Программа кружка "Охрана природы"
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Егорова Тамара Павловна

Программа рассчитана на школьников 5-7 классов.

Дети занимаются 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Срок реализации данной программы 1год.

Данная программа направлена на воспитание у школьников бережного отношения к природе. Состояние окружающей среды вызывает тревогу, возникла необходимость коренной перестройки мышления людей через обучение подрастающего поколения ответственности за свою деятельность в окружающей среде. Содержание программы направлено на:

  • ·        создание условий для развития личности ребёнка;
  • ·        развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • ·        приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • ·        профилактику асоциального поведения;
  • ·        интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
  • ·        укрепление психического и физического здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дополнительное образование97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дивеев-Усадская средняя общеобразовательная школа

                                                                              Утверждаю

                                                                              Директор школы____________М.А.Стешина

                                                                              Приказ № _______ от __________2013 г

Дополнительная образовательная программа.

Детское объединение «Охрана природы»

Эколого-биологическая направленность

Программа рассчитана на школьников 5-7 классов

Срок реализации данной программы 1 год

                                            Учитель биологии

                                    Егорова Т.П.

Дивеев-Усад

2013 год


2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

№п/п

Тема занятия

Количество

теория                                                                                                       

часов

практика

1

Запись членов кружка. Знакомство с планом работы. Беседа «Знай и люби свой край»

1

_

2

Поход «ООПТ. Захарово». Инструктаж по Т.Б. 96

1

3

Поход «Раскат». Инструктаж по ТБ. 96

1

4

Поход «Раскат». Инструктаж по ТБ. 96

1

5

Экологическая акция «Посади дерево». Инструктаж по ТБ. . 48

1

6

. Посвящение в экологи. Беседа «Отходы в доходы»

Викторина «Мы чистим мир»

1

7

Поход «Знай и люби свой край». Инструктаж по ТБ. 96

1

8

День детского здоровья

1

9

Экологическая акция «Зелёные друзья»

1

10

Устный журнал ко Дню образования Всемирного общества охраны природы.

1

11

Конкурс «Лесная олимпиада»

1

12

Красная книга природы

1

13

Экскурсия в природу «Жизнь животных зимой».

 Инструктаж по Т.Б. 96

1

14

Операция «Ель 2013».

1

15

Неделя биологического разнообразия.

1

16

Экологическая акция «Покормите птиц зимой». Инструктаж по ТБ. 96

1

17

Устный журнал «Карта мира на окне».

1

18

Экологическая викторина «Царство воды».

1

19

Беседа «Человек и природа в устном народном творчестве».

1

20

Операция «Цветок для мамы» Инструктаж по ТБ. 96

21

Экологическая конференция «Животные в нашем доме»

1

22

Экологическая акция «Вторая жизнь вещей».

1

1

23

Экскурсия в природу «Первая встреча весны».

Инструктаж по Т.Б. 96,42

1

24

Экологическая акция «Жильё для птицы». Инструктаж по ТБ. 96

1

25

Праздник «День птиц»

1

26

Экскурсия в природу «На встречу с первоцветами». Инструктаж по ТБ. 96

1

27

Операция «Первоцвет». Инструктаж по ТБ. 96

1

28

Экологическая акция «Марш парков 2014» Инструктаж по ТБ. 96

1

29

Экскурсия в природу «ООПТ рядом со школой».

Инструктаж по Т.Б. 96,42

1

30

Экологическая акция «Родники» Инструктаж по ТБ. 96

1

31

Экскурсия в природу «В царстве Берендея». Инструктаж по ТБ. 96, 42

1

32

Экскурсия в природу « Памятник природы». Инструктаж по ТБ. 96, 42

1

33

 Подготовка к экологической конференции

1

34

Итогово-отчётное.

1

Итого

15

19

Всего занятий

34


2. Содержание дополнительной образовательной программы.

Занятие 1. Запись членов кружка. Знакомство с планом работы. Беседа «Знай и люби свой край» Теоретическое занятие.

Занятие 2. Поход «ООПТ. Захарово». Практическое занятие. Знакомство с особо охраняемой природной территорией. Проведение мониторинга  ООПТ.

Занятие 3. Поход «Раскат». Практическое занятие. Знакомство с особо охраняемой природной территорией. Проведение мониторинга  ООПТ.

