Рабочая программа по биологии 10 - 11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарное планирование, критерии оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10-11bazovyy_uroven.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»                            

Директор  

 _________(                  )

«___»______2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

На заседании пед.совета

Протокол № _____                

_______ (                      )

«____»_________2014 г.

«ОДОБРЕНО»

на заседании М/О

Протокол № _____                

 от «____»_________2014 г.

 рук. МО  _______(             )

«ПРОВЕРЕНО»

Зам. директора по УВР

________(                    )

«___»_________2014г.

                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

Биология

10-11 класс

Количество часов 10 класс: 35 (1 час в неделю).

Количество часов 11 класс: 70 (2 часа в неделю).

Уровень: базовый

Составитель: Мельниченко С.Л.

2014 – 2015 учебный год

ПРОГРАММА

«БИОЛОГИЯ. 10–11 КЛАССЫ. УРОВЕНЬ СТАНДАРТА»

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.)

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие и эволюция органического мира;

• биологическая природа и социальная сущность человека;

• уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии системе органического мира, растениях, животных, грибах бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подхода,  в соответствии с которым акценты в изучении организмов  переносятся с особенностей строения отдельных представителей  на раскрытие процессов их жизнедеятельности, * усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изу-чении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее

норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Вклад биологии в достижение целей основного общего образования

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности - При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;

— реализация межпредметной интеграции биологии с Другими естественнонаучными дисциплинами;

— отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;

— воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.

Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного

содержания.

Во введении в раздел рассматривается методология биологического познания, предмет исследования биологической науки, ее краткая история, связь с культурой. Дается ценностная установка о важности изучения законов и теорий биологии для дальнейшей профессиональной деятельности.

Методологическое введение способствует глубокому пониманию изучаемого теоретического материала. При изложении истории науки рассматривается развитие эволюционных представлений, теория Ч. Дарвина, что позволяет провести эволюционную идею через все содержание курса, обеспечить его целостность.

Раздел «Биологические системы: клетка, организм» призван заложить фундамент для последующего изучения теоретических положений генетики, экологии, эволюции. Особенностями содержания этого раздела являются:

— обращение к истории развития клеточной теории, ее социокультурным истокам, основным открытиям в области биологии.

— формулирование положений современной клеточной теории с позиций системного подхода с целью систематизации изучаемого эмпирического материала;

— обобщение знаний об организме, полученных в основной школе; особенностях полового и бесполого размножения, чередовании поколений в жизненных циклах растений;

— краткое изучение процессов фотосинтеза, хемосинтеза, дыхания, брожения;

— обучение правилам поведения в период распространения эпидемий при рассмотрении особенностей строения, размножения прокариот и вирусов.

Структура и содержание следующего раздела «Основные закономерности наследственности и изменчивости» существенно обновлены и направлены на прослеживание преемственности в развитии основных идей, понятий и теорий генетики. Она проявляется в развитии понятия «ген», которое последовательно обогащается при переходе от учения Г. Менделя к хромосомной теории наследственности и от нее — к молекулярной теории гена. В связи с проектом «Геном человека», широко транслированным в современную культуру, продиктовано усиление внимания к вопросам молекулярной генетики. Особенностью генетического раздела является рассмотрение:

— закономерностей моногибридного и дигибридного скрещивания, промежуточного характера наследования;

— закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, имеющего большое практическое значение и связывающего генетику с селекцией и теорией эволюции;

Генетический раздел завершает курс биологии 10 класса.

В связи с тем, что в 11 классе не изучался раздел «Закономерности наследственности и изменчивости» возникает необходимость данный раздел внести в изучение курса общей биологии в 2014-2015 учебном году. Особенностью данного раздела является изучение:

— основных закономерностей наследственности, изменчивость организмов;

— проблем генетики развития, онкогенетики и иммуногенетики;

— методов генной инженерии и технологии клонирования млекопитающих, что согласуется с современной культурно-исторической ситуацией.

Раздел 11 класса «Среды жизни. Надорганизменные системы. Экосистемы» — логическое продолжение ранее изученного содержания. Многие понятия генетики (аллель, генотип, фенотип, множественный аллелизм или генетическое разнообразие, генофонд) являются основой для изучения понятий экологии. Особенностью данного раздела является:

— ознакомление с различными средами жизни и адаптациями к ним организмов;

— изучение биогеохимических циклов элементов для объяснения происходящих в природе изменений и их последствий;

— обеспечение возможности самореализация личности в экологической деятельности, развития субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды;

Знания по генетике и экологии — фундамент для усвоения раздела «Микро-, макроэволюция. Разнообразие органического мира». Известно, что синтетическая теория эволюции (СТЭ) представляет собой синтез классического дарвинизма, генетики и экологии. Поэтому данную теорию следует изучать после концепций экологии. При рассмотрении проблемы факторов эволюции, изучении закономерностей видообразования широко используются положения генетики. Существенно, что значительное место при рассмотрении эволюционной теории отводится закономерностям макроэволюции. Эмоционально-ценностному восприятию материала способствует отказ от изучения эволюционной теории как научной догмы и обращение к некоторым современным антидарвиновским концепциям, что важно для формирования умения вести научную дискуссию, овладения коммуникативной компетентностью.

