Тематическое планирование 8 класс Колесов, Маш
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Мельникова Оксана Валентиновна

Программа по биологии "Человек"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx51.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31  

города Новошахтинска

"Утверждаю"

директор школы

Мирон Л.М._____

" _" ________ 2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    биологии

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения  

 (начальное общее, основное общее, среднее  общее образование с указанием классов)

8 класс

Уровень базовый

      Количество часов  67              

                                                                   

                                                         

     Учитель                         Мельникова О.В,

                                                      (ФИО, должность, категория)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Цели и задачи обучения биологии:

— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

—  гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

—  подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

2. Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,   основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора И.К. Колесов, Маш, Сонин// Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. . Данная  программа рассчитана на 68 часов   2 часа в неделю.

Программа по биологии составлена на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Она служит ориентиром для нормативов изучения биологии в основной школе и может быть использована при составлении вариативных и региональных программ, различающихся последовательностью изложения содержания.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем   личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.  

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания

3. Годовая нагрузка – 67 ч, недельная – 2 часа

К.р. – 5, л.р. – 7

4. УМК: - учебник «Биология. Человек» 8 класс М: Дрофа 2005

-тематическое и поурочное планирование по биологии Н.А .Пугал М: «Экзамен» 2008

КИМы «Биология» 8 класс М: «Вако»2010

Дополнительная литература:

- подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 класс Т.А. Ловкова М: «Айрис-пресс»2008

- Биология. Проверочные тесты. Разноуровневые задания О.П. Дудкина 2011г.

5. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:
– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

6. Система и критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.
Общедидактические
Оценка   «5» ставится в случае:
1.  Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3.  Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка   «4» ставится в случае:
1.  Знания всего изученного программного материала.
2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3.  Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка   «3» ставится в случае:
1.  Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2.  Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3.  Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка    «2» ставится в случае:
1.  Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2.  Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3.  Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.
 
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка   "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:
1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
  
Оценка   "3" ставится, если ученик:
 1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
 
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
 
   Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.
 
Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
 Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 
 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
 
Оценка   «3» ставится, если ученик:
1.  Правильно выполняет не менее половины работы.
2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 
 
Оценка   «2» ставится, если ученик:
 1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.
 
Примечание.  — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.
 
  
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
 Оценка   «5» ставится, если:
1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.
2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
 
Оценка   «3» ставится, если ученик
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
   
Оценка   "2" ставится, если ученик:
1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
  
Оценка    «1» ставится в случае:
1.      Нет ответа.
 
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2.  Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3.      Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы. 
 Оценка    "4" ставится, если ученик:
1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2.  Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3.      Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
 
Оценка   "3" ставится, если ученик:
1.  Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.  При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3.  Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
 
Оценка   «2» ставится, если ученик: 
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.  Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3.  Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
 
Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.
 
Примечание.   Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
   
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
 
Грубыми считаются  ошибки:
-   незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений   , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
-   неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
-   неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
-   неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
-   неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
-   неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
-   нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
 
К негрубым относятся ошибки:
-   неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой  1 — 3 из этих признаков второстепенными;
-   ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;   
-   ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
-   ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
-   нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-   нерациональные методы работы со справочной литературой;
-     неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
 
Недочётами являются:
-   нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
-   арифметические ошибки в вычислениях;
-   небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
-   орфографические и пунктационные ошибки.

7.Содержание программы.

1.  Введение. Место человека в системе органического мира

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

2.  Происхождение человека

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

3.  Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

4. Общий обзор строения и функций организма человека.

 Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные,  мышечные,  нервная.  Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

5.  Координация и регуляция

Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения,  биологической  активности  и  точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

6. Опора и движение

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

7.  Внутренняя среда организма

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

8. Транспорт веществ

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

9. Дыхание

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

10.  Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

11.  Обмен веществ и энергии

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12.  Выделение

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

13.  Покровы тела

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

14.  Размножение и развитие

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15.  Высшая нервная деятельность

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.

№ п\п

№ в теме

Дата

Корректировка даты

Содержание

Кол-во часов

ЗУН

Монито

ринг

Тип урока

1-я четверть

18

Введение

2

1.

1.

4.9

Анатомия, физиология и гигиена человека

1

- уметь объяснять место и роль человека в природе, роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, практической деятельности людей и самого уч-ся

Изучение нового материа

ла

2.

