рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д Биология: Человек Учебник для учащихся 8 класса.- М.: Вентана Граф, 2010 г.
В 8 классе курс биологии посвящен изучению анатомии, физиологии, гигиены человека, зависимости человека от биологической и социальной среды, необходимости решать медицинские проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8a_klass.docx | 52.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Утверждаю. Рассмотрено
Директор МБОУ «СОШ №11» на заседании МО.
_________И.В. Домбровская Протокол №_7
«30» августа 2013г. от «_27» мая_ 2013г.
приказ №319 от 30.08.2013 Руководитель МО Хабарова З. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 8а класса
учителя Игнатенко Г.В
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена
- на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2001 г. ), рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю)+ 2 часа резервное время.
- в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2013 год).
Изучение биологии направлено на достижение
следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Человек» -( 8 класс )
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;
- продолжить развивать у детей обще-учебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость через учебный материал уроков.
Контрольные параметры оценки достижений
федерального государственного образовательного стандарта по предмету
Критерии и нормы оценочной деятельности.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены общие дидактические критерии по биологии.
Оценка “5” ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “4”:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “2”:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “1”: Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Устный ответ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка “4” ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка “3” ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка “1” ставится, если ученик:
- не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка “1” ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.
Оценка “5” ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:
- опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- или было допущено два-три недочета;
- или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или эксперимент проведен не полностью;
- или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка “3” ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка “2” ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;
4.допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка “1” ставится, если ученик:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Примечание.
- В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка “5” ставится, если ученик:
- правильно по заданию учителя провел наблюдение;
- выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка “4” ставится, если ученик:
- правильно по заданию учителя провел наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
- допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка “3” ставится, если ученик:
- допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
- допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- допустил 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
- допустил 3 – 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка “1” ставится, если ученик: Не владеет умением проводить наблюдение.
Календарно – тематическое планирование
по биологии 8класс курс «Анатомия человека»,
2 часа в неделю «70 часов».
№ п/п | Название темы урока | Название темы лабораторной или практической работы | Дата проведения | Домашнее задание |
Введение (1 час) | ||||
1 | Науки о человеке и их значение | 03.09 | §1 | |
Тема 1. Обший обзор строения организма человека (3часа) | ||||
2 | Клетка, её химический состав, строение и процессы жизнедеятельности. | 05.09 | §2 | |
3 | Ткани. | Ткани | 10.09 | §3 |
4 | Органы, Системы органов. Организм – единое целое. | 12.09 | §1 - §3 | |
Тема 2. Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма (8 часов) | ||||
5 | Нервная система: строение, функции, принцип деятельности. | 17.09 | §43 | |
6 | Безусловные и условные рефлексы. | 19.09 | §44 | |
7 | Спинной мозг. | 24.09 | §44 | |
8 | Головной мозг. | 26.09 | §44 | |
9 | Вегетативная нервная система. | 1.10 | §56 | |
10 | Эндокринная система, строение и функции. | 3.10 | §50 | |
11 | Нарушения деятельности эндокринной системы. | 8.10 | §51 | |
12 | Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма». | 10.10 | §43 - §51 | |
Тема 3. Опорно-двигательная система (6 часов) | ||||
13 | Общий план строения и функции опорно-двигательной системы. Кости: химический состав, строение, способы соединения. | Состав костей. | 15.10 | §4- §5 |
14 | Строение скелета человека. | Изучение внешнего строения вида позвонков и отдельных костей. | 17.10 | §6 - §7 |
15 | Первая помощь при повреждениях скелета. | Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета. | 22.10 | §8 |
16 | Строение и функции мышц. Их работа. | Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц. | 24.10 | §9 - §10 |
17 | Развитие опорно-двигательной системы. | Определение правильности осанки. Определение наличия плоскостопия. | 29.10 | §12 |
18 | Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система». | 31.10 | §4 - §12 | |
Тема 4. Внутренняя среда организма (4 часа) | ||||
19 | Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. | Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки. | 12.11 | §13 |
20 | Иммунитет. | 14.11 | §14 | |
21 | Заболевания крови, нарушения деятельности иммунной системы. Лечение и профилактика. | 19.11 | §17,20 | |
