Календарно-тематическое планирование по биологии . 7 кл.
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

Бариева Лейсан Фахаметдиновна

По учебнику Латюшина. 2ч в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_programma_latyushin.docx67.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Министерство образования и науки РТ

                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муслюмовская гимназия»

                                                                 Муслюмовского муниципального района РТ

Рассмотрено на заседании                            Согласовано                                                         Утверждено приказом

ШМО протокол №1 от                                  Заместитель директора по УР                            директора гимназии

 «__» августа 2014 г.                                     __________ Р.М. Марданшина                           ________А.Ф.Мирзаянов

Руководитель ШМО                                   «___» ___________2014г                                       Приказ № ____                                                                                               _____ И.Н.Юлдашев                                                                                                                    от «___»  ________ 2014г

                                                                                                                                               

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

7 класс

   

                                                                                                                                                                                Разработана

Бариевой Лейсан Фахаметдиновной

учителем биологии  второй

квалификационной категории

2014


 Пояснительная записка

 Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089 и  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования  к уровню подготовки обучающихся.  

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

     Рабочая программа для 7ого класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 Используемый  учебник:

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2010. - 304с: ил.

        Место предмета в учебном плане : в соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ Муслюмовская гимназия данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю.

       

                                                                                                        Цели изучения курса

    Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Годовой календарный график текущего контроля по биологии

на 2014-2015 учебный год

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Контрольная работа, дата проведения

Лабораторная работа, дата проведения

1.

Введение.

1

2.

Многообразие животных.

     *Беспозвоночные

   *Тип Хордовые  

38

К.р. № 1

К.р. № 2

Л.р. № 1

Л.р. № 2

Л.р. № 3

Л.р. № 4

Л.р. № 5

3.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

10

К.р. № 3

Л.р. № 6

4.

Индивидуальное развитие животных

4

Л.р. № 7

5.

Развитие животного мира на Земле.

4

6.

Биоценозы.

6

К.р. № 4

7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

7

К.р.№ 5

                                                                                         

                                                                                                                  Структура курса

Модуль (глава)

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Многообразие животных.

38

3.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

10

4.

Индивидуальное развитие животных.

4

5.

Развитие животного мира на Земле.

4

6.

Биоценозы.

6

7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

7

                    Итого

70

                                                                              Перечень лабораторных работ

Тема

1.

Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

2.

Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных.

3.

Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых.

4.

Лабораторная работа № 4 Изучение   внешнего  строения рыб.

5.

Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц.

6.

Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

7.

Лабораторная работа № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Содержание курса

Введение. Общие сведения о животном мире (1 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1.Многообразие животных. Простейшие (3 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа      Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных

2. Многообразие животных.Беспозвоночные (17 часа)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 1

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа     Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

 Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа   №3     Изучение представителей отрядов насекомых.

3.Многоклеточные организмы. Хордовые (18 часов)

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа № 4    Изучение внешнего строения рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.          Лабораторная работа   №5   Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

4. Эволюция строения и функций органов и их систем. (10 часов) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работа № 6 Изучение особенностей различных покровов тела.

 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Индивидуальное развитие животных (8ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.Органы размножения .Продление родаСпособы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

6. Биоценозы (6ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

                                                        Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

          В результате изучения биологии ученик должен

знать / понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности строения организмов животных разных систематических групп;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • оказания первой помощи при укусах животных;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения


 Календарно – тематическое планирование

Тема

Тип урока

к/р

л.\р

Требование к уровню  подготовки учащихся

д/з

Дата по плану

Дата фактич.

                      Введение – 1 ч

1. (1)

История развития зоологии.

Современная зоология.

Вводный урок

Называть:

  • Предмет изучения зоологии
  • Систематические категории

Описывать: методы изучения животных

Объяснять: значение классификации животных

Характеризовать этапы развития зоологии

Называть области применения зоологических знаний

Отличать животных от растений

§ 1  

§ 2

1.09

 Глава 1. Многообразие животных – 38 ч

Простейшие -3ч

1. (2)

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Определять принадлежность организмов к простейшим.

Характеризовать типы простейших

§ 3

5.09

  2.(3)

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

комбинированный

Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев.

