Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 7 класс линия Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 7 класс | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
02-03
- Утверждаю
директор МБОУ СОШ №176
___________ И.И. Овчинникова
- МБОУ СОШ № 176
- Канавинского района г. Нижнего Новгорода
- Рабочая программа по биологии 7 класс
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Т.В. Сироткина
Председатель методического объединения: Л.В. Жучкова
Зам. директора по УВР: Н.А.Свечникова
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
- Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
Зоология как наука, ее структура. История и методы изучения животных. Признаки животных. Сходство и различие животных и растений. Значение животных в природе и жизни человека. Принципы систематики и классификации животных.
2. Многообразие животных (34 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности простейших животных, их значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Многоклеточные организмы.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип Плоские черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Паразитические черви, черты их приспособленности к образу жизни. Признаки и профилактика гельминтозов.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Роль кольчатых червей в почвообразовании. Эволюционное усложнение кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Моллюски как биоиндикаторы экологического состояния водоемов.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Насекомые. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Особенности отрядов насекомых. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Паразитические насекомые. Насекомые-вредители сельского хозяйства и меры борьбы с ними.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе. Класс Круглоротые. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе. Надкласс Рыбы. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Особенности и многообразие хрящевых и костных рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Искусственное разведение рыб.
Класс Земноводные. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Усложнение земноводных в связи с выходом на сушу. Многообразие земноводных. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Черты приспособленности к наземному образу жизни. Многообразие рептилий. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Приспособленность птиц к полету. Особенности отрядов птиц. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Птицеводство.
Класс Млекопитающие. Среда обитания, образ жизни, особенности поведения. Биологические и экологические особенности. Характеристика основных отрядов млекопитающих. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Домашние и сельскохозяйственные млекопитающие.
Лабораторные работы:
- Л/р №1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»
- Л/р №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»
- Л/р №3 «Внешнее строение насекомого» (Изучение представителей отрядов насекомых)
- Л/р №4 «Внешнее строение и передвижение рыб»
- Л/р №5 «Внешнее строение птиц»
Экскурсии:
- №1 «Изучение многообразия птиц»
Демонстрации:
- Животные – возбудители и переносчики заболеваний
- Одноклеточные животные
- Строение и многообразие моллюсков
- Строение и многообразие членистоногих
- Строение и многообразие рыб
- Строение и многообразие пресмыкающихся
- Строение и многообразие птиц
- Строение и многообразие млекопитающих
3. Взаимосвязь строения и функций органов
и их систем у животных (14 часов)
Системы органов животных и их функции. Покровы тела животных: значение и эволюция. Эволюция опорно-двигательной системы. Способы передвижения животных. Полости тела животных и их значение. Дыхательная система животных: строение в связи с выполняемыми функциями и эволюция.
Эволюция органов пищеварения животных. Обмен веществ и энергии в организме животного.
Кровеносная система животных: типы кровеносной системы, строение в связи с выполняемыми функциями и эволюция. Кровь: строение в связи с выполняемыми функциями.
Органы выделения и их эволюция.
Функции и рефлекторный принцип работы нервной системы животных. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Поведение животных. Типы и эволюция нервной системы животных. Способы регуляций функций в организме животного. Органы чувств животных и их эволюция.
Лабораторные работы:
- Л/р №6 «Особенности покровов тела»
Демонстрации:
- Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей
4.Индивидуальное развитие животных (3 часа +1 резервное время)
Размножение животных, способы размножения, их особенности и значение. Эволюция органов размножения. Оплодотворение и его значение. Особенности развития животных. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторные работы:
- Л/р №7 «Изучение стадий развития животных и определение возраста животных»
Демонстрации:
- Коллекций насекомых, влажных препаратов
5. Развитие животного мира на Земле (3 часа + 1 резервное время)
Доказательства эволюция животных: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных в ходе эволюции. Многообразие и приспособленность животных как результат их эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения животных на Земле. Миграции, их виды и значение в жизни животных.
