Календарно-тематическое планирование по биологии .6 кл.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муслюмовская гимназия»
Муслюмовского муниципального района РТ
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено приказом №
ШМО протокол №1 от Заместитель директора по УР директора гимназии
«_29_» августа 2014 г. __________ Р.М. Марданшина ________А.Ф.Мирзаянов
Руководитель ШМО «__29» августа 2014г от «___» ________ 2014г
_____ И.Н.Юлдашев
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
6 класс
Разработана
Бариевой Лейсан Фахаметдиновной
учителем биологии второй
квалификационной категории
2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089 и примерной программы основного общего образования по биологии .
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Место предмета в учебном плане: в 6 классе отводится 35 часов, то есть 1 час в неделю.
Используемый учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений. - М: Дрофа, 2010. – 304с. В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
дать общее представление о трех царствах живых организмов- бактериях, грибах и растениях;
изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;
дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.
Задачи:1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.3. Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.5.Продолжить формирование УУД.
Основное содержание
Введение( 2 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Экскурсия Осенние явления в жизни растений и животных. Основные систематические категории: царство, тип , класс, отряд.
Раздел 1
Клеточное строение организмов (3ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».Виды тканей.
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы №1 и № 2.
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Раздел 2
Царство бактерии (1 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Использование бактерии в биотехнологии. Значение бактерии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.
Раздел 3
Царство грибы (2 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Использование грибов в биотехнологии.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы № 3 и № 4.
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.
Раздел 4
Царство растения (4 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работа № 5 Изучения строения и многообразия голосеменных растений
Раздел 5
Строение и многообразие покрытосеменных растений (7ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы № 6, 7, 8, 9.
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Раздел 6
Жизнь растений (8ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа № 10
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Лабораторная работа № 11 Вегетативное размножение комнатных растений.
Раздел 7
Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа № 12
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 8
Природные сообщества. Развитие растительного мира ( 2ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Учебно-тематический план, 6 класс
Название темы | Количество часов | Лабораторная | Проверочные работы | Экскурсии |
Тема№1.Введение. Биология как наука. | 2 | 1 | ||
Тема №2. Клеточное строение организмов. | 3 | 2 | ||
Тема№3. Бактерии. Царство грибы. | 3 | 2 | ||
Тема№4. Царство Растения. | 4 | 1 | 1 | |
Тема№4. Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 7 | 4 | 1 | |
Тема№5. Жизнь растений. | 8 | 2 | ||
Тема№6. Классификация растений. | 6 | 1 | ||
Тема№7. Природные сообщества. Развитие растительного мира. | 2 | 1 | ||
Всего | 35 | 12 | 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Республики Татарстан;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организмов растений, грибов, лишайников;
- значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
- влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
- строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
- особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
- отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Республики Татарстан;
- основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
- правила и нормы поведения в природе.
- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
Учащиеся должны уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Республики Татарстан ; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространённые растения Республики Татарстан, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
- выявлять приспособления организмов в среде обитания;
- сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мир профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ, 6 КЛАСС
№ | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Лабораторные работы экскурсии | Дата проведения | |||||||||||||
Д.З. | План | Факт | |||||||||||||||||
1 | Биология – наука о живой природе. | Урок изучения нового материала | Беседа на основе демонстрационного материала; анализ по тексту учебника содержания терминов; анализ схемы учебника; организация» | Знать термины Биология, Экология, Фенология, знать основные царства живых организмов – Бактерии, Грибы, Растения, Животные; уметь выделять в структуре определения ключевые слова, видовые признаки; уметь самостоятельно формулировать определения терминов (названия биологических дисциплин); | С.9-12 | 5.09 | |||||||||||||
2 | Классификация растений | Урок-экскурсия | Беседа, анализ рисунков и растении на приусадебном участке | уметь самостоятельно вести фенологические наблюдения «Осенние явления в жизни растений», выделять признаки царства растений | Экскурсия «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений | Оформить работу | 12.09 | ||||||||||||