Описывать органоиды передвижения простейших.

Объяснять общность происхождения животных и растений.

Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности.

§ 4 Подгот.к зачету

8.09

3. (4)

Урок обобщения по теме «Простейшие»

Урок-обобщения

Нет д.з

12.09

Беспозвоночные- 17 часов

1. (5)

Тип Губки. Класс: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть способы защиты от врагов

Распознавать и описывать строение слоев губок

Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими

Доказывать, что губки- многоклеточные организмы.

Характеризовать значение губок

§ 5

15.09

2. (6)

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

комбинированный

Распознавать и описывать строение кишечнополостных

Объяснять значение термина «кишечнополостные».

Выделять сходства между губками и кишечнополостными 

Доказывать принадлежность представителей к одному типу

§ 6

19.09

3. (7)

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение основным понятиям.

Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви

Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей..

§ 7

22.09

4. (8)

Тип Круглые черви.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Выделять особенности строения.

Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать плоских и круглых червей.

Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека

§ 8

26.09

5. (9)

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые.

комбинированный

Перечислять внутренние органы различных систем.

Объяснять значение полихет в природе.

Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви.

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

§ 9

29.09

6. (10)

Классы кольчецов: Малощетинковые, Пиявки. Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

комбинированный

+

Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании..

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

§ 10

3.10

7. (11)

Тип Моллюски.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать животных типа Моллюски.

Выделять особенности внешнего строения моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

§ 11

6.10

8. (12)

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Объяснять значение в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания.

Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

§ 12

10.10

9. (13)

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Описывать строение иглокожих в природе.

Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.

§ 13

13.10

10.(14)

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных.

комбинированный

+

Распознавать животных типа Членистоногих, класса ракообразных

Распознавать и описывать внешнее строение членистоногих класса ракообразных

Выделять особенности строения ракообразных.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека 

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни..

§ 14

17.10

11.(15)

Класс Паукообразные.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Перечислять роль в природе и жизни человека.

Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие 

Определять принадлежность членистоногих к классам.

Объяснять значение в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

Сравнивать по плану членистоногих разных классов.

§ 14

20.10

12.(16)

Класс Насекомые. Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых.

комбинированный

+

Распознавать и описывать представителей отрядов.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека.

..

§ 15

24.10

13.(17)

Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать представителей отрядов таракановые. прямокрылые..

Определять принадлежность к отряду, классу, типу

 Объяснять название «прямокрылые», «таракановые».

Характеризовать роль в природе и жизни человека..

§ 16

27.10

14.(18)

Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

комбинированный

Распознавать и описывать представителей отрядов.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека.

§ 17

31.10

15.(19)

Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

комбинированный

Распознавать и описывать представителей отрядов.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека

§ 18

10.11

16.(20)

Отряд насекомых: Перепончатокрылые.

комбинированный

Определять принадлежать к отряду, классу, типу.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Объяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми.

§ 19

14.11

17.(21)

Контрольная работа № 1 по теме: «Беспозвоночные».

Урок контроля знаний

+

Определять принадлежать к отряду, классу, типу.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Объяснять роль  в природе и жизни человека

17.11

Тип Хордовые -18 часов

1. (22)

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

комбинированный

Распознать животных типа Хордовых.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

§ 20

21.11

2. (23)

Классы рыб: Хрящевые, Костные.  Лабораторная работа № 4. Изучение внешнего  строения рыб .

комбинированный

+

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения.

Выделять особенности строения рыб.

§ 21

24.11

3. (24)

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные.

комбинированный

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб

§ 22

28.11

4. (25)

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

комбинированный

Распознавать и описывать представителей костных рыб.

Приводить примеры видов рыб, обитающих в Красноярском крае.

Характеризовать по плану отряды костных рыб.

Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

§ 23

1.12

5. (26)

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать внешнее строение Земноводных.

Выделять особенности строения в связи со средой обитания.

 Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.

Объяснять:

  • Роль  в природе и жизни человека
  • Происхождение земноводных.

§ 24

5.12

6. (27)

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

§ 25

8.12

7. (28)

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

комбинированный

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

Выявлять особенности строения пресмыкающихся.