Демонстрации:
- Палеонтологические доказательства эволюции животных
- Приспособления животных к условиям обитания
5. Биоценозы (5 часов)
Биоценозы и их структура. Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания в биоценозах, круговорот и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза. Экологические группы животных.
Экскурсии:
- №2 «Взаимосвязь животных с другими компонентами биоценоза»
- №3 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»
Демонстрации:
- Экологические факторы
- Структура экосистемы
- Пищевые цепи и сети
6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов +1
резервное время )
Воздействие человека и его деятельности на животный мир и его последствия. Промыслы. Одомашнивание животных. Разведение, основы содержание и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животных. Мониторинг. Охраняемые территории. Красная Книга. Рациональное использование животных.
Место в базисном учебном плане:
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для VII класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, (68 часов в год).
Распределение часов по темам составлено по авторской программе.
Резервное время используется следующим образом:
- 1 час добавлен в раздел 1 «Многообразие животных»
Обоснование: часы необходимы для проведения контрольно – обобщающего урока, не предусмотренного авторской программой.
- 1 час добавлен в раздел 4 «Развитие животного мира на Земле»
Обоснование: для проведения обобщающего урока по теме: «Эволюция строения и функций организмов и их систем».
- 1 час добавлен в раздел 5 «Биоценозы»
Обоснование: этот час необходим для организации и проведения экскурсии в природу «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза».
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из примерной и авторской программ, с некоторой корректировкой:
- экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных» не может быть проведена из-за отсутствия объекта для наблюдения.
- две экскурсии в разделе 5 «Биоценозы» объединены в одну, так как недостаточно времени для проведения.
Авторская программа в большинстве случаев предусматривает слишком объемные названия темы урока и вызывает затруднения в записи темы в классный журнал. Рационально сократить название отдельных тем до лаконичного и логически законченного варианта.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (2005 год) и «Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника» М., «Дрофа», 2010г. Программа предназначена для учащихся 7 классов. Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в 7 классе курса «Животные». В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю). В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объёме 2 часа для реализации индивидуальных подходов в обучении.
Преподавание биологии в 7 классе ведётся на основе УМК линии В.В. Пасечника (авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулов).
Цель: сформировать общие представления о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы.
Задачи:
- усвоение и применение в своей деятельности основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности животных; многообразии природных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения биологических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Формы контроля:
- устный опрос;
- самостоятельное выполнение лабораторных работ;
- тестирование;
- написание рефератов;
- узнавание микропрепаратов под микроскопом или лупой;
- работа с немыми рисунками;
- графические биологические диктанты;
- составление схем, заполнение таблиц;
- конспектирование;
- домашние творческие работы.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской (В.В.Пасечника) программой. Лабораторные и практические работы, являющиеся этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные и практические работы, рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке.
Педагогические технологии, используемые для достижения требуемых результатов обучения:
- технологии информационно-коммуникативные;
- технологии проектные;
- технология развития критического мышления;
- игровые технологии;
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- технологии дифференцированного обучения;
- технология модульного обучения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Всего часов | Лабораторные работы | Экскурсии |
1 | Введение. Общие сведения о животном мире | 2 | ||
2 | Многообразие животных | 34 | 5 | 1 |
3 | Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | 14 | 1 | |
4 | Индивидуальное развитие животных | 4 | 1 | |
5 | Развитие животного мира на Земле | 4 | ||
6 | Биоценозы | 5 | 2 | |
7 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 5 | ||
8 | Резервное времени | 5 | ||
Итого | 68 | 3 |
Учебно-методический комплект
- Тематическое планирование учебного материала
- по биологии в 7 классе.