2.

5.9

Становление наук о человеке (презент.)

1

- знать историю накопления знаний о человеке

Изучение нового материа

ла

Происхождение человека

4

3.

1.

11.9

Систематическое положение человека

1

- уметь объяснять родство человека с млекопитающими

Тест

Комб.

4.

2.

12.9

Историческое прошлое людей

1

- знать основные этапы эволюции человека, уметь объяснить влияние экологических условий на развитие человека

Изучение нового материа

ла

5.

3.

19.9

Расы человека

1

- знать расы человека, уметь называть признаки человека в соответствии с расовой принадлеж

ностью

Комб.

6.

4.

20.9

1

К.р. №1 диагн.

Контроль знаний

Строение и функции организма

4

7.

1.

Общий обзор организма. Клеточное строение организма

1

- знать и распознавать основные органоиды клетки, уметь сравнивать клетки растений, животных, человека

Комб.

8.

2.

26.9

Деление клеток

1

- знать сущность процессов обмена в-в, роста, возбудимости, деления клетки

Изучение нового материа

ла

9.

3.

27.9

Ткани

1

-  знать,  уметь описывать ткани человека, сравнивать и делать выводы

Изучение нового материа

ла

10.

4.

3.10

Рефлекторная регуляция организма

1

- знать и понимать сущность регуляции жизнедеятельности организма

Комб.

Опорно-двигательная система

7

11.

1.

4.10

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей

1

- знать особенности строения скелета человека, уметь распознавать основные части скелета

Л.р .№1

«Микроскопическое строение кости

Изучение нового материа

ла

12.

2.

10.10

Скелет человека. Осевой скелет

1

- знать особенности строения скелета головы и туловища человека, уметь распознавать основные части скелета головы и туловища

Изучение нового материа

ла

13.

3.

11.10

 Добавочный скелет. Скелет поясов. Соединения костей.

1

- знать особенности строения скелета поясов и свободных конечностей, уметь распознавать части скелета поясов и свободных конечностей

Комб.

14.

4.

17.10

Строение мышц

1

- знать и уметь распознавать основные группы мышц

Тест

Комб.

15.

5.

18.10

Работа мышц и её регуляция(презент.)

1

- понимать сущность процесса работы мышц, уметь описывать и объяснять влияние статистической и динамической работы на утомление мышц

Тест

Комб.

16.

6.

24.10

Осанка и предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах

1

- уметь использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием своего организма, уметь применять полученные знания для оказания помощи

Л.р. № 2

«Осанка и плоскостопие»

Обобще

ние и применение знаний

17.

7.

25.10

1

К.р. №2

Контроль знаний

2-я четверть

14

Внутренняя среда организма

3

18.

1.

14.11

Кровь и компоненты внутренней среды организма(презент.)

1

- знать составляющие внутренней среды организма и понимать сущность биологических процессов

Изучение нового материа

ла

19.

2.

15.11

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

- уметь объяснять явление иммунитета

Комб.

20.

3.

20.11

Иммунология на службе здоровья.

1

- уметь использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний

Комб.

Кровеносная и лимфатическая системы

7

21.

1.

21.11

Транспортные системы организма

1

- знать виды транспортных систем организма

Тест

Изучение нового материа

ла

22.

2.

27.11

Круги кровообращения

1

- распознавать и уметь описывать на таблицах систему кровообращения

Изучение нового материа

ла

23.

3.

28.11

Строение и работа сердца(презент.)

1

- знать признаки биологического объекта(сердца), сущность биологического процесса(работа сердца)

Изучение нового материа-ла

24.

4.

4.12

Движение крови по сосудам

1

- уметь использовать приобретённые знания для наблюдения за состоянием собственного организма

Л.р. №З

«Функция венозных клапанов»

Закрепление изученного

25.

5.

5.12

Регуляция кровоснабжения

1

- уметь применять полученные знания

№4

«Л.р

.Измерение скорости кровотока», Л.р.

№5

«Функциональная проба ЧСС»

Закрепление изученного

26.

6.

11.12

Первая помощь при кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы

1

- уметь анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, использовать приобретённые знания для оказания п\п

Обобщение изученногоматериа

ла

27.

7.