3 4 | Устройство увеличительных приборов. Строение растительной клетки | Урок-практикум | Описание содержания рисунков учебника; фронтальная беседа по демонстрационной таблице на доске; анализ текста учебника; сравнительный анализ содержания рисунков учебника; . Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом» | Знать клеточное строение кожицы чешуи лука и мякоти листа; знать понятия Хлоропласты, хлорофилл, хромопласты; уметь формулировать определение терминов; уметь сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы чешуи лука и клетки мякоти листа | лабораторная работа № 1 Лабораторная работа №2 | П.1 П.2 | 19.09 26.09 | ||||||||||||
5 | Жизнедеятельность клетки | Комбинированный урок | Фронтальная беседа по рисунку учебника; участие в беседе по вопросам учебника; самостоятельный анализ содержания рисунка учебника по плану | ТКАНИ, виды тканей. Знать определение термина Хромосомы; уметь описывать по рисунку деление клетки; Знать структуры клетки, участвующие в делении, знать роль хромосом; уметь объяснять механизм роста клетки; уметь объяснять биологическое значение движения цитоплазмы; уметь определять последовательность стадий деления клетки; уметь отличать старую клетку от молодой | П.3,4 | 3.10 | |||||||||||||
Бактерии.Царство Грибы.(3 ч) | |||||||||||||||||||
6 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | Комбинированный урок | Анализ по тексту учебника содержания определения терминов; поиск по рисунку и демонстрационной таблице отличий; эвристическая беседа; | Знать строение бактерий, их питание, рост, развитие, отличительные особенности, роль бактерий в природе и жизни человека; уметь узнавать части бактериальной клетки по немому рисунку; уметь описывать повреждение растений бактериями; знать способы защиты продуктов питания от бактерий и способы защиты человека от заражения болезнетворными бактериями; уметь характеризовать клубеньковых бактерий; уметь доказывать, что бактерии – это живые организмы; знать определения терминов бактерии, паразиты, сапрофиты, спора, симбиоз; уметь прогнозировать последствия жизни на земле бактерий , знать роль бактерий в природе и жизни человека | П.5,6 | 10.10 | |||||||||||||
7 | Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы | Комбинированный урок | Фронтальная и эвристическая беседы, запись тезисов в тетрадь, анализ по тексту учебника определений терминов, составление опорного конспекта, анализ содержания рисунков; выполнение | Знать определения терминов грибница, сапрофиты, паразиты, симбиоз; знать строение грибов и способы их размножения; уметь выделять различия между грибами сапрофитами и паразитами; знать признаки царства Грибы; уметь узнавать по немому рисунку структуры шляпочных грибов; знать характерные особенности жизнедеятельности грибов; уметь различать ядовитые и съедобные грибы | Лабораторная работа №3 | П.7,8 | 17.10 | ||||||||||||
8 | Плесневые грибы и дрожжи.Грибы-паразиты. | Комбинированный урок | Беседа на основе содержания рисунков, сравнительный анализ содержания рисунков | Знать строение мукора и пеницилла и уметь сравнивать их; уметь узнавать по немому рисунку структуры плесневых грибов | Лабораторная работа №4 | П.9,10 | 24.10 | ||||||||||||
Царство Растения( 4 ч) | |||||||||||||||||||
9 | Водоросли | Комбинированный урок | Вводная беседа, анализ содержания рисунков, выполнение Проверочная работа по теме» Клеточное строение организмов» | Знать особенности строения низших и высших растений; знать определение терминов низшие растения, таллом, ризоиды; уметь описывать внешнее строение водорослей; знать доказательства принадлежности водорослей к низшим растениям; уметь отличать строение одноклеточных водорослей от растительной клетки; уметь находить в структуре определения ключевые слова, характерные признаки; знать направления использования водорослей | П.11, 12 | 31.10 | |||||||||||||
10 | Лишайники. Мхи | Комбинированный урок | Вводная и эвристическая беседа | Знать строение, жизнедеятельность, размножение лишайников, мхов и их значение в природе и жизни человека; знать определение термина симбиоз; знать взаимосвязь о состоянии окружающей среды и наличии в данной местности лишайников | П.13,14 | 14.11 | |||||||||||||
11 | Папоротники,хвощи, плауны. | Комбинированный урок | Эвристическая беседа, анализ рисунков | Знать строение папоротников, хвощей, плаунов; уметь определять компоненты мхов, папоротников, хвощей и плаунов по немому рисунку; знать многообразие мхов, папоротников, хвощей и плаунов и их роль в природе и жизни человека | П.15, | 21.11 | |||||||||||||
12 | Голосеменные и Покрытосеменные. | Комбинированный урок | Вводная и эвристическая беседа, самостоятельный анализ текста учебника, этимологический анализ структуры термина, анализ содержания рисунков | Знать определения терминов Голосеменные растения, Фитонциды; уметь давать определение термину Высшие растения, описывать направления использования голосеменных растений, сформировать умение самостоятельно формулировать определения терминов, знать особенности строения голосеменных растений и приспособления их для жизни в условиях дефицита влаги, уметь различать по строению шишек и хвои виды голосеменных растений | Лабораторная работа № 5 | П.16,17 | 28.11 | ||||||||||||
Строение и многообразие покрытосеменных растений.( 7 ч) | |||||||||||||||||||
13 | Строение семян . | Комбинированный урок | Участие в беседе, описание рисунков в учебнике, выполнение Лабораторной работы» | Знать определение терминов Однодольные, Эндосперм, Двудольные; знать строение семян однодольных и двудольных растений, уметь узнавать по немому рисунку структурные компоненты семян однодольных и двудольных растений, уметь устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка, уметь сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений | Лабораторная работа № 6 | П.18 | 5.12 | ||||||||||||
