рабочие программы 10-11кл.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Тема | Элементы содержания | Региональ-ный компонент | Требование к уровню подготовки учащихся | Мониторинг |
I | ВИД (41 час) Эволюционное учение (19 часов) | |||||
Iполуго-дие | Эволюционное учение, развитие биологии в додарвиновский период | Ключевые понятия: Эволюция, креационизм, трансформизм, классификация, таксоны. Факты: история эволюционных идей. Термин «Эволюция» Ш.Бонне. Представление об образе жизни: Конфуций, Диоген, Фалес, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Аристотель).Господство идеалистических идей. Законы: «Система природы» Линней. | Давать определение ключевым понятиям. Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. | Сообщения на темы: «Античные и средневековые представления о сущности жизни», «Система органической природы К.Линнея», «Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка» С.7-11 | ||
| Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | Ключевые понятия: Эволюция Факты:Критика теории Ж.Б.Ламарка современными критиками Законы: «Упражнение и неупражнение органов», «наследование благоприятных признаков».Теория Ламарка. | Давать определение ключевым понятиям. Формулировать законы Объяснять единство живой и неживой природы | Сообщение о жизни и деятельности К.Ф.Рулье и Н.А.Северцова С.12-15 | ||
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина | Ключевые понятия Эволюционная палеонтология Определенная изменчивость Неопределенная изменчивость Факты Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | Давать определения ключевым понятиям. Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Находить инфор-мацию в различных источниках. | Заполнить таблицу С.17-20 | |||
Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюции в формировании современной естественно – научной картины мира. | Ключевые понятия Искусственный отбор. Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор Факты Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. Процессы Искусственный отбор, естественный отбор. Теории Эволюционная теория, Эволюционная теория | Давать определения ключевым понятиям. Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Характеризовать сущность действия искусственного отбора. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира. | Сообщение о многообразии сортов растений и пород животных. С.22-27 | |||
Вид. Критерии и структура. | Ключевые понятия Вид Критерии вида Генофонд Популяция Объекты Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода. Факты Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала. | Видовой состав экосистем Ростовской обл. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать критерии вида. Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев. Составлять харак-теристику видов с использованием основных критериев. | Ответить на вопросы С.29-33 | ||
| Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию». | В.1-7 стр.32 | ||||
Популяция –структурная единица вида эволюции. | Ключевые понятия Вид Популяция Генофонд популяции Объекты Популяция. Факты Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Процессы Эволюционные изменения в популяциях. | Популяции местных животных и растений. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать: -популяцию как структурную единицу вида; -популяцию как единицу эволюции. Находить информацию о популяции в различных источниках и критически ее оценивать. | С.34-42 | ||
Факторы эволюции. | Ключевые понятия Наследственная изменчивость Мутации Популяционные волны Дрейф генов Изоляция Факты Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Процессы, явления Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. | Давать определения ключевым понятиям. Называть факторы эволюции. Характеризоватьфакторы эволюции. Объяснять причины изменяемости видов. Выявлять изменчивость у особей одного вида. | С.44-48 | |||
Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | ||||||
| Движущие силы (факторы) эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. | Ключевые понятия Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор Факты Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Процессы Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. | Давать определения ключевым понятиям. Называть причину борьбы за существование. Характеризовать: естественный отбор как результат борьбы за существование; - формы естественного отбора. Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения. | Заполнить таблицу С.50-55 | ||
Синтетическая теория эволюции. | Ключевые понятия процессы в популяциях, закон Харди – Вайнберга, Миграции, колебания численности, изоляция. | Доказать эволюционную роль мутаций Раскрыть сущность генетических процессов в популяциях, и их результат. | ||||
Адаптации организмов к условиям обитания. | Ключевые понятия Адаптации и их многообразие, виды адаптации (морфологические, физиологические, поведенческие). Факты Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптации. Процессы Процесс формирования приспособленности | Приспособлен-ность растений и животных РО | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать: приспособлен-ность ка закономерный результат эволюции; - виды адаптации. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды: - механизм возникновения приспособлений; Относительный характер приспособлений. Выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Определять относительный характер приспособленности | С.56-61 | ||
Л.р. №3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | ||||||
Видообразование. Микроэволюция. | Ключевые понятия Видообразование Географическое видообразование Экологическое видообразование Факты Видообразование - результат Процессы видообразования. | Давать определения ключевым понятиям. Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования | Таблицы, иллюстрирующие видообразование. С.62-65 | |||
Сохранение многообразия видов. Основные направления и пути эволюционного процесса. | Ключевые понятия Биологический прогресс Биологический регресс Генетическая эрозия Факты Сохранение многообразия видов - условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия видов. Процессы Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных. Характеризовать: - причины процветания или вымирания видов; - условия сохранения видов. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде. * Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия | Биологический прогресс и биологический регресс С.66-69 | |||