12.12

1

К.р.

№ 3

Контроль знаний

Дыхание

4

28.

1.

18.12

Органы дыхания. Заболевания дыхательных путей.

1

- знать особенности строения дыхательной системы, распознавать органы дыхания

Изучение нового материа

ла

29.

2.

19.12

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1

- понимать сущность процесса дыхания, распознавать лёгочное и тканевое дыхание

Комб.

30.

3.

25.12

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

1

- понимать сущность процесса регуляции жизнедеятель

ности организма, использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за своим здоровьем

Комб.

31.

4.

26.12

Функциональные возможности системы дыхания. Приёмы реанимации.

1

- обобщить изученный материал, уметь применять полученные знания

тест

Обобще

ние

3-я четверть

20

Пищеварение

6

32.

1.

15.1

Питание и пищеварение

1

- уметь дифференцировать понятия «продукты питания» и «питательные в-ва», знать и распознавать органы пищеварения

Изучение нового материа

ла

33.

2.

16.1

Пищеварение в ротовой полости

1

- разъяснять особенности пищеварения в ротовой полости, знать строение и функции зубов, уметь раскрыть правила гигиены полости рта

тест

Комб.

34.

3.

22.1

Пищеварение в желудке и кишечнике

1

- знать и различать особенности пищеварения в желудке и кишечнике

Л.р.№6

«Действие слюны на крах

мал»

Изучение нового материа

ла

35.

4.

23.1

Функции кишечника. Роль печени. Аппендицит.

1

- знать функции толстой и тонкой кишки, поджелудочной железы и печени, симптомы и меры п\п при аппендиците

тест

Комб.

36.

5.

29.1

Регуляция пищеварения

1

- уметь объяснять роль условных и безусловных рефлексов, привести примеры, раскрывающие значение временных связей в поведении животных и человека

Изучение нового материа

ла

37.

6.

30.1

Гигиена органов пищеварения.

1

- знать течение и меры профилактики опасных желудочно-кишечных заболеваний и отравлений

тест

Комб.

Обмен веществ и энергии

3

38.

1.

5.2

Обмен веществ и энергии – свойства живого

1

- уметь объяснять сущность обмена в-в, знать отличие ассимиляции и диссимиляции

Изучение нового материала

39.

2.

6.2

Витамины (презент.)

1

- знать значение витаминов, уметь объяснять признаки авитаминоза

Комб.

40.

3.

12.2

Энергозатраты человека на пищевой рацион

1

- уметь различать основной и общий обмен. Составить правильный рацион питания, соответственно возрасту

Комб.

Покровные органы

5

41.

1.

13.2

Кожа – наружный покровный орган

1

- знать строение и функции кожи, волос, ногтей

Изучение нового материа

ла

42.

2.

19.2

Уход за кожей, болезни, гигиена одежды

1

- знать правила ухода за кожей, ногтями и волосами, уметь сформулировать правила гигиены одежды и обуви

Комб.

43.

3.

20.2

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

- уметь раскрыть суть терморегуляции, доказать связь кожи с процессами, происходящими во всём организме

Комб.

44.

4.

26.2

Выделение

1

- знать строение и роль почек, уметь объяснять причины заболевания почек, знать меры профилактики

Изучение нового материа

ла

45.

5.

27.2

Повторение

Обобщение знаний

Нервная система

6

46.

1.

5.3

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

- знать строение и функции спинного и головного мозга, рефлекторную и проводящую функции спинного мозга  и низших отделов головного мозга, аналитико-синтетическую функцию больших полушарий головного мозга, положение, строение и функции спинного мозга

Изучение нового материа

ла

47.

2.

6.3

Строение головного мозга

1

- знать положение, строение и функции головного мозга

Изучение нового материа

ла

48.

3.

12.3

Функции переднего мозга

1

- знать особенности строения больших полушарий, промежуточного мозга

Комб.

49.

4.

13.3

Соматический и автономный отделы нервной системы

1

- уметь различать соматический и автономный отделы нервной системы, их значение

Тест

Комб.

50.

5.

19.3

Контрольная работа.

1

К.р.

№4

Контроль знаний

51.

6.

20.3

Обобщение изученного о нервной системе

1

- обобщить и систематизировать полученные знания о нервной системе

Тест

Обобщение

4-я четверть

18

Анализаторы. Органы чувств.