Доказывать:

  • Что пресмыкающиеся – более высокоорганизоыанрные животные по сравнению с земноводными
  • Происхождение пресмыкающихся от земноводных.

§ 26

12.12

8. (29)

Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

+

Распознавать и описывать внешнее строение птиц.

Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полёту.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями..

Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся.

§ 27

15.12

9. (30)

Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

комбинированный

§ 28

19.12

10. (31)

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

комбинированный

Распознавать и описывать представителей отрядов птиц, обитающих в  Татарстане

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Необходимость защиты гусеобразных.

§29

22.12

11. (32)

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

комбинированный

Распознавать и описывать наиболее распространённых представителей класса птиц, домашних птиц

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Необходимость защиты

§ 30

26.12

12. (33)

Экскурсия № 1. Изучение многообразия птиц.

Урок-практикум

+

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц.

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

12.01

13. (34)

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

комбинированный

Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.

Выявлять  приспособления  во внешнем строении млекопитающих к среде обитания.

§ 31

16.01

14. (35)

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

комбинированный

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры охраны

Выявлять  приспособления  во внешнем строении к среде обитания.

§ 32

19.01

15. (36)

Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

комбинированный

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры охраны

Выявлять  приспособления  во внешнем строении к среде обитания.

§ 33

23.01

16. (37)

Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Определять принадлежность млекопитающих к определённому отряду

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры по охране

§ 34

26.01

17. (38)

Отряд млекопитающих: Приматы.

комбинированный

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять роль в природе и жизни человека

Объяснять родство человека с приматами.

§ 35

30.01

18. (39)

Контрольная работа № 2 по теме: «Многообразие животных. Тип Хордовые.

Урок контроля знаний

+

Определять принадлежность млекопитающих к отряду.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

2.02

Глава 2. Эволюция строения.  Взаимосвязь строения и функции органов и их систем у животных.

1. (40)

Покровы тела. Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

Урок-практикум

+

Называть функции покровов тела.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих.

Выявлять приспособления в покровах тела к среде обитания.

§ 36

6.02

2. (41)

Опорно-двигательная система.

комбинированный

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы ОДС

Называть функции ОДС, типы скелетов

Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих.

§ 37

9.02

3. (42)

Способы передвижения животных. Полости тела.

комбинированный

Приводить примеры животных, имеющие разные полости тела.

Давать определения терминам: полость тела, первичная полость тела, вторичная полость тела.

Распознавать и описывать способы передвижения животных.

Выявлять приспособления организмов к передвижению.

§ 38

13.02

4. (43)

Органы дыхания и газообмен.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть пути поступления кислорода в организм животных.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать строение органов дыхания.

§ 39

16.02

5. (44)

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

комбинированный

Называть функции органов пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения

Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания.

Объяснять взаимосвязь  строения органов пищеварения и их функций.

§ 40

20.02

6. (45)

Кровеносная система. Кровь.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть функции кровеносной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы.

Сравнивать строение органов кровеносной системы у разных групп организмов.

§ 41

23.02

7. (46)

Органы выделения.

комбинированный

Называть функции выделительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

§ 42

27.02

8. (47)

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть функции нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах  и рисунках органы нервной системы и поведение животных.

Давать определение терминам: нейрон, аксон, дендрит, рефлекс, инстинкт и др.

Сравнивать строение органов нервной системы.

Объяснять взаимодействие между строением и функцией органов нервной системы.

Выявлять приспособления с строении органов нервной системы к среде обитания.

Наблюдать за поведением животных.

§ 43

2.03

9. (48)

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

комбинированный

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать строение органов чувств.

§ 44

6.03

10. (49)

Контрольная работа № 3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

Урок контроля знаний

+

9.03

Глава 3. Индивидуальное развитие животных – 4 ч

Называть функции органов размножения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения.

Приводить примеры животных с различным типом размножения.

1. (50)

Продление рода. Органы размножения.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры:

  • Животных с различными видами бесполого размножения
  • Животных  с внешним и внутренним оплодотворением.

Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания

§ 45

13.03

2. (51)

Способы размножения животных. Оплодотворение.

