рабочие программы 10-11кл.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

учеб. Пономарева И.Н. 2ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-_tem_11_kl.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Тема

Элементы содержания

Региональ-ный компонент

Требование к уровню подготовки учащихся

Мониторинг

I

ВИД (41 час)

Эволюционное учение (19 часов)

Iполуго-дие

Эволюционное учение, развитие биологии в додарвиновский период

Ключевые понятия: Эволюция, креационизм, трансформизм, классификация, таксоны.

Факты: история эволюционных идей. Термин «Эволюция» Ш.Бонне. Представление об образе жизни: Конфуций, Диоген, Фалес, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Аристотель).Господство идеалистических идей.

Законы: «Система природы» Линней.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Сообщения на темы: «Античные и средневековые представления о сущности жизни», «Система органической природы К.Линнея», «Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка»

С.7-11

  1. 3.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Ключевые понятия: Эволюция

Факты:Критика теории Ж.Б.Ламарка современными критиками

Законы: «Упражнение и неупражнение органов», «наследование благоприятных признаков».Теория Ламарка.

Давать определение ключевым понятиям.

Формулировать законы

Объяснять единство живой и неживой природы

Сообщение о жизни и деятельности К.Ф.Рулье и Н.А.Северцова

С.12-15

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

Ключевые понятия

Эволюционная палеонтология

Определенная изменчивость

Неопределенная изменчивость

Факты Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Находить инфор-мацию в различных источниках.

Заполнить таблицу

С.17-20

Эволюционная

теория

Ч.Дарвина. Роль эволюции в формировании современной естественно – научной картины мира.

Ключевые понятия

Искусственный отбор. Наследственная изменчивость

Борьба за существование Естественный отбор

Факты Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Процессы Искусственный отбор, естественный отбор.

Теории Эволюционная теория, Эволюционная теория

Давать определения ключевым понятиям.

Называть 

основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе.

Характеризовать сущность действия искусственного отбора. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира.

Сообщение о многообразии сортов растений и пород животных.

С.22-27

Вид. Критерии и структура.

Ключевые понятия

Вид

Критерии вида Генофонд Популяция

Объекты Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода.

Факты Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.

Видовой состав экосистем Ростовской обл.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать критерии вида.

Обосновывать 

необходимость определения вида по совокупности критериев.

Составлять харак-теристику видов с использованием основных критериев.

Ответить на вопросы

С.29-33

  1. 10.

Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

В.1-7 стр.32

Популяция –структурная единица вида эволюции.

Ключевые понятия

Вид

Популяция

Генофонд популяции

Объекты Популяция.

Факты Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Процессы Эволюционные изменения в популяциях.

Популяции местных животных и растений.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

-популяцию как структурную единицу вида;

-популяцию как единицу эволюции.

 Находить информацию о популяции в различных источниках и критически ее оценивать.

С.34-42

Факторы эволюции.

Ключевые понятия

Наследственная изменчивость Мутации

Популяционные волны  Дрейф генов Изоляция

Факты Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Процессы, явления

Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть факторы эволюции.

Характеризоватьфакторы 

эволюции.

Объяснять причины 

изменяемости видов.

Выявлять 

изменчивость у особей одного вида.

С.44-48

Лабораторная работа №2

«Выявление изменчивости у особей одного вида».

  1. 11.

Движущие силы (факторы) эволюции.

Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора.

Ключевые понятия

Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор

Факты Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции.

Процессы Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть причину борьбы за существование.

Характеризовать:

естественный отбор как результат борьбы за существование;

 - формы естественного отбора.

Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

Заполнить таблицу

С.50-55

Синтетическая теория эволюции.

Ключевые понятия процессы в популяциях, закон Харди – Вайнберга,

Миграции, колебания численности, изоляция.

Доказать эволюционную роль мутаций 

Раскрыть сущность генетических процессов в популяциях, и их результат.

Адаптации организмов к условиям обитания.

Ключевые понятия

Адаптации и их многообразие, виды адаптации (морфологические, физиологические, поведенческие).

Факты Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптации.

Процессы Процесс формирования приспособленности

Приспособлен-ность растений и животных РО

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

приспособлен-ность ка закономерный результат эволюции;

 - виды адаптации.

Объяснять взаимосвязи

организмов и окружающей

среды:

- механизм возникновения

приспособлений;

Относительный характер

приспособлений.

