Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Семенихина Наталья Николаевна

Рабочая программа по биологии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________.

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Волкова Е.В.

«____»____________2014 г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «СОШ №4»

_____________ Лосенкова Л.А.

Приказ № ___ от «__»_____2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА 

Семенихиной Натальи Николаевны,

высшая квалификационная категория

по учебному курсу  

Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

6 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2014 г.

2014 - 2015  учебный год

6 класс

Программа И.Н. Пономаревой (2012 г.)

Учебник: И.Н.Пономарева,

О.А. Корнилова,

В.С. Кучменко

Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.»

Издательство «Вентана-Граф»

6 класс.

Курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».

(70 часов.. 2 часа в неделю)

Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 – ого класса «Биология – 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники)»

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Представленная  в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.  

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

         Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины

мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как  особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.

Рабочая программа  ориентирована на использование учебника:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2013. – 240 с.

  1. Соответствие требованиям ФК ГОС:

Цель: Усвоение учащимися не только определенной суммы знаний, но и развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.

Задачи: Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности  и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы;

Содержание образования: Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии.

Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.

Приемы и способы деятельности: Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа.

Задачи: Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

Содержание образования: Общее знакомство с растениями. Клеточное строение  растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений.

Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества. Знакомство с цветковыми и споровыми растениями. Внешнее строение корневища и клубня.

Приемы и способы деятельности: Инструктирование, самостоятельная работа, сообщающая и эвристическая беседа, проблемные задачи и задания, имеющие практический характер, наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу.

Задачи: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации. 

Содержание образования: Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.

Строение растительной клетки. Строение семени. Строение корня. Строение почки.

Строение листа. Строение стебля. Внешнее строение корневища и клубня. Соцветия.
Вегетативное размножение растений. Одноклеточные водоросли. Отдел Мохообразные.

Папоротникообразные. Отдел Голосеменные. Строение бактерий. Плесневые грибы.

Приемы и способы деятельности: Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия. Работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой.

Задачи: Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

Содержание образования: Условия жизни растений на Земле. Многообразие стеблей и плодов. Водоросли. Отдел  Голосеменные. Отдел  Покрытосеменные.  Многообразие и происхождение культурных растений. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники.

Природное сообщество. Приспособленность растений

Приемы и способы деятельности: Наблюдение, слушание, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, инструктирование.

Задачи: Использование приобретенных   знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,  оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для наблюдения правил поведения в окружающей  среде, профилактики  заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Содержание образования: Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии. Царство  Грибы. Лишайники. Природные сообщества.

Приемы и способы деятельности: Наблюдение, слушание, выполнение действий по образцу,  эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания.

Предметно – информационная:

  • иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;
  • Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
  • Знать растительный мир Ставропольского края и Изобильненского района, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития;
  • Знать основные методы осуществления природоохранной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности;
  •  Знать методы отбора достоверной и необходимой информации;

Знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование и саморазвитие подростка

Деятельностно – коммуникативная:

  • владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;
  • демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах;
  • проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;
  • владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
  • участвовать в экологических  акциях района, микрорайона, школы;
  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;
  • владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе;

уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.

Ценностно – ориентационная:

  • осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле;
  • принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;
  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
  • сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;

понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона.

Требования к уровню подготовки учащихся 6класса

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/ понимать:

•    признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

•    сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция  жизнедеятельности организма;

уметь:

•    объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

•    изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•    распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

•    выявлять приспособления организмов к среде обитания;

•    сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•    определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•    анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

•проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Контроль и учёт достижений учащихся.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

     Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

  - текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

  - аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

  - аттестация по итогам года;

  - формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по  биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.).

Организация учебного процесса.

     Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  - создание оптимальных условий обучения;

  - исключение психотравмирующих факторов;

  - сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  - развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

  - развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Структура курса

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение. Наука о растениях – ботаника.

1

2

Общее знакомство с растениями.

6

3

Клеточное строение растений.

5

4

Органы цветковых растений.

18

5

Основные процессы жизнедеятельности растений.

11

6

Основные отделы царства растений.

10

7

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

4

8

Царство бактерии.

3

9

Царство грибы. Лишайники.

3

10

Природные сообщества.

6

11

Повторение

2

12

Заключение.

