Календарно-тематическое планирование. 10 класс, Общая биология.
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование.
10 класс, Общая биология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование. 10 класс, Общая биология. | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ, 10 КЛАСС.
Учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы».
Дата | ТЕМА УРОКА | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ | Кол-во часов | Основные понятия | Домашнее задание |
Биология как наука. Методы научного познания. | 4 часа | ||||
1. Краткая история развития биологии. | Активизировать знания уч-ся о биологии как науке о живой природе,охарактеризовать основные направления развития современной биологии,продолжить расширение и углубление знаний об истории развития биологии с древнейших времен до настоящего времени,вызвать у уч-ся интерес к изучению общебеиологических проблем. | 1ч | Клеточная, эволюционная, мутационная теории, генетика | § 1.1 | |
2. Сущность жизни и свойства живого. | Сформировать понятия о сущности жизни,продолжить углубление представлений и знаний о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого,продолжить формирование умений вычленять и характеризовать критерии живого при изучении живой природы. | 1ч | Основные свойства живой материи,открытая система,биологическая система. | § 1.2 | |
3. Уровни организации и методы познания живой природы. | Охарактеризовать уровни организации живого,показать их тесную взаимосвязь и соподчиненность,сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе,познакомить уч-ся с особенностями и разнообразием методов познания живого. | 1ч | Методы научного познания:научный факт,научный метод,уровни организации живого:молекулярный,клеточный,организменный,популяционно-видовой,экосистемный,биосферный. | § 1.3 | |
4. Стартовый мониторинг за курс «Общая биология» 9 класс. | Проверить знания уч-ся за 9 класс. | 1ч | |||
Клетка. | 17 часов | ||||
5. История изучения клетки. Клеточная теория. | Познакомить уч-ся с методами изучения клетки,раскрыть основные положения современной клеточной теории,закрепить умение применять эти положения для доказательства материального единства органического мира,показать роль научно-технических достижений в изучении клеток. | 1ч | Прокариоты и эукариоты,клетка,клеточная теория,цитология. | § 2.1 | |
6. Химический состав живой природы. Неорганические вещества клетки | .Охарактеризовать химические элементы клетки,выделив особенности макро-,микро-,и ультромикроэлементов;сформировать знания о химическом составе клетки,продолжить формирование умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об эелементарном составе клеток. | 1ч | Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. | § 2.2, | |
7. Неорганические вещества клетки | Сформировать знания о неорганических веществах клетки, продолжить формирование умений выделять органические и неорганические вещества живых клеток. | 1ч | вода | § 2.3 | |
8. Органические вещества клетки. Липиды. | Сформировать знания о многообразии и функциях липидов в клетках и организмах,формировать умение устанавливать связи между строением и функциями органических веществ. | 1ч | Биополимеры,липиды,воска,фосфолипиды. | § 2.4 | |
9. Органические вещества клетки. Углеводы. | Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки на основе общей характеристики органических веществ,познакомиться с классификацией,строением и функциями углеводов,продолжить формирование умения устанавливать связи между строением и функциями веществ. | 1ч | Моно-, ди- и полисахариды. | § 2.5 | |
10. Органические вещества клетки. Белки. | Продолжить расширение и углубление знаний о важнейших органических веществах клетки на основе изучения строения и функций белков,сформировать знания о функциях белков и их важнейшей роли в органическом мире,продолжить формировать умения выявлять связи между строением и функциями веществ. | 1ч | Денатурация, ренатурация, структуры белка. | § 2.5 | |
11. Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. | Раскрыть особую роль нуклеиновых кислот в живой природе-хранение и передача наследственной информации на основе характеристики строения молекул ДНК и РНК как биополимеров,объяснить механизм удвоения ДНК,сформирвоать умени схематично изображать этот процесс. | 1ч | ДНК, РНК, правила Чаргаффа | § 2.6 | |
12-13. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. | Начать формирование знаний о строении эукариотической клетки,объяснить суть мембранного принципа её строения,познакомить со строением различных органоидов клетки. | 2ч | Органоиды, пино- и фагоцитоз | § 2.7 | |
15. Клеточное ядро. Хромосомы. | Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки на основе изучения главного органоида клетки-ядра,его функций,повторить основные понятия о хромосомном наборе клеток. | 1ч | Кариотип, хроматин, хромосомы. | § 2.8 | |
