Программа кружка «Хранители природы» 5-6 класс
рабочая программа по биологии
Направленность программы: естественнонаучная.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.
Актуальность: Перед школой ставится задача формирования биологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс биологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_hraniteli_prirody.docx | 48.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Хранители природы»
5-6 класс
2017- 2018 учебный год
Составитель:
учитель биологии и химии
Таинкина Л. А.
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.
Актуальность: Перед школой ставится задача формирования биологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс биологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.
Новизна: Первой задачей биологического образования является формирование у личности адекватных биологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного биобразования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.
Педагогическая целесообразность: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов биологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Цели программы:
5класс
Усвоения учащимися основных положений биологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду
6 класс
Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
Задачи кружка:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научить применять на практике полученные знания;
- формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию биологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Основная задача кружка - не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Отличительные особенности: Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.
● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.
● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.
● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.
Реализация программы опирается на полученные знания по экологии, биологии, географии, краеведению. Программа кружка рассчитана на учащихся 5 -6 классов, на 1 год, 1 занятие в неделю.
Планируемые метапредметные и личностные результаты освоения кружка «Живая планета»
● что такое природа;
● правила поведения в природе;
● что такое охрана природы;
● основные сведения о биологическом состоянии окружающей среды;
● глобальные биологические проблемы;
● биологическую ситуацию родного села, района и области;
● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
● основы здорового образа жизни;
● влияние вредных факторов на здоровье человека;
● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.
● оценивать биологическую ситуацию;
● выполнять правила поведения в природе;
● ухаживать за комнатными растениями;
● наблюдать за погодой, явлениями природы;
● составлять температурные графики;
● составлять карту местности;
● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;
● участвовать в природоохранных акциях;
● изготовлять поделки из природных материалов;
● работать с научной литературой;
● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Содержание программы кружка «Живая планета. 5-6 класс»
Название темы | Кол-во часов | Изучаемые в теме вопросы | Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии. |
Тема 1. Введение | 1 | Что такое биология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. | |
Тема 2. Зеленый пояс Земли | 7 | Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» | Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» |
Тема 3. Жизнь под землей | 4 | Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности» | Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности» |
Тема 4. Разнообразие цветковых растений | 7 | Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Самарской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. | Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» |
Тема 5. Удивительный мир животных | 14 | Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Самарской области. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Самарской области. Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. | Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Материально- техническое обеспечение | Дата проведения | Кол-во часов | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |||||
Тема 1 Введение (1 час). | познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека; бережное отношение к природе; творческую активность к познанию окружающего мира; духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
| регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др; познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д. | жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др; | ||||
1 | Что такое биология ? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. | 1 | |||||
Тема 2. Зеленый пояс Земли (7ч) | что такое природа; правила поведения в природе; что такое охрана природы; основные сведения об биологическом состоянии окружающей среды; глобальные биологические проблемы; биологическую ситуацию родного села, района и области; разнообразие комнатных растений, способы их выращивания; съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами; особенности растительного и животного мира Самарской области, редкие и охраняемые растения и животные родного края; основы здорового образа жизни; влияние вредных факторов на здоровье человека; основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций; способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях, оценивать биологическую ситуацию; выполнять правила поведения в природе; ухаживать за комнатными растениями; наблюдать за погодой, явлениями природы; составлять температурные графики; составлять карту местности; оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях; правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни; участвовать в природоохранных акциях; изготовлять поделки из природных материалов; работать с научной литературой; самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы. | регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др; познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д. | жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др; | ||||
2 | Растения – необходимое условие здоровья человека. | 1 | |||||
3 | Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. | 1 | |||||
4 | Заочная экскурсия в лес | 1 | |||||
5 | Лесные этажи – ярусы лиственного леса. | 1 | |||||
6 | Зеленая аптека - лекарственные растения. | 1 | |||||
7 | Растения под охраной | 1 | |||||
8 | Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» | 1 | |||||
Тема 3. Жизнь под землей (4x) | что такое природа; правила поведения в природе; что такое охрана природы; основные сведения об биологическом состоянии окружающей среды; глобальные биологические проблемы; биологическую ситуацию родного села, района и области; разнообразие комнатных растений, способы их выращивания; съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами; особенности растительного и животного мира Самарской области редкие и охраняемые растения и животные родного края; основы здорового образа жизни; влияние вредных факторов на здоровье человека; основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций; способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях, оценивать биологическую ситуацию; выполнять правила поведения в природе; ухаживать за комнатными растениями; наблюдать за погодой, явлениями природы; составлять температурные графики; составлять карту местности; оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях; правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни; участвовать в природоохранных акциях; изготовлять поделки из природных материалов; работать с научной литературой; самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы. | регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др; познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими основами родного языка | жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др; | ||||