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Определять относительный характер приспособленности

С.56-61

Л.р. №3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Видообразование. Микроэволюция.

Ключевые понятия

Видообразование Географическое видообразование

Экологическое видообразование

Факты Видообразование - результат  Процессы видообразования.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть способы видообразования и приводить примеры.

Описывать

 механизм

основных путей видообразования

Таблицы,

иллюстрирующие видообразование.

С.62-65

Сохранение

многообразия

видов. Основные направления и пути эволюционного процесса.

Ключевые понятия

Биологический прогресс Биологический регресс Генетическая эрозия

Факты Сохранение многообразия видов - условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия видов.

Процессы Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных.

Характеризовать:

- причины процветания или вымирания видов; - условия сохранения видов.

Анализировать и оценивать 

последствия деятельности человека в окружающей среде.

* Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия

Биологический прогресс и биологический регресс

С.66-69

Основные направления эволюции.

Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

Макроэволюция, основные направления эволюции.

Изучать ароморфозы и идиоадаптации растений и животных РО.

Давать определения ключевым понятиям.

Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

Доказательства     эволюции органического мира.

Ключевые понятия

Цитология

Сравнительная    морфология

Палеонтология  Эмбриология Биогеография

Факты Прямые и косвенные доказательства эволюции.

Законы Закон   К. Бэра   о  сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический      закон Мюллера и Геккеля

Давать         определения ключевым понятиям.

Находить и системати-зировать   информацию о косвенных и прямых дока-зательствах эволюции

Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств.

С.71-77

Результаты эволюции.

Основные понятия дивергенция, конвергенция, необратимость эволюции, гомологичные и аналогичные органы

Давать         определения ключевым понятиям.

Объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов.

Повторительно – обобщающий урок.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

 Задания на соответствие.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Задания: закончить (дополнить) предложение.

Задания с использованием рисунков, таблиц.

Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч)

Развитие  представлений о происхождении жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни.

Ключевые понятия

Материализм  Идеализм Креационизм

Факты

Происхождение жизни на Земле – вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

Теории

Самозарождения жизни, стационарное состояние, панспермия.

Давать         определения ключевым понятиям.

Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.

Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.

С.78-83

Практическая работа.

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Экскурсия: история развития жизни на Земле (краеведческий музей).

Условия появления жизни на Земле.

Ключевые понятия

Абиогенез

Биогенез

Коацерваты

Теории

Теории абиогенеза и биогенеза,      биохимической эволюции

Давать определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни.

Анализировать и оценивать работы

С.Миллера и А.И. Опарина по разре-шению проблемы происхождения жизни на Земле.

Объяснять: вклад эволюционной теории в форми-ровании современной ес-тественно-научной картины мира.

Портреты   ученых,      научно-популярная

литература и статьи по проблеме     происхождения жизни.

Развитие   жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Основные ароморфозы.

Ключевые понятия

Биологическая эволюция Зоны:    криптозой,    или докембрий.  Эры: архей, протерозой

Факты

Развитие жизни в архее, протерозое

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять черты биологического прогресса и рег-ресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами

Ответить на вопросы, таблица

С.91-92

Развитие жизни на земле в палеозойскую эру.

Ключевые понятия

Биологическая эволюция Зоны:  фанерозой  Эры: палеозой

Факты

Развитие жизни в палеозое

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять черты биологического прогресса и рег-ресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами

Таблица

С.93-95

Развитие жизни на земле в палеозойскую эру.

Ароморфозы растений и животных

Давать определения ключевым понятиям.

Заполнить таблицу.

С.93-95

Развитие жизни на земле в мезозойскую эру.

Ключевые понятия

Биологическая эволюция

Эры: мезозой

Факты

Развитие жизни в палеозое

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Сообщение о развитии жизни в мезозойскую эру.

С.95-97

Развитие жизни на земле в мезозойскую эру.

Ключевые понятия

Биологическая эволюция

Эры: мезозой

Факты

Развитие жизни в палеозое

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Ароморфозы.

Давать определения ключевым понятиям.

Заполнить таблицу.

С.95-97

Развитие жизни в кайнозойскую эру.

Ключевые понятия

кайнозой

Факты

Развитие жизни в кайнозое

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Заполнить таблицу.