Основные направления эволюции. | Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Макроэволюция, основные направления эволюции. | Изучать ароморфозы и идиоадаптации растений и животных РО. | Давать определения ключевым понятиям. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация | |||
Доказательства эволюции органического мира. | Ключевые понятия Цитология Сравнительная морфология Палеонтология Эмбриология Биогеография Факты Прямые и косвенные доказательства эволюции. Законы Закон К. Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля | Давать определения ключевым понятиям. Находить и системати-зировать информацию о косвенных и прямых дока-зательствах эволюции Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств. | С.71-77 | |||
Результаты эволюции. | Основные понятия дивергенция, конвергенция, необратимость эволюции, гомологичные и аналогичные органы | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов. | ||||
Повторительно – обобщающий урок. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Задания: закончить (дополнить) предложение. Задания с использованием рисунков, таблиц. | |||||
Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч) | ||||||
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. | Ключевые понятия Материализм Идеализм Креационизм Факты Происхождение жизни на Земле – вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Теории Самозарождения жизни, стационарное состояние, панспермия. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий. | С.78-83 | |||
Практическая работа. | «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | |||||
Экскурсия: история развития жизни на Земле (краеведческий музей). | ||||||
Условия появления жизни на Земле. | Ключевые понятия Абиогенез Биогенез Коацерваты Теории Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции | Давать определения ключевым понятиям. Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни. Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разре-шению проблемы происхождения жизни на Земле. Объяснять: вклад эволюционной теории в форми-ровании современной ес-тественно-научной картины мира. | Портреты ученых, научно-популярная литература и статьи по проблеме происхождения жизни. | |||
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Основные ароморфозы. | Ключевые понятия Биологическая эволюция Зоны: криптозой, или докембрий. Эры: архей, протерозой Факты Развитие жизни в архее, протерозое Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Давать определения ключевым понятиям. Выявлять черты биологического прогресса и рег-ресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами | Ответить на вопросы, таблица С.91-92 | |||
Развитие жизни на земле в палеозойскую эру. | Ключевые понятия Биологическая эволюция Зоны: фанерозой Эры: палеозой Факты Развитие жизни в палеозое Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Давать определения ключевым понятиям. Выявлять черты биологического прогресса и рег-ресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами | Таблица С.93-95 | |||
Развитие жизни на земле в палеозойскую эру. | Ароморфозы растений и животных | Давать определения ключевым понятиям. | Заполнить таблицу. С.93-95 | |||
Развитие жизни на земле в мезозойскую эру. | Ключевые понятия Биологическая эволюция Эры: мезозой Факты Развитие жизни в палеозое Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Давать определения ключевым понятиям. | Сообщение о развитии жизни в мезозойскую эру. С.95-97 | |||
Развитие жизни на земле в мезозойскую эру. | Ключевые понятия Биологическая эволюция Эры: мезозой Факты Развитие жизни в палеозое Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Ароморфозы. | Давать определения ключевым понятиям. | Заполнить таблицу. С.95-97 | |||
Развитие жизни в кайнозойскую эру. | Ключевые понятия кайнозой Факты Развитие жизни в кайнозое Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Давать определения ключевым понятиям. | Заполнить таблицу. С.97-99 | |||
Антропогенез (10 ч) | ||||||
Происхождение человека | Ключевые понятия Антропогенез Факты Проблема антропогенеза – сложнейшая естественно- научная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека. Теории Современная теория антропогенеза. | Давать определения ключевым понятиям. Называть Положения гипотез происхождения человека. Характеризовать Развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза. Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека. Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека. | Заполнить таблицу. С.100-103 | |||
Контрольно- обобщающий урок по темам 1 полугодия. | ||||||
Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения» | ||||||
Движущие силы антропогенеза. | Ключевые понятия Антропогенез Атавизмы Рудименты Факты Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно - анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнительно - эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Человек - биосоциальное существо. | Давать определения ключевым понятиям. Называть Место человека в системе животного мира. Обосновывать Принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук. Доказывать, что человек - биосоциальное существо. | Заполнить таблицу. С.105-109 | |||
Роль законов общественной жизни в социальном процессе. | ||||||
Стадии эволюции человека: древнейший человек, | Факты Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо- физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Процессы Антропогенез. | Называть: - стадии эволюции человека; - представителей каждой эволюционной стадии Характеризовать: - особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции; - роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | Заполнить таблицу. С.111-113 | |||
Стадии эволюции человека: древние люди, современный человек. | Предшественники современного человека. Анатомо- физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Процессы Антропогенез | Называть: - стадии эволюции человека; - представителей каждой эволюционной стадии Характеризовать: - особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции; - роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | С.113-117 | |||
Человеческие расы. Расоведение. | Ключевые понятия Расы и нации Расизм Факты Принадлежность всего человечества к одному виду - Человек разумный. Расы - крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма. | Давать определения ключевым понятиям. Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков. | Гипотезы происхождения человеческих рас. С.118-121 | |||
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Происхождение человека».
