.  Первые современные люди.

7

Современный этап эволюции человека.  

8

Расы. Антинаучная сущность расизма и социал-дарвинизма.

9-10

Обобщающие  уроки. Проверочная работа.

Знать/понимать основные положения теории антропогенеза;

Гипотезы происхождения человека;

Уметь объяснять. Эволюцию человека. Единства человеческих рас;

Анализировать и оценивать: Различные гипотезы происхождения человека, человеческих рас.

Тема: Биосфера, её структура и функции.

1

Введение в изучение темы: «Взаимоотношение организма и среды».

2

Биосфера, её структура. Косное вещество биосферы.

3

Структура биосферы. Живые организмы. Живое вещество.

4-5

Круговорот веществ в природе.

6

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Знать/понимать 

Сущность биологических процессов и явлений, таких как  Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

Уметь объяснять. Эволюцию биосферы.

Составлять схемы пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети).

Тема: Жизнь в сообществах. Основы экологии.

1

Введение в проблему «Жизнь в сообществах. Основы экологии».

2

История формирования сообществ живых организмов.

3

Биогеография. Основные биомы суши. Неоарктическая и палеоарктическая области.

4

Основные биомы суши. Восточная и Неотропическая области.

5

Основные биомы суши. Эфиопская и Австралийская области.

6-7

Семинар на тему  «Основные биомы суши».

8

Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы.

9

Абиотические факторы среды. Температура. Свет.

10

Абиотические факторы среды. Влажность. Ионизирующее излучение.

11

Абиотические факторы среды. Загрязняющие вещества.  Интенсивность действия факторов среды.

12

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

13

Обобщающий урок по абиотическим  факторам.

14

Биотические факторы среды.

15

Цепи питания. Правила экологических пирамид.

16

Смена биогеоценозов.

17

Семинар на тему  «Роль биологических факторов в смене  биогеоценозов».

18

Взаимоотношения между  организмами.

19

Позитивные отношения – симбиоз, его формы.

20

Антибиотические отношения: конкуренция, хищничество, паразитизм.

21

Нейтрализм. Целостность экологических систем. Устойчивость экосистем. Смена экологических сообществ.

22

Обобщающий урок. Проверочная работа.

Знать/понимать основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере. Правило экологической пирамиды;

Уметь объяснять. Устойчивость, саморегуляцию, саморазвитие и смену экосистем;

Описывать экосистемы и агросистемы своей местности;

Выявлять абиотические и биотические компоненты экосистемы;

Взаимосвязи организмов в экосистеме.

Тема: Биосфера и человек. Ноосфера.

1

Введение в изучение темы: «Биосфера и человек. Ноосфера».

2

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

3

Природные ресурсы и их использование.

4

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха, пресных и морских вод.

5

Антропогенные изменения почвы.

6

Влияние человека на растительный и животный мир.

7

Радиоактивные загрязнения биосферы.

8-9

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

10-11

Семинар на тему  «Биосфера и человек. Ноосфера».

12

Контрольная работа № 2, по теме «Основы экологии».

Знать/уметь объяснять. Влияние мутагенов на организм человека. Необходимость сохранения многообразия видов;

Выявлять. Источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

Антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

Анализировать и оценивать. Глобальные антропогенные изменения в биосфере;

 Этические аспекты современных исследований в биологической науке;

Тема: Бионика.

1-2

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники.

3

Заключительный. Роль биологических знаний в 21 веке.

4-5

Итоговые занятия на тему «Значение общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей».

Резерв времени 5 часов. Экскурсия на завод по переработке вторичного сырья. Отчёт по экскурсии. Или повторение.

Знать/понимать на протяжении всего курса «Общая биология»

Строение одноклеточных и многоклеточных организмов;

Современную биологическую терминологию и символику;

Решать задачи разной сложности по биологии;

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;
  • современную биологическую терминологию и символику;


уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания;
  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;


использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни
для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Темы проектов и рефератов:

  1. Методы познания живой природы.
  2. Генетическая инженерия: генодиагностика и генотерапия заболеваний человекаи животных.
  3. Клеточные технологии.
  4. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине.
  5. Клонирование растений и животных.
  6. Перспективы создания тканей и органов человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...