"Знакомые и незнакомые..." (текст к открытому уроку о грибах)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Дроздова Лариса Анатольевна

 открытый урок о многообразии грибов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока77.5 КБ
Microsoft Office document icon griby.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «ЗНАКОМЫЕ  И  НЕЗНАКОМЫЕ  . . .»

Тема урока

«ЗНАКОМЫЕ  И  НЕЗНАКОМЫЕ  . . .»

Предмет

Биология

Класс

6

УМК, авторы образовательной программы

Программа основного общего образования по биологии 6-9 класс Пономарева

Место и роль урока в изучаемой теме

Данный урок является вторым после изучения строения и жизнедеятельности грибов в теме «Грибы».

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока

Раскрыть роль грибов в природе и в жизни человека и их многообразие

Задачи урока

Обучающие: сформировать общее представление о грибах как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение грибов в хозяйственной деятельности человека.  
Развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с информационными источниками, высказывать и обосновывать свою позицию.
Воспитательные: убедить учащихся в том, что грибы -  необходимый компонент функционирования биосферы и основа многих производств; продолжать формирование познавательного интереса к научной информации биологического содержания формирование материалистической картины мира.

Целесообразность и оригинальность разработки

Урок направлен на развитие универсальных учебных действий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят учащиеся в ходе урока

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока:
жизнедеятельность, среды обитания, способы питания грибов.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока:
значение грибов в жизни человека, роль в природе.
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока: симбиоз грибов с корнями растения, правила сбора грибов

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, презентация, источники информации.

Авторство материала

Презентация «Знакомые и незнакомые…»

Методические рекомендации по использованию

6 класс

Дроздова Лариса Анатольевна, учитель биологии

План урока:

1. Вступление.

2. Строение грибов.

3. Разнообразие грибов.

4. Необычные грибы.

5. Значение грибов в природе и для человека.

6. Закрепление материала, домашнее задание.

Учащиеся работают в группах с дополнительным материалом. Работа сопровождается презентацией.

             1.  О каких организмах мы сегодня будем говорить? Ответ на этот вопрос нам даст загадка.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

                          / Гриб/ (Слайд 2)

Все ли мы знаем о грибах?

             2.  Всем с детства известна народная сказка о том, как мужик и медведь вместе репу сеяли. Недогадливый медведь никак не мог понять, где «вершки», а где «корешки». Похожее на эту сказку творилось и в науке о грибах.

              Известный шведский натуралист Карл Линней считал грибы растениями. И так вслед за ним считали многие. Ботаник Неккер выступил с заявлением, что грибы вовсе не растения,  а просто-напросто продукт выделения растительных тканей, как бы отбросы растений. В доказательство своей правоты он ссылается на «паутинное вещество», из которого вырастают грибы. Поэтому Неккер утверждал, что грибы ближе к минералам, чем к растениям. Разгорелся научный спор. Неккер обнаружил грибницу, но не понял, что это главная часть гриба, а не какие-то выделения из тела другого растения. Противники Неккера принимали грибницу за самостоятельный отдельный грибной организм. Так в прошлом ботаники перепутали грибные «вершки» и «корешки». И только в 1834 году ботаник Дютроше доказал, что грибница – основная часть гриба, а то, что мы в практике называем грибами,- только ее плодовые тела. Вот почему нельзя срывать гриб рукой, а следует осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. (Слайд 3)

               Но как живет и развивается грибница, еще долго оставалось неизвестным. Люди давно знают, что шляпочные грибы вырастают кругами. Однако очень долгое время ни грибники-практики, ни ученые-исследователи не знали истиной причины этих странных грибных хороводов. Естественных причин не находилось – придумывали небылицы. Невежественные люди в страхе смотрели на грибные круги. Суеверным людям мерещилось, что грибные круги устраивает «нечистая сила». Так, в Голландии крестьяне всерьез считали, что в грибных кругах по ночам черти сбивают масло, а от травы, взятой с грибных кругов, получается плохое молоко. В Швеции с древних времен грибные круги считались местами хранения заколдованных кладов, которые могут быть отрыты только волшебниками. В Германии смотрели на грибные круги как на места пляски ведьм. Прошли столетия, прежде чем ученым удалось выяснить эту скрытую от глаз людей грибную тайну. Оказалось, что из одной-единственной споры разрастается грибница с урожаями грибов. (Слайд 4)

               Грибница прожорлива, но нити ее не все одинаково питаются. Внутренние нити в середине грибницы быстро истощают почву, им некуда расти, и они постепенно отмирают. Наружные – растут во все стороны на свободные места. Они питаются с избытком. На них и вырастают грибы. Каждый год грибница продвигается вперед во все стороны на 10-15 см. Исходя из этого, можно приблизительно установить возраст грибницы.

