Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему
Планирование учебного материалла по биологии в 11 классе, профильный курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование по биологии в профельной группе 11 класс | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа
п.г.т. Мирный муниципального района Красноярский
Самарской области.
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный Зам. директора по УВР
_______________М.А. Пучко _______Н.А. Кучкина
"______"_августа_2014 г. "_____"августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Общая биология».
(профильный уровень)
11 класс.
Составитель: учитель биологии
Баёнова Любовь Германовна
2014 – 2015 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по биологии составлена с учетом стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова (программа изменена и переработана с учетом особенностей школы и наличия учебно-методической литературы). Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: проверочных работ – 4
контрольных работ – 2
лабораторных работ - 3
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Стандарт основного общего образования по биологии (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089). Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана – Граф, 2007.
- Примерная программа основного общего образования по биологии. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана – Граф, 2007.
- Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.
- Учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. Биология: Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учебник для профильного уровня. - М.: Дрофа, 2008.
- Дополнительная литература:
- Программно-методические материалы: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2005.
- Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ: www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://obi.img.ras.ru – База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с законом «Об образовании», Уставом и локальными актами образовательного учреждения.
Тематическое планирование
N | Темы (глава). | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение. | 28 |
3 | Биологические последствия приспособлений. Макроэволюция. | 8 |
4 | Развитие жизни на Земле. | 8 |
5 | Происхождение человека. | 10 |
6 | Биосфера, её структура и функции. | 6 |
7 | Жизнь в сообществах. Основы экологии. | 22 |
8 | Биосфера и человек. Ноосфера. | 12 |
9 | Бионика | 5 |
Резерв времени | 5 | |
Всего часов: | 105 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание | Дата |
1 | Введение. Учение об эволюции органического мира. | |
Тема: Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение. | ||
1 | История представлений о развитии жизни на Земле. Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни | |
2 | Система органической природы. К. Линнея | |
3 | Развитие эволюционных идей. | |
4 | Эволюционная теория Ж-Б. Ламарка. | |
5 | Обобщающий урок. История представлений о развитии жизни на Земле в до- дарвиновский период. | |
6 | Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина. | |
7 | Экспедиционный материал Ч. Дарвина. | |
8 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. | |
9 | Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе. | |
10 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. | |
11 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование и естественный отбор. | |
12 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов. | |
13 | Обобщающий урок. | |
14 | Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция. Вид. Критерии и структура. | |
15 | Лабораторная работа № 1. «Изучение морфологического критерия вида». | |
16 | Эволюционная роль мутаций | |
17 | Генетическая стабильность популяций. | |
18 | Генетические процессы в популяциях. | |
19 | Формы естественного отбора. | |
20-21 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | |
22 | Относительный характер приспособленности организмов. | |
23 | Лабораторная работа № 2. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | |
24-25 | Видообразование как результат микроэволюции. | |
26-27 | Семинар по теме «Эволюционная роль и значение естественного отбора». | |
28 | Контрольная работа № 1, по теме «Эволюционное учение». | |
Знать/понимать основные положения синтетической теории эволюции; Учение о путях и направлениях эволюции; Определение вида и экосистем (структура); Сущность биологических процессов и явлений, таких как действие искусственного и различных видов естественного отбора, географического и экологического видообразования, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяций, формирование приспособленности к среде обитания. Уметь объяснять эволюцию вида. Устанавливать взаимосвязи строения и функций движущих сил эволюции. Описывать особей вида по морфологическому критерию; Выявлять приспособления у видов к среде обитания; Сравнивать формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования и делать выводы на основе сравнения. | ||
Тема: Биологические последствия приспособлений. Макроэволюция. | ||
1 | Введение в проблему «Биологические последствия приспособлений. Макроэволюция». | |
2 | Пути достижения биологического прогресса. Арогенез. | |
3 | Главное направление прогрессивной эволюции. Аллогенез. Катагенез. | |
4 | Лабораторная работа № 3. «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых». | |
5 | Основные закономерности биологической эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Гомологичные и аналогичные органы. | |
6 | Правила эволюции. | |
7 8 | Обобщающие уроки. Обобщающие уроки. Проверочная работа. | |
Знать/ уметь Устанавливать взаимосвязи строения и функций путей и направлений эволюции; Выявлять ароморфозы и идиоадаптаций у растений и животных; Сравнивать пути и направления эволюции, микро- и макроэволюцию и делать выводы на основе сравнения. | ||
Тема: Развитие жизни на Земле. | ||
