рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е.  Биология 10 класс:  Базовый уровень.- М.: Вентана Граф, 2010 г.

В 10 классе курс биологии посвящен свойствам живой материи на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях организации и пониманию общих закономерностей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10a_klass.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Утверждаю.                                                        Рассмотрено

Директор МБОУ «СОШ №11»                                        на заседании МО.

_________И.В. Домбровская                                        Протокол №_7

«30» августа  2013г.                                                 от «_27__» __мая _ 2013г.

приказ №319 от 30.08.2013                                        Руководитель МО Хабарова З.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для  10а  класса

учителя Игнатенко Г.В

2013 - 2014 учебный год


Класс-10.

Профиль – информационно–математический, социально-правовой (35 часов, 1ч. в неделю).

Программа - И.Н. Пономарёвой.

Учебник - «Биология. Базовый уровень: 10 класс» /Под ред. И.Н. Пономаревой. – М. 2013г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного полного общего образования по биологии и Примерной  программы основного полного общего образования по биологии (Дрофа, 2010г), а также программы «Природоведение. Биология. Экология (под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф, 2010).

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.

Программа для 10 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования.

Раскрытие учебного материала в курсе «Общая биология» проводиться по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни.

Программа по биологии построена на гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний. Для изучения общей биологии отводится 1 час в неделю, всего 35 часов.

Тематический план «Основы общей биологии»

(35 часов, 1 раз в неделю)

Название темы

Количество часов по программе

Количество часов фактически

Лабораторные, практические работы

1

Введение в курс общей биологии

5

5

-

2

Биосферный уровень организации жизни

8

8

1

3

Биогеоценотический уровень организации жизни

9

9

-

4

Популяционно-видовой уровень организации жизни

12

12

1

5

Итоговый урок

1

1

2

6

Итого:

35

35

2

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

Контрольные параметры оценки достижений по предмету

Критерии и нормы оценочной деятельности.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех  установлены общие дидактические критерии по биологии.

Оценка “5” ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение      отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “4”:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “2”:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “1”: Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Устный ответ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка “4” ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка “3” ставится, если ученик:

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка “2” ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. не делает выводов и обобщений.
  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка “1” ставится, если ученик:

  1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2.  или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5.  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка “1” ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2.  или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
  2. или было допущено два-три недочета;
  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  4. или эксперимент проведен не полностью;
  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка “3” ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;

4.допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка “1” ставится, если ученик:

1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Примечание.

  1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка “5” ставится, если ученик:

  1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
  2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка “4” ставится, если ученик:

  1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
  2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
  3. допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка “3” ставится, если ученик:

  1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
  2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
  3. допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

  1. допустил 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
  2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
  3. допустил 3 – 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка “1” ставится, если ученик:  Не владеет умением проводить наблюдение.


Раздел программы, тема урока

№ урока

дата

Основные понятия, термины

Результаты обучения, ОУУН, специальные УН, ФГ

Д.З.

Повышенный уровень ЗУН. Примечание

Введение в курс общей биологии- 5 часов.

1

Что изучает общая биология. §1

1

07.09

методы: наблюдения, эксперимент, моделирования.

знания:

-дать определение понятий биология;

-познакомить с целями и задачами курса;

- изучить методы биологических исследований;

-показать многообразие живых организмов;

-показать единство химического состава живой материи;

 умения:

- объяснять основные свойства живых организмов;

-показывать многообразие живой природы на различные царства;

-приемы проведения эксперимента;

-логически обосновывать цели, методы, результат

с.3

2

Основные свойства жизни. §2

2

14.09

биосистемы, свойства живых организмов

с.10

3

Структурные уровни  организации жизни. §4

3

21.09

Обмен веществ, размножение, раздражимость, упорядоченность.

с.12

экология »Физические и биохимические явления в круговороте веществ».

4

Значение биологических знаний. §8

4

28.09

с.26

решение биологических задач

5

Обобщающий урок.

5

05.10

Биосферный уровень организации жизни-8 часов.

6

Учение В.Н.Вернадского о биосфере. §10

1

12.10

биосфера, живое вещество, косное вещество, биокосное вещество

- умения:

-обосновывать меры, направленные на сохранение биосферы;

-проводить наблюдения  изменений  в состоянии  растений, животных;

-анализировать результаты деятельности человека по состоянию окружающей среды;

знания:

-воздействие человека на биосферу;

-сохранение видового разнообразия;

-ознакомить с различными взглядами на происхождение жизни;

-раскрыть материалистические представления о возникновении жизни;

-современные представления о возникновении жизни на Земле;

 -вклад Вернадского в разработку учения о биосфере;

- биосфера как глобальная экосистема;

-роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;

-сформировать знания о живом веществе и его распределении

с.34

7

Появление и усложнение первоначальных форм  жизни в биосфере. §14

2

19.10

прокариоты, ароморфозы, гетеротрофы, автотрофы,  хемосинтез, фотосинтез

с.56

8

Биосфера как глобальная экосистема. §16

3

26.10

продуценты, консументы, редуценты, круговорот веществ

с.61

9

Механизмы устойчивости биосферы. §17

4

02.11

ноосфера

с.70

Л.Р. № 1 » Оценка состояния окружающей среды»

10

Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы. §18

5

16.11

процесс, уровни организации живой материи

с.74

11

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле. §19

6

23.11

виды загрязнителей, устойчивое развитие

с.77

12

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. §20

7

30.11

с.79

13

Урок обобщения и подведения итогов.

