Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарное планирование, критерии оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl._biol.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»                            

Директор  

 _________(                  )

«___»______2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

На заседании пед.совета

Протокол № _____                

_______ (                      )

«____»_________2014 г.

«ОДОБРЕНО»

на заседании М/О

Протокол № _____                

 от «____»_________2014 г.
рук. МО  _______(             )

«ПРОВЕРЕНО»

Зам. директора по УВР

________(                    )

«___»_________2014г.

                                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

Биология

5 класс

Количество часов: 35 (1 час в неделю).

Уровень: базовый

Составитель: Мельниченко С.Л.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год.

При составлении программы использованы следующие методические материалы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Сусорукова, В.С. Кумченко.- М.: Просвещение, 2014. Примерные программы по учебным предметам. Биология. - 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.

Программа рассчитана на 1 час в неделю и 35 часа в год.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

Цель: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых с миром живой природы; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе, связанных с формированием интеллектуальных и практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.

Задачи:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно-обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Программа предусматривает: 10 лабораторных работ.

Проект «Сферы» - один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

Система уроков в 5 классе ориентирована не столько на подачу нового учебного материала, сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предлагается учебник — организатор информационно-образовательной среды и ядро учебно-методических комплексов «Сферы» для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе «Биология. Живой организм 5-6 класс». Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., 2014г.

При разработке раздела «Живой организм. 5-6 классы» использовались следующие основные методические подходы к организации содержания.

Преемственность. Содержание раздела опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в разделе «Окружающий мир» в начальной школе, и служит основой для изучения учебного материала раздела «Разнообразие живых организмов» в 7 классе. В основе преемственности разделов биологии 5-6 классов и биологии 7 класса положены экологические идеи о растениях, животных, бактериях и грибах как производителях, потребителях и разрушителях органического вещества, средообразующей роли живых организмов.

Системность. Учебное содержание строится не на основе научности, а с учётом системного подхода. Организм рассматривается как целостная живая система, состоящая из взаимосвязанных элементов — клеток, тканей, органов и систем органов. Системообразующими факторами служат всё те же экологические идеи о производителях, потребителях и разрушителях. Строение организма - основа понимания присущих ему процессов жизнедеятельности. Сущность процессов жизнедеятельности (дыхания, поступления веществ в клетки, выделения, размножения, развития) едина для всего живого. Поэтому важно с самого начала раскрыть значение этих процессов, а затем переходить к их конкретизации применительно к представителям разных царств живой природы. Этому способствует пропедевтическая информация о систематических группах и средах жизни. Например, сначала раскрывается сущность дыхания как процесса, обеспечивающего организм энергией. Затем говорится об органах дыхания (лёгкие, жабры, трахеи), которые могут быть у животных разных систематических групп, обитающих в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Интеграция. Системный подход основа интеграции биологии с естественно-научными и гуманитарными предметами. Этого можно достичь на основе раннего введения экологических понятий, придающих биологическому содержанию ценностный смысл. В результате, некоторые экологические понятия (среда обитания, экологические факторы, среды жизни, природное сообщество) вводятся уже в начале раздела «Живой организм».

Связь раздела «Живой организм» с другими естественно-научными предметами достигается на основе:

  • знакомства с наблюдением и экспериментом как методами исследования;
  • историзма и системности как общими подходами к изучению природы;
  • обращения к ценностям науки как компонентам культуры при характеристике исторических моментов и личности учёных.

Компетентность. Содержание учебника и дополняющих его компонентов направлено на приобретение опыта в разных видах деятельности, включая проектную и исследовательскую, на повышение личностной значимости учебной информации, её жизнепригодности, применения в ситуациях повседневной жизни. Особое внимание уделяется формированию учебных действий, составляющих информационную компетентность — основу любой деятельности.

Раздел «Живой организм» — первый в линии «Сферы» 5-9 классов. Его содержание направлено на реализацию требований ФГОС, формирование универсальных учебных действий и осуществление преемственности с содержанием последующих разделов. Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:

Личностных:

  • формирование познавательной мотивации – готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;
  • развитие способности к самостоятельности, саморазвитию (постановке целей и их достижению) и самоопределению (построению жизненых планов, ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений);
  • воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе, патриотизма и уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, толерантности и миролюбия в условиях многонационального российского общества.

