Урок Биосферный уровень организации живой природы
план-конспект урока (биология, 10 класс) по теме
Цель урока: обобщить сведения о глобальной экосистеме Земли - биосфере, особенностях биосферного уровня организации живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле
Задачи урока: проверить умение применять полученные знания о биосферном уровне организации для обоснования ситуаций. высказывать и научно обосновывать свою точку зрения; продолжить развитие общеучебных умений; формировать познаательный интерес к предмету; развивать коммуникативность и умение выполнять работу в группах; объективно оценить уровень знаний и умений школьников по изученному разделу
Урок подведения итогов в форме вертушки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biosfernyy_uroven_organizatsii_zhivoy_prirody-1.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 7
Ситникова Людмила Владимировна
Биология
10 А класс
Программа базового уровня для общеобразовательных учреждений
Учебник Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология
Тема: Биосферный уровень организации живой природы
Цель: обобщить сведения о глобальной экосистеме Земли – биосфере, особенностях биосферного уровня организации живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле;
Задачи:
- Проверить умение применять полученные знания о биосферном уровне организации для обоснования ситуаций, высказывать и научно обосновывать свою точку зрения;
- Продолжить развитие общеучебных умений (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемами, устанавливать правильность высказанных суждений и последовательность объектов и явлений);
- Формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность и умение выполнять работу в группах;
- Объективно оценить уровень знаний и умений школьников по изученному разделу «Биосферный уровень организации жизни»
Оборудование: таблица «Биосфера и её границы», задания на карточках для каждого стола четырёх – пяти вариантов, бланки для ответов, песочные часы, таблички с литерами столов.
Ход урока:
Слайд 1, 2
- Обобщение и систематизация знаний
Беседа по вопросам:
- Какую науку называют общей биологией?
- С какого раздела мы начали изучать общую биологию?
- Что такое биосфера? Слайд 3
- Где располагается биосфера на планете Земля? Слайд 4
- Как возникла биосфера? Каковы этапы её эволюции? Слайд 5
- Какие структурные элементы входят в её состав? Слайд 6
- Какие важные глобальные процессы происходят на биосферном уровне?
- Какое значение для биосферы имеет биологическое разнообразие её живого вещества?
- Какова основная стратегия жизни на биосферном уровне организации? Слайд 7
Учитель подводит итоги:
Биосферный уровень жизни характеризуется особыми качествами, степенью сложности и закономерностями организации, он включает живых организмов и образуемые ими природные сообщества, географические оболочки и антропогенную деятельность. На биосферном уровне протекают очень важные глобальные процессы, обеспечивающие возможность существования жизни на Земле: образование кислорода, поглощение и преобразование солнечной энергии, поддержание постоянства газового состава, осуществление биохимических круговоротов и потока энергии, развитие биологического разнообразия видов и экосистем. Многообразие форм жизни на Земле обеспечивает устойчивость биосферы, её целостность и единство. Основной стратегией жизни на биосферном уровне является сохранение многообразия форм живой материи и бесконечности жизни, обеспечение динамической устойчивости биосферы.
- Подведение итогов и контроль знаний
Школьникам предлагается проверить свои знания и умения по данному разделу в форме игры - «вертушки». За пятью рабочими столами размещаются учащиеся, разделённые на пять рабочих групп. На рабочих столах размещены задания на: определение правильности предложенных суждений, определение соответствия, определение понятий, определение правильной последовательности и установление причинно-следственных связей. Задания делятся на 4-5 вариантов. Время выполнения заданий 5 минут. По окончании выполнения очередного задания учащиеся меняют рабочий стол и выбирают новое задание определённого варианта, указав его в бланке ответов, который учитель раздаёт школьникам заранее, в соответствии с последовательностью выполнения работы. За урок учащиеся должны выполнить разноуровневые задания по пяти разным вариантам ( см. приложение).
Слайд 8
По окончании работы учащиеся сдают бланки ответов учителю.
Слайд 9
Приложение:
Вариант 1
Решите, правильны ли предложенные суждения
1. На каждый последующий пищевой уровень переходит 10% энергии
2. Рельеф относится к абиотическим факторам среды
3. К исчерпаемым ресурсам биосферы относится атмосферный воздух
4. Живое вещество биосферы включает остатки организмов на разных стадиях разложения
5. Изучением закономерностей жизни занимается общая биология
6. Вторичные консументы – это растительноядные животные
7. Для образования органических веществ растениям нужна химическая энергия
8. Сигналом к сезонным изменениям для растений является температура
9. Азотфиксирующие бактерии относятся к хемосинтезирующим организмам
10. Биосфера – это оболочка Земли, населённая живыми организмами
Вариант 2
Решите, правильны ли предложенные суждения
1. Озоновый экран защищает биосферу от губительного ультрафиолетового излучения Солнца
2. Основателем учения о биосфере является В.И.Вернадский
3. К неисчерпаемым ресурсам биосферы относится энергия приливов и отливов
4. К консументам относятся травоядные животные
5. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом трофическом уровне
6. К биотическим факторам относится конкуренция
7. В пустыне ограничивающим фактором является температура
8. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений
9. Экосистема – часть Земли, где существует жизнь
