Контролирующие программы по темам: "Биосферный уровень", "Биогеоценотический уровень"
материал по биологии (11 класс) на тему
Контролирующие программы по темам: "Биосферный уровень", "Биогеоценотический уровень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольная работа, состоящее из разной степени сложности | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа на тему “Биосферный уровень жизни”.
1 вариант.
I. Выбери правильные утверждения:
1. Целостное учение о биосфере создал :
а) В.И. Вернадский; в) Ч. Дарвин;
б) Ж.Б. Ламарк; э) Э. Зюсс
2. Верхняя граница биосферы охватывает часть атмосферы:
а) до высоты озонового слоя -20-25 км ; б) выше озонового слоя; в) до высоты озонового слоя -10-15 км
3.Биосфера это:
а) целостная саморегулируемая биосистема;
б) область существования живых организмов, охватывающую всю атмосферу, всю гидросферу и часть литосферы;
в) глобальная биосистема, в которой взаимодействует неживая природа с живым веществом;
г) биоценоз.
4.Косным веществом является:
а) совокупность всех живых организмов, т.е. биомасса;
б) все тела и свойства неживой природы ;
в) результат совместной деятельности живой и неживой природы;
г) тела неживой природы.
5.Автотрофы- организмы:
а) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза;
б) потребляют готовые органические вещества;
в) имеющие смешанный тип питания.
6.Крупными ароморфозами у животных являются:
а) сезонные изменения окраски шерсти у зайцев;
б) изменение формы клюва, размера головы, хвоста у разных видов птиц ;
в) приобретение постоянной температуры тела;
г) прогрессивное развитие кровеносной и дыхательной системы.
7.Началом биологической эволюции живого является:
а) возникновение сложных органических соединений в виде белков и нуклеиновых кислот;
б) образование обособленных агрегатов органических веществ в виде коацерватов;
в) появление простейших клеток, обладающих свойствами живого;
г) синтез простых органических соединений из неорганических.
8.Абиотические факторы это:
а) все элементы неживой природы;
б) влияние растений, животных, бактерий, вирусов, грибов на живые организмы;
в) действие деятельности человека на живую и неживую природу.
9.Прокариоты - организмы :
а) не имеющие клеточного строения;
б) не имеющие в клетках оформленного ядра;
в) имеющие в клетках оформленное ядро.
10. Кайнозой – эра , характеризующаяся:
а) расцветом покрытосеменных растений, насекомых, птиц, млекопитающих ;
б) расцветом пресмыкающихся, появлением птиц и примитивных млекопитающих;
в) расцветом прокариотических организмов.
11.Ноосфера:
а) сфера , населенная живыми организмами; б). глобальная экосистема
б) разумная оболочка земли;
в) общее количество образованной продуцентами биомассы.
г).общее количество аккумулированной солнечной энергии.
II. Закончите предложения.
1. Первые животные , вышедшие на сушу- ……..
2.Сторонники абиогенеза считают возможным происхождение живого ………………..
3.Первые живые существа появились на Земле более ………… лет назад
4.Выход растений, животных, грибов на сушу начался в середине …… эры.
5.Основные процессы в биосфере:…………
6.Преобразование физико-химических параметров среды в процессе существования живого вещества является ……………. функцией живого вещества
7. Впервые в науке выдвинул естественнонаучную теорию о зарождении жизни на Земле ………………
8.Круговорот веществ характеризуется наличием четырех обязательных взаимосвязанных компонентов:………………..
III. Докажите верность или ошибочность утверждение:
1. Изучением взаимодействия организмов с другими организмами и с окружающей средой занимается наука экология.
2. Биологический круговорот веществ и энергии- важное свойство биосферы.
3. Биологическая эволюция – важный этап в химической эволюции планеты.
4. Биосфера – целостная саморегулируемая система.
IV. Ответьте на вопросы:
1.Назовите условия, которые обеспечили возникновение живого на нашей планете.
2.Почему биосферу называют экологической системой?
Контрольная работа на тему: “Биосферный уровень жизни”.
2 вариант.
I. Выбери правильные утверждения:
1. Впервые термин «биосфера» ввел:
а) В.И. Вернадский; в) Ч. Дарвин;
б) Ж.Б. Ламарк; г) Э. Зюсс
2. Нижняя граница биосферы опускается:
а) примерно на 2-3 км на суше и на 1-2 км ниже дна океана; б) примерно на 3-4 км на суше и на 1-2 км ниже дна океана; в) примерно на 1-2 км на суше и на 2-3 км ниже дна океана
3.Экосистема это:
а) сообщество живых организмов;
б) неживые компоненты: почва, вода, воздух;
в) сообщество живых организмов вместе с физической средой;
г) биоценоз.
