рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
рабочая программа по биологии линия Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 8 класс | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативно – правовая база.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для VIII класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, (68 часов в год).
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе
Государственного образовательного стандарта, начального, основного и среднего (полного) общего образования (Пр. МОРФ от 05.03.2004 № 1089);
Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования;
Программы по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников: Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, «Дрофа», М. 2010г
УМК по биологии на 2014-2015 учебный год.
Класс | Кол-во часов в неделю | Программа | Учебник |
8 классы | 2 | «Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника». М., «Дрофа», 2010 | Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс», М.: «Дрофа», 2009 |
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
2. Цель и задачи.
Цель: освоение знаний о человеке как биосоциальном существе,о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания человека.
Задачи:
1.Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
3. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
4. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
3. Содержание.
Введение (1час)
Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Становление наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, методы анатомии, физиологии, психологии и гигиены.
Раздел 1. Происхождение человека(3часа)
Доказательства происхождения человека от животных. Таксоны, рудименты, атавизмы
Раздел 2. Строение и функции организма (57 часов)
Общий обзор организма(1час)
Уровни организации, структура, органы, система органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.
Строение состав клетки. Ткани (4часа)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма.
Строение и функция нейрона. Синапс.
- Лабораторная работа 1: «Рассматривание клеток слизистой оболочки ротовой полости человека».
- Лабораторная работа 2: «Рассматривание микропрепаратов строения тканей ».
Нервная система (часть 1) (8 часов )
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
- Лабораторная работа № З «Изучение строения головного мозга ».
Железы внутренней секреции (3часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Опорно-двигательная система (5часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.
Кровь, кровообращение (7 часов)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.
Физиологические основы укрепления сердца и сосудов; последствия гиподинамии, заболевания ССС, их профилактика. Виды кровотечений, меры первой помощи.
- Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение крови».
- Лабораторная работа №5 «Подсчёт пульса и измерение АД».
Дыхательная система (4часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь.
Пищеварительная система (6часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.
Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Кишечное пищеварение. Всасывание питательных веществ. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания, профилактика и гигиена органов пищеварения. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь.
- Лабораторная работа №6 «Действие слюны на крахмал».
Выделительная система (3часа)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Кожа (2 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции
Система органов размножения (2 часа)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.
Воспроизведение и индивидуальное развитие человека (4 часа)
Культура межличностных отношений. Сексуальность. Оплодотворение. Беременность, её предупреждение. Аборт. Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Возрастные изменения. Здоровый образ жизни. Личная и социальная гигиена.
Организм как единое целое (4 часа)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.
Нервная система человека (часть II, 6 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.
Высшая нервная деятельность. Врождённые и приобретённые рефлексы. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М.Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Сон. Речь и сознание. Воля, эмоции, внимание. Возрастные особенности ЦНС, заболевания, гигиена, профилактика.
- Лабораторная работа№7 «Строение зрительного анализатора».
- Лабораторная работа№8 «Строение слухового анализатора».
Биологические и социальные аспекты личности человека (3 часа)
Человек как личность. Самосознание. Общественный образ жизни. Межличностные отношения. Культура. Творческие способности человека. Способы передачи информации. Лабораторная работа№10 «Способы передачи информации».
- Лабораторная работа№9 «Способы передачи информации».
Человек и природа (2 часа)
Человек как часть природы. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Адаптация организма человека к условиям окружающей среды.
Место в базисном учебном плане:
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для VIII класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, (68 часов в год).
Распределение часов по темам составлено по авторской программе.
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из примерной и авторской программ, с некоторой корректировкой:
Лабораторная работа
« Действие желудочного сока на белки» выполняется демонстрационно так как отсутствуют микропрепараты.
Авторская программа в большинстве случаев предусматривает слишком объемные названия темы урока и вызывает затруднения в записи темы в классный журнал. Рационально сократить название отдельных тем до лаконичного и логически законченного варианта.
4. Формы и методы организации учебного процесса.
Формы контроля:
- устный опрос;
- самостоятельное выполнение лабораторных работ;
- тестирование;
- написание рефератов;
- узнавание микропрепаратов под микроскопом или лупой;
- работа с немыми рисунками;
- графические биологические диктанты;
- составление схем, заполнение таблиц;
- конспектирование;
- домашние творческие работы.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программой. Лабораторные, являющиеся этапами комбинированных уроков, могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке
5. Межпредметные связи и преемственность преподавания предмета.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология. Человек.» в 8 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в 7 классе на уроках биологии и химии основной школы. В программе распределение материала структурировано.
Программа курса построена по концентрической концепции с учетом реализации межпредметных связей с курсом экологии 7,8 класса, где изучаются взаимоотношения организмов с окружающей средой.
6. Требования к знаниям.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать
· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
· особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
· определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
II. Система оценивания
ОЦЕНКА | УСТНЫЙ ОТВЕТ | ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА |
«5» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов | 91-100% | Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради. |
«4» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. | 71-90% | Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» | При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя. | 50-70% | Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное. |
«2» | Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. | Менее 50% | Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное. |
«1» | Отказ от ответа. | Отказ от выполнения теста. | Отказ от выполнения работы. |
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: «Дрофа», 2009г.
2. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
3. Набор муляжей, микропрепаратов
4. Таблицы по курсу
Электронные издания:
1.Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное издание.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru–Эйдос–центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование
№ | Раздел | Всего часов | Лабораторные работы |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Происхождение человека | 3 | |
3 | Строение и функции организма | 59 | 8 |
4 | Биологические и социальные аспекты личности человека | 3 | 1 |
5 | Человек и природа | 2 | |
6 | Всего | 68 | 9 |
- Биология 8 класс.