1

Итого

70

Контроль уровня обученности.

Перечень контрольных работ

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений.

1

2

Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. Царство бактерии. Царство грибы. Лишайники.

1

Итого

2

Перечень лабораторных работ

№ п/п

Тема

1

Знакомство с цветковым растением.

2

Споры у папоротника.

3

Приготовление микропрепарата.

4

Изучение клеток кожицы лука.

5

Изучение строения семени фасоли.

6

Строение корня у проростка тыквы.

7

Строение вегетативных и генеративных почек.

8

Внешнее строение листа.

9

Внешнее и внутреннее строение стебля.

10

Внешнее строение корневища и клубня.

11

Типы соцветий.

12

Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

13

Растения разных экологических групп по отношению к воде.

14

Черенкование комнатных растений.

15

Определение одноклеточных водорослей.

16

Изучение внешнего строения моховидных растений.

17

Изучение внешнего строения папоротниковидных растений

18

Изучение внешнего вида хвойных растений

19

Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.

20

Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка.

21

Изучение строения плесневых грибов.

Итого – 21

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение. Наука о растениях – ботаника. (1 час)

         Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Тема 2. Общее знакомство с растениями. (6 часов)

         Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

         Признаки растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

         Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов.

         Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

         Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.

         Лабораторные работы. 

  • Знакомство с цветковым растением.
  • Споры у папоротника.

         Экскурсии.

  • Мир растений (растения нашей местности).

Тема 3. Клеточное строение растений. (5 часов)

         Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура  труда и техника безопасности в работе.

         Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

         Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.

         Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

         Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты – и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и их отложение в клетке, тканях и органах растения.

         Лабораторные работы. 

      * Увеличительные приборы и правила работы с ними.

  • Приготовление микропрепарата.
  • Рассматривание  клеток кожицы лука.

Тема 4. Органы цветковых растений. (18 часов)

Семя (3 час.)

         Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

         Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

         Лабораторная работа: Изучение строения семени фасоли и пшеницы.

Корень (3 час)

         Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.

         Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.

         Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).

         Лабораторная работа: Строение корня у проростка гороха.

Побег (7 час.)

         Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

         Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.

         Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.

         Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев.

         Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.

         Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.

         Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

         Лабораторные работы. 

  • Строение вегетативных и генеративных почек.
  • Внешнее строение листа.
  • Внешнее и внутреннее строение стебля.
  • Внешнее строение корневища, луковицы и клубня.

         Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.

Цветок и плод (5 час.)

         Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

         Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

         Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

         Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

         Лабораторные работы. 

  • Рассматривание соцветий.
  • Особенности строения цветков в связи со способом опыления.

         Экскурсии. Путешествие с комнатными растениями.

Тема 5. Основные процессы жизнедеятельности растений. (11 часов)

         Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

         Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

         Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

         Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

         Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

         Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

         Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растений (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.

         Лабораторные работы. 

  • Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде.
  • Черенкование комнатных растений.

Тема 6. Основные отделы царства растений. (10 часов)

         Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

         Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

         Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

         Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

         Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

         Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).

         Лабораторные работы. 

  • Определение одноклеточных водорослей.
  • Изучение внешнего строения моховидных растений.
  • Изучение внешнего строения папоротниковидных растений.
  • Изучение внешнего вида хвойных растений.
  • Знакомство с разнообразием покрытосеменных (на примере комнатных растений и гербарных образцов).

Тема 7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

(4 часа)

         Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

         Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.

         Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

Тема 8. Царство Бактерии. (3 часа)

         Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

         Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

         Лабораторная работа. Рассматривание внешнего вида бактерии сенная палочка.

Тема 9. Царство Грибы. Лишайники. (3 часа)

         Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы.  Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

         Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

         Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

         Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов.

Тема 10. Природные сообщества. (6 часов)

         Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

         Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

         Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

         Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

         Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

         Экскурсии:

  • Весна в жизни природного сообщества.

Тема 11. Повторение. (2 часа)

Повторение изученных тем (тестирование).

Тема 12. Заключение. (1 час)

         Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.

Учебно-тематическое планирование 6 класс

Содержание урока

Дата

Лабораторные работы

Оборудование

Дом. задание

ВВЕДЕНИЕ ( 1ч.)

1

Ботаника-наука о растениях.

табл.,гербарии,комн.р.

введение

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ (6ч.)