4.Биокосным веществом является:
а) совокупность всех живых организмов, т.е. биомасса;
б) все тела и свойства неживой природы ;
в) результат совместной деятельности живой и неживой природы;
г) тела неживой природы.
5.Гетеротрофы- организмы:
а) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза;
б) потребляют готовые органические вещества;
в) имеющие смешанный тип питания.
6.Крупными ароморфозами у растений являются:
а) приспособленность покрытосеменных растений к опылению;
б) многоклеточность;
в) фотосинтез;
г) видоизменения листьев и стеблей у цветковых растений.
7.Этапами химической эволюции живого являются:
а) возникновение сложных органических соединений в виде белков и нуклеиновых кислот;
б) образование обособленных агрегатов органических веществ в виде коацерватов;
в) появление простейших клеток, обладающих свойствами живого;
г) синтез простых органических соединений из неорганических.
8.Биотические факторы это:
а) все элементы неживой природы;
б) влияние растений, животных, бактерий, вирусов, грибов на живые организмы;
в) действие деятельности человека на живую и неживую природу.
9.Эукариоты - организмы :
а) не имеющие клеточного строения;
б) не имеющие в клетках оформленного ядра;
в) имеющие в клетках оформленное ядро.
10. Мезозой – эра , характеризующаяся:
а) расцветом покрытосеменных растений, насекомых, птиц, млекопитающих ;
б) расцветом пресмыкающихся, появлением птиц и примитивных млекопитающих;
в) расцветом прокариотических организмов.
11.Биосфера - сфера:
а) сфера , населенная живыми организмами; б) глобальная экосистема
б) разумная оболочка земли;
II. Закончите предложения.
1. Первые растения , вышедшие на сушу- ……..
2.Гипотеза, основанная на предположении о возможности переноса неких зародышей жизни из космического пространства называется………………..
3.Общий возраст Земли …………
4.На границе между архейской и протерозойской эрами у животных организмов появились…………….
5.Относительно повторяющиеся взаимосвязанные химические, физические и биологические процессы превращения и перемещения веществ в природе называется …………
6.Разложение вещества и вовлечение его в биологический круговорот является ……………. функцией живого вещества
7. Основными структурными компонентами биосферы являются……………..
8. Основу учения о биосфере создал………….
III. Докажите верность или ошибочность утверждений
1. Изучением процессов жизни занимается общая биология.
2. Экосистема – это часть Земли , на которой существует жизнь.
3.Биосфера - одна из глобальных экосистем.
4. С разнообразием живого вещества связана устойчивость биосферы.
5. Главная функция биосферы как высшего уровня организации материи – сохранение многообразия живого мира на Земле.
IV. Ответьте на вопросы:
1.В чем отличие теорий биогенеза от абиогенеза?
2.Какие механизмы обеспечивают устойчивость биосферы?
Контрольная работа на тему “Биогеоценотический уровень”.
1 вариант.
I. Выбери правильные утверждения:
1. Учение о биогеоценозе создал :
а) В.И. Вернадский; в) Ч. Дарвин;
б) А.Тенсли; г) В.Н.Сукачев
2. Комплекс различных животных биогеоценоза:
а) фитоценоз; б) зооценоз; г) микоценоз;
д). микробиоценоз.
3.Взаимовредными типами биоценотических связей являются:
а) антагонизм; г) мутуализм;
б) симбиоз; д) конкуренция.
в) комменсализм.
4.Вторичную продукцию в биогеоценозах создают:
а) продуценты;
б) консументы ;
в) редуценты .
5.Совокупность многих разных биогеоценозов в определенной ландшафтно-географической зоне:
а) биотопы;
б) агроценозы;
в .биоценозы; г).биомы
6.Организмы верхнего слоя океанических вод образуют:
а) нектон; б) бентос; в) планктон.
7. Облик сообщества, изменяющийся в зависимости от массовой активности вида, называют:
а) циклической сменой;
б) аспектом;
в) сезонным явлением;
г) адаптацией.
8. Биогеоценоз, который не может долго находиться в состоянии устойчивого равновесия и поэтому быстро заменяется другим , называют:
а) коренным;
б) саморазвивающимся;
в) временным; г) вековым
9).Травянистыми биогеоценозами суши являются:
а) луга;
б) смешанные леса умеренного климата;
в) степи;
г) тропические листопадные леса.
II. Закончите предложения:
1.Однородное по условиям жизни пространство, занятых определенной совокупностью популяций живых организмов называют ……………
2.Морские экосистемы делятся на две большие группы……….
