Рабочая программа кружка "Памятники природы Саратовской области"
рабочая программа по географии (5, 6 класс)

Бырыкина Надежда Мукитовна

Программа кружка направлена на изучение памятников природы Саратовской области. Она имеет большое значение в формировании личности учащихся, воспитании гражданственности, патриотизма, любви к окружающей природе края, необходимости её сохранения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа кружка "Памятники природы Саратовской области" рассчитана на учащихся 5 классов, которые испытывают интерес к изучению природы родного края, географии, краеведению и экологии, стремятся в дальнейшем добиваться определённых результатов в олимпиадах и конкурсах по географии, а также на тех учащихся, которые хотят углубить свои знания по предмету. Курс насыщен элементами занимательности, с другой стороны способствует более глубокому погружению в материал. Способствует работе с одарёнными детьми, их дальнейшему успешному участию в олимпиадном движении, а также общему расширению кругозора и познанию мира.

Программа кружка имеет большое значение в формировании личности учащихся, воспитание гражданственности, патриотизма, любви к окружающей природе страны и своей малой родине. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлено на совершенствование интеллектуального и духовного развития, экологическому воспитанию. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, преданность, целеустремленность.

Памятники природы (тип особо охраняемых природных территорий) - единственные в своём роде, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Основные дидактические цели курса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

- развитие интереса к изучению географии;

- расширение кругозора учащихся в области краеведения;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

Задачи и основные идеи курса:

- формировать у учащихся представление о «замечательных» природных объектах своего региона;

 - развивать умение работать с различными источниками информации;

- развивать умение работать в группе;

- совершенствовать ораторское мастерство.

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных достопримечательностях своей Родины (Саратовской области);

приобретут практические навыки и умения:

- работы с картой,

- работы со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами,

- навыки организации работы в группе.

Основные методы обучения:

•        Практические

•        Рассказ педагога и рассказы детей

•        Беседы, экскурсии

•        Конкурсы, викторины

Планируемые результаты освоения программы

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

Метапредметные результаты

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. 5–6-й классы;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

    1 час в неделю. Всего 34 часа.

Содержание программы

Раздел 1. Введение (1 ч.)

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка

Раздел 2. Памятники природы Саратовской области (8 ч)

Знакомство с памятниками природы Саратовской области. Природные ландшафты области. Охраняемые памятники природы области. Хвалынский национальный  парк. Заказники Саратовской области: Государственный природный заказник «Саратовский», Алексеевский государственный заказник, Природный комплекс "Нижне-Банновский" (Красноармейский район).

Геологические памятники природы. Урочище «Пудовкин буерак» (Саратовский район). Песчаный карьер у Докторовки (Татищевский район). Карьер «Озерки» (Петровский район). Карьер «Первомайское» (Безобразовка. Калининский район). Овраг «Малиновый» (Татищевский район). Овраг «Лисий» (Лысогорский район). Овраг "Красный луч" (Ртищевский район). Местонахождение Дубки (Саратовский район). 

Гидрологические памятники природы. Заказник "Чёрные воды"(Энгельсский район). Урочище Моховое болото (Новобурасский район). Родник «Серебряный» с. Алексеевка. Грязевые источники Чапаевского курорта.

Ландшафтные памятники природы.  Ландшафтный комплекс "Змеевы горы" Комплексный памятник природы «Кудеярова пещера» (Новобурасский район).

Меловые склоны с растениями-кальцефилами у г. Вольска. Урочище "Синяя гора". Арзянский бор. Меловые склоны с растениями-кальцефилами у с. Тепловка (Вольский район). Дьяковский лес (Краснокутский район).

Природные парки и дендрарии. Приусадебные парки. Алмазовский заповедник (Балашовский район). Лисичкинский и Марфинский приусадебные парки (Аткарский район).

Одиночные и локальные памятники природы.  Вязовская вековая дубрава.  Сосна – великан). Дуб-великан (Татищевский и Лысогорский районы).

Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Раздел 3. Памятники природы города Саратова (охраняемые территории). (7 ч.)

Природный парк Кумысная поляна. Интересные природные объекты города (Останец "Три монаха"(Соколовая гора), Тополь белый, Тополь канадский, "Маханный овраг"(Соколовая гора), Песчаный карьер, Источник-бювет, Маастрикский карьер, Карьер "Заплатиновка. Дуб-великан. Андреевские пруды. Родник "Малиновый" Родник "Татарский". Роща бархата амурского. Сосна Веймутова). Урочище Буданова гора (Гагаринский район).

Городской парк культуры и отдыха им. А.М. Горького. Ботанический сад СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Дендрарий Юго-Востока. Саратовский экологический центр.

Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

рабочая программа по экологии Томской области

Предмет «Экология Томской области» для обязательного изучения всеми учащимися 6 и 7 классов предусмотрен региональным базисным учебным планом в связи с возрастанием роли экологических знаний в форм...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...

Рабочая программа по экологии Свердловской области

Предлагаю в помощь в работе учителям- программу по экологии Свердловской области  и конспект урока по странам ЕС. Буду очень рада, если мой труд поможет кому то в работе....

Рабочая программа по географии Иркутской области

Рабочая программа  включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по истории саратовского поволжья эектив .

Главными задачами реализации учебного (элективного) предмета "История саратовского Поволжья ":– рассмотрение истории Саратовского Поволжья как неотъемлемой части российского и мир...

Программа "Живая природа Иркутской области"

Программа внеурочной деятельности...