Экосистемный и биосферный уровень
элективный курс по биологии (11 класс) на тему

Элективный курс в 11 классе позволит более целостно сформировать биологическую картину мира, позволит понять уникальность нашей планеты, потому что на ней есть жизнь, осознать, что устойчивость процессов в биосфере поддерживается разнообразием экосистем и сформировать биологическую картину мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Утверждаю.                                                        Рассмотрено

Директор МБОУ «СОШ №11»                                        на заседании МО.

_________И.В. Домбровская                                        Протокол №___7_____ 

«30» августа  2013г.                                                 от «_27__» ____мая_______ 2013г.

приказ №319 от 30.08.2013                                        Руководитель МО Хабарова З. А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

элективный курс «Экосистемный и биосферный уровни организации»

для 11 класса

учителя Игнатенко Г. В.

2013 - 2014 учебный год


Экосистемный и биосферный уровни организации жизни. 11 класс. 17 часов

                Пояснительная записка и методические рекомендации.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса. Значение курса определяется необходимостью выявить специфику закономерностей свойственных экосистемному и биосферному уровню организации живых систем.

Предлагаемый курс позволит более целостно сформировать биологическую картину мира, что имеет большое значение для учащихся, планирующих поступать в сельскохозяйственные, ветеринарные, медицинские и другие профессиональные учреждения биологического профиля. Завершает линию элективных курсов характеризующих уровни организации жизни.

Предлагаемый курс позволяет понять уникальность нашей планеты, потому что на ней есть жизнь. Осознать, что устойчивость процессов в биосфере поддерживается разнообразием экосистем. Целостно сформировать биологическую картину мира.

На изучение курса отводится 17 часов.

Цель курса: сформировать знания об экосистемном и биосферном уровне организации жизни, о биосфере как биосистеме; углубить знания о роли живого вещества в биосфере, о теориях происхождения живого вещества, об истории развития жизни на Земле; сформировать понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы.

Задачи курса:

- выявить закономерности экосистем;

- понять, что экосистема является динамической и открытой системой;

- изучить биосферу как глобальную экосистему;

- осознать, что биосфера - среда жизни и результат жизнедеятельности.

Оборудование: таблицы, портреты ученых, схемы и рисунки на страницах учебника; проектор; компьютер.

Требования к уровню усвоения учебного материала.

1. Знать:

- понятия: биоценоз, популяция, запас биогенных элементов, ёмкость среды, изменения экосистем, экологический фактор, трофический уровень, трофическая пирамида, биосфера, экологические компоненты, живое вещество, косное вещество, автотрофы, гетеротрофы, биогенные элементы, космическая среда, планетарная среда, биомасса, продукция, зональность, устойчивость, защитные экраны;

- явления: экологические взаимодействия - трофические, информационные, пространственно-временные; биологический круговорот; самовосстановление экосистемы; биогеохимический круговорот веществ (биогенная миграция атомов); взаимосвязи биосферы с геосферами; экологическое взаимодействие живого и косного вещества;

- принципы: предельно допустимой нагрузки; потока солнечного излучения; самоочищения; уменьшение биомассы на конце пищевых цепей;

- методы: последовательного описания экосистемы.

2. Уметь:

- характеризовать учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; биосферу как глобальную биосистему и экосистему; роль хозяйственной деятельности человека, ее воздействие на биосферу и меры, направленные на её сохранение;

- обосновывать роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах, значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы;

- вычленять основные идеи в учебном материале, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника.

Структура курса.

1. Экосистема.

Особенности экосистемы. Наземные и водные экосистемы. Биоценоз, биотоп. Пищевая цепь, трофический уровень, трофическая структура сообщества. Правило десяти процентов. Принципы конкурентного вытеснения. Принцип Гаузе, экологическая ниша. Отношения: хищник - жертва; паразит - хозяин. Симбиоз. Сукцессия,  климаксное сообщество, принцип сукцессионных преобразований. Реакции экосистем на загрязнение и разрушение. Рекреационные нагрузки. Закон Либиха - Шелфорда. Адаптации. Здоровье как норма реакции на окружающую среду. Биоритмы. Стресс и адаптация.

2. Биосфера.

Структура биосферы. Биосфера и космос. Классификация живого вещества. Принципы эволюции. Почва - уникальный компонент биосферы. Биохимический круговорот веществ. Биосферные границы технического развития. Проблемы ресурсов и получения энергии. Загрязнение среды как глобальная проблема. Экологический кризис.

3. Ноосфера.

Э. Леруа. В.И. Вернадский. Научная мысль, интеллект, познание. Ноосфера.

Содержательная часть программы.

№п/п

Тема занятия

Дата

1

Из чего состоит экосистема.

06.09

2

Особенности экосистемы. Трофическая структура сообщества.

13.09

3

Отношения в экосистеме.

20.09

4

Самоочищение и развитие экосистемы.

27.09

5

Три принципа функционирования экосистемы.

04.10

6

Экосистема и рекреационные нагрузки.

11.10

7

Популяция и организм в экосистеме.

18.10

8

Человек в экосистеме.

25.10

9

Зачёт.

01.11

10

Биосфера. Живое вещество как её компонент. Абиотические компоненты биосферы. Границы жизни.

15.11

11

Почва - уникальный компонент биосферы.

22.11

12

Биологическое разнообразие и живое вещество. Особые свойства живого вещества.

29.11

13

Биогенная миграция атомов.

06.12

14

Биосфера и геосфера. Человечество в биосфере. Становление системы «общество - природа»: социоэкосистемы.

13.12

15

Биосферные функции человека.

20.12

16

Учение о ноосфере.

27.12

17

Зачёт.

10.01

Рекомендуемая литература.

1. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И.Сонин «Общая биология. 10–11 классы», учебник.

2.Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова «Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы». – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003;

3.Л.П. Анастасова «Самостоятельные работы учащихся по общей биологии». – М.: Просвещение, 1989.

4. В.И. Вернадский «Биосфера». - М., 1975г.

5. Р. Маргалеф «Облик биосферы». - М., 1992г.

6. А.В. Лапо «Следы былых биосфер». -М., 1987г.

7. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина «Экология», учебник. - М.: Школа-Пресс, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).

Технологическая карта изучения темы  «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса.  (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...

Урок Биосферный уровень организации живой природы

Цель урока: обобщить сведения о глобальной экосистеме Земли - биосфере, особенностях биосферного уровня организации живой материи и его роли в обеспечении жизни на ЗемлеЗадачи урока: проверить умение ...

Контрольное тестирование по теме «Введение в курс общей биологии», «Биосферный уровень организации жизни», 10 класс, УМК Пономарёва И.Н.

Методическая разработка для проведения контрольного тестирования составлена в форме  ЕГЭ, что позволяет не только провести проверку качества усвоения учебного материала по темам «Введение в курс ...

Раздел «Биосферный уровень организации жизни» к/р

Контрольная работа для 10 класса профильный уровень. 2 варианта. На 45 минут. Выполняют любые 6 заданий....

Контролирующие программы по темам: "Биосферный уровень", "Биогеоценотический уровень"

Контролирующие программы по темам: "Биосферный уровень", "Биогеоценотический уровень"...

Кроссворд по теме Биосферный уровень жизни

Кроссвод для 11 класса по теме "Биосферный уровень жизни"...

Разработка обобщающего урока по биологии в 9 классе по теме "Биосферный уровень организации жизни"

Данная разработка может быть использована на обобщающем уроке по теме "Биосферный уровень организации", а также для подготовки учащихся к итоговой контрольной работе  по биологии"...