Раздел завершается изучением современной системы живых организмов и их классификацией, что отвечает преемственности с курсами биологии основной школы и способствует развитию понятий систематики на новом витке спирали.

Эволюционная подготовка служит фундаментом для рассмотрения в заключительном разделе курса интегративных концепций возникновения и развития жизни на Земле, антропосоциогенеза, перерастания биосферы в ноосферу. Содержание учебного материала о происхождении жизни на Земле построено на основе диалога двух альтернативных подходов — биогенеза и абиогенеза, что позволит выработать более целостный взгляд на проблему, сделать ученика соучастником в ее решении.

10 КЛАСС  - 35ч (1 час в неделю)

Введение (1 ч)

Предмет исследования биологии. Системный подход в биологическом познании.

Основные свойства живых систем: дискретность, соподчинение, упорядоченность, открытость для веществ и энергии. Уровни организации живой природы.

Демонстрация: таблицы и схемы, отражающие разнообразие живых систем и экосистем, гербарные материалы; коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, борьбу за существование, результаты искусственного отбора.

Раздел I. Биологические системы: клетка и организм (22 ч)

I. Химия клетки (4 ч)

Биохимия. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. Вода, особенности строения молекулы, функции в живых организмах. Органические соединения. Углеводы (моно-, ди- и полисахариды), их функции. Липиды (жиры и жироподобные вещества), их функции. Белки. Строение молекулы белка; первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты. Структура молекулы ДНК, принцип комплементарности, репликация ДНК. Информационная функция ДНК. Особенности строения РНК, типы РНК; функции РНК в клетке. Аденозинтрифосфат (АТФ) — универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение молекулы АТФ. Макроэргическая связь.

Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение мономеров и биополимеров.

Лабораторные работы:

1. Роль ферментов в биохимических реакциях.

II. Неклеточные формы жизни (2ч). 

Неклеточные формы жизни. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения вирусов, их происхождение. Вирусные заболевания, их лечение и профилактика.

Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение вирусов, их размножение.

Обобщение знаний:

1. Неклеточные формы жизни — вирусы (семинар).

III. Клетка— целостная система взаимосвязанных органоидов (5 ч)

Клеточная теория как исторически первое теоретическое обобщение биологии. Современный этап в истории развития клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Общий план строения клеток прокариот и эукариот. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. Клеточные мембраны: их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы. Вакуолярная система клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немембранные органоиды клетки — рибосомы. Опорно-двигательная система клетки: микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды передвижения: реснички и жгутики. Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение растительных и животных клеток и органоидов.

Лабораторные работы:

2. Сравнение строения клеток прокариот и эукариот.

3. Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.

IV. Жизненный цикл клетки (3 ч).

 Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее значение. Амитоз. Митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Биологический смысл митоза. Редукционное деление — мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I. Особенности профазы I. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафазa I, телофазa I. Мейоз II,его фазы. Конечный результат мейоза, его биологическое значение. Регуляция клеточного цикла. Гибель клетки: апоптоз, некроз.

Обобщение знаний:

1. Деление клеток как основа разнообразия способов размножения живых организмов (семинар).

V. Клетка — открытая система. Обмен веществ и превращение энергии (6 ч).

 Обмен веществ – основа жизнедеятельности клетки. Пластический и энергетический обмен. Гликолиз. Аэробное окисление. Энергетический выход полного аэробного окисления глюкозы. Фотосинтез. История изучения фотосинтеза. Вклад К.А. Тимирязева в изучение фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Планетарная ценность фотосинтеза, его практическое значение в создании нефти, газа, каменного и бурого углей. Влияние факторов внешней среды на фотосинтез.  Биосинтез белков. Генетический код. Молекулярная теория гена, ее значение. Этапы биосинтеза белка. Транскрипция - образование и-РНК на матрице ДНК. Трансляция. Центральная догма молекулярной биологии.

Демонстрация таблиц, схем, иллюстрирующих энергетический обмен, фотосинтез, биосинтез белка, опытов, демонстрирующих результаты фотосинтеза.

Обобщение знаний:

  1. Энергетика клетки: значение фотосинтеза и дыхания в обменных процессах (семинар).

Практические работы:

  1. Решение элементарных задач по молекулярной биологии

VI. Размножение и развитие организмов (6 ч)

Способы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (деление одноклеточных организмов, вегетативное размножение). Половое размножение, его значение для эволюции. Развитие половых клеток (гаметогенез). Стадии сперматогенеза. Особенности строения сперматозоидов. Стадии овогенеза. Особенности строения яйцеклеток. Оплодотворение, его биологическое значение. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Двойное оплодотворение цветковых растений. Партеногенез. Онтогенез. Особенности индивидуального развития животных. Эмбриональный период развития животных. Постэмбриональный период развития животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие этапы митоза, мейоза, стадии онтогенеза, способы бесполого и полового размножения, чередования поколений, двойного оплодотворения.

Лабораторные работы:

4. Строение половых клеток.