8

07.12

Таблицы, конспект

Биогеоценотический уровень организации жизни-9 часов

14

Биогеоценоз  как особый уровень организации жизни   §22                                      

1

14.12

биогеоценозы, биотопы

знания:

-общая характеристика среды обитания, факторы среды и их взаимодействие;

-формы взаимоотношений организмов;

-основные закономерности живых систем

- умения:

-раскрыть суть системы рационального природопользования на основе представлений о взаимосвязи организмов и среды;

с.87

составление  характеристики

15

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. §23

2

21.12

природные сообщества, экосистемы.

с.90

экология  «Биоценоз».

16

Строение и свойства биогеоценоза. §24

3

28.12

пищевые, трофические связи

с.92

17

Типы связей в биогеоценозе. §25

4

11.01

коадаптации, адаптации

с.97

18

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. §26

5

25.01

сукцессия

с.110, §26, конспект

19

 Смена биогеоценозов и её причины. §28

6

01.02

рекультивация

§20-21

20

Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов. §32

7

08.02

§21

21

 Экологические законы природопользования. §34

8

15.02

§23

решение экологических проблем

22

Обобщающий урок по теме « Биогеоценотический уровень организации жизни»

9

22.02

§16-23

Популяционно-видовой уровень организации жизни-13 часов.

23

Основные свойства и критерии вида.

1

01.03

вид, систематика, царства живой природы.

знания:

-развитие представлений об эволюции живой природы;

-свойства вида;

-микроэволюция;

-макроэволюция;

-значение работ Северцева;

-пути достижения биологического прогресса;

-результаты эволюции;

-популяция, как форма существования вида;

умения:

-раскрывать сущность эволюции;

-морфологическое описание растений;

-правильно сравнивать различные направления и пути эволюции;

§24

Л.Р.№2 «Изучение морфологических свойств вида»

24

Популяция как форма существования вида.

2

15.03

популяция

§25

25

Популяция как основная единица эволюции.

3

22.03

микроэволюция макроэволюция

§26

26

Видообразование и его способы.

4

05.04

Аллотропические и симпатрические способы видообразования.

§27

27

Человек как уникальный вид живой природы.

5

12.04

антропогенез

§29

28

Этапы эволюции человека.

6

19.04

этапы эволюции

§28

29

Особенности популяционно-видового уровня организации жизни.

7

26.04

уровни организации

§34

30

Основные закономерности эволюции.

8

03.05

биологическая эволюция

§32

31

Современные представления об эволюции органического мира.

9

03.05

дивергенция, элементарные единицы эволюции

§31

32

Основные направления эволюции.

10

10.05

§33

33

Проблема сохранения видов.

11

17.05

стр. 197 -199

34

Урок обобщения и подведения итогов.

12

24.05

Сообщения, презентации

35

Итоговая контрольная работа.

13

31.05

Тесты


Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы

(общеобразовательный уровень)

В результате обучения учащиеся должны:

  • характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; происхождение человека  и движущие силы антропогенеза; закономерности эволюции; основные царства органического мира; организм как биосистему; половое и бесполое размножение организмов; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; ген и генетический код; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров;

  • сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы  и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез  белка и фотосинтез; РНК и ДНК;

  • обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; роль закона генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;
  • применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;

  • владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.

Проверочная работа.

Процессы видообразования

  1. Возникновение разных видов из смежных популяций на разных территориях  –  это ________________________ или _________________________ видообразование; внутри ареала исходного вида видообразование называют __________________________, или ______________________ видообразованием

  1. Микроэволюция – это
  • Образование новых популяций
  • Формирование родов
  • Образование новых видов
  • Образование новых классов

  1. Микроэволюция –
  • Результат макроэволюции
  • Контролируется естественным отбором
  • Приводит к образованию новых популяций
  • Происходит на основе наследственной изменчивости

  1. Появление разнообразия дарвиновских вьюрков – результат
  • Географической изоляции
  • Быстрого изменения генотипа
  • Биологической изоляции
  • Сезонной изоляции

  1. Культурная слива возникла в результате
  • Географической изоляции
  • Сезонной изоляции
  • Биологической изоляции
  • Гибридизации

  1. Макроэволюция как и микроэволюция:
  • Происходит под действием движущих сил эволюции
  • Ведет к образованию новых видов
  • Ведет к образованию новых популяций
  • Ведет к образованию классов, типов, отделов и др

  1. Физиологическая изоляция популяций одного вида  внутри ареала приводит к:
  • Аллопатрическому видообразованию
  • Симпатрическому видообразованию
  • Биологическому видообразованию
  • Географическому видообразованию 

  1. При заселении видами новых территорий возможно:
  • Аллопатрическое видообразование
  • Симпатрическое видообразование
  • Биологическое видообразование
  • Географическое видообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...