Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4
«Согласовано» Руководитель МО _____________. Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Волкова Е.В. «____»____________2014 г. | «Утверждено» Директор МКОУ «СОШ №4» _____________ Лосенкова Л.А. Приказ № ___ от «__»_____2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Семенихиной Натальи Николаевны,
высшая квалификационная категория
по учебному курсу
Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2014 г.
2014 - 2015 учебный год
6 класс
Программа И.Н. Пономаревой (2012 г.)
Учебник: И.Н.Пономарева,
О.А. Корнилова,
В.С. Кучменко
Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.»
Издательство «Вентана-Граф»
6 класс.
Курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».
(70 часов.. 2 часа в неделю)
Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 – ого класса «Биология – 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники)»
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины
мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2013. – 240 с.
- Соответствие требованиям ФК ГОС:
Цель: Усвоение учащимися не только определенной суммы знаний, но и развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.
Задачи: Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы;
Содержание образования: Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.
Приемы и способы деятельности: Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа.
Задачи: Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
Содержание образования: Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений.
Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества. Знакомство с цветковыми и споровыми растениями. Внешнее строение корневища и клубня.
Приемы и способы деятельности: Инструктирование, самостоятельная работа, сообщающая и эвристическая беседа, проблемные задачи и задания, имеющие практический характер, наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу.
Задачи: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Содержание образования: Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.
Строение растительной клетки. Строение семени. Строение корня. Строение почки.
Строение листа. Строение стебля. Внешнее строение корневища и клубня. Соцветия.
Вегетативное размножение растений. Одноклеточные водоросли. Отдел Мохообразные.
Папоротникообразные. Отдел Голосеменные. Строение бактерий. Плесневые грибы.
Приемы и способы деятельности: Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия. Работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой.
Задачи: Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
Содержание образования: Условия жизни растений на Земле. Многообразие стеблей и плодов. Водоросли. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные. Многообразие и происхождение культурных растений. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники.
Природное сообщество. Приспособленность растений
Приемы и способы деятельности: Наблюдение, слушание, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, инструктирование.
Задачи: Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для наблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Содержание образования: Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.
Приемы и способы деятельности: Наблюдение, слушание, выполнение действий по образцу, эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания.
Предметно – информационная:
- иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;
- Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- Знать растительный мир Ставропольского края и Изобильненского района, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития;
- Знать основные методы осуществления природоохранной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности;
- Знать методы отбора достоверной и необходимой информации;
Знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование и саморазвитие подростка
Деятельностно – коммуникативная:
- владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;
- демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах;
- проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;
- владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- участвовать в экологических акциях района, микрорайона, школы;
- ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;
- владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе;
уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.
Ценностно – ориентационная:
- осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле;
- принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;
- понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
- сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона.
Требования к уровню подготовки учащихся 6класса
В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/ понимать:
• признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
•проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Контроль и учёт достижений учащихся.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.).
Организация учебного процесса.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Структура курса
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Наука о растениях – ботаника. | 1 |
2 | Общее знакомство с растениями. | 6 |
3 | Клеточное строение растений. | 5 |
4 | Органы цветковых растений. | 18 |
5 | Основные процессы жизнедеятельности растений. | 11 |
6 | Основные отделы царства растений. | 10 |
7 | Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. | 4 |
8 | Царство бактерии. | 3 |
9 | Царство грибы. Лишайники. | 3 |
10 | Природные сообщества. | 6 |
11 | Повторение | 2 |
12 | Заключение. | 1 |
Итого | 70 |
Контроль уровня обученности.
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. | 1 |
2 | Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. Царство бактерии. Царство грибы. Лишайники. | 1 |
Итого | 2 |
Перечень лабораторных работ
№ п/п | Тема |
1 | Знакомство с цветковым растением. |
2 | Споры у папоротника. |
3 | Приготовление микропрепарата. |
4 | Изучение клеток кожицы лука. |
5 | Изучение строения семени фасоли. |
6 | Строение корня у проростка тыквы. |
7 | Строение вегетативных и генеративных почек. |
8 | Внешнее строение листа. |
9 | Внешнее и внутреннее строение стебля. |
10 | Внешнее строение корневища и клубня. |
11 | Типы соцветий. |
12 | Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. |
13 | Растения разных экологических групп по отношению к воде. |
14 | Черенкование комнатных растений. |
15 | Определение одноклеточных водорослей. |
16 | Изучение внешнего строения моховидных растений. |
17 | Изучение внешнего строения папоротниковидных растений |
18 | Изучение внешнего вида хвойных растений |
19 | Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений. |
20 | Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка. |
21 | Изучение строения плесневых грибов. |
Итого – 21 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение. Наука о растениях – ботаника. (1 час)
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Тема 2. Общее знакомство с растениями. (6 часов)
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.
Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.
Лабораторные работы.
- Знакомство с цветковым растением.
- Споры у папоротника.
Экскурсии.
- Мир растений (растения нашей местности).
Тема 3. Клеточное строение растений. (5 часов)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты – и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и их отложение в клетке, тканях и органах растения.
Лабораторные работы.
* Увеличительные приборы и правила работы с ними.
- Приготовление микропрепарата.
- Рассматривание клеток кожицы лука.
Тема 4. Органы цветковых растений. (18 часов)
Семя (3 час.)
Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Лабораторная работа: Изучение строения семени фасоли и пшеницы.
Корень (3 час)
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.
Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).
Лабораторная работа: Строение корня у проростка гороха.
Побег (7 час.)
Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.
Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.
Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.
Лабораторные работы.
- Строение вегетативных и генеративных почек.
- Внешнее строение листа.
- Внешнее и внутреннее строение стебля.
- Внешнее строение корневища, луковицы и клубня.
Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
Цветок и плод (5 час.)
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Лабораторные работы.
- Рассматривание соцветий.
- Особенности строения цветков в связи со способом опыления.
Экскурсии. Путешествие с комнатными растениями.
Тема 5. Основные процессы жизнедеятельности растений. (11 часов)
Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растений (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.
Лабораторные работы.
- Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде.
- Черенкование комнатных растений.
Тема 6. Основные отделы царства растений. (10 часов)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).
Лабораторные работы.
- Определение одноклеточных водорослей.
- Изучение внешнего строения моховидных растений.
- Изучение внешнего строения папоротниковидных растений.
- Изучение внешнего вида хвойных растений.
- Знакомство с разнообразием покрытосеменных (на примере комнатных растений и гербарных образцов).
Тема 7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.
(4 часа)
Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
Тема 8. Царство Бактерии. (3 часа)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).
Лабораторная работа. Рассматривание внешнего вида бактерии сенная палочка.
Тема 9. Царство Грибы. Лишайники. (3 часа)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов.
Тема 10. Природные сообщества. (6 часов)
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Экскурсии:
- Весна в жизни природного сообщества.
Тема 11. Повторение. (2 часа)
Повторение изученных тем (тестирование).
Тема 12. Заключение. (1 час)
Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.
Учебно-тематическое планирование 6 класс
№ | Содержание урока | Дата | Лабораторные работы | Оборудование | Дом. задание | |
ВВЕДЕНИЕ ( 1ч.) | ||||||
1 | Ботаника-наука о растениях. | табл.,гербарии,комн.р. | введение | |||
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ (6ч.) | ||||||
2 | Мир растений (урок-экскурсия) | Экскурсия №1 «Мир растений» | п.1,с.7-10 | |||
3 | Строение растений. | №1 «Знакомство с цветковыми растениями» | гербарии,таблицы | п.2 с.10-16 | ||
4 | Семенные и споровые растения. | №2 «Споры папоротника» | гербарии, таблицы | п.2, с.10-16 | ||
5 | Растения – живой организм. | таблицы, гербарии | п.3, с.16-18 | |||
6 | Условия жизни растений. | таблицы | п.4,с.18-21 | |||
7 | Среды жизни растений. | табл. | п.5,с.22-25 | |||
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ (5ч.) | ||||||
8 | Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата. | №3 «Увеличительные приборы и правила работы с ними» | микроскопы, лупы | п.6,с.26-27, принести томат | ||