Обобщение:

  1. Клонирование позвоночных животных как одно из направлений биотехнологии. Перспективы и социально-этические проблемы развития технологии клонирования животных и человека. Ответственность ученых за последствия своих исследований (семинар)

Раздел II. Основные закономерности наследственности и изменчивости (11 ч)

I. Закономерности наследственности (6 ч)

Г. Мендель — основоположник генетики, его предшественники. Принцип дискретной наследственности, его значение для успешного развития генетики. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Закон расщепления (второй закон Менделя). Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его значение для обоснования комбинативной изменчивости. Промежуточный характер наследования. Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушение сцепления генов, его последствия. Генетические карты хромосом. Хромосомная теория наследственности — выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность. Краткая история развития молекулярной генетики. Генная инженерия,перспективы развития в направлении получения материалов и  лекарств нового поколения. Социально-этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.

Демонстрация: гербарные материалы по результатам скрещивания растений на учебно-опытном участке, таблицы, схемы, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом.

Обобщение знаний.

1. Выдающиеся отечественные генетики (конференция).

2. Перспективы развития, социально-этические проблемы молекулярной генетики и генной инженерии (дискуссия).

Практические работы:

2.Решение типовых задач по генетике

11 КЛАСС – 70 часов (2 часа в неделю)

     В связи с тем, что в 11 классе не изучался раздел «Закономерности наследственности и изменчивости» возникает необходимость данный раздел внести в изучение курса общей биологии в 2014-2015 учебном году. Целью курса является обобщение знаний, учащихся по биологии, полученные в ходе изучения курса в 7-10 классах; необходимо сформировать комплекс специальных и общеучебных умений и навыков, необходимых для сдачи ЕГЭ по биологии, поэтому для изучения биологии в 11 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю. )Особенностью данного раздела является изучение:

— основных закономерностей наследственности, изменчивость организмов;

— проблем генетики развития, онкогенетики и иммуногенетики;

— методов генной инженерии и технологии клонирования млекопитающих, что согласуется с современной культурно-исторической ситуацией.

Раздел I. Основные закономерности наследственности и изменчивости (23 ч)

I. Закономерности наследственности (13 ч)

Г. Мендель — основоположник генетики, его предшественники. Принцип дискретной наследственности, его значение для успешного развития генетики. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Закон расщепления (второй закон Менделя). Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его значение для обоснования комбинативной изменчивости. Промежуточный характер наследования. Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушение сцепления генов, его последствия. Генетические карты хромосом. Хромосомная теория наследственности — выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность. Краткая история развития молекулярной генетики. Генная инженерия, перспективы развития в направлении получения материалов и  лекарств нового поколения. Социально-этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.

Демонстрация: гербарные материалы по результатам скрещивания растений на учебно-опытном участке, таблицы, схемы, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом.

Обобщение знаний.

1. Выдающиеся отечественные генетики (конференция).

2. Перспективы развития, социально-этические проблемы молекулярной генетики и генной инженерии (дискуссия).

II. Основные закономерности изменчивости (6 ч)

Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. История и положения мутационной теории Г. де Фриза. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные. Механизм возникновения генных мутаций. Прямые и обратные генные мутации. Соматические и генеративные мутации. Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические мутагены. Роль отечественных ученых в изучении искусственного мутагенеза. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова (или теория изменчивости). Предсказательные возможности закона и его значение для развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов — выдающийся отечественный генетик и селекционер. Модификационная изменчивость, ее значение. Норма реакции.

Демонстрация: растения, иллюстрирующие влияние условий среды на изменчивость организмов, таблицы, схемы, поясняющие закономерности мутационной и модификационной изменчивости.

Лабораторные работы:

1. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая.

III. Генетика человека (2 ч)

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, биохимические, микробиологические, цитогенетические методы. Хромосомные болезни, их причины.Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия, профилактика наследственных болезней, медико-генетическое консультирование. Проект «Геном человека», его значение. Генетическая неоднородность человечества — основа его биологического и социального прогресса. Генетические основы иммунитета. Индивидуальное развитие и проблема рака. Биологические особенности злокачественной опухоли. Теория злокачественного роста. Наследственность и рак. Экологические условия развитых стран и онкозаболевания.

Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие методы изучения наследственности человека, хромосомные болезни.

Практические работы:

1. Составление родословных.

IV. Генетика и селекция (2 ч)

Искусственный и естественный отбор в селекции животных. Анализ родословных при подборе производителей. Типы скрещивания в животноводстве. Отдаленная гибридизация и гетерозис у животных. Роль селекции в сохранении видового разнообразия. Селекция микроорганизмов: основные методы и перспективы. Микробиологическая технология, ее достижения в получении кормовых белков, ферментов, гормонов, переработке промышленных и бытовых отходов, экологически чистого биотоплива.

Демонстрация: таблицы, фотографии пород, сортов, полиплоидных, мутантных форм, межвидовых гибридов.

Экскурсии:

2. Выведение новых сортов культурных растений и пород животных (на селекционную станцию, сельскохозяйственную выставку, племенную ферму).

Обобщение знаний:

  1. Выдающиеся отечественные генетики и селекционеры (конференция).

Раздел II. Организм и среда. Надорганизменные системы.

Экосистемы (27 ч)

I. Организм и среда (7 ч)

Экология, ее значение как ценностно-нормативного знания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни. Водная среда, ее экологические особенности: подвижность, плотность, вязкость, прозрачность, световой и температурный режим, газовый состав водоемов. Адаптации водных организмов к среде. Наземно-воздушная среда. Важнейшие климатические факторы: свет, влажность, температура. Свет как климатический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Почва — самая молодая среда жизни, ее особенности. Живые организмы, как среда жизни.

