Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:
· освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
· овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
РАССМОТРЕННО УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете приказом директора МКОУ «Средняя
Протокол №____ общеобразовательная школа № 9»
от « ___ » _________2014 г. от __________ № _______
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Биология
Класс : 8А,Б
Уровень образования: основное общее образование__________________________________________________
Учитель: Воронцова Юлия Владимировна
Срок реализации программы, учебный год___1 год, 2014-2015 учебный год______________________________________
Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе (указать программу) программы: основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин,2009 г
Учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2008
Рабочую программу составила Воронцова Юлия Владимировна
Пояснительная записка
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 6 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций:
- ценностно-смысловой (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности)
- социокультурной (определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени)
- учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);
- коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);
- информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
- природоведческой и здоровьесберегающей (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии Н.И.Сонина.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 216 с.
- Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник задания для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.: Классик Стиль, 2003. - 104 с.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального Государственного стандарта 2004 года
- Примерной программы основного общего образования по биологии.
- Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Учебник:
1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008.- 272с.;
2. Н.И. Сонин Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006.- 64с
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Всего -70 часов
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены основные возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности.
На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности обучающихся.
В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.
Основной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило
цель обучения биологии в 8 классе:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развитияэволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. содержание календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
освоение общепредметных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
3.1. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
3.2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
3.3. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
3.4. Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
3.5. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
3.6.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
3.7 определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 |
Тема 2. Происхождение человека | 2 |
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека | 1 |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 |
Тема 5. Координация и регуляция | 10 |
Тема 6. Опора и движение | 8 |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 3 |
Тема 8. Транспорт веществ | 4 |
Тема 9. Дыхание | 5 |
Тема 10. Пищеварение | 5 |
Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 |
Тема 12. Выделение | 2 |
Тома 13. Покровы тела | 3 |
Тема 14. Размножение и развитие | 3 |
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 |
Тема 16. Человек и его здоровье | 4 |
ИТОГО | 63 + 7 резерв |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
- Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
- Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Резервное время — 7 часов
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
• признаки сходства и отличия человека и животных;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тематическое планирование.
№ п/п | тема урока | тип урока | виды учебной деятельности | планируемые результаты освоения материала | виды контроля и измерители | домашнее задание | дата проведения | |||||||
8а | 8б | |||||||||||||
Тема 1. Место человека в системе органического мира -2 часа | ||||||||||||||
1 | 1 | Место человека в системе органического мира | вводный урок | участие в беседе, выполнение упражнения в рабочей тетради | определить место человека в системе орг. мира, сравнить черты сходства с животными. уметь работать с учебником, совершать мыслительные операции | устный опрос в процессе эвристической беседы | изучить текст учебника на стр3-5, заполнить с 3. раб. тетради | |||||||