9 | Строение растительной клетки. | №3 «Приготовление микропрепарата» | Микроскопы, томат | п.7,с.28-30, опыт к ур.13 | ||
10 | Процессы жизнедеятельности клетки. | Таблицы | п.8,с.30-32 | |||
11 | Ткани растений и их виды. | Микроск.,микропр. | п.9,с33-36 прин. йод, стакан, лук, | |||
12 | ОБОБЩАЮЩИЙ.» Клеточное строение ратений.» | №4 «Рассматр. клеток кожицы лука» | микроск.,лук, йод,стакан с водой | Прин. сухие и замочен. семена пшеницы и фасоли. | ||
ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (18ч.) | ||||||
СЕМЯ (3 ч.) | ||||||
13 | Семя и его строение. | №5 «Строение семени фасоли и пшеницы» | лупы, семена фасоли и пшеницы | п.10, с.37-42 опыт к ур.16 | ||
14 | Условия прорастания семян. | таблицы | п.11,с.43-45 | |||
15 | Значение семян. | п.12, с.46-49, Принести семена гороха,пшен. | ||||
КОРЕНЬ (3ч.) | ||||||
16 | Корень и его внешнее строение | №6 «Строение корня у проростка гороха, пшеницы. | лупы,проросшие семена | п.13, с.49-52 | ||
17 | Внутреннее строение корня. | микроск.,микропреп. | п.14, с.53-55 | |||
18 | Значение и разнообразие корней | таблицы | п.15, с.55-58 | |||
ПОБЕГ (7ч.) | ||||||
19 | Побег. Строение и значение для растения. | таблицы,принести веточки сирени | п.16, с.59-61, | |||
20 | Почка-зачаточный побег ратения. | №7 «Строение вегет. и генеративных почек» | веточки сирени, лупы | п.17, с.61-64 | ||
21 | Лист-часть побега, его внешнее и внутр. строение. | №8 «Внешнее строение листа» | микроскопы,микропрепараты | п.18, с.65-68 | ||
22 | Значение листа в жизни раст. | комн. растения | п.19, с.68-73 | |||
23 | Стебель-часть побега,его внешнее и внутр. строение. | №9 «Внешнее и внутр. строение стебля.» | микроскопы,микропреп.,распилы | п.20, с.73-76 | ||
24 | Многообразие стеблей. Р.К. | Экскурсия№2 «Жизнь ратений зимой» | принести к ур.25 | п.21 с.77-80 | ||
25 | Видоизменения подземных побегов. | №10 «Внешнее строение корневища,клубня и луковицы» | йод, стакан с водой, картофель, луковица, лупы | п.22, с.80-84 | ||
ЦВЕТОК И ПЛОД(5ч.) | ||||||
26 | Цветок,его строение и значение. | №11 «Рассматривание соцветий» | гербарии | п.23 с.85-89 | ||
27 | Цветение и опыление растений. | №12 «Особен. строения цветков в связи со способом опыления» | гербарии | п.24 с.89-92 | ||
28 | Плод. Его значение и многообразие форм. | таблицы | п.25 с.92-94 | |||
29 | Растительный организм как живая система (биосистема) | Экскурсия№3 «Путешествие с комн. растениями» | комнатные растения | п.26 с.94-96 | ||
30 | Обобщающий. « Органы цветковых растений» | повт. с.94-96 | ||||
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (11ч.) | ||||||
31 | Корневое питание растений. | таблицы | п.27 с.97-99 | |||
32 | Воздушное питание растений. | таблицы | п.28 с.100-103 | |||
33 | Космическая роль растений. | таблицы | п.29 с.103-105 | |||
34 | Дыхание растений и обмен веществ. | таблицы | п.30 с.105-108 | |||
35 | Значение воды в жизни растений. | №13 «Знакомство с раст. разных экол. групп по отношению к воде» | таблицы | п.31 с.109-113 | ||
36 | Размножение растений. Оплодотворение. | таблицы | п.32 с.113-117 | |||
37 | Вегетативное размножение растений. | таблицы | п.33 с.118-120 | |||
38 | Использование вегетативного размножения растений человеком. | №14 «Черенкование комнатных растений» | комнатные растения | п.34 с.120-125 | ||
39 | Рост и развитие растительного организма. | гербарии | п.35 с.125-127 | |||
40 | Зависимость роста и развития растений от условий окр. среды. | таблицы | п.36 с.128-131 | |||
41 | Обобщающий. «Основные процессы жизнедеятельности.» | повт. с.128-131 | ||||
ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (10ч.) | ||||||
42 | Классификация растений. | таблицы | п.37 с.132-135 | |||
43 | Водоросли. Общая хар-ка. | таблицы | п.38 с.135-138 | |||
44 | Многообразие водорослей, их значение. | №15 «Опр. одноклет. водорослей в аквариуме» | п.39 с.138-142 | |||
45 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. | №16 «Изучение внешнего вида мхов» | гербарии, мхи | п.40 с.142-145 | ||