Демонстрация: схемы, таблицы, рисунки, иллюстрирующие различные среды жизни и действие экологических факторов на организмы.

Обобщение знаний:

1. Среды жизни и экологические факторы (семинар).

II. Популяция, вид, биоценоз – живые системы (8 ч)

Биологический вид – объект изучения систематики, экологии, генетики, эволюции. Критерии вида: морфологический, географический, экологический, биохимический, физиологический, этологический, генетический. Структура вида. Популяция — структурная единица вида, генетически открытая система. Важнейшие показатели состояния популяции — численность и плотность, их зависимость от рождаемости, смертности, выживаемости, плодовитости особей. Возрастная и половая структура популяции. Биоценоз — самая сложная живая система. Видовая и пространственная структура биоценоза. Биологическое разнообразие, его ценность. Типы взаимоотношений популяций разных видов в биоценозе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция. Экологическая ниша. Принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе.

Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, гербарные экземпляры, иллюстрирующие критерии вида, популяционные структуры, типов межвидового взаимодействия.

Лабораторные работы:

2. Изучение критериев вида.

Обобщение знаний:

1. Надорганизменные системы: популяция, вид (семинар).

III. Экосистемы (8 ч)

Биогеоценоз. Экосистема. Вклад А.Д. Тенсли и В.Н. Сукачева в создание учения об экосистеме и биогеоценозе. Функциональные группы организмов в экосистеме. Природные и антропогенные экосистемы, их разнообразие. Трофическая структура биогеоценоза. Цепи питания: пастбищные и детритные. Трофические уровни. Правило экологических пирамид. Развитие и смена экосистем. Первичные и вторичные сукцессии. Отличие естественных и искусственных экосистем (агроэкосистем). Агроценоз, его высокая продуктивность и неустойчивость. Пути повышения устойчивости агроценозов. Взаимосвязь биогеоценозов в биосфере. Опасность обеднения биологического разнообразия планеты, пути его сохранения. Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие экосистемную организацию жизни и воздействие человека на живую природу, гербарные материалы, таблицы, иллюстрирующие типы межвидового взаимодействия, разнообразие экосистем; схемы, рисунки, отражающие видовую, пространственную и трофическую структуры биоценозов.

Обобщение знаний:

1. Пути сохранения биологического разнообразия (защита проектов).

IV. Биосфера (4 ч)

Биосфера — единая глобальная экологическая система Земли. Краткая история создания и основные положения учения о биосфере. В.И. Вернадский — выдающийся мыслитель, лидер естествознания XX века. «Всюдность» жизни в биосфере, границы биосферы. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество, его свойства и геохимические функции. Круговорот веществ — основа целостности биосферы.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие границы биосферы, биогеохимические циклы.

Обобщение знаний:

1. Вклад учения о биосфере в общечеловеческую культуру.

Раздел III. Микро- и макроэволюция. Разнообразие органического мира (10 ч)

V. Микроэволюция (6 ч)

Развитие эволюционных взглядов + Дарвин. Формирование синтетической теории эволюции (СТЭ). Популяция — элементарная эволюционная структура. Вклад С.С. Четверикова в становление и развитие генетики популяций.  Популяционные волны — фактор микроэволюции, случайно изменяющий частоты аллелей и генотипов в популяции. Дрейф генов, его влияние на изменение генофонда малочисленной популяции. Естественный отбор — направляющий фактор микроэволюции. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий отбор. Творческая роль естественного отбора. Изоляция — фактор микроэволюции, нарушающий свободное скрещивание между особями соседних популяций. Формы изоляции:

географическая, биологическая. Возникновение приспособлений — результат действия факторов микроэволюции. Видообразование — результат микроэволюции. Способы видообразования: географический и экологический.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие действие факторов эволюции, приспособленность организмов к среде обитания, способы видообразования.

Лабораторные работы:

2. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Обобщение знаний:

1. Дарвинизм и антидарвинизм о факторах эволюции (дискуссия).

VI. Макроэволюция (4 ч)

Морфологические доказательства эволюции: гомологичные органы, рудименты, атавизмы. Эмбриологические доказательства эволюции. И.И. Мечников, А.О. Ковалевский — основоположники эволюционной эмбриологии. Биогенетический закон. Палеонтологические доказательства макроэволюции: переходные формы, филогенетические ряды. Вклад В.О. Ковалевского в развитие эволюционной палеонтологии. Закономерности макроэволюции. Основные направления эволюционного процесса. Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен — выдающиеся отечественные эволюционисты.

Демонстрация: таблицы, схемы, гербарные экземпляры, иллюстрирующие ароморфозы, идиоадаптации, общую дегенерацию.

VII. Разнообразие органического мира (2 ч)

Система живых организмов. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации (бинарная номенклатура, принцип соподчиненности таксонов). Царства живой природы: Бактерии, Животные, Растения, Грибы.

Демонстрация: таблицы, схемы, гербарные материалы и коллекции, иллюстрирующие разнообразие живых организмов.

Раздел IV. Происхождение и развитие жизни на Земле.