2

Мир растений

(урок-экскурсия)

Экскурсия №1

 «Мир растений»

п.1,с.7-10

3

Строение растений.

№1 «Знакомство с цветковыми растениями»

гербарии,таблицы

п.2 с.10-16

4

Семенные и споровые растения.

№2 «Споры папоротника»

гербарии, таблицы

п.2, с.10-16

5

Растения – живой организм.

таблицы, гербарии

п.3, с.16-18

6

Условия жизни растений.

таблицы

п.4,с.18-21

7

Среды жизни растений.

табл.

п.5,с.22-25

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ (5ч.)

8

Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата.

№3 «Увеличительные приборы и правила работы с ними»

микроскопы, лупы

п.6,с.26-27,

принести томат

9

Строение растительной клетки.

№3 «Приготовление микропрепарата»

Микроскопы, томат

п.7,с.28-30,

опыт к ур.13

10

Процессы жизнедеятельности клетки.

Таблицы

п.8,с.30-32

11

Ткани растений и их виды.

Микроск.,микропр.

п.9,с33-36

прин. йод, стакан, лук,

12

ОБОБЩАЮЩИЙ.» Клеточное строение ратений.»

№4 «Рассматр. клеток кожицы лука»

микроск.,лук, йод,стакан с водой

Прин. сухие и замочен. семена пшеницы и фасоли.

ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (18ч.)

СЕМЯ (3 ч.)

13

Семя и его строение.

№5 «Строение семени фасоли и пшеницы»

лупы, семена фасоли и пшеницы

п.10,

с.37-42 опыт к ур.16

14

Условия прорастания семян.

таблицы

п.11,с.43-45

15

Значение семян.

п.12,

с.46-49,

Принести  семена гороха,пшен.

КОРЕНЬ (3ч.)

16

Корень и его внешнее строение

№6 «Строение корня у проростка гороха, пшеницы.

лупы,проросшие семена

п.13,

с.49-52

17

Внутреннее строение корня.

микроск.,микропреп.

п.14,

с.53-55

18

Значение и разнообразие корней

таблицы

п.15,

с.55-58

ПОБЕГ (7ч.)

19

Побег. Строение и значение для растения.

таблицы,принести веточки сирени

п.16,

с.59-61,

20

Почка-зачаточный побег ратения.

№7 «Строение вегет. и генеративных почек»

веточки сирени, лупы

п.17,

с.61-64

21

Лист-часть побега, его внешнее и внутр. строение.

№8 «Внешнее строение листа»

микроскопы,микропрепараты

п.18,

с.65-68

22

Значение листа в жизни раст.

комн. растения

п.19, с.68-73

23

Стебель-часть побега,его внешнее и внутр. строение.

№9 «Внешнее и внутр. строение стебля.»

микроскопы,микропреп.,распилы

п.20,

с.73-76

24

Многообразие стеблей. Р.К.

Экскурсия№2 «Жизнь ратений зимой»

принести к ур.25

п.21

с.77-80

25

Видоизменения подземных побегов.

№10 «Внешнее строение корневища,клубня и луковицы»

йод, стакан с водой, картофель, луковица, лупы

п.22,

с.80-84

ЦВЕТОК И ПЛОД(5ч.)

26

Цветок,его строение и значение.

№11 «Рассматривание соцветий»

гербарии

п.23

с.85-89

27

Цветение и опыление растений.

№12 «Особен. строения цветков в связи со способом опыления»

гербарии

п.24

с.89-92

28

Плод. Его значение и многообразие форм.

таблицы

п.25

 с.92-94

29

Растительный организм как живая система (биосистема)

Экскурсия№3 «Путешествие с комн. растениями»

комнатные растения

п.26

с.94-96

30

Обобщающий. « Органы цветковых растений»

повт.

с.94-96

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (11ч.)

31

Корневое питание растений.

таблицы

п.27

с.97-99

32

Воздушное питание растений.

таблицы

п.28

с.100-103

33

Космическая роль растений.

таблицы

п.29

с.103-105

34

Дыхание растений и обмен веществ.

таблицы

п.30

с.105-108

35

Значение воды в жизни растений.

№13 «Знакомство с раст. разных экол. групп по отношению к воде»

таблицы

п.31

с.109-113

36

Размножение растений. Оплодотворение.

таблицы

п.32

с.113-117

37

Вегетативное размножение растений.