14 | Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. | Урок изучения нового материала | Участие в эвристической беседе, работа с рабочей тетрадью, анализ текста учебника | Знать определение термина корневой волосок, знать строение корня и его функции, типы корневых систем; уметь приводить примеры видоизменений корней в зависимости от выполняемой функции, уметь по немому рисунку определять зоны корня, уметь устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями, уметь объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания | Лабораторная работа № 7 | П.19,20 | 12.12. | ||||||||||||
15 | Побег и почки. | Комбинированный урок | Участие в эвристической беседе, работа с рисунками учебника и с комнатными растениями, выполнение Лабораторной работы | Знать определение терминам Побег, Узлы, Междоузлия; знать строение побега, его функции и видоизменения; уметь по немому рисунку описывать строение почки, уметь отличать по строению вегетативную и генеративную почки, знать, что почка – это видоизмененный побег, уметь доказывать, что корневище, клубень, луковица – это видоизмененный побег, уметь объяснять механизм роста и развития побега | Лабораторная работа № 8 | П.21,22 | 19.12 | ||||||||||||
16 | Строение и функции листа. Видоизменения листьев | Комбинированный урок | Участие в беседе, анализ содержания рисунков, | Знать строение, функции и видоизменения листьев; уметь по немому рисунку указывать структурные компоненты клеточного строения листа; уметь показывать взаимосвязь между клеточным строением листа и факторами окружающей среды (освещенности и влажности) | П.23,24,25 | 26.12 | |||||||||||||
17 | Строение стебля. Многообразие стеблей | Комбинированный урок | Участие в беседе, решение учебно-познавательных задач, анализ содержания рисунков, | Знать строение и видоизменения стеблей; уметь приводить примеры тканей, расположенных в стебле; знать функции слоев стебля; уметь называть по немому рисунку структурные компоненты клеточного строения стебля; уметь объяснять механизм образования годичных колец; уметь различать по строению стебли травянистых и древесных растений; уметь определять возраст дерева по спилу; уметь объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину | П.26,27 | 16.01 | |||||||||||||
18 | Цветок и его строение. Соцветия | Комбинированный урок | Участие в беседе, составление опорного конспекта, анализ содержания рисунков учебника | Знать определения терминов цветок, обоеполые цветки, раздельнополые цветки, однодомные растения, двудомные растения, соцветия; знать строение различных видов цветков, функции цветка, типы соцветий и их строение; уметь описывать по немому рисунку строение цветка и типы соцветий; уметь приводить примеры растений с разным типом соцветий; уметь отличать цветки с простым и двойным околоцветником, обоеполые и однополые цветки; уметь различать однодомные и двудомные растения; уметь сравнивать строение цветка вишни и тюльпана; знать и уметь объяснять биологическое значение соцветий; уметь составлять формулы различных видов цветков | Лабораторная работа № 9 | П.28,29 | 23.01 | ||||||||||||
19 | Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником,» | Знать функции плодов и способы их распространения; уметь приводить примеры различных видов плодов; знать критерии классификации плодов; уметь классифицировать плоды по различным признакам; знать приспособления к распространению плодов и семян; уметь устанавливать связь между строением семян и плодов и способом их распространения | П.30,31 | 30.01 | |||||||||||||
Жизнь растений ( 8 ч) | |||||||||||||||||||
20 | Минеральное питание. Передвижение воды и минеральных солей. | Урок изучения нового материала | Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, наблюдение за ходом опыта | Знать значение испарения в жизни растений и факторы окружающей среды, влияющие на испарение; знать причины передвижения воды по древесине; уметь находить соответствие между условиями окружающей среды и характером испарения; знать понятие об обмене веществ; уметь прогнозировать результаты опытов | Лабораторная работа № 10 | П.32,33 | 6.02 | ||||||||||||
21 | Фотосинтез. Дыхание растений. | Комбинированный урок | работа с учебником, участие в беседе. Выполнение составление опорной схемы | Знать термин Фотосинтез; знать условия для образования крахмала и необходимые вещества для фотосинтеза и продукты; знать локализацию процессов фотосинтеза; уметь описывать механизм фотосинтеза, механизм передвижения органических веществ; уметь анализировать ход опыта и предсказывать его результаты; уметь определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ | П.34,35 | 13.02 | |||||||||||||
22 | Испарение воды растениями.Листопад. | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, выполнение виртуального опыта | Воспроизведение и описание .Объяснять опыт показывающий испарение воды растениями, биологическое значение испарения | П.36,37 | 20.02 | |||||||||||||
23 | Растительный организм как единое целое. | Урок-контроля знаний | Участие во фронтальной беседе, решении задании ГИА | Решать задания ГИА, отвечать на вопросы | П.38,39 | 27.02 | |||||||||||||
24 | Размножение водорослей и споровых растений | Комбинированный урок | Участие в беседе по вопросам учебника, работа с учебником и рабочей тетрадью | Знать определение терминов спорангий, заросток, предросток, половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка, чередование поколений; знать этапы размножения и развития водорослей, мхов, папоротников; знать биологическое значение спор и условия оплодотворения у высших споровых растений; уметь по немому рисунку определять этапы размножения хламидомонады | П.40,41 | 6.03 | |||||||||||||
