Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарное планирование, критерии оценивания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._biol.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» Директор _________( ) «___»______2014 г. | «СОГЛАСОВАНО» На заседании пед.совета Протокол № _____ _______ ( ) «____»_________2014 г. | «ОДОБРЕНО» на заседании М/О Протокол № _____ от «____»_________2014 г. |
«ПРОВЕРЕНО» Зам. директора по УВР ________( ) «___»_________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
Биология
5 класс
Количество часов: 35 (1 час в неделю).
Уровень: базовый
Составитель: Мельниченко С.Л.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год.
При составлении программы использованы следующие методические материалы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Сусорукова, В.С. Кумченко.- М.: Просвещение, 2014. Примерные программы по учебным предметам. Биология. - 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.
Программа рассчитана на 1 час в неделю и 35 часа в год.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
Цель: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых с миром живой природы; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе, связанных с формированием интеллектуальных и практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
Задачи:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно-обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Программа предусматривает: 10 лабораторных работ.
Проект «Сферы» - один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.
Система уроков в 5 классе ориентирована не столько на подачу нового учебного материала, сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предлагается учебник — организатор информационно-образовательной среды и ядро учебно-методических комплексов «Сферы» для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе «Биология. Живой организм 5-6 класс». Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., 2014г.
При разработке раздела «Живой организм. 5-6 классы» использовались следующие основные методические подходы к организации содержания.
Преемственность. Содержание раздела опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в разделе «Окружающий мир» в начальной школе, и служит основой для изучения учебного материала раздела «Разнообразие живых организмов» в 7 классе. В основе преемственности разделов биологии 5-6 классов и биологии 7 класса положены экологические идеи о растениях, животных, бактериях и грибах как производителях, потребителях и разрушителях органического вещества, средообразующей роли живых организмов.
Системность. Учебное содержание строится не на основе научности, а с учётом системного подхода. Организм рассматривается как целостная живая система, состоящая из взаимосвязанных элементов — клеток, тканей, органов и систем органов. Системообразующими факторами служат всё те же экологические идеи о производителях, потребителях и разрушителях. Строение организма - основа понимания присущих ему процессов жизнедеятельности. Сущность процессов жизнедеятельности (дыхания, поступления веществ в клетки, выделения, размножения, развития) едина для всего живого. Поэтому важно с самого начала раскрыть значение этих процессов, а затем переходить к их конкретизации применительно к представителям разных царств живой природы. Этому способствует пропедевтическая информация о систематических группах и средах жизни. Например, сначала раскрывается сущность дыхания как процесса, обеспечивающего организм энергией. Затем говорится об органах дыхания (лёгкие, жабры, трахеи), которые могут быть у животных разных систематических групп, обитающих в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.
Интеграция. Системный подход основа интеграции биологии с естественно-научными и гуманитарными предметами. Этого можно достичь на основе раннего введения экологических понятий, придающих биологическому содержанию ценностный смысл. В результате, некоторые экологические понятия (среда обитания, экологические факторы, среды жизни, природное сообщество) вводятся уже в начале раздела «Живой организм».
Связь раздела «Живой организм» с другими естественно-научными предметами достигается на основе:
- знакомства с наблюдением и экспериментом как методами исследования;
- историзма и системности как общими подходами к изучению природы;
- обращения к ценностям науки как компонентам культуры при характеристике исторических моментов и личности учёных.
Компетентность. Содержание учебника и дополняющих его компонентов направлено на приобретение опыта в разных видах деятельности, включая проектную и исследовательскую, на повышение личностной значимости учебной информации, её жизнепригодности, применения в ситуациях повседневной жизни. Особое внимание уделяется формированию учебных действий, составляющих информационную компетентность — основу любой деятельности.
Раздел «Живой организм» — первый в линии «Сферы» 5-9 классов. Его содержание направлено на реализацию требований ФГОС, формирование универсальных учебных действий и осуществление преемственности с содержанием последующих разделов. Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:
Личностных:
- формирование познавательной мотивации – готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;
- развитие способности к самостоятельности, саморазвитию (постановке целей и их достижению) и самоопределению (построению жизненых планов, ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений);
- воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе, патриотизма и уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, толерантности и миролюбия в условиях многонационального российского общества.
Метапредметных:
- формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска; приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности (анализом, сравнением, обобщением, установлением взаимосвязей, прогнозированием);
- овладение коммуникативными УД: способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями;
- формирование регулятивных УД: приобретение опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности, рефлексии способов и условий учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Предметных:
- формирование практических УД: работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, проводить эксперименты, определять представителей различных царств, основных типов животных и отделов растений;
- развитие системности знаний об организме на основе последовательного изучения его компонентов (клеток, тканей, органов и систем органов);
- понимание роли растений, животных, грибов и бактерий в биосфере как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества; раскрытие средообразующего значения живых организмов при рассмотрении процессов из жизнедеятельности;
- формирование способности применять полученные знания в повседневной жизни.