              Грибница шляпочных грибов очень живуча и долговечна. В отдаленных малонаселенных лесных районах можно встретить «ведьмины» круги диаметром в сотни метров. Возраст таких грибниц достигает 200-500 лет.

            3. Как многообразно царство грибов! Среди них есть:

 - паразиты  животных; (рассказ учащихся)

               Интересна жизнь грибка эмпуза муска. Эмпуза – охотник за мухами. Споры эмпузы прорастают сквозь покровы мухи и попадают в ее тело. Там они почкуются и разносятся кровью по всему телу, высасывая из мухи все ее соки. Через два-три дня после заражения эмпузой муха гибнет от истощения. Но разросшийся в ее теле грибок прорастает наружу, вытягивает выросты своей грибницы наружу и начинает спорами «обстрел» пролетающих мимо или садящихся поблизости мух. От концов нитей, торчащих из тела мертвой мухи, отскакивают на несколько сантиметров кусочки ее грибницы. Если один из них пролетает мимо мухи и падает в стороне, он не пропадает зря. Он сам становится «пушкой». На нем поднимается, отшнуровывается и снова стреляет другой снаряд. Если и второй угодит мимо, отшнуровывается и стреляет третий – и так до полного истощения всех его припасов. Это ли не диковинная охота грибков за мухами. (Слайд 5)

  - паразиты растений; (рассказ учащихся)

             Мы привыкли считать лес своим богатством. А в это время грибы-разрушители подтачивают и губят деревья незаметно для нас. Издали видны в лесу на древесных стволах грибы-трутовики. Их крупные плодовые тела словно прилеплены к древесным стволам на  разной высоте. Грибница трутовика живет внутри дерева и постепенно разрушает его древесину. В дереве образуется дупло. Такое дерево обречено на гибель. Заражение грибницей трутовика происходит спорами через свежие ранки на коре дерева. Вот почему нельзя портить кору деревьев. На каждой породе деревьев встречаются «свои» формы трутовиков.(Слайд 6)

  - симбионты деревьев; (рассказ учащихся)

              Многие грибники знают, где какие грибы нужно искать. В смешанном лесу растут белые грибы, подосиновики подберезовики, грузди, лисички. Большое количество подберезовиков и волнушек можно найти в березовых рощах. Это неспроста. Давно известно явление микоризы – симбиоза корней растений с гифами гриба. Растение таким образом увеличивает мощность корневой системы, а грибница получает питательные вещества. (Слайд 7)

 - симбионты животных;(рассказ учащихся)

             Кроме сожительства с растениями известны формы сожительства грибов с насекомыми. В одних случаях насекомые культивируют грибы, которыми потом питаются. Примером могут служить бразильские муравьи и термиты, которые разводят грибы, подобно тому, как человек разводит шампиньоны. В других случаях грибы постоянно присутствуют в теле насекомого, не причиняя вреда. Наиболее интересный случай – сожительство гриба, вызывающего плодовую гниль семечковых и косточковых плодовых культур, и жука казарки. В этом случае насекомое способствует расселению гриба-паразита и обеспечивает питанием свое потомство.

  -хищники;(рассказ учащихся)

             Грибы-хищники, хотя и без острых клыков и  быстрых ног, но охотники превосходные. Расставив ловчие кольца, хищный гриб себя ничем не выдает, поджидая добычу. Спокойно ползет, извиваясь, микроскопический червь – нематода. Но вот она  запуталась в какой-то сетке из колец. Это действует гриб-хищник. Он скрутил ее. Напрасны потуги нематоды. Гриб растворяет оболочку нематоды и поглощает внутреннее содержимое.(Слайд 8)

  - сапрофиты /почвенные и древесные/;

             Сапрофитами называют организмы, которые питаются готовыми органическими веществами мертвых организмов. Так вешенка и опята участвуют в разрушении органических веществ погибших деревьев. Они живут и обильно плодоносят на мертвой древесине и пнях погибших деревьев.  (Слайд 9)

По результатам рассказов учащиеся составляют схему «Многообразие грибов»

                                         Многообразие грибов

 симбионты                            симбионты                           паразиты                            паразиты

животных                               деревьев                                животных                           растений

                                                                                                                 

                 хищники                                             сапрофиты  

(Слайд 10)

              4. Царство грибов включает в себя огромное количество видов. Многие из них удивляют нас своей необычностью, размерами и другими свойствами.