46 | Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение. | №17 «Изучение внешнего вида папоротников» | гербарии | п.41 с.146-150 | ||
47 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | №18 «Изучение внешнего вида хвойных растений» | гербарии | п.42 с.150-154 | ||
48 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Р.К. | №19 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных» | комнатные растения, гербарии | п.43 с.154-159 | ||
49 | Семейства класса Двудольные растения. Р.К. | таблицы | п.44 с.159-164 | |||
50 | Семейства класса Однодольные растения.Р.К. | гербарии | п.45 с.164-169 | |||
51 | Обобщающий. «Основные отделы царства Растений» | таблицы | повт. с.164-169 | |||
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ(4ч) | ||||||
52 | Понятие об эволюции растительного мира на Земле. | п.46 с.170-173 | ||||
53. | Эволюция высших растений. | таблицы | п.47 с.173-175 | |||
54 | Многообразие и происхождение культурных растений. | Экология,часть2,глава 4, урок№27(демонстрация) | п.48 с.176-179 | |||
55 | Дары Старого и Нового Света. | Экология часть 2,глава4, урок№27(демонстрация) | п.49, вырастить мукор | |||
ЦАРСТВО БАКТЕРИИ(3ч) | ||||||
56 | Общая характеристика бактерий, их строение. | таблицы | п.50 с.184-186 | |||
57 | Многообразие бактерий. | №20 «Рассматривание внешнего вида бактерии сенная палочка» | микроскоп, культ. сенной палочки | п.51 с.186-189 | ||
58 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | таблицы | п.52, с.190-193 принести мукор | |||
ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ. (3ч) | ||||||
59 | Царство Грибов. Общая характеристика. | №21 «Изучение строения плесневых грибов» | микроскопы,лупы,мукор | п.53 с.194-198 | ||
60 | Многообразие и значение грибов. | муляжи грибов, трутовик | п.54 с.198-201 | |||
61 | Лишайники. Общая характеристика и строение. | таблицы | п.55 с.201-205 | |||
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (6ч.) | ||||||
62 | Понятие о биогеоценозе | фотографии | п.56 с.206-208 | |||
63 | Приспособленность растений к совместной жизни в прир. сообществе. Р.К. | п.57 с.208-210 | ||||
64 | Смена природных сообществ. | п.58 с.211-213 | ||||
65 | Многообразие природных сообществ. Р.К. | п.59 с.213-215 | ||||
66 | Жизнь организмов в природе. Р.К. | п.60 с.215-219 | ||||
67 | Весна в жизни природного сообщества. Р.К. | Экскурсия№4 «Весна в жизни природного сообщества» | повт. с.215-219 | |||
68 | Повторение (тестирование) | |||||
69 | Повторение (тестирование) | |||||
70 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК. Летние задания. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011.
тетради с печатной основой:
Биология. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Рабочая тетрадь. 6 класс
а также методических пособий для учителя:
1) Бодрова Н.Ф. Биология. Растения. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Биология. Растении. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса в 6 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/)
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).
Список литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов Пономаревой И.Н.// Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Дополнительная литература
для учителя:
1. Н. Ю. Анашина. День естествознания в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. Биология, география, химия. Серия: Игра, обучение, развитие, развлечение
2. Ю. В. Козлова, В. В. Ярошенко. Краеведение. Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии.
3. Предметная неделя биологии в школе. Серия: Библиотека учителя.
4. А. И. Никишов. Теория и методика обучения биологии.
5. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение, 1985.
6. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985.
для учащихся:
1. "Занимательная биология", Акимушкин И.И.
2. "Занимательная физиология", Артамонов В.И.
3. "Редкие и исчезающие виды", Артамонов В.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...