Урок-мастерская "Этот знакомый незнакомый текст"
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Малышева Марина Викторовна

В системе уроков повторения и обобщения целесообразно использовать такую технологию, как урок – мастерская. Данные уроки предполагают работу в группах с большой долей самостоятельной работы учащихся. В результате подобных уроков через наблюдение, анализ и обобщение ученики систематизируют имеющиеся знания по теме. Творческие мастерские предполагают создание учащимися обобщающих таблиц, схем, кластеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-мастерская14.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – мастерская «Этот знакомый незнакомый текст»

Тема нашей мастерской – понятие ТЕКСТ. В помощь вам открыт справочный стол, где собрана литература, которая может пригодиться в затруднительной ситуации: Толковый словарь С.И. Ожегова, Словарь литературоведческих терминов и др.

1. Возьмите лист бумаги. На нем вы будете работать на мастерской. Это ваша копилка слов и мыслей.

Напишите  на листе крупными буквами слово ТЕКСТ. Представьте, что текст – это шкатулка с неким содержимым. Подумайте, что могло бы в ней находиться. Подчеркните слово ТЕКСТ и напишите под ним столбиком 10 слов (словосочетаний), которые ассоциируются у вас с этим словом.

2.Зачитайте свои ассоциации соседу по парте. Поработайте в паре, позаимствуйте друг у друга понравившиеся слова.

3.Желающие зачитывают свои слова-ассоциации, мастер выносит их на доску. Ассоциативный ряд может быть таким:

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЗАГОЛОВОК

АБЗАЦ

ТЕМА

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

АВТОР

КОМПОЗИЦИЯ

4.Класс разбивается на группы по четыре человека, в каждой из них ученики рассматривают смысл слова ТЕКСТ. Обсуждаются определения, выбираются лучшие, затем одно отредактированное группа зачитывает классу.

5. Воспользуйтесь справочной литературой: прочтите определение текста, сравните с тем, что написали вы. Отредактируйте свои записи.

6. От каждой группы сформулируйте три вопроса о тексте.

7. Вопросы выносятся на доску.

8. Все вопросы достаточно интересны, но мы уделим внимание двум:

  • как связываются между собой предложения в тексте?
  • что служит средством связи предложений в тексте?

9.Группы получают карточки с текстами (тексты взяты из произведений русской литературы).

Прочитайте теоретические сведения о двух видах связи предложений в тексте на стр. 144-145 учебника. Охарактеризуйте виды связи предложений в ваших текстах.

10.Учащиеся получают карточки, где даны начала предложений:

  • Утро было необыкновенное…
  • Наружность его показалась мне замечательной…
  • Послушайте одну любопытную историю…

Напишите небольшой текст по данному началу. Озаглавьте текст. Охарактеризуйте средства связи, которые вы использовали в своем сочинении.

11.Желающие зачитывают свои работы.

12. Наша работа подходит к концу. Пожалуйста, поделитесь своими мыслями о сегодняшнем занятии (можно даже одним предложением). Вам помогут слова:

Я узнал…

Я почувствовал…

Я сначала подумал…

Я понял, что…

Я заметил, что я…

Я сейчас слушаю и думаю…

Мне интересно следить за…

Я смотрел на ребят…

Фразы проецируются на доску, учащиеся выбирают для самостоятельного высказывания любую понравившуюся. Каждый участник мастерской кратко высказывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Водород: знакомый и незнакомый" 9 класс

Урок предназначен систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания....

Урок "Работа с незнакомым текстом"

Урок предназначен для учащихся средней ступени обучения с углубленным изучением немецкого  языка.  Сам урок состоит из вводной части и основной. Этот урок подходит к разделу  "Хобби" в ...

Урок литературы в 10 классе "Знакомый незнакомый Пушкин"

1 декабря 2008 года мной был подготовлен и проведён урок литературы в 10 классе на тему: «Знакомый незнакомый Пушкин».Форма урока была выбрана неслучайно – урок с использованием межпредметных связей. ...

Программа модуля "Знакомый незнакомый цветок"

Программа внутрипредметного модуля разработа для более полного изучения темы "Цветок"....

Урок химии "Знакомые-незнакомые вещества" (профильный уровень), 10 класс

Урок закрепления  и систематизации знаний учащихся о кислородсодержащих органических соединениях, ознакомление их с кислородсодержащими веществами, используемые человеком в повседневной жизни....

Статья на тему "О проекте «Давайте знакомиться: незнакомые слова русской литературы».

Статья на тему "О проекте «Давайте знакомиться: незнакомые слова русской литературы»....