Номер урока | Тема урока | Дата |
Введение (2 часа) | ||
1 | История развития зоологии. | |
2 | Современная зоология. Систематика животных | |
Раздел 1 Многообразие животных (34 часа) | ||
Простейшие (2 часа) | ||
3 | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | |
4 | Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории. Демонстрация простейших. | |
Многоклеточные животные Беспозвоночные (16 часов) | ||
5 | Тип Губки. Класс Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Их значение. | |
6 | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | |
7 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | |
8 | Тип Круглые черви. | |
9 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Лабораторная работа №1: «Знакомство с многообразием кольчатых червей». | |
10 | Классы Кольчецов: Малощетинковые и Пиявки. | |
11 | Тип моллюски. Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин. | |
12 | Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | |
13 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. | |
14 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных». | |
15 | Класс Насекомые. Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых». | |
16 | Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки. | |
17 | Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | |
18 | Отряды: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | |
19 | Отряды насекомых: Перепончатокрылые. | |
20 | Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные». | |
Позвоночные Тип Хордовые (16часов) | ||
21 | Тип Хордовые, Подтипы: Бесчерепные и Черепные. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение и передвижение рыб». | |
22 | Класс Рыб: Хрящевые, Костные. | |
23 | Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные. | |
24 | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | |
25 | Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | |
26 | Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые. | |
27 | Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы. | |
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа №5: «Внешнее строение птиц». | |
29 | Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | |
30 | Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные. | |
31 | Отряды: Воробьинообразные, Голенастые. | |
32 | Экскурсия «Изучение многообразия птиц». | |
33 | Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | |
34 | Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. | |
35 | Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | |
36 | Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные. Приматы. | |
Раздел 2 Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов) | ||
37 | Покровы тела. Лабораторная работа №6: «Особенности покровов тела». | |
38 | Опорно-двигательная система. | |
39 | Значение опорно-двигательной системы. | |
40 | Способы передвижения животных. Полости тела. | |
41 | Органы дыхания и газообмен. | |
42 | Органы пищеварения. | |
43 | Обмен веществ и превращение энергии. | |
44 | Кровеносная система. | |
45 | Кровь. Значение крови. | |
46 | Органы выделения | |
47 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | |
48 | Органы чувств. | |
49 | Регуляция деятельности организма | |
50 | Обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем». | |
Раздел 3 Индивидуальное развитие животных (3 часа + 1 резервное время) | ||
51 | Продление рода. Органы размножения. | |
52 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | |
53 | Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторная работа №7: «Изучение стадий развития». | |
54 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | |
Раздел 4 Развитие животного мира на Земле (3 часа+1резервное время) | ||
55 | Доказательства эволюции животных. | |
56 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | |
57 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | |
58 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | |
Раздел 5 Биоценозы (5 часов) | ||
59 | Естественные и искусственные биоценозы. | |
60 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | |
61 | Цепи питания. Поток энергии. | |
62 | Взаимосвязь компонентов биоценозов и их приспособленность друг к другу. | |
63 | Экскурсия№2«Взаимосвязь животных с другими компонентами биоценоза» | |
Раздел 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов+1 резервное время) | ||
64 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | |
65 | Одомашнивание животных. | |
66 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | |
67 | Охрана и рациональное использование животного мира. Красная книга. | |
68 | Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Животные» учащиеся должны:
Называть:
- признаки царства животные;
- признаки подцарств, типов и классов животных.
Приводить примеры:
- усложнение животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде
обитания;
- наиболее распространённых видов и пород животных.
Характеризовать:
- строение, функции клеток животных;
- строение и жизнедеятельность животного организма;
- размножение, рост и развитие животных;
- среды обитания организмов;
- природные и искусственные сообщества.
Обосновывать:
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и
среды;
- влияние деятельности человека на многообразие видов животных, среду их
обитания, последствия этой деятельности;
- биологического разнообразия, регулирования численности видов,
природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Распознавать:
- организмы животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов животных;
- наиболее распространённые виды животных своего региона;
- наиболее распространённые виды животных разных семейств и типов.
Сравнивать:
- типы и классы животных;
- классы хордовых.