2 | 2 | Особенности человека | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в беседе, выполнение задания 3 , в раб..тетради | определять характерные для человека особенности. Уметь анализировать, сравнить, обобщать. | устный опрос, задание в рабочей тетради | изучить текст на стр. 3-7, задания на стр 8-9 | |||||||
Тема 2. Происхождение человека -2 часа | ||||||||||||||
3 | 1 | Происхождение человека и его эволюция | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в беседе, самост. работа с учебником, составление таблицы «этап эволюции человека» | перечислять характерные особенности предшественников человека, узнать по рисункам предшественников совр. человека., объяснять факторы ,влияющие на эволюцию. | устный опрос, проверка таблицы. изучения наук о человеке | изучить текст учеб на стр.10-13, зад. в раб. тетради | |||||||
4 | 2 | Расы человека , их происхождение и единство. | комбинированный | участие в эвристической беседе, дать краткую характеристику каждой расе | доказать , что все представители человечества относятся к одному виду, узнать по рисункам представителей рас. | устный опрос, заполнение таблицы « Сравнительная характеристика рас» | Изучит текст на стр.16-17, вопросы и задания на стр. 18-19. задание в раб тетради | |||||||
Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 ч.) | ||||||||||||||
5 | 1 | Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Становление наук о человеке. | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в эвр. беседе. Поиск в учебнике информации для составление таблицы. выполнение упр. в раб. тетради | описывать методы изучения человека., различать предметы изучения наук о человеке. знать основ. открытия ученых на раз. этапах становления наук о человеке | устный опрос ,заполнить таблицу « ученые, изучавшие человека» | изучить материал на стр 20-27., знать новые термины. | |||||||
Тема 4. Общий обзор организма человека (4 ч.). | ||||||||||||||
6 | 1 | Клеточное строение организма . Лабораторная работа « Строение животной клетки» | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | беседа по демонстр. таблице, повторение изученного в млад. классах .анализ текста учебника. | назвать органоиды клетки и их строение, функции, описывать и узнать этапы деления клетки | устный опрос, самост. заполнение таблицы « Органоиды клетки» | изучить материалы на стр. 28-29, вопросы и задания на стр. 30-31. упр. в раб. тетради | |||||||
7-8 | 2-3 | Покровные и соединительные ткани. Мышечная и нервная ткань | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | беседа по демонстр. таблице, повторение изученного в млад. классах.анализ текста учебника | назвать основные группы тканей, узнать на немом рисунке виды тканей, приводить примеры расположения тканей в организме, назвать функции тканей. | устный опрос, заполнение таблицы ткани организма | изучить стр материал на стр. вопросы и задания на стр.32-35 | |||||||
9 | 4 | Органы .Система органов. Организм. | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | беседа по демонстр. таблице, повторение изученного в млад. классах .анализ текста учебника | устный опрос, эвристическая беседа | изучить материал на стр 38-39, задания на стр 40-41. | ||||||||
Тема 5. Координация и регуляция (13 ч.) | ||||||||||||||
10 | 1 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в беседе, анализ текста учебника. | определять сущность гуморальной регуляции, железы обр. эндокринный аппарат, знать отличия желез внутр. секреции от желез внешней секреции, уметь работать с учебником, раз. источниками информации | устный опрос, задание в рабочей тетради. | изучить текст на стр 44-47заполнить таблицу « Эндокринный аппарат человека» подготовить сообщения | |||||||
11 | 2 | Роль гормонов в обменных процессах. нервно – гуморальная регуляция, ее нарушения | комбинированный | участие в эвристической беседе, заслушивание сообщений учащихся | знать характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах; нарушение нервно- гуморальной регуляции, их признаки и профилактику. | устный опрос, работа в рабочей тетради | готовиться к тестированию. | |||||||
12 | 3 | Зачетный урок по темам « Общий обзор организма человека». «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности». | урок контроля знаний | ответы на тестовые задания | ||||||||||
13 | 4 | Нервная регуляция . Строение и значение нервной системы. | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | обсуждение вопросов в ходе беседы, составление опорной схемы, анализ содержания рисунков | знать значение нервной системы, классификацию, строение нервных тканей, дать определение рефлексу, знать его виды, рефлекторную дугу. | устный опрос, знание номенклатуры | изучить текст на стр. 50-53, знать определения новых терминов, составить схему рефлекторной дуги | |||||||
14 | 5 | Спиной мозг. | комбинированный | участие в беседе, обсуждение прочитанного текста учебника, анализ рисунков и таблицы | знать строение основных отделов головного мозга, знать его функции, разъяснять особенности микроскопического строения головного мозга | фронтальный устный опрос | изучить текст учебника на стр. 56-57, выполнить задания в рабочей тетради. составить схем у коленного рефлекса | |||||||
15 16 | 6-7 | строение и функции головного мозга . Лабораторная работа «Изучение головного мозга человека по муляжам» | комбинированный | описать рисунки учебника, выполнение задания из рубрики «Подумайте» | знать строение отдельных отделов головного мозга; разъяснять особенности микроскопического строения мозга; узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга | фронтальный устный опрос, заполнение таблицы « Строение головного мозга» | изучить текст учебника на стр. 60-63, выполнить задания в рабочей тетради | |||||||
17 | 8 | Полушария головного мозга | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в беседе, сообщения о Сеченове, описание рисунка,анлиз текста учебника. | знать особенности строения полушарий большого мозга, выяснить функции долей и зон коры полушарий. сравнить строение и функции больших полушарий мозга человека и животных | фронтальный устный опрос | изучить текст учебника на стр. 66-69. готовиться к контрольному тестированию | |||||||
18 | 9 | контрольное тестирование по темам « Нервно- гуморальная регуляция физиологических процессов», « Организм человека и его строение» | урок контроля знаний. | ответы на вопросы тестового задания | тестирование | работа над ошибками | ||||||||
19 | 10 | Анализаторы, их строение и функции. .Зрительный анализатор. | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в беседе, описание содержания рисунка. составление таблицы « Строение глазного яблока» | знать и описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора; механизм бинокулярного зрения, показать взаимосвязь строения глазаи и выполняемой функции. различать близорукое и дальнозоркое зрение | устный фронтальный опрос, обсуждение вопросов в рабочей тетради | изучить текст учебника на стр.72-75, задания в раб. тетради 1-5 | |||||||
20 | 11 | Анализаторы слуха и равновесия | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в беседе, описание содержания рисунка. составление таблицы « Строение и функции органов слуха» | описывать строение органов слуха, механизм передачи звуковых сигналов,узнавать по немы рисункам структурные компоненты орган слуха | устный фронтальный опрос | изучить текст на стр.80-8 3, вопросы и задания на стр 81-82 | |||||||
21 | 12 | Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние и вкус. | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в беседе, описание содержания рисунка; самостоятельная работа с учебникам в группах. | назвать расположение зон чувствительности в коре больших полушарий, описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния , вкуса | устный фронтальный опрос, выполнение задания в рабочей тетради | изучить текст на стр.86-89, вопросы на стр.90-91, зад. в раб. тетради. готовиться к тестированию | |||||||
22 | 13 | чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимодействие. обобщение знаний об органах чувств и анализаторов. | урок систематизации и обобщения знаний | участие в беседе, тестировние по теме « Анализаторы» | знать взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов, роль нерв. системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстрому реагированию на их изменения | устный опрос, фронтальное тестирование | работа над ошибками | |||||||
Тема 6. Опора и движение или Опорно – двигательная система. (8 ч) | ||||||||||||||
23 | 1 | Аппарат опоры и движения, его функции. скелет человека, его значение и строение | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | лекция учителя с элементами беседы, описываниересунков учебника, самост. изучение материала . | назвать функции опорнои системы, описывать хим. состав костей, знать типы соединения костей | устный фронтальный опрос. | изучить текст на стр. 92, 98-101. задание в рабочей тетради, «выберите правильный ответ» стр. 105 | |||||||
24 | 2-3 | Строение, свойства костей. | комбинированный | лекция учителя с элементами беседы. : Лабораторная работа.. « Изучение внешнего строения костей» | знать виды костей, строение и химический состав, типы соединения костей. уметь анализировать прочитанный текст, сравнить, обобщать | устный опрос, работа с текстом учебника | изучить текст учебника на стр. 92-95, задание рубрик «подумайте», « Рассмотрите рисунок» | |||||||
25 | 4 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | урок практикум | рассказ учителя с демонстрацией оказания первой помощи | знать о видах травм, их признаках; последовательность действий при оказании первой помощи. научиться оказывать первую помощь | устный опрос, практ.действия | повторить текст учебника на стр.34. упражняться в наложении шин, повязок | |||||||
26 | 5 | Мышцы, их строение и функции. | комбинированный | рассказ учителя с элементами беседы | описать строение мышечного пучка, поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани | устный фронтальный опрос | составление таблицы « Мышцы человека» текст на стр.106-109 | |||||||
27 | 6-7 | Работа мышц. | комбинированный | рассказ учителя с элементами беседы Лабораторная работа « Определение при внешнем осмотре местоположение отдельных костей, мышц и суставов» | знать условия функционирования мышц, систему управляющую сокращение мышц, условия повышающая работоспособность мышц. | устный фронтальный опрос | текст на стр. 112-113. знать новые термины | |||||||
28 | 8 | взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | урок систематизации и обобщения знаний | участие в беседе. повторение и закрепление пройденного материала | знать взаимосвязь строения и функций скелета и мышц. черты сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих животных | устный фронтальный опрос. | готовиться к контрольному тестированию | |||||||
29 | 9 | Контрольное тестирование по теме « Опорно – двигательная система» | урок контроля знаний | письменные ответы на тестовые задания | тестирование | работа над ошибками | ||||||||
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.) | ||||||||||||||
30 | 1 | Внутренняя среда организма и ее значение | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | лекция учителя с элементами беседы, участие в беседе, самост. работа учебником. | уметь перечислять компоненты внутренней среды и функции, устанаавливать между ними связь. объснять процессы , происходящие в лимфотических узлах, характеризовать процесс свертывания крови | устный опрос, задания в рабочей тетради | изучить текст на стр.116-119 .задания в раб. тетради | |||||||
31 | 2 | Плазма крови, ее состав. форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, троибоциты), их строение и функции | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | лекция учителя с элементами беседы, участие в беседе, самост. работа учебником. Выполнение заданий в рубрике « Подумайте» | знать состав крови, строение, продолжительность жизни…. место образования и значение плазмы и форменных элементов крови. | устный опрос, задания в рабоейтетради | изучить текст на стр.116-119.заполнить таблицу | |||||||
32 | 3 | Иммунитет | комбинированный | лекция учителя с элементами беседы, участие в беседе, самост. работа учебником. Выполнение заданий в рубрике « Подумайте».Сообщение учащихся на тему «Защитные св-ва крови» | знать определение иммунитета, его виды, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, предупридительные привывки, аллергия. | устный опрос,задание в рабочей тетради | текст на стр.122. выполнить задания в раб . тетради | |||||||
Тема 8. Транспорт веществ (5 ч.) | ||||||||||||||
33 | 1-2 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в беседе учителя.самост. работа учащихся с текстом и рисунками учебника на стр.126 | знать строение и функции крови, движение крови и лимфы, его значение;особенности строения органов кровообращения. Уметь описывать круги кровообращения | устный фронтальный опрос, задание в рубрике « Проверьте свои знания» | изучить материал учебника на стр. 126-127. Задания в рабочей тетради | |||||||
34 | 3 | Работа сердца | комбинированный | участие в беседе учителя.самост. работа учащихся с текстом и рисунками учебника на стр.130. Заполнение таблицы « Сердечный цикл» | знать причины неутомляемости сердца, стадии сердечного цикла и характеристиках; Особенности регуляции работы сердца: автомотизме, нервной и гуморальной регуляции | устный фронтальный опрос, задание в рубрике « Проверьте свои знания» | изучить текст на стр.130-131. знать определения терминов | |||||||
35 | 4 | Движение крови и лимфы по сосудам | комбинированный | участие в беседе. Лабораторная работа «Подсчет пульса в разных условиях» | знать что такое кровяное давление, причины изменения кровяного давления и движеня крови по организму | устный фронтальный опрос | изучить текст на стр.134-135. готовиться к контрольному тестированию | |||||||
36 | 5 | Контрольное тестирование по темам «Транспортвеществ.», « Внутренняя среда организма» | урок контроля знаний | тестирование | работа над ошибками | |||||||||
Тема 9. Дыхание (5 ч.) | ||||||||||||||
37 | 1 | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в беседе, самостоятельная работа с текстом учебника. Лабораторная работа «Сравнениеорганов дыхания человека и крупного рогатого скота» | знать сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека. Определить особенности строения и фуекционирования органов дыхания, их взаимосвязь | фронтальный опрос при актуализации знаний, задания в рабочей тетради | изучить текст учебника на стр.138-139, задания в рабочей тетради | |||||||
38 39 | 2-3 | Газообмен в легких и тканях . Дыхательные движения и их регуляция | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, анализ прочитанного, участие в беседе. Заслушивание сообщения «Как надо дышать?». «Гигиена дыхания» | знать особенности строения легких, механизм газообмена в легких и тканях.Дать понятие о жизненной емкости легких, сущности дыхательных движений | фронтальный опрос. | изучить текст на стр. 142-145. | |||||||
40 | 4. | Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | комбинированный | участие в беседе. Выступления учащихся сообщениями о болезня хорганов дыхания | знать возможные заболевания и нарушения органов дыхания. профилактические меры забол. органов дыхания | сообщения, фронтальный опрос. | изучить текст на стр.144-145. готовиться к контр. тестированию | |||||||
41 | 5 | Контрольное тестирование по темам « Дыхание», «Внутренняя среда организма». «Транспорт веществ» | урок контроля знаний | ответы на тестовые задания | тестирование | работа над ошибками | ||||||||
Тема 10. Пищеварение (6 ч.) | ||||||||||||||
42 | 1 | Пищевые продукты и питательные вещества | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | участие в беседе | определить понятия «пищеварение», « питательные вещества», « пищевые продукты». знать значение пищеварения | устный опрос | текст на стр. 145-149 | |||||||
43 44 | 2. | Пищеварение в ротовой полости | комбинированный | участие в беседе. | знать сущность процесса пищеварения в ротовой полости. строение зубов, их виды | устный опрос, задания в раб. тетради | текст на стр.152-154 | |||||||
3 | Пищеварение в ротовой полости | урок - практикум | Лабораторная работа №1 « Качественные реакции на углеводы» №2.»Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы» №3. Действие слюны на крахмал» | знать сущность процесса пищеварения в ротовой полости. строение зубов, их виды | лабораторные работы | закончить оформление работ | ||||||||
45 | 4 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке | комбинированный | участие в беседе. работа с текстом учебника | знать строение желудка и 12 – перстной кишки и особенности пищеварения в них. определить роль желудочного сока, соляной кислоты в процессе пищеварения | устный фронтальный опрос | текст на стр.156-157 | |||||||
46 | 5 | функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Гигиена питания. | комбинированный | участие в беседе. работа с текстом учебника. Лабораторная работа « Цветные реакции на белок» | описывать роль печени в организме, механизм всасывания. перечислить функции тонкого и толстого кишечника | устный опрос. | текст на стр. 157-159. задания на стр 160-161. готовиться к зачету | |||||||
47 | 6 | Итоговое тестирование по теме « Пищеварительная система» | урок контроля знаний | тестирование | тестирование | работа над ошибками | ||||||||
Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины (2 ч.) | ||||||||||||||
48 | 1 | Обмен веществ. | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | лекция учителя с элементами беседы | знать значение энергетического и пластического обмена, роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ. | устный опрос | текст на стр.162-163. задания на стр. 164-165 | |||||||
49 | 2 | Витамины | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | лекция учителя с элементами беседы. самост. работа с текстом учебника, обсуждение прочитанного и сост. таблицы | обобщение знаний о витаминах.Назвать группы витаминов, значение витаминов в организме | устный опрос | текст на стр. 166-167 | |||||||
Тема 12. Выделение (3ч.) | ||||||||||||||
50 51 | 1-2 | Выделение. Строение и работа почек | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | лекция учителя с элементами беседы. самост. работа с текстом учебника, обсуждение прочитанного и сост. таблицы | назвать функции мочевыделительной системы, описывать строение и работу нефрона | устный опрос | текст на стр 170-171. задания в рабочей тетради | |||||||
52 | 3 | Заболевания почек и их предупреждение | комбинированный | лекция с учителя с элементами беседы. сообщения учащихся | знать о влиянии заболеваний почек на здоровье человека. знать меры профилактики заболеваний почек | устный опрос. | текст на стр.170-171. вопросы и задания на стр 172-173 | |||||||
Тема 13. Покровы тела (4 ч.) | ||||||||||||||
53 | 1 | Строение и функции кожи | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | лекция учителя с элементами беседы. самост. работа с текстом учебника, обсуждение прочитанного и сост. таблицы | знать строение и функции кожи. уметь устанавливать взаимосвязь строения и функции кожи | устный опрос | текст на стр.174-175. вопросы и задания на стр 175-176 | |||||||
54 | 2 | роль кожи в терморегуляции организма | комбинированный | лекция учителя с элементами беседы. самост. работа с текстом учебника | определить роль кожи в терморегуляции, условия сохранения постоянной температуры тела человека | устный опрос | текст на стр. 178-179. задания в рабочей тетради | |||||||
55 | 3 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | комбинированный | лекция учителя с элементами беседы. сообщения учащихся | знать организма роль закаливания. условия и физиологические механизмы закаливания | устный опрос | текст на стр. 179 готовиться к контр. тестированию | |||||||
56 | 4 | контрольное тестирование по темам «Обмен веществ. Выделение. Покровы тела» | урок контроля знаний | тестирование | тестирование | работа над ошибками | ||||||||
Тема 14. Высшая нервная деятельность (7 ч.) | ||||||||||||||
57 | 1 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | урок - семинар | выступления учащихся о заслугах И.М.Сеченова, И.П. Павлова | знать особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды. | сообщения | готовится по доп. источникам информации | |||||||
58 | 2 | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль приспособлении к условиям жизни | урок изучения новой темы | лекция учителя с элементами беседы | знать: рефлекс- основа нервной деятельности. определить суть рефлекторной теории поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения | устный опрос | текст на стр. 192-195. заполнить таблицу | |||||||
59 | 3 | Торможение и его виды и значение | комбинированный | лекция учителя с элементами беседы. Самост. работа с текстом учебника | знать роль и физиологическую природу различных видов торможения. Описывать взаимосвязь процессов возбуждения и торможения | устный опрос | текст на стр. 193-195.заполнить таблицу | |||||||
60 | 4 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна | комбинированный | лекция учителя с элементами беседы. Самост. работа с текстом учебника | знать биол. значение чередование сна и бодрствования. | устный опрос | текст на стр. 200-203. подготовить сообщения | |||||||
61 | 5 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Позавательные процессы | комбинированный | лекция учителя с элементами беседы. Самост. работа с текстом учебника | знать особенности высшей человека, значение речи, сознания и мышления; деятельности, сущность памяти и ее виды | устный опрос, заполнение таблицы | текст на стр.206-207. задания в рабочей тетради | |||||||
62 | 6 | Типы нервной деятельности | комбинированный | лекция учителя с элементами беседы. Самост. работа с текстом учебника | расширить знания о типах нерв. деятельности, темпераментах, характерных признаках типов нервной систем Знать сущность понятий « темперамент, характер, личность» | устный опрос | текст на стр. 210-211. готовиться к контр. тестированию | |||||||
63 | 7 | Контрольное тестирование по теме « Высшая нервная деятельность» | урок контроля знаний | тестирование | тестирование | работа над ошибками | ||||||||
Тема 15. Размножение и развитие (3 ч.) | ||||||||||||||
64 | 1 | Половая система человека | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | лекция учителя с элементами беседы. самост. работа с текстом учебника и заполнениетаблицы | знать преимущества полового размножения перед бесполым, строение и функции половой системы.Определить роль половых желез в жизнедеятельности организма | устный опрос | текст на стр. 182-185 | |||||||
65 | 2 | возрастные процессы | урок - семинар | сообщения учащихся | знать особенности роста и развития ребенка первого года жизни. Характеризовать этапы формирования организма | выступления с сообщениями | текст на стр. 188-189 | |||||||
66-68 | Обобщение и повторение знаний по всему курсу- 3 часа | |||||||||||||
69 | Итоговая контрольная работа по курсу « Человек издоровье» | урок контроля знаний | тестирование | |||||||||||
70 | Анализ результатов итоговой контрольной работы |
Критерии оценки учебной деятельности по биологии
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений.
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание.
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Письменный ответ
Оценка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
Знания всего изученного программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:
Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Список литературы:
1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008.- 272с.;
2. Н.И. Сонин Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006.- 64с.;
3. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2005;
4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 138 с.;
5. Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература
1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с.
2. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.
3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144с.
4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.
5. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. – 95с.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиацентр, 2004;
2. Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования
www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...