16. Прокариотическая клетка. | Начать формирование знаний о строении прокариотической клетки,её сходстве и различии с эукариотической клеткой. | 1ч | Плазмида, бактерия, нуклеоид. | § 2.9 | |
17. Промежуточный мониторинг по теме: «Клетка. Химический состав клетки» | Проверить уровень усвоения материала учащимися. | 1ч | |||
18-19. Реализация наследственной информации в клетке. | Раскрыть сущность реализации наследственной информации в клетке на основе важнейшего процесса жизнедеятельности клеток-биосинтеза белка,сформировать знания о генетической информации,генетическом коде,его свойствах,матричных реакциях,особенностях транскрипции и трансляции. | 2ч | Генетический код, транскрипция, трансляция | § 2.10 | |
20. Неклеточные формы жизни. | Сформировать знания о специфической форме жизни-вирусах и их особой группе-бактериофагах;о спецефических чертах строения этих форм жизни,особенностях их размножения,научном и практическом значении. | 1ч | Вирусы, фаги. | § 2.11 | |
21. Урок – семинар «Клетка». | Обобщить и углубить знания уч-ся о строении клетки на основе сравнения прокариот и эукариот;закрепить знания об особенностях строения растительных,животных клеток и клеток грибов;углубить понимания уч-ся целостности клетки. | 1ч | § 2.1-2.11 | ||
Организм. | 13 часов | ||||
22. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. | Сформировать знания уч-ся о том,что организм-это единое целое,показать на примерах многообразие живых организмов,продолжить развивать навыки сравнения на примере сравнения одноклеточных и многоклеточных организмов. | 1ч | Одноклеточные, многоклеточные организмы, колонии. | § 3.1 | |
23-24. Энергетический обмен. | Углубить,расширить знания о метаболизме на основе изучения сущности энергетического обмена и особенностей трёх его этапов;убедить уч-ся в большом значении АТФ как важнейшего энергетического вещества клетки. | 2ч | Метаболизм, анаболизм, катаболизм, анаэробы, аэробы. | § 3.2 | |
25-26. Пластический обмен. Фотосинтез. | Углубить и расширить знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена;охарактеризовать две фазы фотосинтеза;обосновать космическую роль зелёных растений. | 2ч | Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, фотолиз | § 3.3 | |
27. Деление клетки. Митоз. | Напомнить о роли размножения как важнейшего свойства,поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле,познакомить уч-ся с сущностью жизненного цикла клетки,раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы,углубить знания о репликации ДНК,охарактеризовать основной способ деления эукариот-митоз,раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза. | 1ч | Жизненный цикл клетки. | § 3.4 | |
28. Размножение: половое и бесполое. | Возобновить в памяти уч-ся общие сведения о размножении в живой природе,приобретенные в предшествующих классах;систематизировать эти сведения и охарактеризовать на новой,цитологической основе,раскрыть сущность и практическое значение как бесполого,так и полового размножения | 1ч | Спорообразование, фрагментация, шизогония | § 3.5 | |
29-30. Образование половых клеток. Мейоз. | Продолжить формирование знаний о половом размножении на основе процесса формирования половых гамет;познакомить уч-ся с факторами,оказывающими отрицательные воздействия на половые клетки ио последствиях таких воздействий,охарактеризовать мейоз,сформирвать знания об измении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза,раскрыть биологическое значение мейоза. | 2ч | Гаметы, ово- и сперматогенез. | § 3.6 | |
31. Оплодотворение. | Сформировать знания о сущности оплодотворения,объяснить особенности опыления и двойного оплодотворения у цветковых растений,продолжить формирование умения делать вывод о материальном единстве живой природы. | 1ч | Наружное, внутреннее, двойное оплодотворение. | § 3.7 | |
32. Индивидуальное развитие организма. | Сформировать знания об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира,познакомить уч-ся с типами онтогенеза и его периодами:эмбриональном и постэмбриональном. | 1ч | Онтогенез, эмбриогенез, энто-, мезо- и эктодерма. | § 3.8 | |
33. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье человека. | Сформировать знания об онтогенезе человека,продолжить развивать умение сравнивать на примере сравнения онтогенеза человека и других живых организмов,закрепит знания уч-ся о репродуктивном здоровье человека,обобщить и углубить знания уч-ся о влиянии никотина,алкоголя и наркотических средств на развитие зародыша человека. | 1ч | Эмбриональное и постэмбриональное развитие, составляющие ЗОЖ. | § 3.9 | |
34. Итоговый мониторинг по курсу «Общей биологии» за 10 класс. 35. Повторение пройденного материала | Обобщить и систематизировать знания уч-ся, полученные на уроках общей биологии, проверить уровень усвоения школьниками данного курса. | 1ч |
Программное обеспечение:
- В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы», М., «Дрофа», 2005,
- Т.А. Козлова, И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов «Методическое пособие к учебнику «Общая биология. Базовый уровень», М., «Дрофа», 2006,