I. Происхождение и развитие жизни на Земле (4 ч)

Био- и абиогенез. Гипотеза А.И. Опарина. История развития жизни на Земле. Архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Этапы эволюции человека. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в ходе антропосоциогенеза.

Демонстрация: таблицы, картины, рисунки, окаменелости, отпечатки, гербарные материалы, коллекции, иллюстрирующие развитие жизни на нашей планете.

Общие критерии и нормы достижений учащихся

(нормы критерии оценок)

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать медпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4»:

  1. Знание всего изученного программного материала.
  2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3»

(уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1»:

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

2.Критерии и нормы устного ответа по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи  преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ  конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.  Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов (оценка «1»).

Оценка «1»:

Полностью не усвоил материал.

3. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии:

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
  4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
  2. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик:

Совсем не выполнил работу

(Оценка снижается во всех случаях, если ученик не соблюдал требования по ТБ)

4.Оценка умений проводить наблюдения по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
  2. Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
  3. Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.
  3. Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
  3. Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
  3. Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

4.   Не владеет умением проводить наблюдение.

5.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
  2. Допустил не более одного недочета

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
  2. Не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  3. При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
  2. Если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1»:

1.Не приступил к выполнению работы.

2.Правильно выполнил не более 10% всех заданий.

5.Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков, учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  2. незнание наименований единиц измерения
  3. неумение выделить в ответе главное;
  4. неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
  5. неумение делать выводы и обобщения;
  6. неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  7. неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
  8. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  9. нарушение техники безопасности;
  10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;

2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  1. нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
  2. ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);
  3. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

                   4.орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

Календарно - тематическое планирование

10 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)

Дата

Раздел

Тема урока

Практическая часть

Тип урока

Характеристика основных видов деятельности учащегося (УУД)

1

05.09

Введение (1 ч)

Предмет исследования биологии. Системный подход в биологическом познании.

Основные свойства живых систем. Уровни организации живой природы.

Комбинированный

Давать   определение   термину биология.

Приводить примеры: практического   применения достижений современной биологии

2

12.09

Биологические системы: клетка и организм (22 ч)

        

Биохимия. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. Вода, особенности строения молекулы, функции в живых организмах.

Изучение нового материала

Характеризовать   биологию как комплексную науку и науку об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

3

19.09

Органические соединения. Углеводы (моно-, ди- и полисахариды), их функции. Липиды (жиры и жироподобные вещества), их функции.

Лабораторная работа №1. Роль ферментов в биохимических реакциях

Комбинированный

Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами.

4

29.09

Белки. Строение молекулы белка; первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Биологические функции белков.

Изучение нового материала

Характеризовать: функции белков. Объяснять: причины многообразия функций белков

5

03.10

Нуклеиновые кислоты.

Структура молекулы ДНК

Урок лекция

Называть: нахождение  молекулы  ДНК  в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

6

10.10

Неклеточные формы жизни. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения вирусов, их происхождение.

Комбинированный

Давать   определение   основным понятиям.

7

17.10

Основные закономерности наследственности (11 ч.)

Вирусные заболевания, их лечение и профилактика.

Защита проектов

Называть мембранные и не мембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

8

24.10

Клеточная теория как исторически первое теоретическое обобщение биологии. Современный этап в истории развития клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии.

Изучение нового материала

Устанавливать взаимосвязи строения и функций наружной мембраны.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза

9

07.11

Общий план строения клеток прокариот и эукариот.

Лабораторная работа №2. Сравнение строения клеток прокариот и эукариот

Комбинированный

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать

10

14.11

Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. Клеточные мембраны: их строение и функции.

Изучение нового материала

Выделять особенности строения эукариотической клетки

11

21.11

Ядро, его строение и функции. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы.

Урок лекция

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать

12

28.11

Вакуолярная система клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немембранные органоиды клетки — рибосомы.

Лабораторная работа №3.

Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.

Комбинированный

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

13

05.12

Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее значение. Амитоз

Изучение нового материала

Давать   определение   основным понятиям.

14

12.12

Митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Биологический смысл митоза

Комбинированный

Давать определения ключевым понятиям

Описывать последовательно фазы митоза

15

19.12

Редукционное деление — мейоз и его фазы. Интерфаза.

Комбинированный

Объяснять сущность и значение мейоза

Выделять отличия мейоза от митоза

16

26.12

Контрольная работа №1

Контроль знаний

Проверка знаний учащихся

17

16.01

Обмен веществ – основа жизнедеятельности клетки. Пластический и энергетический обмен.

Изучение нового материала

Давать   определение   терминам: оперон и репрессор, структурный ген, промотор.

18

23.01

Аэробное окисление. Энергетический выход полного аэробного окисления глюкозы.

Урок лекция

Составлять   схему  реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка

19

30.01

Фотосинтез. История изучения фотосинтеза. Вклад К.А. Тимирязева в изучение фотосинтеза.

Урок семинар

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять  роль фотосинтеза

Характеризовать сущность световой и темновой фаз.

20

06.02

Биосинтез белков. Генетический код.

Изучение нового материала

Анализировать       содержание определений:   триплет,   кодон, ген,  генетический код,  транскрипция, трансляция.

21

13.02

Молекулярная теория гена, ее значение. Этапы биосинтеза белка. Транскрипция - образование и-РНК на матрице ДНК. Трансляция.