Занятие 4. Поход «Раскат». Практическое занятие. Знакомство с особо охраняемой природной территорией. Проведение мониторинга  ООПТ.

Занятие 5. Экологическая акция «Посади дерево». Практическое занятие

Занятие 6. . Посвящение в экологи. Беседа «Отходы в доходы».

Викторина «Мы чистим мир». Теоретическое занятие.

Занятие 7. Поход «Знай и люби свой край». Практическое занятие. Изучение природы родного края.

Занятие 8. День детского здоровья. Теоретическое занятие. Организация праздника, театрализованного представления.

Занятие 9. Экологическая акция «Зелёные друзья» Практическое занятие. Знакомство с комнатными растениями. Проведение мониторинга состояния комнатных растений в школе. Уход за комнатными растениями.

Занятие 10. Устный журнал ко Дню образования Всемирного общества охраны природы. Теоретическое занятие. Выступления учащихся с сообщениями по теме «Охрана природы»

Занятие 11. Конкурс «Лесная олимпиада». Теоретическое занятие. Сбор и оформление материала, подготовка работ «Жизнь замечательных деревьев»

Занятие 12. Красная книга природы. Теоретическое занятие. Организация выставки, конкурс рисунков. Проведение беседы и викторины с учащимися.

Занятие 13. Экскурсия в природу «Жизнь животных зимой». Практическое занятие

Занятие 14. Операция «Ель 2013». Практическое занятие. Экскурсия, мониторинг, конкурсы.

Занятие 15. Неделя биологического разнообразия. Теоретическое занятие. Конкурсы, организация выставки детского рисунка и игрушек «Весёлый зоопарк».

Занятие 16. Экологическая акция «Покормите птиц зимой».Практическое занятие. Изготовление и развешивание кормушек, организация подкормки птиц.

Занятие 17. Устный журнал «Карта мира на окне».Теоретическое занятие. Подготовка экспозиции комнатных растений в кабинете биологии, выступления учащихся с рассказами о комнатных растениях. Проведение игры «Двенадцать записок»

Занятие 18. Экологическая викторина «Царство воды». Теоретическое занятие. Проведение викторины и награждение лучших знатоков природы

Занятие 19. Беседа «Человек и природа в устном народном творчестве». Теоретическое занятие. Выставка детских рисунков. Конкурсы пословиц, поговорок и загадок.

Занятие 20. Операция «Цветок для мамы» Практическое занятие. Посадка и пересадка комнатных растений. Изучение рейтинга популярности комнатных растений.

Занятие 21. Экологическая конференция «Животные в нашем доме». Теоретическое занятие. Сбор информации, оформление экологического проекта, выступления учащихся с рассказами о животных.

Занятие 22. Экологическая акция «Вторая жизнь вещей». Теоретическое занятие. Изучение твёрдых бытовых отходов. Практическое занятие. Конкурс поделок из отходов.

Занятие 23. Экскурсия в природу «Первая встреча весны».

Практическое занятие

Занятие 24. Экологическая акция «Жильё для птицы». Практическое занятие. Изготовление и развешивание искусственных гнездовий для птиц.

Занятие 25. Праздник «День птиц». Организация выставки книг о птицах, конкурс рисунков «Птица года». КВН. Викторина. Теоретическое занятие.

Занятие 26. Экскурсия в природу «На встречу с первоцветами». Практическое занятие

Занятие 27. Операция «Первоцвет». Экскурсия, мониторинг, конкурсы. Практическое занятие

Занятие 28. Экологическая акция «Марш парков 2014».Посадка деревьев и кустарников. Мониторинг ООПТ. Практическое занятие.

Занятие 29. Экскурсия в природу «ООПТ рядом со школой». Практическое занятие

Занятие 30. Экологическая акция «Родники»  Очистка и обустройство родников. Сбор информации о родниках. Оформление экологического проекта. Практическое занятие.

Занятие 31. Экскурсия в природу «В царстве Берендея». Мониторинг дубравы. Природоохранные работы в лесу. Практическое занятие.

Занятие 32. Экскурсия в природу « Памятник природы». Знакомство с экологической тропой. Сбор информации о состоянии ООПТ. Практическое занятие

Занятие 33. Подготовка к экологической конференции. Оформление экологических проектов, подготовка выступлений учащихся. Теоретическое занятие.

Занятие 34. Итогово-отчётное. Выступления учащихся по экологическим проектам Викторина и  награждение победителей. Теоретическое занятие.