22 | Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма». | 21.11 | сообщения | |
Тема 5. Кровь. Кровообращение. (6 часов) | ||||
23 | Кровеносная и лимфатическая системы: строение и функции. | 26.11 | §14,15 | |
24 | Строение и работа сердца. | 28.11 | §16 | |
25 | Движение крови в организме. | Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки. Измерение артериального давления. | 03.12 | §18 |
26 | Гигиена сердечно - сосудистой системы. | Знакомство с приёмами искусственного непрямого массажа сердца. | 05.12 | §20 |
27 | Первая помощь при кровотечениях | Знакомство с приёмами остановки кровотечений | 10.12 | §21 |
28 | Обобщающий урок по теме «Кровь. Кровообращение» | 12.12 | §13-§21 | |
Тема 6. Дыхание (6 часов) | ||||
29 | Строение и функции дыхательной системы | 17.12 | §22,23 | |
30 | Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях | 19.12 | §24 | |
31 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | 24.12 | §25, 26 | |
32 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 26.12 | §27 | |
33 | Меры первой помощи при поражении органов дыхания | Знакомство с приёмами искусственного дыхания | 14.01 | §28 |
34 | Обобщающий урок по теме «Дыхание» | 16.01 | §22-§28 | |
Тема 7. Пищеварение (5 часов) | ||||
35 | Питание и пищеварение | 21.01 | §29 - 30 | |
36 | Пищеварение в ротовой полости. Гигиена зубов. | Действие ферментов слюны на крахмал. | 23.01 | §31 – 32 (стр. 131-132) |
37 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ | Действие ферментов желудочного сока на белки. | 28.01 | §32 (стр. 132-133) §33 |
38 | Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их профилактика | 30.01 | §34, конспект §35, конспект | |
39 | Обобщающий урок по теме «Пищеварение» | 04.02 | §29 - §35 | |
Тема 8. Обмен веществ и энергии (4 часа) | ||||
40 | Обмен веществ и энергии. Регуляция обмена веществ. | 06.02 | §36 | |
41 | Превращение веществ и энергии в организме. | 11.02 | §36 | |
42 | Нормы питания | Суммарный подсчёт суточного рациона | 13.02 | §37 |
43 | Витамины | 18.02 | §38 | |
Тема 9. Выделение (2 часа) | ||||
44 | Строение и функции почек | 20.02 | §39 | |
45 | Предупреждение заболевание почек. Питьевой режим. | 25.02 | §40 | |
Тема 10. Кожа (4 часа) | ||||
46 | Строение и функции кожи. | 27.02 | §41 | |
47 | Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. | 04.03 | §42 | |
48 | Теплорегуляция и её нарушение в организме. Закаливание. | 06.03 | §43 | |
49 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. | 11.03 | §41 - §43 | |
Тема 11. Воспроизведение и развитие человека. (4 часа) | ||||
50 | Размножение. Половая система человека | 13.03 | §63 - 64 | |
51 | Эмбриональное развитие человека. | Знакомство с приёмами ухода за новорождёнными | 18.03 | §65 |
52 | Постэмбриональное развитие человека. | 20.03 | §65 | |
53 | О вреде наркогенных средств. | 01.04 | §66, заполнить таблицу | |
Тема 12. Органы чувств (4 часа) | ||||
54 | Анализаторы. Органы зрения - глаз | 03.04 | §51, 52 | |
55 | Заболевания и повреждения глаз, их профилактика и меры первой помощи. | 08.04 | §47 | |
56 | Органы слуха и равновесия и их гигиена. | 10.04 | §54 | |
57 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | 15.04 | §55 | |
Тема 13. Поведение и психика (7 часов) | ||||
58 | Врождённые и приобретённые формы поведения | 17.04 | §56 | |
59 | Закономерности работы головного мозга. | Изучение устойчивости внимания и его зависимости от установки. Объём внимания. | 22.04 | §57 |
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 24.04 | §60 | |
61 | Память и её виды. | Выявление объёма кратковременной памяти. | 29.04 | §60 |
62 | Биологические ритмы. Бодрствование. | 06.05 | §59 | |
63 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 08.05 | §59, 61 | |
64 | Обобщающий урок по теме «Поведение и психика». | 08.05 | §56 - 62 | |
Тема 14. Человек и окружающая среда (4часа). | ||||
65 | Человек как биологический вид. | 13.05 | Сообщения, презентации | |
66 | Человек как социальный вид. Личность и её свойства. | 15.05 | §67 | |
67 | Здоровый образ жизни – обязательное условие гармоничного развития личности человека. | 20.05 | Сообщения, презентации | |
68 | Деятельность человека – глобальный экологический фактор. | 22.05 | Сообщения, презентации | |
69 | Повторение. Тема 2,3,4,5,6. | 27.05 | Сообщения | |
70 | Повторение. Тема 7,8,9,10,11 | 29.05 | Презентации |
итого по курсу – 70 часов
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме: "Строение клетки и ткани организма человека"
Вариант 1 1. Особенности строения и функции ядра и митохондрий. 2. Как строение эпителиальной ткани связано с выполняемой ею функцией? 3. Чем нервная ткань отличается от других? | Вариант 2 1. Особенности строения и функции мембраны и лизосом. 2. В чем заключается взаимосвязь строения и функций мышечной ткани? 3. Сравните эпителиальную и соединительную ткани. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учителя:
- Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2005 г.)
2. Сонин Н.И.Сапин М.Р Биология человека – учебник для 8 класса (М., «Дрофа», 2007 г.)
3. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» книга для учителя (Воронеж, 2005 г.)
4. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии «Человек и его здоровье» (М., «Просвещениеа», 1989 г.)
5. Резанова Е.А., Антонова И.П. и Резанов А.А. «Биология человека» в таблицах и схемах (М., «Издат-школа 2000», 1999 г.)
6. Рохлов В.С., Драгомилов В.Н. «Тестовые задания по биологии» раздел «Человек» (М., «Генжер», 1998 г.)
7. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах» 8-11 классы (Волгоград, «Учитель», 2007 г.)
8. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» М., «Просвещение», 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...