С.97-99

Антропогенез (10 ч)

Происхождение человека

Ключевые понятия

Антропогенез

Факты

Проблема антропогенеза – сложнейшая естественно- научная и философская проблема.

Гипотезы происхождения человека.

Теории

Современная теория антропогенеза.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть

Положения гипотез происхождения человека.

Характеризовать

Развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза.

Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека.

Анализировать и оценивать  степень научности и достоверности гипотез происхождения человека.

Заполнить таблицу.

С.100-103

Контрольно- обобщающий урок по темам 1 полугодия.

Практическая   работа    

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения»

Движущие силы антропогенеза.

Ключевые понятия

Антропогенез

Атавизмы

Рудименты

Факты

Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно - анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнительно -       эмбриологические доказательства животного  происхождения  человека.    Человек - биосоциальное существо.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть

Место человека в системе животного мира.

Обосновывать

Принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.

Доказывать, что человек - биосоциальное существо.

Заполнить таблицу.

С.105-109

Роль законов общественной жизни в социальном процессе.

Стадии эволюции человека: древнейший человек,  

Факты

Естественное   происхождение   человека   от общих предков с обезьянами.       Предшественники современного   человека. Анатомо-

физиологическая  эволюция человека.  Роль факторов         антропогенеза (биологических   и   социальных)    в   длительной эволюции людей. Процессы Антропогенез.

Называть:

- стадии эволюции человека;

-  представителей     каждой эволюционной стадии Характеризовать:

- особенности    представителей каждой стадии эволюции человека   с биологических и социальных позиции;

- роль      биологических   и социальных факторов антропогенеза   в длительной эволюции людей.

Заполнить таблицу.

С.111-113

Стадии эволюции человека: древние люди, современный человек.

Предшественники современного   человека. Анатомо-

физиологическая  эволюция человека.  Роль факторов         антропогенеза (биологических   и   социальных)    в   длительной эволюции людей. Процессы Антропогенез

Называть:

- стадии эволюции человека;

-  представителей     каждой эволюционной стадии Характеризовать:

- особенности    представителей каждой стадии эволюции человека   с биологических и социальных позиции;

- роль      биологических   и социальных факторов антропогенеза   в длительной эволюции людей.

С.113-117

Человеческие расы. Расоведение.

Ключевые понятия

Расы и нации Расизм

Факты

Принадлежность      всего человечества    к одному виду    - Человек разумный.

Расы - крупные систематические   подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое     единство человеческих рас.  Реакционная  сущность  геноцида и расизма.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть   и  различать

человеческие расы.

Объяснять      механизмы формирования       расовых признаков.

Гипотезы происхождения     человеческих рас.

С.118-121

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Происхождение человека».

 

Подготовиться к зачету.

Контрольная работа по теме: «Происхождение человека».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Задания: закончить (дополнить) предложение. Альтернативные тесты (верность-неверность суждений).

Экосистемы (27 часов).

Экология (16 часов).

Экология. Организм и окружающая среда. Экологические факторы.

Ключевые понятия

Экология Среда обитания Экосистема

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные Ограничивающий     фактор Экологическая ниша

Объекты Экосистемы.

Факты Экосистема  -  функциональная    единица   биосферы. Задачи экологии. Среда   обитания. Экологические факторы - определенные  компоненты среды, способные влиять на живые организмы. Закономерности Влияние     экологических факторов на организмы.

Законы
Закон  минимума

К.Либиха.

РК

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные абиотические факторы.

Описывать приспособления организмов к определенному   комплексу  абиотических факторов.

Выявлять:

>действие местных абиотических факторов на живые

С.125-131

Абиотические факторы среды.

Ключевые понятия

Абиотические факторы Биологические ритмы Фотопериодизм Факты Экологические факторы -определенные компоненты среды обитания, способные оказывать   влияние   на организмы. Приспособление  организмов к   определенному   комплексу         абиотических факторов.

Закономерности Влияние      абиотических факторов на организмы.

РК

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные абиотические факторы.

Описывать приспособления организмов к определенному   комплексу  абиотических факторов.

Выявлять:

действие местных абиотических факторов на живые

С.132-137

Биоритмы, фотопериодизм.

Ключевые понятия

Биоритмы, фотопериодизм.

Закономерности Влияние абиотических факторов на организм.

РК

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные абиотические факторы.