| Подготовиться к зачету. | |||||
Контрольная работа по теме: «Происхождение человека». | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Задания: закончить (дополнить) предложение. Альтернативные тесты (верность-неверность суждений). | |||||
Экосистемы (27 часов). Экология (16 часов). | ||||||
Экология. Организм и окружающая среда. Экологические факторы. | Ключевые понятия Экология Среда обитания Экосистема Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные Ограничивающий фактор Экологическая ниша Объекты Экосистемы. Факты Экосистема - функциональная единица биосферы. Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы - определенные компоненты среды, способные влиять на живые организмы. Закономерности Влияние экологических факторов на организмы. Законы К.Либиха. | РК | Давать определения ключевым понятиям. Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Выявлять: >действие местных абиотических факторов на живые | С.125-131 | ||
Абиотические факторы среды. | Ключевые понятия Абиотические факторы Биологические ритмы Фотопериодизм Факты Экологические факторы -определенные компоненты среды обитания, способные оказывать влияние на организмы. Приспособление организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Закономерности Влияние абиотических факторов на организмы. | РК | Давать определения ключевым понятиям. Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Выявлять: действие местных абиотических факторов на живые | С.132-137 | ||
Биоритмы, фотопериодизм. | Ключевые понятия Биоритмы, фотопериодизм. Закономерности Влияние абиотических факторов на организм. | РК | Давать определения ключевым понятиям. Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Выявлять: действие местных абиотических факторов на живые | С.135-137 | ||
Биотические факторы среды. | Ключевые понятия Биотические факторы Хищничество Паразиты Конкуренция Симбиоз Антропогенный фактор Объекты Экосистемы. Факты Биотические факторы; прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз. | РК | Давать определения ключевым понятиям. | С.138-143 | ||
Биотические факторы среды. | Ключевые понятия Биотические факторы Хищничество Паразиты Конкуренция Симбиоз Антропогенный фактор Объекты Экосистемы. Факты Биотические факторы; прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз. | Давать определения ключевым понятиям. | С.138-143 | |||
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура. | Ключевые понятия Биоценоз Биогеоценоз Экосистема Биотоп Зооценоз Фитоценоз Микробиоценоз Продуценты Консументы Редуценты Объекты Экосистема, биоценоз, биогеоценоз. Факты Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая. | РК | Давать определения ключевым понятиям. Описывать структуру экосистемы. Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. | Ответить на вопросы | ||
Связи организмов в биоценозе. Взаимоотношения организма и среды. | Ключевые понятия Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые цепи: пастбищная и детритная Трофические уровни Экологическая пирамида Объекты Трофическая структура биоценоза. Факты Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления пока вещества в пищевой сети. Закономерности Экологическая пирамида. | РК | Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни. Характеризовать: -трофическую структуру биоценоза; -роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии; солнечный свет как энергетический ресурс. Составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания) Использовать Правило 10% для расчета потребности организма в веществе. | Творческое задание: составить схемы передачи вещества и энергии в разных водных и сухопутных экосистемах (2-3 примера на выбор). | ||
Круговорот энергии в экосистемах. | Объекты Трофическая структура биоценоза. Факты Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления пока вещества в пищевой сети. Процессы Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. Закономерности Экологическая пирамида. | Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни. Характеризовать: -трофическую структуру биоценоза; -роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии; солнечный свет как энергетический ресурс. Составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания) Использовать Правило 10% для расчета потребности организма в веществе. | Рассказы о круговоротах в биосфере.с.149-153 | |||
Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии» | ||||||
Причины устойчивости экосистем. | Ключевые понятия Динамическое равновесие Факты Экосистема - динамическая структура. Видовое разнообразие - причина устойчивости экосистемы. Процесс Смена популяций различных видов. Закономерности Смена экосистем в природе. | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять: - причину устойчивости экосистем - причины смены экосистем - необходимость сохранения многообразия видов Описывать Этапы смены экосистем. Выявлять Изменения в экосистемах Решать Простейшие экологические задачи. | Решить задачу С.154-157 | |||
Причины смены экосистем. | Динамическое равновесие сукцессии. Причины смены экосистем. | Объяснять: Причины смены экосистем. | Творческое задание: назвать рисунок, подтвердить фактами. | |||
Практическая работа «Решение экологических задач». | ||||||