6

52.

1.

2.4

Анализаторы. Зрительный анализатор.

1

- знать строение и функции звеньев анализаторов, уметь различать понятия «анализаторы» и «органы чувств», знать строение зрительного анализатора

Изучение нового материа

ла

53.

2.

3.4

Ход лучей через прозрачную среду глаза

1

- уметь объяснить процесс прохождения лучей через прозрачную среду глаза

Комб.

54.

3.

9.4

Гигиена зрения.

1

- уметь разъяснить причины заболеваний глаз, показать меры их предупреждения

Тест

Комб.

55.

4.

10.4

Слуховой анализатор.

1

- знать строение слухового анализатора, уметь рассказать о гигиене слуха

Изучение нового материа

ла

56.-57.

5.-6.

16.4-17.4

Органы равновесия, вкуса, обоняния

2

- уметь разъяснить связь строение и функций органов равновесия, вкуса и обоняния

Комб.

Высшая нервная деятельность

5

58.

1.

23.4

Открытия отечественных учёных

1

- знать взгляды русских учёных о работе головного мозга, учения Ухтомского о доминанте, виды торможения

Изучение нового материа

ла

59.

2.

24.4

Врождённые и приобретённые программы поведения

1

- знать программы поведения и различать их

Л.р.

№7

«Зер

каль

ноепись

мо

Комб.

60.

3.

30.4

Сон и сноведения

1

- знать причины сна и бодрствования фазы сна , уметь различать сон и сноведения

С.р.

Комб.

61.

4.

7.5

Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

- знать виды познаватель

ных процессов, функции внешней и внутренней речи, уметь объяснить роль речи в развитии высших  познаватель

ных процессов

Изучение нового материа

ла

62.

5.

8.5

Воля, эмоции, внимание

1

- иметь представление о физиологии эмоций, эмоциональных реакциях, состояниях, уметь разъяснять физиологические основы внимания

Комб.

Эндокринная система

2

63.

1.

15.5

Роль эндокринной регуляции

1

- знать и различать железы внутренней, внешней и смешанной секреции

Изучение нового материа

ла

64.

2.

16.5

Функции желёз  внутренней секреции

1

- знать действие конкретных гормонов и заболевания при гипо- или гиперфункции желёз эндокринной системы

Комб.

Индивидуальное развитие организма

6

65.

1.

22.5

Жизненные циклы. Размножение.

1

- иметь представление о различиях мужской и женской половых системах

Изучение нового материала

66.

2.

23.5

Развитие зародыша и плода. Беременности и роды.

1

- иметь представление о внутриутробном развитии, знать о формировании  зародыша и плода, знать отличия календарного и биологическо

го возраста

Комб.

67.

3.

29.5

К.р.

№5

Контроль знаний

  Аннотация к программе .

Рабочая программа по биологии в 8 классе рассчитана на 2 часа в неделю , всего 68 часов.

 Согласно годовому календарно-учебному плану школы на 2014-2015 учебный год согласованному с Территориальным отделом Управления Ростпотребнадзора по Ростовской области в городе Новошахтинске уроки биологии проводятся в четверг и пятницу.

В 2014-2015 учебном году праздник 1 мая выпал на пятницу, поэтому было проведено 67 уроков. Рабочая программа сокращена на 1  час за счёт уплотнения материала по теме «Индивидуальное развитие организмов» .

Согласовано                                                                                                                  Согласовано

Протокол заседания                                                                                                                Зам.директора по УВР

Методического совета                                                                                                             Качаева Л.Г. ………………

МБОУ СОШ № 31                                                                                                                   1.09.2014 года

От 1.09.2014 года №1

Дёмина В.Ф…………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс с УУД (ФГОС), аннотация. Авторы Д.В.Колесов, Р.Д.Маш,И.Н.Беляев

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс с УУД (ФГОС), аннотация. Общая характеристика учебного курса, место учебного предмета "Биология", обучающийся научится, обучающийся п...

Календарно-тематическое планирование 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев (программа "Линия жизни")

Календарно-тематическое планирование 8 класс Д.В. Колесов,  Р.Д. Маш, И.Н. Беляев...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...

Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01

Рабочая программа и  тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации  + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...