таблицы

п.33

с.118-120

38

Использование вегетативного размножения растений человеком.

№14 «Черенкование комнатных растений»

комнатные растения

п.34

с.120-125

39

Рост и развитие растительного организма.

гербарии

п.35

с.125-127

40

Зависимость роста и развития растений от условий окр. среды.

таблицы

п.36

с.128-131

41

Обобщающий. «Основные процессы жизнедеятельности.»

повт.

с.128-131

ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (10ч.)

42

Классификация растений.

таблицы

п.37

с.132-135

43

Водоросли. Общая хар-ка.

таблицы

п.38 с.135-138

44

Многообразие водорослей, их значение.

№15 «Опр. одноклет. водорослей в аквариуме»

п.39

с.138-142

45

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

№16 «Изучение внешнего вида мхов»

гербарии, мхи

п.40

с.142-145

46

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение.

№17 «Изучение внешнего вида папоротников»

гербарии

п.41

с.146-150

47

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

№18 «Изучение внешнего вида хвойных растений»

гербарии

п.42

с.150-154

48

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.            Р.К.

№19 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных»

комнатные растения, гербарии

п.43

с.154-159

49

Семейства класса Двудольные растения. Р.К.

таблицы

п.44

с.159-164

50

Семейства класса Однодольные растения.Р.К.

гербарии

п.45

с.164-169

51

Обобщающий. «Основные отделы царства Растений»

таблицы

повт.

с.164-169

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ(4ч)

52

Понятие об эволюции растительного мира на Земле.

п.46

с.170-173

53.

Эволюция высших растений.

таблицы

п.47

с.173-175

54

Многообразие и происхождение культурных растений.

Экология,часть2,глава 4, урок№27(демонстрация)

п.48

с.176-179

55

Дары Старого и Нового Света.

Экология часть 2,глава4,

урок№27(демонстрация)

п.49,

вырастить мукор

ЦАРСТВО БАКТЕРИИ(3ч)

56

Общая характеристика бактерий, их строение.

таблицы

п.50

с.184-186

57

Многообразие бактерий.

№20 «Рассматривание внешнего вида бактерии сенная палочка»

микроскоп, культ. сенной палочки

п.51

с.186-189

58

Значение бактерий в природе и жизни человека.

таблицы

п.52,

с.190-193

принести мукор

ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ. (3ч)

59

Царство Грибов. Общая характеристика.

№21 «Изучение строения плесневых грибов»

микроскопы,лупы,мукор

п.53

с.194-198

60

Многообразие и значение грибов.

муляжи грибов, трутовик

п.54

с.198-201

61

Лишайники. Общая характеристика и строение.

таблицы

п.55

с.201-205

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (6ч.)

62

Понятие о биогеоценозе

фотографии

п.56

с.206-208

63

Приспособленность растений к совместной жизни в прир. сообществе.             Р.К.

п.57

с.208-210

64

Смена природных сообществ.

п.58

с.211-213

65

Многообразие природных сообществ.              Р.К.

п.59

с.213-215

66

Жизнь организмов в природе.                  Р.К.

п.60

с.215-219

67

Весна в жизни природного сообщества.            Р.К.

Экскурсия№4 «Весна в жизни природного сообщества»

повт.

с.215-219

68

Повторение (тестирование)

69

Повторение (тестирование)

70

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК. Летние задания.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011.

тетради с печатной основой:

Биология. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Рабочая тетрадь. 6 класс

а также методических пособий для учителя:

1) Бодрова Н.Ф. Биология. Растения. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008

2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. Растении. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 6 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/)

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).

Список литературы

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов Пономаревой И.Н.// Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Дополнительная литература

для учителя:

1. Н. Ю. Анашина. День естествознания в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. Биология, география, химия.  Серия: Игра, обучение, развитие, развлечение

2. Ю. В. Козлова, В. В. Ярошенко.  Краеведение. Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии.  

3. Предметная неделя биологии в школе.  Серия: Библиотека учителя.

4.  А. И. Никишов.  Теория и методика обучения биологии.

5. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение, 1985.

6. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985.

для учащихся:

1. "Занимательная биология", Акимушкин И.И.

 2. "Занимательная физиология", Артамонов В.И.

 3. "Редкие и исчезающие виды", Артамонов В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...