Влияние человека на экосистемы. | Ключевые понятия Аборигенные виды Агроценозы Объекты Агроэкосистемы (агроценозы). Факты Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. | Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры экологических нарушений. Называть: -способы оптимальной эксплуатации агроценозов; -способы сохранения естественных экосистем. Характеризовать влияние человека на экосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения. *Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам. | Сформулировать принципы рационального природопользования. С.159-162 | |||
Лабораторная работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». | ||||||
Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем РО» | ||||||
Экскурсия | Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы) | отчет | ||||
Экскурсия | ||||||
Биосфера, её состояние и эволюция (11 ч) | ||||||
Понятие о биосфере, ее структуре и функциях. Жизнь в сообществах. | Ключевые понятия Биосфера Биогенное вещество Живое вещество Факты Границы вещества в биосфере. Биомасса. Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере. | Давать определения ключевым понятиям Называть: -структурные компоненты границы биосферы и факторы, их обуславливающие. Характеризовать: -живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы; распределение биомассы на земном шаре. | Зарисовать биосферу и ее границы. С.163-167 | |||
Понятие о биосфере, ее структуре и функциях. Жизнь в сообществах. | Ключевые понятия Биосфера Биогенное вещество Живое вещество Факты Границы вещества в биосфере. Биомасса. Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере. | Давать определения ключевым понятиям Называть: -структурные компоненты границы биосферы и факторы, их обуславливающие. Характеризовать: -живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы; распределение биомассы на земном шаре. | Задание по выбору. | |||
Роль живых организмов в биосфере | Ключевые понятия Круговорот веществ и элементов Ноосфера Факты Круговорот веществ -обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере | Давать определения ключевым понятиям Описывать: -биохимические циклы воды, углерода; -проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Характеризовать: -сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; -роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. | Творческое задание (по желанию учащихся): составить схему круговорота азота и фосфора.с.169-173 | |||
Биологический круговорот веществ. | Взаимосвязь живого и неживого. | Использовать знания о химическом составе живых организмов для формирования представлений о главной функции биосферы- обеспечение круговорота химических элементов. | С.169-173 | |||
Эволюция биосферы. | С.175-179 | |||||
Биосфера и человек. | Факты Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. Процессы Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу, собственной деятельности в окружающей среде. Предлагать пути преодоления экологического кризиса. | Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде». | Сообщение: Природные ресурсы и их использование. С.175-179 | |||
Основные экологические проблемы современности, пути их решения. | Ключевые понятия Предельно допустимая концентрация (ПДК) Факты Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почв. Пути решения экологических проблем. Процессы Рациональное использование природных ресурсов | Региональные экологические проблемы, их причины, возможные последствия и пути решения. | Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Находить и систематизировать информацию в различных источниках о глобальных экологических проблемах. | Составить план на тему: Роль экологии в решении практических задач. С.181-185 | ||
Основные экологические проблемы современности, пути их решения. | Презентации, сообщение С.187-193 | |||||
Практическая работа «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» | Региональ-ные экологичес- кие проблемы, их причины, пути решения. | Презентации. Составить план на тему: Роль экологии в решении практических задач. | ||||
Правила поведения в природной среде. Природоохранные мероприятия. | Заповедники. Заказники России, РО | РК | Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Меры по образованию природных комплексов. Создание международных программ охраны природы. | Презентация заповедники РО | ||
Зачетно – обобщающий урок по теме: «Экология и учение о биосфере» | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц. Задания с использованием рисунков и схем. Простейшие экологические задачи. Задания: закончить (дополнить) предложение. Альтернативные тесты (верность-неверность суждений) | |||||
Итоговая контрольная работа за курс общей биологии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по химии 10-11кл
рассчитана на 2 ч. по программе Габриеляна О.С....
Рабочая программа Spotlight 11кл.
Рабочая программа Spotlight 11кл....
Рабочая программа Spotlight 11кл.
Рабочая программа Spotlight 11кл....
Рабочая программа Spotlight 11кл.
Рабочая программа Spotlight 11кл....
рабочие программы 10-11кл.
учеб. Пономарева И.Н. 2ч....
Рабочая программа по МХК 10-11кл. по программе Г.И.Даниловой
Рабочая программа по курсу МХК 10-11кл. по программе Г.И.Даниловой...
рабочая программа Естествознание 11кл
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы среднего (полного) общег...