              «Дама с белой вуалью». Так называют местные жители удивительный гриб колокольчатый диктиофор, растущий в малодоступных местах Южной Америки. За ростом этого гриба можно наблюдать простым глазом, так как за два часа он увеличивается на  полметра. Из-под его оранжевой шляпки опускается ажурное белое покрывало, и гриб начинает дурно пахнуть. Ночью из-под шляпки диктиофора струится яркий изумрудный свет. «Вуаль» тоже светится. Живет гриб всего одни сутки. Наутро от него остается небольшой слизистый комочек. Свечение гриба привлекает ночных насекомых, которые лакомятся мякотью гриба и разносят его споры. (Слайд 11)

              «Головач». Это самый крупный из дождевиков. Один шведский натуралист нашел головач весом 7,6 кг. Ребята любят поиграть в футбол белыми «мячами» - головачами- величиной с голову взрослого человека. (Слайд 12)

              5. Грибы играют важную роль в природе и в жизни человека.

             А/ - Мы любим бродить по лесу и собирать грибы. ведь грибы – ценный питательный продукт. Вот и я собрала в свое лукошко много разных грибов. Помогите мне разобраться, все ли они съедобны? Какое правило сбора грибов я нарушила? Какие еще существуют правила сбора грибов? (Слайд 13)

Правила:

- собирать только известные тебе грибы;

- срезать ножку  гриба у самой земли ножом, чтобы не повредить грибницу;

-  перед походом за грибами поинтересуйся о встречающихся в данной местности съедобных и ядовитых грибах и места их произрастания.

                 Информацию о ядовитых грибах  нужно знать каждому, ведь отравления грибами не столь уж редки. Чрезвычайно ядовитым грибом является бледная поганка. Этот гриб маскируется под шампиньоны. Отравившиеся бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о ее вкусе, а запах этого гриба напоминает запах шампиньона. Чем же она отличается от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-желтоватого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. У шампиньона же эти пластинки имеют различный цвет – от бледно-розового до темно-бурого, отсутствуют кольца, клубневидные утолщения на ножке и пленки. (Слайд 14)

                 Высокая смертность от отравления бледной поганкой объясняется не только сильным действием яда, но и его необычными свойствами. Основную роль в отравлении  играет аманитотоксин. Ничтожной доли – 25-30 миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе, достаточно для того, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного  кипячения. Попав в организм, яд дает знать о себе не сразу, а несколько часов спустя. Когда появляются признаки отравления, то спасать человека уже трудно: токсин гриба, проникший в кровь, удалить из организма сложно.

                  Б/- Многие грибы используются в медицине для производства лекарств.

                  «Гриб-пластырь». (рассказ учащихся)

На сенокосе, вдали от деревни случается поранить руку или ногу. Что делать? Приходится идти в амбулаторию… И вот на полевой дороге вы видите белые катышки дождевиков. Аптека тут, рядом. Возьми молодой ватный шарик гриба, разломи и мякотью приложи к ранке. Кровь перестанет течь, боль утихнет.

                 «Плесень против микробов». (рассказ учащихся)

 871-1872 годах два русских ученых - врача  А.Г.Полотебнов и В.А.Манассеин обнаружили очень интересное свойство одного из самых распространенных плесневых грибов – кистевика /пенициллиума/. Плесень эта убивала гноеродных микробов. Из колоний пенициллиума удалось выделить вещество, названное пенициллином. Во время Великой Отечественной войны пенициллин спас жизнь многим раненым. Его применяют для лечения гнойных ран, нарывов, воспаления легких и других болезней, вызванных бактериями из групп кокков.  

            Для разведения пенициллиума строят заводы. На таком заводе главным является цех, где выращивают плесень. Здесь стоят огромные сосуды величиной с трехэтажный дом. В них находится питательная среда для выращивания пенициллиума. Через сосуд беспрерывно подается очищенный воздух. Температура в сосуде повышенная. Из плесени выделяют пенициллин.(Слайд 15)

                   В/ - Грибы можно использовать для получения биологически активных веществ.