Урок лекция

Давать определения ключевым понятиям. Питание. Способы питания.

22

20.02

Практическая работа №1.

Решение элементарных задач по молекулярной биологии

Практическая работа

Научиться решать задачи по общей биологии

23

27.02

Способы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы.

Защита проектов

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

24

06.03

Половое размножение, его значение для эволюции. Развитие половых клеток.

Лабораторная работа №4.

Строение половых клеток.

Комбинированный

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни появления полового размножения

25

13.03

Оплодотворение, его биологическое значение.

Комбинированный

Описывать строение половых клеток

26

20.03

Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Двойное оплодотворение цветковых растений.

Изучение нового материала

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Называть стадии гаметогенез

27

03.04

Партеногенез. Онтогенез. Особенности индивидуального развития животных.

Урок лекция

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

28

10.04

Эмбриональный период развития животных. Постэмбриональный период развития животных. Прямое и непрямое развитие.

Комбинированный

Формулировать биогенетический закон

Описывать процесс эмбриогенез

Сравнивать стадии бластулы и гаструлы

29

17.04

Контрольная работа №2

Контроль знаний

Проверка знаний учащихся

30

24.04

Г. Мендель — основоположник генетики, его предшественники. Моногибридное скрещивание.

Изучение нового материала

Давать определения ключевым понятиям

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

31

08.09

Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Закон расщепления (второй закон Менделя). Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет.

Урок лекция

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания

32

15.05

Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его значение для обоснования комбинативной изменчивости.

Практическая работа №2.

Решение типовых задач по генетике.

Практическая работа

Научиться решать типовые задачи по генетике

33

22.05

Закон Т. Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушение сцепления генов, его последствия.

Изучение нового материала

Анализировать содержание схем наследования при моно гибридном скрещивании

Составлять схемы моно гибридного скрещивания

34

29.05

Хромосомная теория наследственности — выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения. Хромосомное определение пола. Генная инженерия, перспективы развития в направлении получения материалов и лекарств нового поколения. Социально-этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.

Комбинированный

Давать определения ключевым понятиям

Объяснять цитологический механизм расщепления по полу

Выделять особенности наследования, сцепленного с полом

Составлять схемы хромосомного определения пола .

Календарно - тематическое планирование

11 класс 70 ч. (2 ч. в неделю)

Дата

Раздел

Тема урока

Практическая часть

Тип урока

Характеристика основных видов деятельности учащегося (УУД)

1

04.09

Раздел 1. Основные закономерности наследственности и изменчивости (22ч.)

Тема 1. Закономерности наследственности (12 ч.)

Тема 2. Основные закономерности изменчивости (6 ч.)

Тема 3. Генетика человека (2 ч.)

Тема 4. Генетика и селекция (2 ч.)

Г. Мендель – основоположник генетики, его предшественники.

Изучение нового материала

В результате изучения биологии ученик должен

знать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

2

06.09

Принцип дискретной наследственности, его значение для успешного развития генетики.

Урок лекция

Объяснять принцип дискретности его значение

3

11.09

Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя).

Комбинированный

Называть первый закон Менделя

4

13.09

Закон расщепления (второй закон Менделя). Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет. Анализирующее скрещивание.

Комбинированный

Называть второй закон Менделя

5

18.09

Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его значение для обоснования комбинативной изменчивости.

Решение задач

Называть третий закон Менделя

6

20.09

Промежуточный характер наследования.

Изучение нового материала

Решать задачи с промежуточным характером наследования

7

25.09

Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности.

Урок лекция

Объяснять исследования Моргана, решать задачи.

8

27.09

Нарушение сцепления генов, его последствия. Генетические карты хромосом.

Комбинированный

Объяснять генетические карты хромосом.

9

02.10

Хромосомная теория наследственности — выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения.

Урок лекция

Знать положения хромосомной теории наследственности

10

04.10

Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность.

Изучение нового материала

Решать задачи на наследование сцепленное с полом.

11

09.10

Краткая история развития молекулярной генетики. Генная инженерия, перспективы развития в направлении получения материалов и  лекарств нового поколения.

Комбинированный

Понимать современные направления генетики, знать проблемы современной медицины.

12

11.10

Социально-этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.

Защита проектов

Давать определение ГМО.

13

16.10

Контрольная работ 1. По теме : «Закономерности наследственности».

Контроль знаний

Проверка знаний учащихся

14

18.10

Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. История и положения мутационной теории Г. де Фриза.

Изучение нового материала

Учащийся должен  знать положение комбенативной изменчивости.

15

23.10

Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные. Механизм возникновения генных мутаций. Прямые и обратные генные мутации. Соматические и генеративные мутации.

Комбинированный

Отличать типы мутаций друг от друга

16

25.10

Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические мутагены. Роль отечественных ученых в изучении искусственного мутагенеза.

Урок лекция

Знать  роль отечественных ученых в изучении искусственного мутагенеза.

17

06.11

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова (или теория изменчивости). Предсказательные возможности закона и его значение для развития генетики и селекции.

Изучение нового материала

Изучить закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, его значение.

18

08.11

Н.И. Вавилов — выдающийся отечественный генетик и селекционер.

Урок – семинар

Знать биографию ученого, и историю его открытий

19

13.11

Модификационная изменчивость, её значение. Норма реакции.

