Рабочая программа по Биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

примерная Рабочая программа для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_vvednie_v_bilogiyu.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа педагога  составлена на основе закона об образовании РФ ФГОС основного общего образования (2014г.), Примерной программы по биологии 5-9 кл. М.: Просвещение 2011 г., и Программы основного общего образования по биологии 5-9 класса концентрического курса авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.

        Рабочая программа реализуется на основе УМК созданных под руководством Н.И. Сонина, учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ «Биология. Введение в биологию» 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. - М.: Дрофа 2012.

        Согласно основной общеобразовательной программы ОУ на изучение  природоведения в 5 классе отводится 2 час в неделю, 68 часов в год соответственно.

Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы по биологии и соответствует ФГОСу

Цель курса:

Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов.

Задачи курса:

  • формирование системы знаний об основных свойствах живых организмов, о 3-х царствах живой природы.
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.
  • формирование способности оценивать последствия деятельности человека в природе.

 Предполагаемые результаты обучения:

а) личностные — формирование мотивов к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 класса.

б) Метапредметные

  • Регулятивные — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Познавательные — умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.
  • Коммуникативные — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

        Система оценки

        Диагностирование результатов предполагается через использование рабочей тетради для учащихся, тематическое и урочное тестирование, через ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов. Все лабораторные работы являются этапами урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

        Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, основой которой является формирование и развитие ИКТ компетенции, учебно-исследовательской и проектной деятельности.          Содержание курса «Биология. Введение в биологию 5 класс» включает знания о многообразии живых организмов, их основных свойствах, общие сведения о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования.

        Учебное содержание курса биологии включает в себя следующие разделы:

1

Введение

1 час

2

Живой организм: строение и изучение

 16 часов

3

Многообразие живых организмов

28 часов

4

Среда обитания живых организмов

 8 часов

5

Человек на Земле

 12 часов

        

Средствами реализации рабочей программы Н.И. Сонина является УМК (учебник, электронное приложение, www.drofa.ru, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая поддержка на www.drofa.ru, оборудование кабинета, дидактико-методические познавательные задания для учащихся).

Для формирования личностных, познавательных и коммуникативных УУД в рабочую программу включены:

  • Лабораторные работы
  • Практические работы
  • Экскурсии
  • Демонстрационный опыт

Достижение результатов обучения позволяет введение в учебный процесс системно-деятельностного метода, который реализуется через педагогические технологии (ТРИЗ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, технология разноуровнего обучения, технология игрового обучения, проектная технология, ИКТ+ и технология проблемного обучения) реализуемых на уроках и внеурочной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Прохождение программы

Программа

Факт.

Введение 1час.

1

Многообразие живой природы.

Живой организм. Строение и изучение — 16 часов

2

Что такое живой организм?

3

Наука о живой природе.

4

Семья биологических наук.

5

Методы изучения природы

6

Практическая работа №1

«Знакомство с оборудованием научных исследований»

7

История открытия клетки

8

Практическая работа №2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

9

Клетка — элементарная единица живого.

10

Практическая работа №3«Строение растительной клетки»

11

Практическая работа №4 «Строение животной клетки».

12

 Химический состав клетки. Неорганические вещества.

13

 Химический состав клетки. Органические вещества.

14

Вещества в окружающем мире.

15

Многообразие явлений природы.

16

Великие естествоиспытатели.

17

Итоговое тестирование по теме: «Живой организм: строение и изучение»

 Многообразие живых организмов — 28 часов

18

Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем океане.

19

Развитие жизни на Земле. Жизнь на суше

20

Разнообразие живого. Наука систематика

21

Классификация живых организмов.

22

Бактерии, их строение.

23

Бактерии, их жизнедеятельность и роль в природе.

24

Грибы, их строение, жизнедеятельность.

25

Роль грибов в природе и жизни человека

26

Царство растения

27

Водоросли их строение, местообитание

28

Многообразие водорослей, их роль в природе.

29

Мхи, строение и многообразие и роль в природе.

30

Папоротники, их строение, многообразие.

31

Голосеменные растения, особенности строения

Практическая  работа №5 «Хвоя и шишки голосеменных растений»

32

Многообразие голосеменных растений, их роль в природе

33

Покрытосеменные растения, особенности строения

Практическая  работа №6 «Строение цветка»

34

Многообразие покрытосеменных растений

35

Значение растений в природе и жизни человека.

36

Итоговое тестирование по теме «Царство растений»

37

Царство Животных. Простейшие

38

Практическая  работа №7

«Изучение простейших под микроскопом»

39

Беспозвоночные. Кишечнополостные, черви, моллюски.

40

Беспозвоночные. Членистоногие. Иглокожие.

41

Позвоночные. Рыбы и Земноводные. Пресмыкающиеся

42

Позвоночные. Птицы и Млекопитающие

43

Значение животных в природе и жизни человека.

44

Итоговое тестирование по теме «Царство животных»

45

Обобщение знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Среда обитания живых организмов — 8 часов

46

Характеристики трех сред обитания живых организмов

47

Приспособленность организмов к среде обитания

48

Путешествие по Африке и Евразии.

49

Путешествие по Северной и Южной Америке, по Австралии и Антарктиде

50

Природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса»

51

Природные зоны: степи и саваны, пустыни и тропики.

52

Жизнь в морях и океанах

53

Итоговое тестирование  по теме: «Среда обитания живых организмов»

Человек на Земле — 12 часов

54

Как человек появился на Земле. Дриопитеки и австралопитеки.

55

Предшественники людей.

56

Круглый стол «Закончилась ли эволюция человека»

57

Как человек изменил Землю

58

Экологические проблемы: озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект.

59

Жизнь под угрозой.

60

Круглый стол (дискуссия) «Не станет ли Земля пустыней»

61

Здоровье человека

62

Безопасность жизни человека

63

Ядовитые растения и животные.

64

Практическая работа №8 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

65

Итоговое тестирование  по теме «Человек на Земле»

66

Экскурсия «Растительный мир родного края»

67

Экскурсия «Животный мир родного края»

68

Повторение изученного материла по курсу: «Живые организмы и их многообразие

Итого: курс рассчитан на 68 ч, практических работ: 8, тест: 5.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы,  стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей
  • составлять простой и сложный план текста
  • участвовать в совместной деятельности
  • работать с текстом параграфа и его компонентами
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

  • Формирование ответственного отношения к обучению
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни
  • формирование основ экологической культуры.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

      - Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

        - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

        - Воронина Г.А. Тесты по биологии. К учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»

        - Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. К учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3. Демонстрационные таблицы.

4. Географические карты материков.

5. Экранно-звуковые средства.

6. Электронное приложение к УМК.

7. Электронно-образовательные ресурсы.

8. Мультимедиапроекция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...