                  «Чудо-ускоритель»    (рассказ учащихся)                                                                     На рисовых полях Японии, Индии и Китая давно наблюдали такое явление. Побеги риса вдруг начинают быстро расти, но плодоношение риса при этом  задерживается. Эта особая болезнь риса известна под названием «дурные побеги». Ученые установили, что болезнь вызывается паразитическим грибом гиббереллой. Из этого гриба выделили вещество, которое назвали гиббереллин. Оно  и оказалось чудо - ускорителем. Достаточно ничтожной доли этого препарата, чтобы обработанная капуста выросла до высоты 2-3 метра, а кукуруза поднялась до высоты 6-7 метров. Гиббереллин позволяет значительно увеличить урожай гороха, сои и других культур. С его помощью удается получить более крупные клубни картофеля, плоды томата. Гиббереллин позволяет не только ускорить цветение, но и изменить форму и окраску цветов. (Слайд 16)      

                 Г/ - Грибы могут стать причиной некоторых заболеваний.

                «Антонов огонь» (рассказ учащихся)

          Около тысячи лет назад на юге Франции в течении двух веков свирепствовала страшная болезнь: кожа у больных покрывалась пузырями, пальцы сводило судорогой, мертвели конечности, человек гнил заживо. Монахи объявили эту болезнь наказанием божьим за неверие. Запуганные люди шли в монастырь, где почитался святой Антоний. После некоторого пребывания в монастыре болезнь проходила, но по возвращению в деревню возобновлялась. Верующие решили, что помогает от страшной болезни только молитва святого Антония, а болезнь назвали «антонов огонь». Секрет этого чуда был раскрыт много веков спустя. Болезнь вызывалась спорыньей, содержавшейся в муке. При длительном хранении ядовитые вещества спорыньи теряют свою силу. В монастырях были большие запасы муки, и монахи старались скармливать богомольцам самую старую муку. Следовательно, хлеб, хотя и затхлый, все же не вызывал отравления. В деревнях же хлеб пекли из муки нового урожая и поэтому болезнь возобновлялась. В 1889 году в Вятской губернии спорыньей отравилось около трех тысяч человек, и из них умерло более пятисот. В России эту болезнь называли «злыми корчами».

            Однако этот паразит хлебных злаков является одновременно и ценным лекарством. Спорынья суживает кровеносные сосуды и тем самым останавливает кровотечение. Во время Великой Отечественной войны в спорынье как лекарственном средстве была большая потребность. (Слайд 17)  

                 6. Вот и завершилось наше путешествие в царство Грибов. Конечно еще много интересного осталось за его границами. И в заключении попробуем разгадать криптограмму «Народная примета». (Слайд 18)

                 Ключевые слова:

1, 2, 3, 4 – микроскопические нити, из которых формируется грибница и плодовое тело гриба.

5, 2, 6, 7, 8, 2, 9,10 – взаимовыгодное сожительство гриба и растения.

11, 2, 5, 23, 2, 7, 9 – взаимовыгодная форма совместного существования организмов.

21, 8, 7, 22, 22, 2 – микроскопические грибы, разлагающие сахар на спирт и углекислый газ,      

                                поднимает тесто.

12, 13, 14, 2, 15, 2. 16,16 – гриб, который используется для изготовления лекарств, для лечения                          

        гнойных инфекций.

5, 17, 6, 7, 8 – плесневый гриб, имеющий одноклеточную грибницу и развивающийся на

                        продуктах питания.

12, 16, 7, 21, 7, 20, 7, 13 – 19, 13, 16,7 – наземная часть шляпочного гриба.

5, 17, 18, 7, 5, 7,8 – ядовитый гриб с красной шляпкой.

   

1

21

13

5

14

7

1

7

5

17

18

7

5

7

8

7

20

,

19

10

5

5

14

7

1

7

23

13

16

4

18

1

8

2

23

7

20

               

Ответ: где много мухоморов, там много белых грибов.

Домашнее задание: подобрать поговорки, загадки, народные приметы, связанные с грибами.

И в заключение давайте соберем лукошко грибов. Если вы узнали много нового и вам было интересно – положите в лукошко белый гриб, если вам было скучно – положите бледную поганку.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «ЗНАКОМЫЕ  И  НЕЗНАКОМЫЕ  . . .»

Тема урока

«ЗНАКОМЫЕ  И  НЕЗНАКОМЫЕ  . . .»

Предмет

Биология

Класс

6

УМК, авторы образовательной программы

Программа основного общего образования по биологии 6-9 класс Пономарева

Место и роль урока в изучаемой теме

Данный урок является вторым после изучения строения и жизнедеятельности грибов в теме «Грибы».

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока

Раскрыть роль грибов в природе и в жизни человека и их многообразие

Задачи урока

Обучающие: сформировать общее представление о грибах как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение грибов в хозяйственной деятельности человека.  
Развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с информационными источниками, высказывать и обосновывать свою позицию.
Воспитательные: убедить учащихся в том, что грибы -  необходимый компонент функционирования биосферы и основа многих производств; продолжать формирование познавательного интереса к научной информации биологического содержания формирование материалистической картины мира.

Целесообразность и оригинальность разработки

Урок направлен на развитие универсальных учебных действий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят учащиеся в ходе урока

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока:
жизнедеятельность, среды обитания, способы питания грибов.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока:
значение грибов в жизни человека, роль в природе.
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока: симбиоз грибов с корнями растения, правила сбора грибов

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, презентация, источники информации.

Авторство материала

Презентация «Знакомые и незнакомые…»

Методические рекомендации по использованию

6 класс

Дроздова Лариса Анатольевна, учитель биологии

План урока:

1. Вступление.

2. Строение грибов.

3. Разнообразие грибов.

4. Необычные грибы.

5. Значение грибов в природе и для человека.

6. Закрепление материала, домашнее задание.

Учащиеся работают в группах с дополнительным материалом. Работа сопровождается презентацией.

             1.  О каких организмах мы сегодня будем говорить? Ответ на этот вопрос нам даст загадка.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

                          / Гриб/ (Слайд 2)

Все ли мы знаем о грибах?

             2.  Всем с детства известна народная сказка о том, как мужик и медведь вместе репу сеяли. Недогадливый медведь никак не мог понять, где «вершки», а где «корешки». Похожее на эту сказку творилось и в науке о грибах.

              Известный шведский натуралист Карл Линней считал грибы растениями. И так вслед за ним считали многие. Ботаник Неккер выступил с заявлением, что грибы вовсе не растения,  а просто-напросто продукт выделения растительных тканей, как бы отбросы растений. В доказательство своей правоты он ссылается на «паутинное вещество», из которого вырастают грибы. Поэтому Неккер утверждал, что грибы ближе к минералам, чем к растениям. Разгорелся научный спор. Неккер обнаружил грибницу, но не понял, что это главная часть гриба, а не какие-то выделения из тела другого растения. Противники Неккера принимали грибницу за самостоятельный отдельный грибной организм. Так в прошлом ботаники перепутали грибные «вершки» и «корешки». И только в 1834 году ботаник Дютроше доказал, что грибница – основная часть гриба, а то, что мы в практике называем грибами,- только ее плодовые тела. Вот почему нельзя срывать гриб рукой, а следует осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. (Слайд 3)

               Но как живет и развивается грибница, еще долго оставалось неизвестным. Люди давно знают, что шляпочные грибы вырастают кругами. Однако очень долгое время ни грибники-практики, ни ученые-исследователи не знали истиной причины этих странных грибных хороводов. Естественных причин не находилось – придумывали небылицы. Невежественные люди в страхе смотрели на грибные круги. Суеверным людям мерещилось, что грибные круги устраивает «нечистая сила». Так, в Голландии крестьяне всерьез считали, что в грибных кругах по ночам черти сбивают масло, а от травы, взятой с грибных кругов, получается плохое молоко. В Швеции с древних времен грибные круги считались местами хранения заколдованных кладов, которые могут быть отрыты только волшебниками. В Германии смотрели на грибные круги как на места пляски ведьм. Прошли столетия, прежде чем ученым удалось выяснить эту скрытую от глаз людей грибную тайну. Оказалось, что из одной-единственной споры разрастается грибница с урожаями грибов. (Слайд 4)

               Грибница прожорлива, но нити ее не все одинаково питаются. Внутренние нити в середине грибницы быстро истощают почву, им некуда расти, и они постепенно отмирают. Наружные – растут во все стороны на свободные места. Они питаются с избытком. На них и вырастают грибы. Каждый год грибница продвигается вперед во все стороны на 10-15 см. Исходя из этого, можно приблизительно установить возраст грибницы.

              Грибница шляпочных грибов очень живуча и долговечна. В отдаленных малонаселенных лесных районах можно встретить «ведьмины» круги диаметром в сотни метров. Возраст таких грибниц достигает 200-500 лет.

            3. Как многообразно царство грибов! Среди них есть:

 - паразиты  животных; (рассказ учащихся)

               Интересна жизнь грибка эмпуза муска. Эмпуза – охотник за мухами. Споры эмпузы прорастают сквозь покровы мухи и попадают в ее тело. Там они почкуются и разносятся кровью по всему телу, высасывая из мухи все ее соки. Через два-три дня после заражения эмпузой муха гибнет от истощения. Но разросшийся в ее теле грибок прорастает наружу, вытягивает выросты своей грибницы наружу и начинает спорами «обстрел» пролетающих мимо или садящихся поблизости мух. От концов нитей, торчащих из тела мертвой мухи, отскакивают на несколько сантиметров кусочки ее грибницы. Если один из них пролетает мимо мухи и падает в стороне, он не пропадает зря. Он сам становится «пушкой». На нем поднимается, отшнуровывается и снова стреляет другой снаряд. Если и второй угодит мимо, отшнуровывается и стреляет третий – и так до полного истощения всех его припасов. Это ли не диковинная охота грибков за мухами. (Слайд 5)

  - паразиты растений; (рассказ учащихся)

             Мы привыкли считать лес своим богатством. А в это время грибы-разрушители подтачивают и губят деревья незаметно для нас. Издали видны в лесу на древесных стволах грибы-трутовики. Их крупные плодовые тела словно прилеплены к древесным стволам на  разной высоте. Грибница трутовика живет внутри дерева и постепенно разрушает его древесину. В дереве образуется дупло. Такое дерево обречено на гибель. Заражение грибницей трутовика происходит спорами через свежие ранки на коре дерева. Вот почему нельзя портить кору деревьев. На каждой породе деревьев встречаются «свои» формы трутовиков.(Слайд 6)

  - симбионты деревьев; (рассказ учащихся)

              Многие грибники знают, где какие грибы нужно искать. В смешанном лесу растут белые грибы, подосиновики подберезовики, грузди, лисички. Большое количество подберезовиков и волнушек можно найти в березовых рощах. Это неспроста. Давно известно явление микоризы – симбиоза корней растений с гифами гриба. Растение таким образом увеличивает мощность корневой системы, а грибница получает питательные вещества. (Слайд 7)

 - симбионты животных;(рассказ учащихся)

             Кроме сожительства с растениями известны формы сожительства грибов с насекомыми. В одних случаях насекомые культивируют грибы, которыми потом питаются. Примером могут служить бразильские муравьи и термиты, которые разводят грибы, подобно тому, как человек разводит шампиньоны. В других случаях грибы постоянно присутствуют в теле насекомого, не причиняя вреда. Наиболее интересный случай – сожительство гриба, вызывающего плодовую гниль семечковых и косточковых плодовых культур, и жука казарки. В этом случае насекомое способствует расселению гриба-паразита и обеспечивает питанием свое потомство.

  -хищники;(рассказ учащихся)

             Грибы-хищники, хотя и без острых клыков и  быстрых ног, но охотники превосходные. Расставив ловчие кольца, хищный гриб себя ничем не выдает, поджидая добычу. Спокойно ползет, извиваясь, микроскопический червь – нематода. Но вот она  запуталась в какой-то сетке из колец. Это действует гриб-хищник. Он скрутил ее. Напрасны потуги нематоды. Гриб растворяет оболочку нематоды и поглощает внутреннее содержимое.(Слайд 8)

  - сапрофиты /почвенные и древесные/;

             Сапрофитами называют организмы, которые питаются готовыми органическими веществами мертвых организмов. Так вешенка и опята участвуют в разрушении органических веществ погибших деревьев. Они живут и обильно плодоносят на мертвой древесине и пнях погибших деревьев.  (Слайд 9)

По результатам рассказов учащиеся составляют схему «Многообразие грибов»

                                         Многообразие грибов

 симбионты                            симбионты                           паразиты                            паразиты

животных                               деревьев                                животных                           растений

                                                                                                                 

                 хищники                                             сапрофиты  

(Слайд 10)

              4. Царство грибов включает в себя огромное количество видов. Многие из них удивляют нас своей необычностью, размерами и другими свойствами.

              «Дама с белой вуалью». Так называют местные жители удивительный гриб колокольчатый диктиофор, растущий в малодоступных местах Южной Америки. За ростом этого гриба можно наблюдать простым глазом, так как за два часа он увеличивается на  полметра. Из-под его оранжевой шляпки опускается ажурное белое покрывало, и гриб начинает дурно пахнуть. Ночью из-под шляпки диктиофора струится яркий изумрудный свет. «Вуаль» тоже светится. Живет гриб всего одни сутки. Наутро от него остается небольшой слизистый комочек. Свечение гриба привлекает ночных насекомых, которые лакомятся мякотью гриба и разносят его споры. (Слайд 11)

              «Головач». Это самый крупный из дождевиков. Один шведский натуралист нашел головач весом 7,6 кг. Ребята любят поиграть в футбол белыми «мячами» - головачами- величиной с голову взрослого человека. (Слайд 12)

              5. Грибы играют важную роль в природе и в жизни человека.

             А/ - Мы любим бродить по лесу и собирать грибы. ведь грибы – ценный питательный продукт. Вот и я собрала в свое лукошко много разных грибов. Помогите мне разобраться, все ли они съедобны? Какое правило сбора грибов я нарушила? Какие еще существуют правила сбора грибов? (Слайд 13)

Правила:

- собирать только известные тебе грибы;

- срезать ножку  гриба у самой земли ножом, чтобы не повредить грибницу;

-  перед походом за грибами поинтересуйся о встречающихся в данной местности съедобных и ядовитых грибах и места их произрастания.

                 Информацию о ядовитых грибах  нужно знать каждому, ведь отравления грибами не столь уж редки. Чрезвычайно ядовитым грибом является бледная поганка. Этот гриб маскируется под шампиньоны. Отравившиеся бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о ее вкусе, а запах этого гриба напоминает запах шампиньона. Чем же она отличается от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-желтоватого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. У шампиньона же эти пластинки имеют различный цвет – от бледно-розового до темно-бурого, отсутствуют кольца, клубневидные утолщения на ножке и пленки. (Слайд 14)

                 Высокая смертность от отравления бледной поганкой объясняется не только сильным действием яда, но и его необычными свойствами. Основную роль в отравлении  играет аманитотоксин. Ничтожной доли – 25-30 миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе, достаточно для того, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного  кипячения. Попав в организм, яд дает знать о себе не сразу, а несколько часов спустя. Когда появляются признаки отравления, то спасать человека уже трудно: токсин гриба, проникший в кровь, удалить из организма сложно.

                  Б/- Многие грибы используются в медицине для производства лекарств.

                  «Гриб-пластырь». (рассказ учащихся)

На сенокосе, вдали от деревни случается поранить руку или ногу. Что делать? Приходится идти в амбулаторию… И вот на полевой дороге вы видите белые катышки дождевиков. Аптека тут, рядом. Возьми молодой ватный шарик гриба, разломи и мякотью приложи к ранке. Кровь перестанет течь, боль утихнет.

                 «Плесень против микробов». (рассказ учащихся)

 871-1872 годах два русских ученых - врача  А.Г.Полотебнов и В.А.Манассеин обнаружили очень интересное свойство одного из самых распространенных плесневых грибов – кистевика /пенициллиума/. Плесень эта убивала гноеродных микробов. Из колоний пенициллиума удалось выделить вещество, названное пенициллином. Во время Великой Отечественной войны пенициллин спас жизнь многим раненым. Его применяют для лечения гнойных ран, нарывов, воспаления легких и других болезней, вызванных бактериями из групп кокков.  

            Для разведения пенициллиума строят заводы. На таком заводе главным является цех, где выращивают плесень. Здесь стоят огромные сосуды величиной с трехэтажный дом. В них находится питательная среда для выращивания пенициллиума. Через сосуд беспрерывно подается очищенный воздух. Температура в сосуде повышенная. Из плесени выделяют пенициллин.(Слайд 15)

                   В/ - Грибы можно использовать для получения биологически активных веществ.

                  «Чудо-ускоритель»    (рассказ учащихся)                                                                     На рисовых полях Японии, Индии и Китая давно наблюдали такое явление. Побеги риса вдруг начинают быстро расти, но плодоношение риса при этом  задерживается. Эта особая болезнь риса известна под названием «дурные побеги». Ученые установили, что болезнь вызывается паразитическим грибом гиббереллой. Из этого гриба выделили вещество, которое назвали гиббереллин. Оно  и оказалось чудо - ускорителем. Достаточно ничтожной доли этого препарата, чтобы обработанная капуста выросла до высоты 2-3 метра, а кукуруза поднялась до высоты 6-7 метров. Гиббереллин позволяет значительно увеличить урожай гороха, сои и других культур. С его помощью удается получить более крупные клубни картофеля, плоды томата. Гиббереллин позволяет не только ускорить цветение, но и изменить форму и окраску цветов. (Слайд 16)      

                 Г/ - Грибы могут стать причиной некоторых заболеваний.

                «Антонов огонь» (рассказ учащихся)

          Около тысячи лет назад на юге Франции в течении двух веков свирепствовала страшная болезнь: кожа у больных покрывалась пузырями, пальцы сводило судорогой, мертвели конечности, человек гнил заживо. Монахи объявили эту болезнь наказанием божьим за неверие. Запуганные люди шли в монастырь, где почитался святой Антоний. После некоторого пребывания в монастыре болезнь проходила, но по возвращению в деревню возобновлялась. Верующие решили, что помогает от страшной болезни только молитва святого Антония, а болезнь назвали «антонов огонь». Секрет этого чуда был раскрыт много веков спустя. Болезнь вызывалась спорыньей, содержавшейся в муке. При длительном хранении ядовитые вещества спорыньи теряют свою силу. В монастырях были большие запасы муки, и монахи старались скармливать богомольцам самую старую муку. Следовательно, хлеб, хотя и затхлый, все же не вызывал отравления. В деревнях же хлеб пекли из муки нового урожая и поэтому болезнь возобновлялась. В 1889 году в Вятской губернии спорыньей отравилось около трех тысяч человек, и из них умерло более пятисот. В России эту болезнь называли «злыми корчами».

            Однако этот паразит хлебных злаков является одновременно и ценным лекарством. Спорынья суживает кровеносные сосуды и тем самым останавливает кровотечение. Во время Великой Отечественной войны в спорынье как лекарственном средстве была большая потребность. (Слайд 17)  

                 6. Вот и завершилось наше путешествие в царство Грибов. Конечно еще много интересного осталось за его границами. И в заключении попробуем разгадать криптограмму «Народная примета». (Слайд 18)

                 Ключевые слова:

1, 2, 3, 4 – микроскопические нити, из которых формируется грибница и плодовое тело гриба.

5, 2, 6, 7, 8, 2, 9,10 – взаимовыгодное сожительство гриба и растения.

11, 2, 5, 23, 2, 7, 9 – взаимовыгодная форма совместного существования организмов.

21, 8, 7, 22, 22, 2 – микроскопические грибы, разлагающие сахар на спирт и углекислый газ,      

                                поднимает тесто.

12, 13, 14, 2, 15, 2. 16,16 – гриб, который используется для изготовления лекарств, для лечения                          

        гнойных инфекций.

5, 17, 6, 7, 8 – плесневый гриб, имеющий одноклеточную грибницу и развивающийся на

                        продуктах питания.

12, 16, 7, 21, 7, 20, 7, 13 – 19, 13, 16,7 – наземная часть шляпочного гриба.

5, 17, 18, 7, 5, 7,8 – ядовитый гриб с красной шляпкой.

   

1

21

13

5

14

7

1

7

5

17

18

7

5

7

8

7

20

,

19

10

5

5

14

7

1

7

23

13

16

4

18

1

8

2

23

7

20

               

Ответ: где много мухоморов, там много белых грибов.

Домашнее задание: подобрать поговорки, загадки, народные приметы, связанные с грибами.

И в заключение давайте соберем лукошко грибов. Если вы узнали много нового и вам было интересно – положите в лукошко белый гриб, если вам было скучно – положите бледную поганку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Работа с незнакомым текстом"

Урок предназначен для учащихся средней ступени обучения с углубленным изучением немецкого  языка.  Сам урок состоит из вводной части и основной. Этот урок подходит к разделу  "Хобби" в ...

Конспект открытого урока "Знакомая незнакомка Южная Америка"

Урок географии в 7 классе (коррекционном) на тему "Знакомая незнакомка Южная Америка".  ОснОовные задачи:Образовательные:Сформировать представление о характерных особенностях географического...

Конспект открытого урока "Насекомые знакомые и незнакомые"

Урок по зоологии для учащихся 7 класса. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. "Насекомые знакомые и незнакомые".Является уроком изучения нового материала с использованием интерактивной доски, с проведен...

Урок-мастерская "Этот знакомый незнакомый текст"

В системе уроков повторения и обобщения целесообразно использовать такую технологию, как урок – мастерская. Данные уроки предполагают работу в группах с большой долей самостоятельной работы учащихся. ...

Конспект открытого урока по химии по теме: "Вода – знакомая и неизвестная"

В данной работе рассматриваются вопросы, посвященные изучению строения, состава и свойств воды, как уникального жизненно важного вещества. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и счит...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по английскому языку в 5 классе "Во дворце Снежной Королевы" в рамках проекта «Новое в знакомой книге»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по английскому языку в 5 классе "Во дворце Снежной Королевы" в рамках проекта «Новое в знакомой книге»Учителя английского языка Чернецкой Татьяны АнатольевныТема: по...