Номер урока | Тема урока | Дата |
Введение (1 ч.) | ||
1 | Науки о человеке. Методы изучения человека. | |
Систематическое положение человека, его происхождение и эволюция (3 часа). | ||
2(1) | Доказательства животного происхождения человека. | |
3(2) | Основные этапы эволюции человека. | |
4(3) | Человеческие расы. Человек как вид. | |
II. Строение и функции организма человека (59 часов). | ||
1. Обзор систем органов тела человека (1 час) | ||
5(1) | Обзор систем органов человека. | |
2. Строение и состав клетки (4 часа) | ||
6(1) | Основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост, дифференцировка. | |
7(2) | Ткани, их строение и функции. | |
8(3) | Лабораторная работа 1: «Рассматривание клеток слизистой оболочки ротовой полости человека». | |
9(4) | Лабораторная работа 2: «Рассматривание микропрепаратов строения тканей ». | |
Органы. Системы органов. | ||
3. Нервная система (часть I-8 часов) | ||
10(1) | Центральный отдел нервной системы (продолговатый, средний мозг). | |
11(2) | Мост и мозжечёк. | |
12(3) | Передний мозг. Лабораторная работа № З «Изучение строения головного мозга ». | |
13(4) | Спинной мозг. | |
14(5) | Периферический отдел нервной системы, его строение и функции. | |
15(6) | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | |
16(7) | Вегетативная нервная система. | |
17(8) | Экстерорецепторы и интерорецепторы. Значение нервной системы. | |
4. Эндокринная система (3 часа) | ||
18(1) | Железы внутренней секреции, их строение и функции. | |
19(2) | Регуляция деятельности желёз. Отрицательная обратная связь. | |
20(3) | Возрастные особенности желёз внутренней секреции. Заболевания и профилактика. | |
5. Опорно-двигательная система (5 часов) | ||
21(1) | Значение ОДС. Общий обзор скелета человека | |
22(2) | Соединения костей. Мышцы. Сухожилия. | |
23(3) | Работа мышц. | |
24(4) | Регуляция деятельности опорно-двигательной системы. | |
25(5) | Заболевания. Гигиена ОДС. Помощь при повреждениях. | |
6. Кровь, кровообращение (7 часов) | ||
26(1) | Внутренняя среда организма. Гомеостаз. | |
27(2) | Состав и функции крови. Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение крови». | |
28(3) | Иммунитет. Переливание крови. | |
29(4) | Органы кровообращения, их строение и функции. | |
30(5) | Работа сердца. | |
31(6) | Движение крови по сосудам, круги кровообращения. Лабораторная работа №5 «Подсчёт пульса и измерение АД». | |
32(7) | Возрастные особенности , заболевания, гигиена кровеносной системы. | |
7. Дыхательная система (4 часа) | ||
33(1) | Значение, строение и функции органов дыхания. | |
34(2) | Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция деятельности дыхательной системы. | |
35(3) | Заболевания и профилактика органов дыхания. | |
36(4) | Влияние вредных привычек на дыхательную систему. Доврачебная помощь. | |
8. Пищеварительная система (6 часов) | ||
37(1) | Строение и функции пищеварительной системы. | |
38(2) | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа №6 «Действие слюны на крахмал». | |
39(3) | Кишечное пищеварение. Всасывание питательных веществ. | |
40(4) | Регуляция деятельности пищеварительной системы. | |
41(5) | Заболевания, профилактика и гигиена органов пищеварения. | |
42(6) | Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь. | |
9. Выделительная система (З часа) | ||
43(1) | Строение и функции. | |
44(2) | Регуляция деятельности выделительной системы. | |
45(3) | Заболевания, профилактика, гигиена выделительной системы. | |
10. Кожа (2 часа) | ||
46(1) | Строение и функции кожи. Терморегуляция. | |
47(2) | Заболевания и их профилактика. Гигиена кожи. | |
11. Система органов размножения (2 часа) | ||
48(1) | Строение и функции органов размножения у человека. | |
49(2) | Заболевания и их профилактика. Гигиена. | |
12. Воспроизведение и индивидуальное развитие человека (4 часа) | ||
50(1) | Культура межличностных отношений. Сексуальность. | |
51(2) | Оплодотворение. Беременность, её предупреждение. Аборт. | |
52(3) | Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Возрастные изменения. | |
53(4) | Здоровый образ жизни. Личная и социальная гигиена. | |
12. Организм как единое целое (4 часа) | ||
54(1) | Взаимосвязь систем органов. | |
55(2) | Обмен веществ и энергии. | |
56(3) | Ассимиляция и диссимиляция. | |
57(4) | Нарушения деятельности организма и их компенсация. | |
13. Нервная система (часть II, 6 часов) | ||
58(1) | Анализаторы. Зрительный анализатор. Лабораторная работа№7 «Строение зрительного анализатора». | |
59(2) | Слуховой анализатора. Лабораторная работа№8 «Строение слухового анализатора». | |
60(3) | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | |
61(4) | Высшая нервная деятельность. Врождённые и приобретённые рефлексы. | |
62(5) | Сон. Речь и сознание. Воля, эмоции, внимание. | |
63(6) | Возрастные особенности ЦНС, заболевания, гигиена, профилактика. | |
III. Биологические и социальные аспекты личности человека (3 часа) | ||
64(1) | Человек как личность. Самосознание. Общественный образ жизни. | |
65(2) | Межличностные отношения. Культура. Творческие способности человека. | |
66(3) | Способы передачи информации. Лабораторная работа№9 «Способы передачи информации». | |
IV. Человек и природа (2 часа) | ||
67(1) | Человек как часть природы. Влияние окружающей среды на здоровье человека. | |
68(2) | Адаптация организма человека к условиям окружающей среды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...