Лабораторная работа №1. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая.

Лабораторная работа

Знать определение нормы реакции

20

15.11

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, биохимические, микробиологические, цитогенетические методы. Хромосомные болезни, их причины. Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия, профилактика наследственных болезней, медико-генетическое консультирование. Проект «Геном человека», его значение.

Изучение нового материала

Различать методы наследственной изменчивости - генеалогический, близнецовый, биохимические, микробиологические, цитогенетические методы. Хромосомные болезни.

21

20.11

Генетическая неоднородность человечества — основа его биологического и социального прогресса. Генетические основы иммунитета. Индивидуальное развитие и проблема рака. Биологические особенности злокачественной опухоли. Теория злокачественного роста. Наследственность и рак. Экологические условия развитых стран и онкозаболевания.

Практическая работа 1. Составление родословных.

Практическая работа

Различать генетические основы иммунитета, решение проблем рака. Знать биологические особенности злокачественных опухолей.

22

22.11

Искусственный и естественный отбор в селекции животных. Анализ родословных при подборе производителей. Типы скрещивания в животноводстве. Отдаленная гибридизация и гетерозис у животных. Роль селекции в сохранении видового разнообразия.

Изучение нового материала

Значение естественного отбора для селекции животных. Анализировать родословные при подборе производителей.

23

27.11

Селекция микроорганизмов: основные методы и перспективы. Микробиологическая технология, ее достижения в получении кормовых белков, ферментов, гормонов, переработке промышленных и бытовых отходов, экологически чистого биотоплива.

Комбинированный

Вспомнить основы селекции. Сравнить особенности селекции микроорганизмов. Знать достижения микробиологии.

24

29.11

Раздел 2. Организм и среда. Надорганиз-менные системы.

Экосистемы (27 ч)

Тема 1. Организм и среда (8ч.)

Экология, ее значение как ценностно-нормативного знания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Изучение нового материала

Зать ценность экологических знаний. Выработать умение применять их на практике.

25

04.12

Среды жизни. Водная среда, ее экологические особенности: подвижность, плотность, вязкость, прозрачность, световой и температурный режим, газовый состав водоемов.

Урок лекция

Различать среды жизни. Дать краткую характеристику водной среды.

26

06.12

 Адаптации водных организмов к среде.

Комбинированный

Называть и объяснять адаптации водных организмов к среде.

27

11.12

Наземно-воздушная среда. Важнейшие климатические факторы: свет, влажность, температура.

Изучение нового материала

Знать особенности наземно -воздушной среды.

28

13.12

Свет как климатический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.

Урок лекция

Объяснять, почему свет является важным экологическим фактором

29

18.12

Почва — самая молодая среда жизни, ее особенности.

Защита проектов

Знать особенности почвы, как среды обитания

30

20.12

Живые организмы, как среда жизни.

Комбинированный

Приводить примеры живых организмов, служащих средой обитания

31

25.12

Контрольная работа 2 по теме: «Основные закономерности наследственности и изменчивости».

Контроль знаний

Проверка знаний учащихся

32

27.12

Тема 2. Популяция, вид, биоценоз – живые системы (8 ч.)

Биологический вид – объект изучения систематики, экологии, генетики, эволюции.

Изучение нового материала

Знать определение вида, объяснять его как объект эволюции

33

15.01

Критерии вида: морфологический, географический, экологический, биохимический, физиологический, этологический, генетический. Структура вида.

Комбинированный

Рассказывать и доказывать критерии вида,  с примерами.

34

17.01

Популяция — структурная единица вида, генетически открытая система.

Урок лекция

Давать определение популяции.

35

22.01

Важнейшие показатели состояния популяции — численность и плотность, их зависимость от рождаемости, смертности, выживаемости, плодовитости особей.

Изучение нового материала

Объяснять показатели популяции – численность плотность, смертность, рождаемость

36

24.01

Возрастная и половая структура популяции.

Урок лекция

Рисовать графики структур популяций

37

29.01

Биоценоз — самая сложная живая система. Видовая и пространственная структура биоценоза.

Изучение нового материала

Знать структуру биоценоза, объяснять пространственную структуру биоценоза

38

31.01

Биологическое разнообразие, его ценность. Типы взаимоотношений популяций разных видов в биоценозе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция.

Комбинированный

Объяснять биологическое разнообразие, знать отношения в биоценозе.

39

05.02

Экологическая ниша. Принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе.

Комбинированный

Объяснять значение экологической ниши.

40

07.02

Тема 3. Экосистемы. (8 ч.)

Биогеоценоз. Экосистема. Вклад А.Д. Тенсли и В.Н. Сукачева в создание учения об экосистеме и биогеоценозе. Функциональные группы организмов в экосистеме.

Изучение нового материала

Знать функциональные группы организмов в экосистеме

41

12.02

Природные и антропогенные экосистемы, их разнообразие. Трофическая структура биогеоценоза.

Урок лекция

Приводитьт примеры природных и антропогенных экосистем

42

14.02

Цепи питания: пастбищные и детритные. Трофические уровни. Правило экологических пирамид.

Комбинированный

Рисовать цепи питания

43

19.02

Развитие и смена экосистем. Первичные и вторичные сукцессии.