Описывать приспособления организмов к определенному   комплексу  абиотических факторов.

Выявлять:

действие местных абиотических факторов на живые

С.135-137

Биотические факторы среды.

Ключевые понятия

Биотические факторы

Хищничество

Паразиты

Конкуренция

Симбиоз

Антропогенный фактор

Объекты Экосистемы.

Факты Биотические      факторы; прямое   или    косвенное воздействие  видов друг на друга в процессе жизнедеятельности.   Межвидовые  отношения:   хищничество,  паразитизм, конкуренция, симбиоз.

РК

Давать определения ключевым понятиям.

С.138-143

Биотические факторы среды.

Ключевые понятия

Биотические факторы

Хищничество

Паразиты

Конкуренция

Симбиоз

Антропогенный фактор

Объекты Экосистемы.

Факты Биотические      факторы; прямое   или    косвенное воздействие  видов друг на друга в процессе жизнедеятельности.   Межвидовые  отношения:   хищничество,  паразитизм, конкуренция, симбиоз.

Давать определения ключевым понятиям.

С.138-143

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура.

Ключевые понятия

Биоценоз

Биогеоценоз

Экосистема

Биотоп

Зооценоз

Фитоценоз

Микробиоценоз

Продуценты

Консументы

Редуценты

Объекты Экосистема,      биоценоз, биогеоценоз.

Факты Структура        экосистем: пространственная,   видовая, экологическая.

РК

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать структуру экосистемы.

Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Ответить на вопросы

 Связи организмов в биоценозе. Взаимоотношения организма и среды.

Ключевые понятия

Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые    цепи:    пастбищная и детритная Трофические уровни Экологическая пирамида

Объекты Трофическая     структура биоценоза.

Факты

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления пока вещества в пищевой сети.

Закономерности Экологическая пирамида.

РК

Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни.

Характеризовать:

-трофическую структуру биоценоза;

-роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;

солнечный свет как энергетический ресурс.

Составлять схемы  передачи вещества и энергии (цепей питания)

Использовать

Правило 10% для расчета потребности организма в веществе. 

Творческое задание: составить схемы передачи вещества и энергии в разных водных и сухопутных экосистемах (2-3 примера на выбор).

Круговорот
веществ        и

энергии в экосистемах.

Объекты Трофическая     структура биоценоза.

Факты Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления пока вещества в пищевой сети.

Процессы Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.

Закономерности Экологическая пирамида.

Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни.

Характеризовать:

-трофическую структуру биоценоза;

-роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;

солнечный свет как энергетический ресурс.

Составлять схемы  передачи вещества и энергии (цепей питания)

Использовать

Правило 10% для расчета потребности организма в веществе. 

Рассказы о круговоротах в биосфере.с.149-153

Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии»

Причины устойчивости экосистем.

Ключевые понятия

Динамическое равновесие

Факты

Экосистема - динамическая структура.

Видовое разнообразие - причина устойчивости экосистемы.

Процесс

Смена популяций различных видов.

Закономерности

Смена экосистем в природе.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять:

- причину устойчивости экосистем

- причины смены экосистем

- необходимость сохранения многообразия видов

Описывать

Этапы смены экосистем.

Выявлять

Изменения в экосистемах

Решать

Простейшие экологические задачи.

Решить задачу

С.154-157

Причины смены экосистем.

Динамическое равновесие сукцессии.

Причины смены экосистем.

Объяснять: Причины смены экосистем.

Творческое задание: назвать рисунок, подтвердить фактами.

Практическая работа «Решение экологических задач».

Влияние человека на экосистемы.

Ключевые понятия

Аборигенные виды

Агроценозы

Объекты Агроэкосистемы  (агроценозы).

Факты Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры экологических нарушений.

Называть:

-способы       оптимальной эксплуатации агроценозов;

 -способы сохранения   естественных экосистем.

Характеризовать влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

*Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам.

Сформулировать принципы рационального природопользования.

С.159-162

Лабораторная работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем РО»

Экскурсия

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)

отчет

Экскурсия

Биосфера, её состояние и эволюция (11 ч)

Понятие о биосфере, ее структуре и функциях. Жизнь в сообществах.

Ключевые понятия

Биосфера

Биогенное вещество Живое вещество

Факты
Биосфера - глобальная
экосистема.

Границы

вещества   в   биосфере. Биомасса.

Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

-структурные   компоненты
и свойства биосферы;

границы биосферы и факторы,    их   обуславливающие.

Характеризовать:

-живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;

распределение биомассы на земном шаре.

Зарисовать биосферу и ее границы. С.163-167

Понятие о биосфере, ее структуре и функциях. Жизнь в сообществах.

Ключевые понятия

Биосфера

Биогенное вещество Живое вещество

Факты
Биосфера - глобальная
экосистема.

Границы

вещества   в   биосфере. Биомасса.

Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Давать определения ключевым понятиям

Называть:

-структурные   компоненты
и свойства биосферы;

границы биосферы и факторы,    их   обуславливающие.

Характеризовать:

-живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;

распределение биомассы на земном шаре.

Задание по выбору.

Роль      живых организмов    в биосфере

Ключевые понятия

Круговорот  веществ  и

элементов

Ноосфера

Факты Круговорот    веществ    -обязательное      условие существования    и    продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере

Давать определения ключевым понятиям

Описывать:

-биохимические       циклы воды, углерода;

 -проявление          физико-химического     воздействия организмов на среду. Характеризовать:

-сущность и значение круговорота   веществ   и   превращения энергии;

-роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

Творческое задание       (по желанию    учащихся):   составить        схему круговорота азота   и   фосфора.с.169-173

Биологический круговорот веществ.

Взаимосвязь живого и неживого.

Использовать знания о химическом составе живых организмов для формирования представлений о главной функции биосферы- обеспечение круговорота химических элементов.

С.169-173

Эволюция биосферы.

С.175-179

Биосфера и человек.

Факты

Антропогенные   факторы воздействия на биосферу. Факторы,      вызывающие экологический кризис. Процессы Анализировать и оценивать   последствия прямого и косвенного   воздействия человека на природу, собственной  деятельности в окружающей среде. Предлагать   пути   преодоления   экологического кризиса.

Приводить примеры прямого и косвенного  воздействия человека на живую природу. оценка     последствий собственной        деятельности      в   окружающей среде».

Сообщение: Природные ресурсы и их использование.

С.175-179

Основные экологические проблемы   современности, пути  их решения.

Ключевые понятия

Предельно    допустимая концентрация (ПДК)

Факты Последствия   деятельности     человека   в   окружающей среде. Глобальные  экологические  проблемы: кислотные дожди, парниковый         эффект, смог,    озоновые    дыры, перерасход воды,     просадка     грунта,     эрозия почв.

Пути решения экологических проблем.

Процессы Рациональное  использование природных ресурсов

Региональные   экологические     проблемы,       их причины, возможные     последствия    и пути      решения.

Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем.

Находить и систематизировать информацию в

различных источниках о глобальных экологических проблемах.

Составить план на тему: Роль экологии  в решении практических задач.

С.181-185

Основные экологические проблемы   современности, пути  их решения.

Презентации, сообщение

С.187-193

Практическая работа «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

Региональ-ные экологичес-

кие проблемы, их причины, пути решения.  

Презентации.  Составить план на тему: Роль экологии  в решении практических задач.

Правила поведения в природной среде. Природоохранные мероприятия.

Заповедники. Заказники России, РО

РК

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Меры по образованию природных комплексов. Создание международных программ охраны природы.

Презентация заповедники РО

Зачетно – обобщающий урок по теме: «Экология и учение о биосфере»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц. Задания с использованием рисунков и схем. Простейшие экологические задачи. Задания: закончить (дополнить) предложение. Альтернативные тесты (верность-неверность суждений)

Итоговая контрольная работа за курс общей биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии 10-11кл

рассчитана на 2 ч. по программе Габриеляна О.С....

Рабочая программа Spotlight 11кл.

Рабочая программа Spotlight 11кл....

Рабочая программа Spotlight 11кл.

Рабочая программа Spotlight 11кл....

Рабочая программа Spotlight 11кл.

Рабочая программа Spotlight 11кл....

рабочие программы 10-11кл.

учеб. Пономарева И.Н. 2ч....

Рабочая программа по МХК 10-11кл. по программе Г.И.Даниловой

Рабочая программа по курсу МХК 10-11кл. по программе Г.И.Даниловой...

рабочая программа Естествознание 11кл

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  основной образовательной программы среднего (полного) общег...