Метапредметных:

  • формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска; приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности (анализом, сравнением, обобщением, установлением взаимосвязей, прогнозированием);
  • овладение коммуникативными УД: способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями;
  •  формирование регулятивных УД: приобретение опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности, рефлексии способов и условий учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Предметных:

  •  формирование практических УД: работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, проводить эксперименты, определять представителей различных царств, основных типов животных и отделов растений;
  • развитие системности знаний об организме на основе последовательного изучения его компонентов (клеток, тканей, органов и систем органов);
  • понимание роли растений, животных, грибов и бактерий в биосфере как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества; раскрытие средообразующего значения живых организмов при рассмотрении процессов из жизнедеятельности;
  • формирование способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Система оценки планируемых результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, контрольных). В ходе текущей тематической, промежуточной оценки будет оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

• защиты итогового индивидуального проекта.

Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

Календарно тематическое планирование 5 класс

35 часов (1 час в неделю)

Дата

Раздел

Тема урока

Практическая часть

Тип урока

Характеристика основных видов деятельности учащегося (УУД)

1

02.09

Введение (3ч)

Биология – наука о живых организмах.

Изучение нового материала

Определять предмет изучения биологии.

Описывать основные направления биологии и пути её развития.

2

09.09

Условия жизни организмов

Комбинированный

Называть условия, необходимые для жизни организмов.

Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека.

3

16.09

Осенние явления в жизни растений родного края.

Изучение нового материала

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края».

4

23.09

Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 ч)

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Защита проектов

Описывать роль представителей разных царств в биосфере

5

30.09

Деление царств на группы.

Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений».

Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика.

Комбинированный

Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных

6

07.10

Среда обитания. Экологические факторы.

Изучение нового материала

Называть среды жизни, их экологические факторы.

7

14.10

Вода как среда жизни.

Урок лекция

Приводить примеры обитателей водной среды.

Наблюдать за водными организмами.

8

21.10

Наземно-воздушная среда жизни.

Лабораторная работа №2. «Экологические группы наземных растений по отношению к воде»

Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные.

Комбинированный

Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.

Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды.

Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях .

9

04.11

Свет в жизни растений и животных.

Изучение нового материала

Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму.

10

11.11

Почва как среда жизни.

Комбинированный

Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве.

11

18.11

Организменная среда жизни.

Изучение нового материала

Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.

12

25.11

Сообщество живых организмов.

Урок лекция

Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.

13

02.12

Роль грибов и бактерий.

Защита проектов

Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.

14

09.12

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Комбинированный

Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.

15

16.12

Контрольная работа №1

Контроль знаний

Проверка знаний учащихся

16

23.12

Строение клетки (9 ч)

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов

Изучение нового материала

Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.

17

13.01

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа №3 Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа №4. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Комбинированный

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

18

20.01

Состав и строение клеток

Лабораторная работа №5. Состав клеток растений.

Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток.

Комбинированный

Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки и иллюстрировать их примерами.

19

27.01

Строение бактериальной клетки

Изучение нового материала

Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра.

20

03.02

Строение растительной, животной и грибной клетки

Изучение нового материала

Называть органоиды клеток эукариот.

Сравнивать клетки растений, животных, грибов.

21

10.02

Строение клетки

Лабораторная работа №6. Строение клетки листа элодеи.

Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.

Комбинированный

Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.

22

17.02

Образование новых клеток

Изучение нового материала

Определять понятия по теме урока.

Описывать сущность процесса деления клетки

23

24.02

Одноклеточные организмы

Лабораторная работа №7. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки)

Комбинированный

Определять общие черты одноклеточных организмов.

Приводить примеры одноклеточных организмов.

24

03.03

Колониальные и многоклеточные организмы

Изучение нового материала

Называть общие черты многоклеточных организмов

Приводить примеры колониальных многоклеточных организмов

25

10.03

Ткани (9ч)

Покровные ткани растений и животных

Урок лекция

Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных

26

17.03

Строение покровной ткани листа.

Лабораторная работа №8 «Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений»

Приготовление микропрепарата кожицы листа.

Комбинированный

Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).

27

31.03

Механические и проводящие ткани растений

Изучение нового материала

Приводить примеры механических и проводящих тканей растений.

28

07.04

Основные и образовательные ткани растений.

Лабораторная работа № 8 «Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений»

Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение.

Комбинированный

Устанавливать взаимосвязь строения клеток.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

29

14.04

Соединительные ткани животных.

Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных»

Общие признаки соединительных тканей животных.

Комбинированный

Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей

30

21.04

Мышечная и нервная ткани животных.

Лабораторная работа № 10 «Строение мышечных и нервной тканей животных»

Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани.

Комбинированный

Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

31

28.04

Контрольная работа №2

Контроль знаний

Проверка знаний учащихся

32

05.05

Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов».

Обобщение знаний

Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей.

32

12.05

Весенние явления в жизни растений родного края.

Комбинированный

Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности.

33

19.05

Весенние явления в жизни растений родного края.

Защита проектов

Приводить примеры воздействия человека на природу.

34

26.05

Итоговый урок

Итоговый урок

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...