3.Среди взаимоотношений между организмами наиболее существенными являются……………
4.Устойчивость природных экосистем обеспечивается ……………………..
5. Биогеоценоз, характеризующийся устойчивым стабильным состоянием, называют……………………
6 . Изменения биогеоценозов, обусловленные вращением Земли по орбите называют ………
7.Цепи питания, начинающиеся с отмерших остатков организмов, называют……….
8.Графическое изображение структуры биомассы и энергии сообщества называют………….
III. В каждой строчке три термина взаимосвязаны определенным образом. Назовите их. Отметьте четвертый термин , не имеющий к ним отношения.
комменсализм, нахлебничество, квартиранство, мутуализм;
питекантроп, синантроп, неандерталец, гейдельбергский человек.
IV.
1.Раскройте причины смены биогеоценозов.
2. Охарактеризуйте биогеоценоз как биосистему и экосистему.
Контрольная работа на тему: “Биогеоценотический уровень”.
2 вариант.
I. Выбери правильные утверждения:
1. Термин «экосистема» ввел :
а) В.И. Вернадский; в) Ч. Дарвин;
б) А.Тенсли; г) В.Н.Сукачев
2.Совокупность зеленых растений биогеоценоза:
а) фитоценоз; б) зооценоз; г) микоценоз;
д) микробиоценоз.
3.Взаимополезными типами биоценотических связей являются:
а) антагонизм; г) мутуализм;
б) симбиоз; д) конкуренция.
в) комменсализм;
4.Первичную продукцию в биогеоценозах создают:
а) продуценты;
б) консументы ;
в) редуценты .
5.Основными структурными компонентами биоценозов являются:
а) биотопы;
б) агроценозы;
в) биоценозы; г) биомы
6 Свободноплавающие организмы морских водоемов составляют :
а) нектон; б) бентос; в) планктон.
7.Цепь сменяющихся биогеоценозов называют:
а) временными биогеоценозами;
б) первичными сукцессиями;
в) вторичными сукцессиями;
г) сукцессионным рядом.
8. Биогеоценоз, характеризующийся устойчивым стабильным состоянием, называют:
а) коренным;
б) саморазвивающимся;
в) временным; г) вековым
9). Древесными биогеоценозами суши являются:
а) луга;
б) смешанные леса умеренного климата;
в) степи;
г) тропические листопадные леса.
II. Закончите предложения:
1.Упрощенные и неустойчивые экосистемы, созданные и поддерживаемые направленной деятельностью человека называются ……………
2. Биогеоценозы суши делят на …………….
3.Каждый вид занимает свое функциональное и пространственное место в биогеоценозе. Такое положение популяций вида называют его……………
4.В результате длительного времени исторического развития экосистем у совместно обитающих видов сформировались взаимно приспособительные свойства- ……………………..
5.Явление, при котором один биогеоценоз заменяется со временем качественно другим, называют……………………
6 Изменения в биогеоценозе, характеризующиеся суточным ритмом активности процессов жизнедеятельности видов называются ………………
7.Цепи питания, начинающиеся с фотосинтезирующих видов, называют……….
8. Закономерность уменьшения биомассы и энергии при переходе от первого трофического уровня к последующим называют …………
III. В каждой строчке три термина взаимосвязаны определенным образом. Назовите их. Отметьте четвертый термин , не имеющий к ним отношения.
гоминиды, понгиды, синантроп, кроманьонец;
хищничество, паразитизм, полупаразитизм, комменсализм.
IV.
1.Раскройте роль биогеоценозов в эволюции живых организмов.
2.Каковы основные механизмы устойчивости биогеоценозов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...
контрольная работа по теме Биогеоценотический уровень организации жизни 10 класс программа Пономаревой
2 варианта...
Контрольная работа по теме "Биогеоценотический уровень жизни"
Контрольная работа по теме "Биогеоценотический уровень жизни"...
Рабочая программа 10 класс базовый уровень, профильный уровень
Данная программа расчитана на 2 уровня базовый и профильный...
Контролирующая программа по анатомии к учебнику «Биология. Человек» 8 класс с ответами
Контролирующая программа по анатомии позволяет обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии в 8 классе...
Кроссворд по теме Биосферный уровень жизни
Кроссвод для 11 класса по теме "Биосферный уровень жизни"...
Разработка обобщающего урока по биологии в 9 классе по теме "Биосферный уровень организации жизни"
Данная разработка может быть использована на обобщающем уроке по теме "Биосферный уровень организации", а также для подготовки учащихся к итоговой контрольной работе по биологии"...