статья "Обучение и развитие в курсе биологии"
статья по биологии на тему
Процесс обучения учащихся биологии можно рассматривать как процесс формирования у них определённой системы знаний, умений и навыков, составляющих часть общей системы научных биологических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Обучение и развитие в курсе биологии»
Автор: Назарова Е.В.
В последние годы значительно изменились подходы к преподаванию биологии позволяющие дать целостное представление о природе своей Родине, мире в целом на основе раскрытия взаимодействия основных компонентов «природа – человек». Изучение биологии сегодня реализуется на основе нескольких моделей. Каждая модель имеет концептуальное и методическое обеспечение.
Процесс обучения - процесс развития:
- формирование знаний является важным условием умственного развития;
- формирование биологических понятий;
- формирование представлений о конкретных природных объектах;
- активизация учебной деятельности учащихся;
Процесс обучения учащихся биологии можно рассматривать как процесс формирования у них определённой системы знаний, умений и навыков, составляющих часть общей системы научных биологических знаний.
Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие школьников, т. е. чтобы обучение при этом являлось развивающим.
Рассматривая проблему развития учащихся в учебном процессе, можно выделить ведущую роль обучения во взаимодействии обучения и развития учащихся. В результате, формирование знаний является важнейшим условием умственного развития.
Е.Н.Кабанова – Меллер: умственное развитие – широкий и активный перенос приёмов умственных действий, сформированных на одном объекте изучения, на другой объект, а условием, способствующим умственному развитию учащихся, - их специальное обучение системе приёмов умственной деятельности.
В процессе обучения происходит не только механическое накопление знаний, перестраивается и развивается вся его психическая деятельность, а главное развивается его мышление.
Широкий взгляд на биологическую информационную систему иногда противопоставляется узко – информационному, по существу техническому подходу, когда данная система является системой накопления и хранения данных, инструментом для фиксации и характеристики объектов природы, что являлось задачей прошлых веков, но реализуется лишь сейчас на современном компьютерном уровне.
Сегодня информационная технология - это в первую очередь развитие и образованность.
Используя в учебном процессе ряд технологий, рассмотрим, какое место занимает информационная технология.
Учебный процесс, как единое целое, вмещает в себя технологию метода проекта и коллективного способа обучения, информационная технология накладывается на ПМ и КСО, как составляющая часть.
В изучении курса биологии данная структура наиболее эффективна при блочном структурировании материала, при использовании на учебных занятиях метода погружения, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
В процессе обучения биологии, для достижения образованности, большое значение имеет интеграция школьных предметов. Рассмотрим некоторые из них.
Из опыта работы:
Технологические карты урока:
Класс | Тема | Интеграция | Цель | Технология | Информационная технология /CD/ |
1 | «Климат» | Экология – «Воздух» Биология-«Организм и среда» | - пополнять опыт творческой деятельности учащихся и развивать умение высказывать своё отношение к исследуемому объекту; | КСО, СИ в ППС, (закрепление изученного) | Игра «Климат» |
2 | «Экология мира» | Биология – «Развитие жизни на земле» Экология - «Эволюция биосферы и НТП» | - формировать глобальное мышление по отношению к Планете, географическую образованность | Проектный метод. (практикум – моделирование) | «Конспекты по географии» ЛОС. |
Использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения, сегодня широко должны использоваться педагогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология развития критического мышления....
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...