- Г.И. Лернер «Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10 – 11 класс», М., «Аквариум»,1998,
- И.Р. Мухамеджанов «Тесты, зачеты, блицопросы. Биология. 10 – 11 классы», М., «ВАКО», 2006,
- Н.Н. Воронцов, Л.Н. Сухорукова «Эволюция органического мира», М., «Просвещение», 1991,
- Л.А. Гребник, М.А. Солодилова «Тесты по биологии. Пособие для учащихся и абитуриентов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006,
- «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс», ООО «Кирилл и Мефодий», 2007,
- «Биология в школе. Наследование признаков», ЗАО «Новый диск», 2007,
- «Открытая биология. Версия 2.6», ООО»Физикон», ЗАО «Новый диск», 2005.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся.Знания,полученные на уроках биологии,должны не только определить общий культурный уровень современного человека,но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде,помочь в реальной жизни.
Программа расчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы)..
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях,полученных учащимися в основной школе,и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения,экологического мышления и здорового образа жизни,на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому,наряду с освоением общебиологических теорий,изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов,в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решния прикладных задач.Профилактика СПИДА;последствия алкоголя,никотина,наркотических веществ на развитие зародыша человека;влияние мутагенов на организм человека;наследственные болезни,их причины и профилактика%медико-генетическое консультирование-эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
-ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
*основные положения биологических теорий (клеточная;эволюционная теория Ч.Дарвина);
*строение биологических объектов:клетки,генов и хромосом;
*сущность биологических процессов:размножение,оплодотворение,формирование приспособленности,круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
*вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
*биологическую терминологию и символику;
УМЕТЬ
*объяснять:роль биологии в формировании научного мировоззрения;вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;единство живой и неживой природы,родство живых организмов;отрицательное влияние алкоголя,никотина,наркотических веществ на развитие зародыша человека;влияние мутагенов на организм человека,экологических факторов на организмы;взаимосвязи организмов и окружающей среды.
*решать элементарные биологические задачи;составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса энергии и веществ в экосистемах.
*выявлять приспособления организмов к среде обитания,источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).
*сравнивать:биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу,зародыши человека и других млекопитающих),процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.
*находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,справочниках,интернете) и критически её оценивать.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:
*соблюдения мер профилактики отравлений,вирусных и других заболеваний,стрессов,вредных привычек,правил поведения в природной среде.
*оказания первой помощи при простудных и других заболеваний,отравлении пищевыми продуктами
*оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,искусственное оплодотворение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (30 и 50 часов)
Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основамиэкологии и природоохранной деятельности(30 и 50 часов)...
Тематическое планирование . Основы общей биологии.9 класс.
Тематическое планирование . Основы общей биологии.9 класс. 2 часа в неделю. Автор учебника И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова...
Тематическое планирование уроков общей биологии 10 класс
Тематическое планирование уроков общей биологии, 10 класс,68 часов, к учебнику Д.К. Беляева....
Примерное тематическое планирование по программе В.И.Сивоглазова для 10-11 классов. Общая биология. Базовый уровень.
Данное примерное тематическое планирование предложено для 10-11 классов, обучающихся по программе В.И.Сивоглазова. Учебник В.И.Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захарова "Биология. Общая биоло...
Календарно-тематическое планирование. 10 класс, Общая биология.
Календарно-тематическое планирование.10 класс, Общая биология....
Календарно-тематическое планирование по общей биологии (10 класс, профильный уровень)
Календарно-тематическое планирование 10 класс профильное обучение (4 часа в неделю)учебник – В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа-2011...
Календарно-тематический план 5 класс биология
Календарнои-тематический план 5 класс по биологии, программа на 35 часов, включены лабораторные работы...