10. К универсальным биогенным элементам биосферы относится бор
Вариант 3
Решите, правильны ли предложенные суждения
1.Воздух относится к биотическим факторам среды
2. Устойчивость биосферы обеспечивается хозяйственной деятельностью человека
3. К неисчерпаемым ресурсам биосферы относится растительный и животный мир
4. К продуцентам относятся растения, осуществляющие фотосинтез
5. Истинными редуцентами биосферы являются грибы и бактерии
6. Вся энергия, поступающая от Солнца, расходуется на синтез органических веществ
7. Биологическая эволюция – важный этап химической эволюции планеты
8. Внешняя твердая оболочка земного шара, граничащая с биосферой, называется мантией
9. Размножение организмов обуславливает давление и плотность жизни
10. Ноосфера – это «разумная оболочка» Земли
Вариант 4
Решите, правильны ли предложенные суждения
1.Длина светового дня играет ведущую роль в сезонных изменениях у растений и животных
2. Для образования органических веществ растениям нужна тепловая энергия
3. Опыление растений насекомыми – есть биотический фактор
4. Устойчивость биосферы определяется постоянством притока солнечной энергии
5. Грибы и микроорганизмы являются консументами
6. Элементы питания совершают в биосфере непрерывный круговорот
7. С разнообразием живого вещества связана устойчивость биосферы
8. Биосфера одна из глобальных экосистем
9. Термин «биосфера» ввёл в науку В.И.Вернадский
10. Появление кислорода стало важнейшим шагом в эволюции биосферы
Вариант 1
Распределите ароморфозы
Возникновение цветка и плода А. Псилофиты
Появление покровной, проводящей и механической ткани Б. Мхи
Возникновение семян В. Папоротники
Появление корневой системы Г. Хвойные
Появление стебля и листьев Д. Цветковые
Вариант 2
Распределите ароморфозы
Появление в яйце защитных оболочек и увеличение запаса питательных веществ А. Ланцетник
Возникновение лёгочного дыхания Б. Рыбы
Появление хорды В. Амфибии
Появление роговых покровов Г. Рептилии
Появление костных челюстей Д. Птицы
Вариант 3
Распределите ароморфозы
Возникновение пятипалой конечности А. Черви
Появление внутреннего оплодотворения Б. Амфибии
Замкнутая система кровообращения В. Хордовые
Живорождение Г.Млекопитающие
Возникновение внутреннего скелета Д. Рептилии
Вариант 4
Распределите ароморфозы
Появление позвоночника и черепной коробки А. Птицы
Появление теплокровности Б. Амфибии
Возникновение трёхкамерного сердца В. Рыбы
Расчленение тела на сегменты Г. Черви
Возникновение хитинового покрова Д. Насекомые
Вариант 1
Ваше мнение
Объясните, как вы понимаете смысл слов В.И. Вернадского: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы взятые вместе»
Вариант 2
Ваше мнение
Как вы понимаете смысл слов В.И.Вернадского: «Человек и его деятельность на планете в наши дни стали могущественной геологической силой, поэтому подлежит рассмотрению в биологическом аспекте»
Вариант 3
Ваше мнение
Известно выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших родителей. Мы взяли её взаймы у своих детей». Что означают эти слова?
Вариант 4
Ваше мнение
Правильно ли высказывание Вернадского: «Жизнь не является внешним, случайным явлением на земной поверхности. Она тесно связана со строением земной коры, входит в её механизм и выполняет важнейшие функции, без которых она не могла бы существовать»?
Вариант 1
Дайте определение понятий
Биотические факторы, живое вещество, абиогенез
Вариант 2
Дайте определение понятий
Гетеротрофы, биосфера, поток энергии
Вариант 3
Дайте определение понятий
Прокариоты, химическая эволюция, биокосное вещество
Вариант 4
Дайте определение понятий
Биогенез, круговорот веществ, эукариоты
Вариант 1
Определите правильную последовательность
А) Рыбы→Рептилии→Птицы→Млекопитающие
Б) Рыбы→Амфибии→Рептилии→Птицы→Млекопитающие
В) Рыбы→Амфибии→Рептилии→Млекопитающие
Вариант 2
Определите правильную последовательность
А) Мхи → Водоросли → Папоротники → Покрытосеменные
Б) Водоросли → Папоротники→ Мхи → Покрытосеменные → Голосеменные
В) Водоросли → Папоротники→ Голосеменные → Покрытосеменные
Вариант 3
Определите правильную последовательность
А) Палеозой → Протерозой → Мезозой → Архей → Кайнозой
Б) Архей → Протерозой → Палеозой → Мезозой → Кайнозой
В) Кайнозой → Мезозой→ Архей → Палеозой → Протерозой
Вариант 4
Определите правильную последовательность
А) Углекислый газ→Растения→Фитофаги→Хищники →Редуценты
Б) Растения→Фитофаги→Хищники→Углекислый газ→Редуценты
В) Углекислый газ →Хищники→Растения→Редуценты→Фитофаги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по биологии в 9 классе по теме «Клеточный уровень организации живой природы»
Работа рассчитана на 45 минут.Максимальное количество баллов-37 баллов: Часть А: 20 баллов(за каждый правильно выполненный тест 1 балл)Часть В: 12 баллов(за каждое правильно выполненное задание ...
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...
Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»
Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»...
Конспект урока «Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика»
урок биологии 9 класс...
Контрольное тестирование по теме «Введение в курс общей биологии», «Биосферный уровень организации жизни», 10 класс, УМК Пономарёва И.Н.
Методическая разработка для проведения контрольного тестирования составлена в форме ЕГЭ, что позволяет не только провести проверку качества усвоения учебного материала по темам «Введение в курс ...
«Популяционно-видовой уровень организации живой природы»
laquo;Популяционно-видовой уровень организации живой природы»...
Разработка обобщающего урока по биологии в 9 классе по теме "Биосферный уровень организации жизни"
Данная разработка может быть использована на обобщающем уроке по теме "Биосферный уровень организации", а также для подготовки учащихся к итоговой контрольной работе по биологии"...