 

1. Пояснительная записка.

Программа рассчитана на школьников 5-7 классов.

Дети занимаются 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Срок реализации данной программы 1год.

 Актуальность.

Данная программа направлена на воспитание у школьников бережного отношения к природе. Состояние окружающей среды вызывает тревогу, возникла необходимость коренной перестройки мышления людей через обучение подрастающего поколения ответственности за свою деятельность в окружающей среде. Содержание программы направлено на:

  • создание условий для развития личности ребёнка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
  • укрепление психического и физического здоровья

 Цель.

Формирование у школьников экологической культуры личности на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную, по изучению уникальной территории родного края,  экологического сознания и новых подходов к окружающей среде.

 Задачи.

  • Формирование активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды;
  • Развитие любви и интереса к природе;
  • Обучение учащихся логически мыслить, решать экологические задачи.
  • Развитие навыков сотрудничества и коммуникации.
  • Проведение практических мероприятий по охране природы.
  •  Развитие патриотических и гражданских чувств, ответственного отношения к своей Родине, родному краю;
  • Формирование субъектного опыта принятия экологически целесообразных решений  на конкретном территориальном уровне.

 Особенности программы.

Отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность. Каждый, кто проводит занятия по экологическому образованию с учащимися, наверняка задаёт себе вопросы: «Как сделать занятия полезными и интересными для детей. Как помочь детям  научиться использовать собственный опыт, оставлять свои шаги в познании природы.

На занятиях кружка используются самые разнообразные формы и методы работы с учащимися. Работа организована так, что каждый школьник может реализовать свои способности, внести посильный вклад в дело охраны природы. Члены кружка сотрудничают с Союзом охраны птиц России, Лукояновским межрайонным комитетом охраны природы, Починковским лесхозом. Лучшие работы учащихся отправляются на районные и областные конкурсы по экологии, в редакции газет «На земле починковской», «Берегиня», «Зелёный парус». Педагогической основой курса стали идеи личностно-ориентированного образования и проблемного обучения,   создающие условия для становления субъектного опыта эмоционально-ценностного и деятельностного отношения к природе своего края.

Важнейшим условием формирования экологической культуры является овладение понятийным аппаратом экологического краеведения, который отражает коэволюционный характер взаимоотношений человека и природы: экологическая проблема, экологическая ситуация, эколого-географическое положение, эколого-значимые условия и факторы, природно-ресурсный потенциал, природопользование, качество среды, экологическая безопасность (опасность), устойчивое развитие, экологическое прогнозирование.

Содержание данной программы может быть реализовано в культурно-творческой модели образования, что предполагает отход от информационно-предметной модели обучения к личностно-ориентированной. Данная модель направлена на накопление  экологических знаний и умений через общение с природой родного края в атмосфере творчества, самостоятельных открытий, предоставления возможности каждому учащемуся реализовать свои способности.

 Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в самой разнообразной форме:

  • Беседы, викторины, конкурсы, устные журналы:
  • Экскурсии, походы, экологические акции;
  • Праздники, конференции, операции.

1 раз в неделю в 14.00


      Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны:

  • знать методы исследования своего края; причины, проявление, последствия, пути решения экологических проблем Нижегородской области; об исторических этапах формирования экологической ситуации на территории Нижегородской области  и возможностях её оптимизации в разное историческое время; идеи устойчивого развития Нижегородской области;
  •  уметь: анализировать необходимые данные из различных источников для изучения  и решения экологических проблем своей местности; оценивать природно-ресурсный потенциал территории области, экологическое состояние отдельных компонентов природы области, так и экологическую ситуацию конкретных территорий и области в целом; применять знания в конкретной практической деятельности по улучшению экологической ситуации своей местности;
  • выражать отношение к экологическому состоянию территории проживания; природным и культурным ценностям своей местности; к состоянию своего здоровья и окружающих людей (публикации в районных и областных газетах);
  • участвовать в районных и областных экологических конкурсах, в работе районной экологической конференции, экологических акциях и операциях; практических природоохранных мероприятиях                    повысить уровень экологического образования и экологической культуры (по результатам  тестирования и анкетирования).

4. Методическое обеспечение:

Занятие 1. Запись членов кружка. Знакомство с планом работы. Беседа «Знай и люби свой край». Викторина.