Система оценки планируемых результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, контрольных). В ходе текущей тематической, промежуточной оценки будет оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
Календарно тематическое планирование 5 класс
35 часов (1 час в неделю)
№ | Дата | Раздел | Тема урока | Практическая часть | Тип урока | Характеристика основных видов деятельности учащегося (УУД) |
1 | 02.09 | Введение (3ч) | Биология – наука о живых организмах. | Изучение нового материала | Определять предмет изучения биологии. Описывать основные направления биологии и пути её развития. | |
2 | 09.09 | Условия жизни организмов | Комбинированный | Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека. | ||
3 | 16.09 | Осенние явления в жизни растений родного края. | Изучение нового материала | Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края». | ||
4 | 23.09 | Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 ч) | Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. | Защита проектов | Описывать роль представителей разных царств в биосфере | |
5 | 30.09 | Деление царств на группы. | Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений». Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. | Комбинированный | Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных | |
6 | 07.10 | Среда обитания. Экологические факторы. | Изучение нового материала | Называть среды жизни, их экологические факторы. | ||
7 | 14.10 | Вода как среда жизни. | Урок лекция | Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. | ||
8 | 21.10 | Наземно-воздушная среда жизни. | Лабораторная работа №2. «Экологические группы наземных растений по отношению к воде» Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. | Комбинированный | Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях . | |
9 | 04.11 | Свет в жизни растений и животных. | Изучение нового материала | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. | ||
10 | 11.11 | Почва как среда жизни. | Комбинированный | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. | ||
11 | 18.11 | Организменная среда жизни. | Изучение нового материала | Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. | ||
12 | 25.11 | Сообщество живых организмов. | Урок лекция | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. | ||
13 | 02.12 | Роль грибов и бактерий. | Защита проектов | Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. | ||
14 | 09.12 | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | Комбинированный | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. | ||
15 | 16.12 | Контрольная работа №1 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся | ||
16 | 23.12 | Строение клетки (9 ч) | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов | Изучение нового материала | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. | |
17 | 13.01 | Устройство увеличительных приборов | Лабораторная работа №3 Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №4. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. | Комбинированный | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. | |
18 | 20.01 | Состав и строение клеток | Лабораторная работа №5. Состав клеток растений. Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. | Комбинированный | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки и иллюстрировать их примерами. | |
19 | 27.01 | Строение бактериальной клетки | Изучение нового материала | Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. | ||
20 | 03.02 | Строение растительной, животной и грибной клетки | Изучение нового материала | Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. | ||
21 | 10.02 | Строение клетки | Лабораторная работа №6. Строение клетки листа элодеи. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. | Комбинированный | Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. | |
22 | 17.02 | Образование новых клеток | Изучение нового материала | Определять понятия по теме урока. Описывать сущность процесса деления клетки | ||
23 | 24.02 | Одноклеточные организмы | Лабораторная работа №7. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки) | Комбинированный | Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. | |
24 | 03.03 | Колониальные и многоклеточные организмы | Изучение нового материала | Называть общие черты многоклеточных организмов Приводить примеры колониальных многоклеточных организмов | ||
25 | 10.03 | Ткани (9ч) | Покровные ткани растений и животных | Урок лекция | Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных | |
26 | 17.03 | Строение покровной ткани листа. | Лабораторная работа №8 «Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений» Приготовление микропрепарата кожицы листа. | Комбинированный | Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). | |
27 | 31.03 | Механические и проводящие ткани растений | Изучение нового материала | Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. | ||
28 | 07.04 | Основные и образовательные ткани растений. | Лабораторная работа № 8 «Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений» Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. | Комбинированный | Устанавливать взаимосвязь строения клеток. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | |
29 | 14.04 | Соединительные ткани животных. | Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных» Общие признаки соединительных тканей животных. | Комбинированный | Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей | |
30 | 21.04 | Мышечная и нервная ткани животных. | Лабораторная работа № 10 «Строение мышечных и нервной тканей животных» Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. | Комбинированный | Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | |
31 | 28.04 | Контрольная работа №2 | Контроль знаний | Проверка знаний учащихся | ||
32 | 05.05 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». | Обобщение знаний | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей. | ||
32 | 12.05 | Весенние явления в жизни растений родного края. | Комбинированный | Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. | ||
33 | 19.05 | Весенние явления в жизни растений родного края. | Защита проектов | Приводить примеры воздействия человека на природу. | ||
34 | 26.05 | Итоговый урок | Итоговый урок | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...