комбинированный

Приводить примеры:

  • Животных с различными видами бесполого размножения
  • Животных  с внешним и внутренним оплодотворением.

Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания

§ 46

16.03

3. (52)

Развитие животных с превращением и без превращения.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

. Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза..

Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза.

§ 47

20.03

4. (53)

Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа  № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Урок-практикум

+

Называть периоды в жизни животных 

Характеризовать возрастные периоды домашних животных

§ 48

3.04

Глава 4. Развитие животного мира на Земле – 4 часа

Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4 часа)

1. (54)

Доказательства эволюции животных.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение термину эволюция

Называть доказательства эволюции,  факторы эволюции

Приводить доказательства эволюции животного мира, примеры действия факторов эволюции

§ 49

6.04

2. (55)

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение наследственности, измен-чивости, борьбы за существоваие, отбор.

Называть причины эволюции

 Приводить примеры причин  эволюции

§ 50

10.04

3. (56)

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

комбинированный

Называть основные этапы развития животного мира на Земле

Выделять приспособления  в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов

Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

§ 51

13.04

4. (57)

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

комбинированный

Называть причины миграций.

Приводить примеры мигрирующих животных.

Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных.

§ 52

17.04

Глава 5. Биоценозы – 6 часов

Тема 6. Биоценозы . (2 часа)

1. (58)

Естественные и искусственные биоценозы.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение понятию биоценоз.

Приводить примеры биоценозов

Распознавать и описывать компоненты биоценоза.

.

§ 53

20.04

2. (59)

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания..

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных

§ 54

24.04

3. (60)

Цепи  питания. Поток энергии.

комбинированный

Давать определению понятиям цепь  питания, пищевые связи

Приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза

§ 55

27.04

4. (61)

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Урок- обобщения

Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду.

Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.

Распознавать и описывать домашних животных.

Приводить примеры промысловых животных.

§ 56

1.05

5. (62)

Экскурсия № 2. Изучение взаимосвязей  животных с другими компонентами биоценоза.

Урок-практикум

+

Приводить примеры редких и охраняемых животных.

Объяснять меры по охране животных 

Выделять основные признаки животных разных систематических групп.

4.05

6. (63)

Контрольная работа № 4 по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».

Урок-контроля знаний

+

8.05

Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 7 часов

1. (64)

Воздействие человека и его деятельности на животных.

комбинированный

Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду.

Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.

Распознавать и описывать домашних животных.

Приводить примеры промысловых животных.

§ 57

11.05

2. (65)

Одомашнивание животных.

комбинированный

Знать предки домашних животных

§ 58

15.05

3. (66)

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры редких и охраняемых животных.

Объяснять меры по охране животных 

Выделять основные признаки животных разных систематических групп.

§ 59

18.05

4. (67)

Охрана и рациональное использование животного мира.

комбинированный

Знать меры рационального использования животного мира

§ 60

22.05

5. (68)

Обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Урок-обобщение

25.05

6.(69)

Итоговая контрольная работа .К.Р. № 5

Урок-контроля знаний

29.05

7.(70)

 Обобщающий урок.

Урок-обобщение

29.05


                Информационно – методическое обеспечение

 

Основная литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
  2. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для  общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
  3. В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа, 2011. – 144с.
  4. В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2007. – 192с.
  5. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2006. – 432с.
  6. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.

Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
  3. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
  4. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  5. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

 6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  2. http://bird.geoman.ru/ - Птицы
  3. http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
  4. http://animal.geoman.ru/ - Животные
  5. http://fish.geoman.ru/ - Рыбы
  6. http://www.gbmt.ru/ - Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева. Виртуальные экскурсии: Животные в мифах и легендах, Животные-строители, Забота о потомстве, Опасные животные. Цифровые копии фонда музея могут быть использованы в качестве иллюстраций на уроках и рекомендованы для самостоятельной работы при изучении мира животных.
  7. http://www.moscowzoo.ru/ -  Московский зоопарк
  8. http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей
  9. http://zmmu.msu.ru/ - Зоологический музей Московского университета
  10. http://iceage.ru/ - Музей-театр «Наш ледниковый период


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"

В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...