Занятие 2. Поход «ООПТ. Захарово». Знакомство с особо охраняемой природной территорией. Проведение мониторинга  ООПТ. Техническое оснащение: фотоаппарат, бинокли.

Занятие 3. Поход «Раскат». Знакомство с особо охраняемой природной территорией. Проведение мониторинга  ООПТ. Техническое оснащение: фотоаппарат, бинокли.

Занятие 4. Важнейшие экологические даты. Беседа. Конкурс знатоков. Организация праздника для ребят.

Занятие 5. Экологическая акция «Посади дерево». Техническое оснащение: лопаты и вёдра.

 Занятие 6. . Посвящение в экологи. Беседа «Отходы в доходы».

Викторина «Мы чистим мир». Техническое оснащение: магнитная доска и магнитные знаки. Жетоны для проведения викторины.

Занятие 7. Поход «Знай и люби свой край». Изучение природы родного края. Техническое оснащение: фотоаппарат, бинокли.

Занятие 8. День детского здоровья. Организация праздника, театрализованного представления. Дидактический материал

Занятие 9. Экологическая акция «Зелёные друзья» Знакомство с комнатными растениями. Проведение мониторинга состояния комнатных растений в школе. Уход за комнатными растениями. Необходимое оборудование: цветочные банки разного размера, стеклянные стаканы, черенки комнатных растений, таблицы «Вегетативное размножение растений», почва, паспорта комнатных растений, книга «Комнатные растения».

Занятие 10. Устный журнал ко Дню образования Всемирного общества охраны природы. Выступления учащихся с сообщениями по теме «Охрана природы». Листы ватмана, фломастеры, краски, ножницы, клей, цветная бумага, кисточки.

Занятие 11. Конкурс «Лесная олимпиада». Сбор и оформление материала, подготовка работ «Жизнь замечательных деревьев». Необходимое оборудование: листы ватмана, фломастеры, краски, ножницы, клей, цветная бумага, кисточки, фотографии.

Занятие 12. Красная книга природы. Организация выставки, конкурс рисунков. Проведение беседы и викторины с учащимися. Раздаточный материал: фотографии животных, карточки с кроссвордами, жетоны для проведения викторины.

Занятие 13. Экскурсия в природу «Жизнь животных зимой». Техническое оснащение: фотоаппарат, бинокли.

Занятие 14. Операция «Ель 2013». Экскурсия, мониторинг, конкурсы.

Занятие 15. Неделя биологического разнообразия. Теоретическое занятие. Конкурсы, организация выставки детского рисунка и игрушек «Весёлый зоопарк». Детские рисунки и игрушки (животные). Жетоны для проведения викторины.

Занятие 16. Экологическая акция «Покормите птиц зимой». Изготовление и развешивание кормушек, организация подкормки птиц. Необходимое оборудование: разнообразные кормушки, шпагат, корм для птиц, фотоаппарат.

Занятие 17. Устный журнал «Карта мира на окне». Подготовка экспозиции комнатных растений в кабинете биологии, выступления учащихся с рассказами о комнатных растениях. Проведение игры «Двенадцать записок». Комнатные растения в горшочках (60 видов), карта полушарий, паспорта комнатных растений, записки с названиями растений, призы победителям.

Занятие 18. Экологическая викторина «Царство воды». Проведение викторины и награждение лучших знатоков природы. Необходимое оборудование: карточки с кроссвордами, жетоны для проведения викторины, дипломы победителям, таблицы с изображениями водных животных и растений, карта полушарий.

Занятие 19. Беседа «Человек и природа в устном народном творчестве». Выставка детских рисунков. Конкурсы пословиц, поговорок и загадок. Необходимое оборудование: карточки с пословицами и загадками, карточки с кроссвордами, жетоны для проведения викторины, дипломы победителям

Занятие 20. Операция «Цветок для мамы». Посадка и пересадка комнатных растений. Изучение рейтинга популярности комнатных растений. Необходимое оборудование: цветочные банки разного размера, стеклянные стаканы, черенки комнатных растений, таблицы «Вегетативное размножение растений», почва, паспорта комнатных растений, книга «Комнатные растения».

Занятие 21. Экологическая конференция «Животные в нашем доме». Сбор информации, оформление экологического проекта, выступления учащихся с рассказами о животных. Необходимое оборудование: фотографии, рисунки, таблицы с изображением животных, карточки с кроссвордами, жетоны для проведения викторины, дипломы победителям.