25 | Размножение голосеменных растений | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью | Знать определение терминов эндосперм, пыльцевая трубка, половое размножение, опыление, оплодотворение; знать особенности полового размножения у голосеменных растений, условия и приспособления для опыления и оплодотворения, строение пыльцы; уметь описывать этапы размножения голосеменных растений на примере сосны обыкновенной; уметь узнавать по немому рисунку этапы развития голосеменных растений | П.42 | 13.03 | |||||||||||||
26 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, самостоятельный поиск ответов на вопросы Проверочная работа «Жизнь растений» | Знать определение терминов вегетативное размножение, знать особенности бесполового размножения у покрытосеменных растений уметь приводить | Лабораторная работа № 11 | П.43 | 20.03 | ||||||||||||
27 | Половое размножение покрытосеменных растений | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником, рабочей тетрадью и демонстрационном материалом | Знать определение терминов половое размножение, опыление, двойное оплодотворение; знать особенности полового размножения у покрытосеменных растений и способы опыления; уметь узнавать по немому рисунку способы опыления растений; уметь описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений; уметь приводить примеры насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений Знать термины сорт, вид; знать признаки классов Двудольные и Однодольные растения; знать основные признаки выделения семейств растений; уметь называть систематические группы растений; уметь на живых объектах определять типы жилкования и корневых систем; | П.44 | 3.04 | |||||||||||||
Классификация растений. 6 ч | |||||||||||||||||||
28 | Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. | Комбин ированный урок | Участие в беседе,работа с учебником и рабочей тетрадью | Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейств крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям | П.45,46 | 10.04 | |||||||||||||
29 | Семейство Крестоцветных. | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, выполнение Лабораторной работы | Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейства; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения; знать лекарственные и декоративные растения семейства; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов | Лабораторная работа № 12. | П.47,48 | 17.04 | ||||||||||||
30 | Семейство Розоцветных. | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, гербарием | Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейства; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения; знать лекарственные и декоративные растения семейства; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов | П. | 24.04 | |||||||||||||
31 | Семейство Пасленовых и Мотыльковых | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, гербарием | Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейства; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения; знать лекарственные и декоративные растения семейства; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов | П49,50 | 1.05 | |||||||||||||
32 | Семейство Сложноцветные | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, гербарием | Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейства; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения; знать лекарственные и декоративные растения семейства; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов | П.51, | 8.05 | |||||||||||||
33 | Семейство Лилейные и Злаковые | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, гербарием | Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Однодольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейства; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения; знать лекарственные и декоративные растения семейства; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов | П.52,53 | 15.05 | |||||||||||||
Природные сообщества( 2 ч) | |||||||||||||||||||
34 | Основные экологические факторы и их влияние на растения | Комбинированный урок | Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами | Знать определения терминов экологический фактор, факты, группы экологических факторов: биотические и абиотические | П.54 | 22.05 | |||||||||||||
35 | Характеристика основных экологических групп растений | 29.05 |
Информационно-методическое обеспечение
1) Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений. - М: Дрофа, 2010. – 304с.
2) Парфилова Л.Д. Биология: 6-й кл.: Тематическое и поурочное планирование: К учебнику «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004»: Метод, пособие. / Л.Д. Парфилова. – Мл Издательство «Экзамен», 2004. – 126 с.
3) Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.-352с.
4) Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2007
5) Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. -М.: Дрофа, 2004, - 128с;
6) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2009, -96с.
2)Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т..Бровкиной и др. М.: Дрофа;
3) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с;
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.
http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"
В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС (17.12.2010г.)...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 10-11 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочие программы и КТП составлены с учётом ФКГОС....