1 | Введение в изучение темы: «Развитие жизни на Земле». | |
2 | Развитие жизни в архейской эре | |
3 | Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эре. | |
4 | Выход растений и животных на сушу на протяжении и палеозойской эры. | |
5 | Развитие жизни в мезозойской эре. | |
6 | Обобщение знаний о развитии жизни на протяжении первых 4 эр в истории Земли. | |
7 | Развитие жизни в кайнозойской эре. | |
8 | Семинар на тему «Эволюционное развитие растений и животных в истории Земли». | |
Знать/понимать Сущность биологических процессов и явлений, таких как эволюция биосферы. Умение ориентироваться в эволюционных процессах различных эр. | ||
Тема: Происхождение человека. | ||
1 | Введение в изучение темы: «Происхождение человека». | |
2 | Положение человека в системе животного мира. | |
3 | Эволюция приматов. | |
4 | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. | |
5 | Стадии эволюции человека. Древние люди. | |
6 | Стадии эволюции человека. Первые современные люди. | |
7 | Современный этап эволюции человека. | |
8 | Расы. Антинаучная сущность расизма и социал-дарвинизма. | |
9-10 | Обобщающие уроки. Проверочная работа. | |
Знать/понимать основные положения теории антропогенеза; Гипотезы происхождения человека; Уметь объяснять. Эволюцию человека. Единства человеческих рас; Анализировать и оценивать: Различные гипотезы происхождения человека, человеческих рас. | ||
Тема: Биосфера, её структура и функции. | ||
1 | Введение в изучение темы: «Взаимоотношение организма и среды». | |
2 | Биосфера, её структура. Косное вещество биосферы. | |
3 | Структура биосферы. Живые организмы. Живое вещество. | |
4-5 | Круговорот веществ в природе. | |
6 | Обобщающий урок. Проверочная работа. | |
Знать/понимать Сущность биологических процессов и явлений, таких как Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; Уметь объяснять. Эволюцию биосферы. Составлять схемы пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети). | ||
Тема: Жизнь в сообществах. Основы экологии. | ||
1 | Введение в проблему «Жизнь в сообществах. Основы экологии». | |
2 | История формирования сообществ живых организмов. | |
3 | Биогеография. Основные биомы суши. Неоарктическая и палеоарктическая области. | |
4 | Основные биомы суши. Восточная и Неотропическая области. | |
5 | Основные биомы суши. Эфиопская и Австралийская области. | |
6-7 | Семинар на тему «Основные биомы суши». | |
8 | Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы. | |
9 | Абиотические факторы среды. Температура. Свет. | |
10 | Абиотические факторы среды. Влажность. Ионизирующее излучение. | |
11 | Абиотические факторы среды. Загрязняющие вещества. Интенсивность действия факторов среды. | |
12 | Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. | |
13 | Обобщающий урок по абиотическим факторам. | |
14 | Биотические факторы среды. | |
15 | Цепи питания. Правила экологических пирамид. | |
16 | Смена биогеоценозов. | |
17 | Семинар на тему «Роль биологических факторов в смене биогеоценозов». | |
18 | Взаимоотношения между организмами. | |
19 | Позитивные отношения – симбиоз, его формы. | |
20 | Антибиотические отношения: конкуренция, хищничество, паразитизм. | |
21 | Нейтрализм. Целостность экологических систем. Устойчивость экосистем. Смена экологических сообществ. | |
22 | Обобщающий урок. Проверочная работа. | |
Знать/понимать основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере. Правило экологической пирамиды; Уметь объяснять. Устойчивость, саморегуляцию, саморазвитие и смену экосистем; Описывать экосистемы и агросистемы своей местности; Выявлять абиотические и биотические компоненты экосистемы; Взаимосвязи организмов в экосистеме. | ||
Тема: Биосфера и человек. Ноосфера. | ||
1 | Введение в изучение темы: «Биосфера и человек. Ноосфера». | |
2 | Воздействие человека на природу в процессе становления общества. | |
3 | Природные ресурсы и их использование. | |
4 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха, пресных и морских вод. | |
5 | Антропогенные изменения почвы. | |
6 | Влияние человека на растительный и животный мир. | |
7 | Радиоактивные загрязнения биосферы. | |
8-9 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. | |
10-11 | Семинар на тему «Биосфера и человек. Ноосфера». | |
12 | Контрольная работа № 2, по теме «Основы экологии». | |
Знать/уметь объяснять. Влияние мутагенов на организм человека. Необходимость сохранения многообразия видов; Выявлять. Источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); Антропогенные изменения в экосистемах своего региона; Анализировать и оценивать. Глобальные антропогенные изменения в биосфере; Этические аспекты современных исследований в биологической науке; | ||
Тема: Бионика. | ||
1-2 | Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники. | |
3 | Заключительный. Роль биологических знаний в 21 веке. | |
4-5 | Итоговые занятия на тему «Значение общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей». | |
Резерв времени 5 часов. Экскурсия на завод по переработке вторичного сырья. Отчёт по экскурсии. Или повторение. | ||
Знать/понимать на протяжении всего курса «Общая биология» Строение одноклеточных и многоклеточных организмов; Современную биологическую терминологию и символику; Решать задачи разной сложности по биологии; Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации; Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
- строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания;
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Темы проектов и рефератов:
- Методы познания живой природы.
- Генетическая инженерия: генодиагностика и генотерапия заболеваний человекаи животных.
- Клеточные технологии.
- Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине.
- Клонирование растений и животных.
- Перспективы создания тканей и органов человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...