Занятие 22. Экологическая акция «Вторая жизнь вещей». Изучение твёрдых бытовых отходов. Конкурс поделок из отходов. Необходимое оборудование: разнообразная упаковка из под товаров, вещи вышедшие из употребления, фломастеры, краски, ножницы, клей, цветная бумага, кисточки.

Занятие 23. Экскурсия в природу «Первая встреча весны». Техническое оснащение: фотоаппарат, бинокли,

Занятие 24. Экологическая акция «Жильё для птицы». Изготовление и развешивание искусственных гнездовий для птиц (скворечники и дуплянки).

Занятие 25. Праздник «День птиц». Организация выставки книг о птицах, конкурс рисунков «Птица года». КВН. Викторина. Необходимое оборудование: карточки с кроссвордами, жетоны для проведения викторины, дипломы победителям.

Занятие 26. Экскурсия в природу «На встречу с первоцветами». Техническое оснащение: фотоаппарат, бинокли.

Занятие 27. Операция «Первоцвет». Экскурсия, мониторинг, конкурсы. Необходимое оборудование: карточки с кроссвордами, жетоны для проведения викторины, дипломы победителям.

 Занятие 28. Экологическая акция «Марш парков 2014».Посадка деревьев и кустарников. Мониторинг ООПТ. Необходимое оборудование: лопаты и вёдра.

Занятие 29. Экскурсия в природу «ООПТ рядом со школой». Техническое оснащение: фотоаппарат, бинокли.

Занятие 30. Экологическая акция «Родники»  Очистка и обустройство родников. Сбор информации о родниках. Оформление экологического проекта. Необходимое оборудование: лопаты и вёдра.

Занятие 31. Экскурсия в природу «В царстве Берендея». Мониторинг дубравы. Природоохранные работы в лесу. Техническое оснащение: фотоаппарат, бинокли.

 Занятие 32. Экскурсия в природу « Памятник природы». Знакомство с экологической тропой. Сбор информации о состоянии ООПТ. Техническое оснащение: фотоаппарат, бинокли.

 Занятие 33. Подготовка к экологической конференции. Оформление экологических проектов, подготовка выступлений учащихся. Необходимое оборудование: компьютер, сканер, принтер, папки с файлами, фотографии, бумага, листы ватмана, фломастеры, краски, ножницы, клей, цветная бумага, кисточки.

Занятие 34. Итогово-отчётное. Выступления учащихся по экологическим проектам Викторина и  награждение победителей. Жетоны для проведения викторины, призы и подарки победителям и участникам.


5. Список литературы:

  1. Активные формы и методы обучения биологии. В.А.Яковлев, М. Просвещение 1992г
  2. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Л.С. Литвинова М. 5 за знания. 2005г
  3. Воспитание в сельской школе. Л.В.Байбородова М. Центр «Педагогический поиск» 2002г
  4. Опыт работы Движения дружин по охране природы в экообразовании. Новосибирск  2000г
  5. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни. В.В. Балабанова, Волгоград «Учитель» 2001г
  6. По страницам Красной книги СССР. М. «Металлургия» 1987г
  7. Природа и дети. Н.М.Лапутин Дзержинск, 1999г
  8. Весенний день птиц. М. 2001г
  9. Сельская школа и охрана природы. Б.Г. Иогазен, М. «Просвещение» 1976г
  10.  Растительный мир нашей Родины. В.В.Петров, М. «Просвещение» 1991г
  11. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области, Нижний Новгород 1997г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

дополнительная образовательная программа "Друзья природы"

Данная программа экологического кружка составлена  на основе  опыта внеклассной работы  по экологии и имеет эколого-биологическую направленность....

Авторская образовательная программа "Человек. Природа. Общество"

Образовательная  программа "Человек. Природа. Общество"  расчитана на изучение  с 1 класса по 11....

Представление авторской образовательной программы "Друзья природы"

В представлении раскрывается степень актуальности, новизны и преимущества программы "Друзья природы" в сравнении с ранее созданными программами этой направленности. А так же педагогическая целесообраз...

рабочая программа курса "Природа родного края"

Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...

Рабочая программа «География. Природа и люди» 6 класс

Данная программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Алексеев А. И.,Николина В. В., Липкина Е. К. – М.: Просвещение, 2010), в соответствии с федеральным...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"

С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколо...