Рабочая программа по Биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
примерная Рабочая программа для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_vvednie_v_bilogiyu.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога составлена на основе закона об образовании РФ ФГОС основного общего образования (2014г.), Примерной программы по биологии 5-9 кл. М.: Просвещение 2011 г., и Программы основного общего образования по биологии 5-9 класса концентрического курса авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рабочая программа реализуется на основе УМК созданных под руководством Н.И. Сонина, учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ «Биология. Введение в биологию» 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. - М.: Дрофа 2012.
Согласно основной общеобразовательной программы ОУ на изучение природоведения в 5 классе отводится 2 час в неделю, 68 часов в год соответственно.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы по биологии и соответствует ФГОСу
Цель курса:
Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов.
Задачи курса:
- формирование системы знаний об основных свойствах живых организмов, о 3-х царствах живой природы.
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.
- формирование способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
Предполагаемые результаты обучения:
а) личностные — формирование мотивов к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 класса.
б) Метапредметные
- Регулятивные — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Познавательные — умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.
- Коммуникативные — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Система оценки
Диагностирование результатов предполагается через использование рабочей тетради для учащихся, тематическое и урочное тестирование, через ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов. Все лабораторные работы являются этапами урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, основой которой является формирование и развитие ИКТ компетенции, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Содержание курса «Биология. Введение в биологию 5 класс» включает знания о многообразии живых организмов, их основных свойствах, общие сведения о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования.
Учебное содержание курса биологии включает в себя следующие разделы:
1 | Введение | 1 час |
2 | Живой организм: строение и изучение | 16 часов |
3 | Многообразие живых организмов | 28 часов |
4 | Среда обитания живых организмов | 8 часов |
5 | Человек на Земле | 12 часов |
Средствами реализации рабочей программы Н.И. Сонина является УМК (учебник, электронное приложение, www.drofa.ru, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая поддержка на www.drofa.ru, оборудование кабинета, дидактико-методические познавательные задания для учащихся).
Для формирования личностных, познавательных и коммуникативных УУД в рабочую программу включены:
- Лабораторные работы
- Практические работы
- Экскурсии
- Демонстрационный опыт
Достижение результатов обучения позволяет введение в учебный процесс системно-деятельностного метода, который реализуется через педагогические технологии (ТРИЗ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, технология разноуровнего обучения, технология игрового обучения, проектная технология, ИКТ+ и технология проблемного обучения) реализуемых на уроках и внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Прохождение программы | |
Программа | Факт. | ||
Введение 1час. | |||
1 | Многообразие живой природы. | ||
Живой организм. Строение и изучение — 16 часов | |||
2 | Что такое живой организм? | ||
3 | Наука о живой природе. | ||
4 | Семья биологических наук. | ||
5 | Методы изучения природы | ||
6 | Практическая работа №1 «Знакомство с оборудованием научных исследований» | ||
7 | История открытия клетки | ||
8 | Практическая работа №2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» | ||
9 | Клетка — элементарная единица живого. | ||
10 | Практическая работа №3«Строение растительной клетки» | ||
11 | Практическая работа №4 «Строение животной клетки». | ||
12 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | ||
13 | Химический состав клетки. Органические вещества. | ||
14 | Вещества в окружающем мире. | ||
15 | Многообразие явлений природы. | ||
16 | Великие естествоиспытатели. | ||
17 | Итоговое тестирование по теме: «Живой организм: строение и изучение» | ||
Многообразие живых организмов — 28 часов | |||
18 | Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем океане. | ||
19 | Развитие жизни на Земле. Жизнь на суше | ||
20 | Разнообразие живого. Наука систематика | ||
21 | Классификация живых организмов. | ||
22 | Бактерии, их строение. | ||
23 | Бактерии, их жизнедеятельность и роль в природе. | ||
24 | Грибы, их строение, жизнедеятельность. | ||
25 | Роль грибов в природе и жизни человека | ||
26 | Царство растения | ||
27 | Водоросли их строение, местообитание | ||
28 | Многообразие водорослей, их роль в природе. | ||
29 | Мхи, строение и многообразие и роль в природе. | ||
30 | Папоротники, их строение, многообразие. | ||
31 | Голосеменные растения, особенности строения Практическая работа №5 «Хвоя и шишки голосеменных растений» | ||
32 | Многообразие голосеменных растений, их роль в природе | ||
33 | Покрытосеменные растения, особенности строения Практическая работа №6 «Строение цветка» | ||
34 | Многообразие покрытосеменных растений | ||
35 | Значение растений в природе и жизни человека. | ||
36 | Итоговое тестирование по теме «Царство растений» | ||
37 | Царство Животных. Простейшие | ||
38 | Практическая работа №7 «Изучение простейших под микроскопом» | ||
39 | Беспозвоночные. Кишечнополостные, черви, моллюски. | ||
40 | Беспозвоночные. Членистоногие. Иглокожие. | ||
41 | Позвоночные. Рыбы и Земноводные. Пресмыкающиеся | ||
42 | Позвоночные. Птицы и Млекопитающие | ||
43 | Значение животных в природе и жизни человека. | ||
44 | Итоговое тестирование по теме «Царство животных» | ||
45 | Обобщение знаний по теме «Многообразие живых организмов» | ||
Среда обитания живых организмов — 8 часов | |||
46 | Характеристики трех сред обитания живых организмов | ||
47 | Приспособленность организмов к среде обитания | ||
48 | Путешествие по Африке и Евразии. | ||
49 | Путешествие по Северной и Южной Америке, по Австралии и Антарктиде | ||
50 | Природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса» | ||
51 | Природные зоны: степи и саваны, пустыни и тропики. | ||
52 | Жизнь в морях и океанах | ||
53 | Итоговое тестирование по теме: «Среда обитания живых организмов» | ||
Человек на Земле — 12 часов | |||
54 | Как человек появился на Земле. Дриопитеки и австралопитеки. | ||
55 | Предшественники людей. | ||
56 | Круглый стол «Закончилась ли эволюция человека» | ||
57 | Как человек изменил Землю | ||
58 | Экологические проблемы: озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект. | ||
59 | Жизнь под угрозой. | ||
60 | Круглый стол (дискуссия) «Не станет ли Земля пустыней» | ||
61 | Здоровье человека | ||
62 | Безопасность жизни человека | ||
63 | Ядовитые растения и животные. | ||
64 | Практическая работа №8 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | ||
65 | Итоговое тестирование по теме «Человек на Земле» | ||
66 | Экскурсия «Растительный мир родного края» | ||
67 | Экскурсия «Животный мир родного края» | ||
68 | Повторение изученного материла по курсу: «Живые организмы и их многообразие |
Итого: курс рассчитан на 68 ч, практических работ: 8, тест: 5.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей
- составлять простой и сложный план текста
- участвовать в совместной деятельности
- работать с текстом параграфа и его компонентами
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к обучению
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни
- формирование основ экологической культуры.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
- Воронина Г.А. Тесты по биологии. К учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»
- Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. К учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Демонстрационные таблицы.
4. Географические карты материков.
5. Экранно-звуковые средства.
6. Электронное приложение к УМК.
7. Электронно-образовательные ресурсы.
8. Мультимедиапроекция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...