Изучение нового материала

Знать, как экосистемы сменяют друг друга.

44

21.02

Отличие естественных и искусственных экосистем (агроэкосистем). Агроценоз, его высокая продуктивность и неустойчивость. Пути повышения устойчивости агроценозов.

Комбинированный

Уметь отличать естественные экосистемы, от искусственных

45

26.02

Взаимосвязь биогеоценозов в биосфере.

Защита проектов

Уметь объяснять взаимосвязь биогеоценозов в биосфере

46

28.02

Опасность обеднения биологического разнообразия планеты, пути его сохранения.

Защита проектов

Предложить пути сохранения биологического разнообразия

47

05.03

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Комбинированный

Изучить местные природоохранные территории

48

07.03

Тема 4. Биосфера (4 ч.)

Биосфера — единая глобальная экологическая система Земли. Краткая история создания и основные положения учения о биосфере.

Изучение нового материала

Дать понятие биосферы. Рассказать краткую историю ее создания

49

12.03

В.И. Вернадский — выдающийся мыслитель, лидер естествознания XX века. «Всюдность» жизни в биосфере, границы биосферы.

Урок лекция

Уметь объяснять роль Вернадского в биологии

50

14.03

Распределение жизни в биосфере. Живое вещество, его свойства и геохимические функции. Круговорот веществ — основа целостности биосферы.

Комбинированный

Знать что такое живое вещество

51

19.03

Контрольная работа 3 по теме: «Организм и среда. Надорганизменные системы. Экосистемы».

Контроль знаний

Проверка знаний учащихся

52

21.03

Раздел 3. Микро – и макроэволюция. Разнообразие органического мира (10ч.)

Тема 5. Микроэволюция (6 ч.)

Развитие эволюционных взглядов. Дарвин. Формирование синтетической теории эволюции (СТЭ).

Изучение нового материала

Знать основные положения синтетической теории эволюции

53

02.04

Популяция — элементарная эволюционная структура. Вклад С.С. Четверикова в становление и развитие генетики популяций.  Популяционные волны — фактор микроэволюции, случайно изменяющий частоты аллелей и генотипов в популяции. Дрейф генов, его влияние на изменение генофонда малочисленной популяции.

Урок лекция

Уметь объяснять важность популяции, вклад Четверикова в становление и развитие популяционной генетики

54

04.04

Естественный отбор — направляющий фактор микроэволюции. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий отбор. Творческая роль естественного отбора.

Комбинированный

Отличать процессы микроэволюции от макроэволюции, знать формы естественного отбора

55

09.04

Изоляция — фактор микроэволюции, нарушающий свободное скрещивание между особями соседних популяций. Формы изоляции:

географическая, биологическая.

Лабораторная работа 2. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Лабораторная работа

Уметь объяснять изоляцию, со стороны эволюции, приводить примеры форм изоляции

56

11.04

Возникновение приспособлений — результат действия факторов микроэволюции.

Изучение нового материала

Знать, и объяснять возникновение приспособлений в процессе микроэволюции

57

16.04

Видообразование — результат микроэволюции. Способы видообразования: географический и экологический.

Комбинированный

Называть примеры видообразования

58

18.04

Тема 6. Макроэволюция (4 ч.)

Морфологические доказательства эволюции: гомологичные органы, рудименты, атавизмы. Эмбриологические доказательства эволюции. И.И. Мечников,А.О. Ковалевский — основоположники эволюционной эмбриологии.

Групповая работа

Уметь применять знания о морфологических признаках в доказательстве эволюции

59

23.04

Биогенетический закон. Палеонтологические доказательства макроэволюции: переходные формы, филогенетические ряды. Вклад В.О. Ковалевского в развитие эволюционной палеонтологии .

Комбинированный

Знать положения биогенетического закона, применять его к палеонтологической эволюции

60

25.04

Закономерности макроэволюции. Основные направления эволюционного процесса. Прогресс и регресс в эволюции.

Изучение нового материала

Применять знания о закономерностях эволюции

61

30.04

Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен — выдающиеся отечественные эволюционисты.

Урок лекция

Уметь доказывать значение ароморфоза и дивергенции к биологическому прогрессу

62

02.05

Тема 7. Разнообразие органического мира (2 ч)

Система живых организмов. Искусственные и естественные системы.

Изучение нового материала

Применять знания в жизни

63

07.05

Принципы классификации (бинарная номенклатура, принцип соподчиненности таксонов). Царства живой природы: Бактерии, Животные, Растения, Грибы.

Изучение нового материала

Объяснять принцип бинарной номенклатуры к живим организмам

64

14.05

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле.

 Тема 1. Происхождение и развитие жизни на Земле (4 ч)

Био- и абиогенез. Гипотеза А.И. Опарина. История развития жизни на Земле.

Урок семинар

Знать историю развития жизни на Земле

65

16.05

Архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Защита проектов

Знать историю развития жизни на Земле

66

21.05

Этапы эволюции человека. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в ходе антропосоциогенеза.

Комбинированный

Объяснять этапы эволюции человека, приводить примеры

67

23.05

Контрольная работа 4, по теме: «Микро – и макроэволюция. Происхождение и развитие жизни на Земле».

Контроль знаний

Проверка знаний учащихся

68

28.05

Итоговый урок.

Итоговый урок

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...