9 | Почва – среда жизни растений и организмов. | 1 | |||||
10 | Состав и структура почвы. Плодородие почвы. | 1 | |||||
11 | Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования | 1 | |||||
12 | Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности» | 1 | |||||
Тема 4. Разнообразие цветковых растений ( 7ч) | что такое природа; правила поведения в природе; что такое охрана природы; основные сведения об биологическом состоянии окружающей среды; глобальные биологические проблемы; биологическую ситуацию родного села, района и области; разнообразие комнатных растений, способы их выращивания; съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами; особенности растительного и животного мира Самарской области редкие и охраняемые растения и животные родного края; основы здорового образа жизни; влияние вредных факторов на здоровье человека; основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций; способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях, оценивать биологическую ситуацию; выполнять правила поведения в природе; ухаживать за комнатными растениями; наблюдать за погодой, явлениями природы; составлять температурные графики; составлять карту местности; оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях; правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни; участвовать в природоохранных акциях; изготовлять поделки из природных материалов; работать с научной литературой; самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы. | регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др; познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими основами родного языка | жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др; | ||||
13 | Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. | 1 | |||||
14 | Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. | 1 | |||||
15 | Сорняки и их значение. | 1 | |||||
16 | Роль цветковых растений в природе и жизни человека. | 1 | |||||
17 | «Красная книга Саратовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. | 1 | |||||
18 | Зачем нужны цветковые растения? | Создание презентации, проекта | 1 | ||||
19 | Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» | 1 | |||||
Тема 5. Удивительный мир животных (16 ч) | что такое природа; правила поведения в природе; что такое охрана природы; основные сведения об биологическом состоянии окружающей среды; глобальные биологические проблемы; биологическую ситуацию родного села, района и области; разнообразие комнатных растений, способы их выращивания; съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами; особенности растительного и животного мира Самарской области, редкие и охраняемые растения и животные родного края; основы здорового образа жизни; влияние вредных факторов на здоровье человека; основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций; способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях оценивать биологическую ситуацию; выполнять правила поведения в природе; ухаживать за комнатными растениями; наблюдать за погодой, явлениями природы; составлять температурные графики; составлять карту местности; оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях; правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни; участвовать в природоохранных акциях; изготовлять поделки из природных материалов; работать с научной литературой; самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы. | регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др; познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими основами родного языка | жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др; | ||||
20 | Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. | 1 | |||||
21 | Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) | 1 | |||||
22 | Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели | 1 | |||||
23 | Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. | 1 | |||||
24 | Видовой состав и разнообразие птиц Ртищевского района | 1 | |||||
25 | Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. | 1 | |||||
26 | Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. | 1 | |||||
27 | Изучение видового состава зимующих птиц. | 1 | |||||
28 | Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. | 1 | |||||
29 | Видовое многообразие млекопитающих Самарской области | 1 | |||||
30 | Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное | 1 | |||||
31 | Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности | 1 | |||||
32 | Практическая работа «По следам животных и птиц». | 1 | |||||
33 | Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. | 1 | |||||
34 | Защита проектов | 1 | |||||
35 | Защита проектов | 1 |
6 Литература
Для педагога:
- Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
- Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
- Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
- Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Биология газеты.
- Биология в школе (журналы).
- Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
- Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
Для учащихся:
- Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
- Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
- Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
- Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
- Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
- Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
- Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
- Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
- Александровская Л.П. Истории строки. Ростов-на-Дону, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по географии "Своеобразие природы Урала", 8 класс
Конспект урока по географии на тему "Своеобразие природы Урала"...
Программа курса внеурочной деятельности: "Хранители природы".
Программа курса внеурочной деятельности, социального направления, включает в себя: пояснительную записку, основные направления и содержание программы, календарно-тематическое планирование и методическ...
«Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В.Я. Коровиной в рамках ФГОС
Конспект урока по литературе...
Сценарий выступления агитбригады "Мы - хранители природы!"
Работа представляет сценарий выступления агитбригады на районном экологическом фестивале "Мы - хранители природы!", посвященному году экологии в России...
ОДНКНР,контрольная работа по теме :"Семья-хранитель духовных ценностей"( 5 класс,учебник Н.Ф.Виноградовой)
quot;Контрольная работа по теме :Семья-хранитель духовных ценностей".5 класс , учебник Н.Ф.Виноградовой.Вариант:Данный тест можно использовать,как самостоятельную работу по учебнику....
План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» 5 класс
Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности....