Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4
«Согласовано» Руководитель МО _____________. Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Волкова Е.В. «____»____________2014 г. | «Утверждено» Директор МКОУ «СОШ №4» _____________ Лосенкова Л.А. Приказ № ___ от «__»_____2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Семенихиной Натальи Николаевны,
высшая квалификационная категория
по учебному курсу
Биология «Животные»
7 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2014 г.
2014 - 2015 учебный год
7 класс
Программа И.Н. Пономаревой (2012 г.)
Учебник: В.М.Константинов,
В.Г.Бабенко,
В.С. Кучменко
Биология «Животные»
Издательство «Вентана-Граф»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
- Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
- навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги), предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ; результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Программа предусматривает следующие условные обозначения: Пр. раб – практическая работа, Лаб. раб – лабораторная работа, Самост. раб – самостоятельная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Животные
(70 часов, 2 часа в неделю)
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные, практические работы | Экскурсии |
1 | Общие сведения о мире животных | 4 | + | |
2 | Строение тела животных. | 4 | ||
3 | Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные | 4 | + | |
4 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 2 | ||
5 | Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 | ++ | |
6 | Тип Моллюски | 4 | + | |
7 | Тип Членистоногие | 7 | + | |
8 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 38 1 | ||
9 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 5 | ++ | |
10 | Класс Земноводные, или Амфибии | 5 | ||
11 | Класс Пресмыкающиеся, или рептилии | 4 | ||
12 | Класс Птицы | 8 | ++ | |
13 | Класс Млекопитающие, или Звери | 11 | + | |
14 | Развитие животного мира на Земле | 3 | ||
15 | Повторение | 2 | ||
16 | Заключение. Летние задания. | 1 | ||
Итого: | 70 | 10 | 1 |
*Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
1. Общие сведения о мире животных (4 ч)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы Уральского региона.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждения Ставропольского края в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Ставропольского края и Изобильненского района Красная книга Ставропольского края.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
2. Строение тела животных (4 ч)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
3.Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы Ставропольского края.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторные работы:
1. Строение и передвижение инфузории-туфельки.
4. Подцарство Многоклеточные животные
Тип кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто - и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
- Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторные работы:
1.Внешнее строение дождевого червя: его передвижение, раздраимость.
2. Внутреннее строение дождевого червя.
- Тип моллюски (4 ч.)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторные работы:
1. Внешнее строение раковин моллюсков.
- Тип членистоногие (7 ч)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Ставропольского края.
Лабораторные работы:
- Внешнее строение насекомых.
- Тип хордовые (38 ч)
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные (1 ч)
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч.)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение для экономики Свердловской области. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Ставропольского края. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторные работы:
- Внешнее строение и передвижение рыб.
- Внутреннее строение тела рыбы.
Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных в Ставропольском крае.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Класс Птицы (8 ч)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц в Ставропольском крае. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы:
- Внешнее строение птицы. Строение перьев.
- Строение скелета птиц.
Класс Млекопитающие, или Звери (11 ч)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных Ставропольского края. Исторические особенности развития животноводства Ставропольского края.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лабораторные работы:
1. Строения скелета млекопитающих.
- Развитие животного мира на Земле (3 ч.)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Ставропольского края.
7. Повторение (2 ч.)
Повторение изученных тем (тестирование)
8. Летние задания (1 ч.)
Учебно-тематическое планирование 7 класс
№ | Содержание урока | Дата | Лабораторные работы | Оборудование | Дом. задание |
Общие сведения о мире животных (4 ч) | |||||
1 | Зоология-наука о животных. | А- Б-3.09 | чучела, вл. препараты | п.1 с4-10 | |
2 | Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Р.К. | А- Б-6.09 | Экскурсия№1 «Многообразие животных в природе» | п.2 с.10-17 | |
3 | Классификация животных. Основные систематические группы. | А- Б- | п.3 с.17-20 | ||
4 | Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. | А- Б- | п.4-5 с.20-23 | ||
СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИАОТНЫХ (4 час.) | |||||
5 | Особенности строения животной клетки. | микроскопы, микропреп. | п.6 с26-29 | ||
6 | Ткани. | микроскопы, микропреп. | п.7 с29-31 | ||
7 | Органы и системы органов. | п.8 с31-35 | |||
8 | Обобщающий. « Строение тела животных» | повт. с31-35 | |||
ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ (4ч) | |||||
9 | Тип Саркодовые. Класс Саркодовые. Обыкновенная амеба. | микроскопы, микропрепар. | п.9 с37-41 | ||
10 | Подтип Жгутиконосцы. Эвглена зеленая. | микроск., микропреп. | п.10 с41-46 | ||
11 | Тип Инфузории. | №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» | микроск, микропреп. | п.11 с46-51 | |
12 | Многообразие Простейших. Обобщение знаний по теме | повт. с.46-51 | |||
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (2ч.) | |||||
13 | Тип Кишечнополостные. | вл. препар. коралл | п.13 с.55-62 | ||
14 | Морские Кишечнополостные. Обобщающий урок по теме. | вл. препар., кораллы | п.14 с.63-67 | ||
ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (6ч) | |||||
15 | Тип Плоские черви. Белая планария. | п.15с. 68-73 | |||
16 | Разнообразие плоских червей: Сосальщики и Цепни. | вл. препараты | п.16 с.73-79 | ||
17 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | вл. препараты | п.17 с.79-83 | ||
18 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. | п.18 с.83-87 прин. к ур.№18 | |||
19 | Класс Малощетинковые черви. | №2 «Внешнее строение дождевого червя» | д. черви, стекло, бумага,стакан с водой | п.19 с.87-93 | |
20 | Обобщение знаний по теме «Плоские, Круглые, Кольчатые черви» | №3 «Внутреннее строение д. червя» | вл. препараты | п 13 с.55-62 | |
ТИП МОЛЛЮСКИ (4ч) | |||||
21 | Общая характеристика типа Моллюски. | п.20 с.94-97 | |||
22 | Класс Брюхоногие Моллюски. | п.21 с97-102 | |||
23 | Класс Двустворчатые Моллюски. | №4 «Внешнее строе ние раковин моллюсков» | раковины моллюсков | п.22 с.102-107 | |
24 | Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний. | вл. препараты | п.23 с.108-112 | ||
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7ч) | |||||
25 | Класс Ракообразные. | п.24 с.113-119 | |||
26 | Класс Паукообразные. | п.25 с.119-125 | |||
27 | Класс Насекомые. | №5 «Внешнее строение насекомых» | коллекции | п.26 с.125-129 | |
28 | Типы развития насекомых. | п.27 с.130-135 | |||
29 | Пчелы и муравьи-общественные насекомые. Охрана насекомых. | п.28 с.135-140 | |||
30 | Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | п.29 с.140-145 | |||
31 | Обобщающий по теме «Тип Членистоногие» | повт. п.29 С.140-145 | |||
ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1ч) | |||||
32 | Общие признаки Хордовых. Подтип Бесчерпные. | п.30 с.146-151 | |||
ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ (5ч) | |||||
33 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. | №6 «Внешнее строение и передвижение рыб» | вл. препараты | п.31 с.152-155 | |
34 | Внутреннее строение костной рыбы. | №7 «Внутреннее строение тела рыбы» | вл. препараты | п.32 с.155-160 | |
35 | Особенности размножения рыб. | п.33 с.160-162 | |||
36 | Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы | п.34 с.163-167 | |||
37 | Промысловые рыбы. | п.35 с.168-172 | |||
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (5ч) | |||||
38 | Местообитание и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных. | вл. препараты | п.36 с.173-174 | ||
39 | Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. | скелет, вл. препараты | п.37 с.177-180 | ||
40 | Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение Земноводных. | п.38 с.180-184 | |||
41 | Многообразие земноводных. Р.К. | п.39 с.184-188 | |||
42 | Обобщающий по теме «Рыбы» и «Земноводные» | повт. п.39 с.184-188 | |||
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (4 ч) | |||||
43 | Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся. | п.40 с.189-192 | |||
44 | Особенности внутреннего строения пресмыкающихся. | п.41 с.192-196 | |||
45 | Многообразие пресмыкающихся. Р.К. | п.42с.196-199 | |||
46 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | п.43 с.200-204 | |||
КЛАСС ПТИЦЫ (8ч) | |||||
47 | Среда обитания. Внешнее строение птиц. | №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» | набор перьев, чучело грача | п.44 с.205-209 | |
48 | Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. | №9 «Строение скелета птиц» | скелет птиц | п.45 с.209-212 | |
49 | Внутреннее строение птиц. | п.46 с.212-217 | |||
50 | Размножение и развитие птиц. | п.47 с.217-220 | |||
51 | Сезонные изменения в жизни птиц. Р.К. | п.48 с.220-227 | |||
52 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. Р.К. | п.49 с.227-236 | |||
53 | Значение и охрана птиц. | п.50 с.236-242 | |||
54 | Обобщающий по темам «Пресмыкающиеся» и «Птицы». | с.236-242 | |||
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ (11ч) | |||||
55 | Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и местообитание млекопитающих. | К.М.№31 до «строен. черепа»,М.К.11кл. т.5 №32(приспособл. животных к температ.-кожа) | п.51 с.243-246 | ||
56 | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы. | №10 «Строение скелета млекопитающих» | К.М.№31, жизнедет. животных-тесты | п.52 с.247-253 | |
57 | Внутреннее строение млекопитающих:пищевари-тельная,дыхательная,крове-носная,выделительная системы. | К.М.№31 | п.52 с.247-253 | ||
58 | Размножение и развитие млекопитающих. | К.М.№31 | п.53 с.253-257 | ||
59 | Происхождение многообразие млекопитающих. | К.М.№32 | п.54 с.258-261 | ||
60 | Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Р.к. | п.55 с.262-266 | |||
61 | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокоп., Непарнокоп., Хоботные. | п.56 с.267-272 | |||
62 | Отряд Приматы. | п.57-56 с.272-274 | |||
63 | Экологические группы млекопитающих. Р.К. | п.58 с.274-277 | |||
64 | Значение млекопитающих для человека. | п.59 с.278-285 | |||
65 | Обобщающий по теме «Млекопитающие» | с.278-285 | |||
РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (3ч) | |||||
66 | Доказательства эволюции животного мира. | п.60 с.286-290 | |||
67 | Основные этапы развития животного мира на Земле. | п.61 с.290-296 | |||
68 | Обобщение, систематизация и контроль знаний по разделу «Животные» | тесты | |||
69 | Повторение (тестирование) | ||||
70 | Повторение (тестирование) |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008
тетради с печатной основой:
Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс
а также методических пособий для учителя:
1) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2012. – 72 с.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/)
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).
Список литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Дополнительная литература для учителя:
1) В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2008
2) Тарасов А.К. «Ботаника Зоология» Весёлый урок. Смоленск. «Русич»-1999г.
3) Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы.. Нестандартные уроки. Волгоград. «Учитель» 2005г.
4) Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс М. «Дрофа,» 2007г.
5) Резанов А.Г. Зоология в таблицах, рисунках и схемах. 7 класс. М. «Издат-Школа 2000», 2002г.
6) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...