Применять знания:
- о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны;
- о природных сообществах для обоснования мер их охраны.
Делать выводы:
- о клеточном строении царства животные;
- об усложнении животного мира в процессе эволюции.
Наблюдать:
- сезонные изменения в жизни животных;
поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности животных.
Соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением
аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности и поведения
животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,
поведения в природе;
- личной и общественной гигиены.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
- Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
- умения отбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий;
- умения извлекать необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов;
- умения пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
- умения делать сообщения объемом 2-3 листа.
Коммуникативные:
- Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
Учебно-познавательные:
- Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- умение анализировать содержание рисунков, таблиц, схем;
- умение отбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей;
- умение находить в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики;
- самостоятельно на основе опорной схемы формулировать определения основных понятий курса биологии;
- умение сравнивать биологические объекты по предложенным критериям;
- умение характеризовать по предложенному плану биологические объекты;
- владение приемами сопоставления биологических объектов;
- проведение фенологических наблюдений за жизнью живых организмов
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
- умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
ОЦЕНКА | УСТНЫЙ ОТВЕТ | ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА |
«5» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов | 91-100% | Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради. |
«4» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. | 71-90% | Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» | При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя. | 50-70% | Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное. |
«2» | Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. | Менее 50% | Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное. |
«1» | Отказ от ответа. | Отказ от выполнения теста. | Отказ от выполнения работы. |
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Программные документы:
- Стандарт основного общего образования по биологии. М:
Просвещение, 2005
- Биология, 5 – 11 классы: программы для общеобразовательных
учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством
В.В. Пасечника /авт.- сост. Г.М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2010.- 92 с.
Учебники:
- Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс: учебник для ОУ /В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – М: Дрофа, 2009. – 302 с.
Литература для учителя:
Учебно-методическая литература:
- Биология, 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций. /авт.-сост. И.Н. Фасевич и др.. – Волгоград: Учитель, 2009. – 223 с.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 7 класс. / О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. - М.:Вако,2004. – 432 с.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995. – 415 с.
- Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах для 6 – 11 кл. / А.И. Никишов, Р.А. Петросова, В.С. Рохлов, А.В. Теремов. М.:ИЛЕКСА,1998. – 104 с.
- Резанов А.Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс./ А.Г. Резанов. – М.: «Издат-школа 2000», 1999. – 272 с.
Дидактические материалы, тесты, задачники:
- Биология, 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. /авт.-сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255 с.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа. /В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 136 с.
- Пименова, И.Н., Пименов, А.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Животные». / И.Н. Пименова, А.В. Пименов. –М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 184 с.
Литература для учащихся:
- Биология: школьный иллюстрированный справочник. /ред. О.Ф. Филенко. – М.: Росмэн, 1995. – 127 с.
- Популярная энциклопедия животных. /сост. Ю.И. Смирнов. – СПб.: «МиМ-Экспресс», 1997. – 352 с.
- Сосновский И.П. О редких животных мира: Книга для учащихся. / Худ. В.В. Трофимов. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с., ил.
- Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей./А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 528 с., ил.
- Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С.Т. Измаилова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Авнта+, 1996. – 704 с: ил.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные /Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн; Худож. А.В. Кардашук, Е.В.Дедова. – М.: ТКО «АСТ», 1995. – 544 с.
Материально-техническое обеспечение курса
- Специализированный кабинет биологии.
- Компьютеры – на базе школы.
- Таблицы.
- Гербарии, коллекции.
- Муляжи, модели.
- Влажные препараты.
- Микроскопы.
- Наборы микропрепаратов.
- Видеофильмы, видеофрагменты.
- Компьютерные программы
Программно-методическое обеспечение:
- В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009
- Комплект таблиц по курсу
- Чучела птиц
- Скелеты животных
- Микропрепараты
Электронные издания:
Электронные уроки и тесты «Биология в школе»
Электронные сайты в интернете:
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл
и Мефодий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...