Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Андроновская основная общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/__________/ «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор школы _________________ Н.И. Роот Приказ № ________ от «___»_____________20__ г. |
Рабочая программа
по предмету
«Биология»
2014-2015 учебный год
Класс __7___
Основное общее образование
Базовый уровень
Рабочую программу составила:
_Шкляева Елена Сергеевна
учитель биологии, химии
вторая категория
с. Андроново
2014 год
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание тем учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
- Нормы оценивания результатов обучающихся.
- Поурочно-тематическое планирование.
- Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы).
- Приложение (календарно-тематическое планирование).
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. – 92 с.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В. Латюшин, Шапкина В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7кл. общеобразоват. учеб, заведений. -3-изд., стеретип. - М.: Дрофа 2009 г.
При составлении календарно-тематического планирования учтена последовательность изложения материала в учебнике, время изучения тем, указанное в программе для общеобразовательных учреждений. Резервное время (5 часов) распределено на изучение раздела 1. Многообразие животных (4 часа) и итоговый урок, летние задания (1 час).
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма.
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии и принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные программой. Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Учебно - тематический план
«Биология» 7 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Лабораторные работы | Экскурсии |
1. | Введение | 2 | ||
2. | Многообразие животных | 38 | №1-№6 | №1 |
3 | Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | 14 | №7 | |
4. | Индивидуальное развитие животных | 3 | №8 | |
5. | Развитие животного мира на Земле | 3 | ||
7. | Биоценозы | 4 | №2-№3 | |
8. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 5 | №4 | |
Резерв | 1 | |||
ИТОГО: | 70 | 8 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (34+4ч)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных
3 Индивидуальное развитие животных(3 ч).
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие животного мира на Земле(3 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5.Закономерности размещения животных на Земле (2ч)
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Биоценозы (5 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать/ понимать
- Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- Оказания первой помощи при укусах животных
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
- Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№ урока | Дата | Название раздела (кол-во часов) Тема уроков | Элементы содержания | Планируемый результат | Домашнее задание |
Введение. Общие сведения о животном мире (2ч.) | |||||
1 | История развития зоологии. | Термины Зоология Описание животных как биологических объектов. Систематика животных. Систематические категории. Роль зоологии в практической деятельности людей. | Давать определения терминам. Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных. Выделять признаки классификации наук о животных. Сравнивать растения и животных. | §1 | |
2 | Современная зоология. | §2 | |||
Раздел 1. Многообразие животных (38 ч) | |||||
3(1) | Простейшие (2 ч). Простейшие. Лабораторная работа №1.Знакомство с многообразием водных простейших | Систематические группы простейших. | Описывать строение и роль в природе и в практической деятельности. Давать определения терминов. Узнавать по рисункам представителей простейших. Анализировать содержание информационной таблицы. Выделять особенности жизнедеятельности. Приводить аргументы, доказывающие единство животных и растений. | §3 | |
4(2) | Значение в природе и жизни человека простейших. | Простейшие – возбудители заболеваний человека. | §4 | ||
5(3) | Тип Губки. | Термины Эктодерма Энтодерма Регенерация Чередование поколений. | Узнавать по рисункам представителей типов. Описывать строение и их роль в природе. Объяснять усложнение строения по сравнению с простейшими. Давать определение терминам. Подготовить сообщение об использовании губок человеком. | §5 , сообщения | |
6(4) | Тип Кишечнополостные | Особенности строения: кишечная полость, лучевая симметрия, нервная система. Стадии развития: полип и медуза. | Узнавать по рисункам представителей типов. Описывать строение и их роль в природе. Объяснять усложнение строения по сравнению с простейшими. Давать определение терминам. | § 6, сообщение Зад 6, стр 13. | |
7(5) | Тип Плоские черви | Термины Промежуточный хозяин Окончательный хозяин Особенности строения: кожно-мускульный мешок, системы органов, двусторонняя симметрия. Свободноживущие и паразиты. | Узнавать по рисункам представителей плоских червей. Давать определения терминам. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и симметрией тела. | §7 | |
8(6) | Тип Круглые черви. | Особенности строения: двухслойные, наличие анального отверстия. | Узнавать по рисункам представителей круглых червей. Перечислять приспособления к паразитизму. Сравнивать строение плоских и круглых червей. | §8 | |
9(7) | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые кольчецы. | Термины Олигохеты Полихеты Параподии Анабиоз Гирудин Кокон Особенности строения: сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка. Экологические особенности (забота о потомстве). | Узнавать по рисункам представителей кольчецов. Описывать значение кольчецов. Давать определение терминам. Сравнивать строение круглых и кольчатых червей. Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий. Доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу. | §9 | |
10 (8) | Классы кольчецов: Малощетинковые и Пиявки. Лабораторная работа №2 Изучение внешнего строения дождевого червя. | §10 | |||
11 (9) | Тип Моллюски. | Термины Реактивное движение. Особенности строения, среда обитания, образ жизни. | Узнавать по рисункам представителей моллюсков. Описывать значение моллюсков, механизмы кровообращения, движения. Давать определение терминам. Сравнивать строение брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Доказывать, что моллюски - более высокоорганизованные животные, чем черви. . | §11 сообщения | |
12 (10) | Классы Моллюсков | §12
| |||
13 (11) | Тип Иглокожие. | Термины Особенности строения, среда обитания, образ жизни. | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Давать определение терминам. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных | §13 | |
14 (12) | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа №3:Знакомство с многообразием ракообразных. | Классы членистоногих: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Термины Фасеточное (мозаичное) зрение. Хитин Партеногенез Образ жизни: свободноживущие паразиты. Особенности строения и экологии. Одомашненные виды. | Узнавать по рисункам и коллекциям представителей членистоногих. Описывать значение членистоногих. Давать определение терминам. Доказывать принадлежность различных классов к типу Членистоногие, прогрессивное развитие членистоногих. Объяснять характер приспособления членистоногих к среде обитания. Подготовить сообщения о видах насекомых Белгородской области. | §14 до стр. 59 сообщения | |
15 (13) | Класс Паукообразные | §14 до конца | |||
16 (14) | Класс Насекомые. Лабораторная работа №4 Изучение представителей отряда насекомых | §15 сообщения | |||
17 (15) | Отряды насекомых. Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | Названия отрядов насекомых. Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития. Значение насекомых. Биоиндикация. Вредители с/х растений. Опылители, естественные враги насекомых – вредителей, переносчики заболеваний человека | Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов. Давать определение терминам. Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. | §16 | |
18 (16) | Отряды Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | §17 | |||
19 (17) | Отряды Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | §18 | |||
20 (18) | Отряд Перепончатокрылые. | §19 сообщение к уроку 22 | |||
21 (19) | Тип Хордовые. Общая характеристика. Класс Ланцетники. | Термины Бесчерепные Хордовые Особенности строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная система в виде трубки, замкнутая кровеносная система. | Приводить примеры представителей подтипа Бесчерепные. Перечислять черты приспособленности ланцетника к жизни в воде. Отличать ланцетника от беспозвоночных. Выделять характерные особенности строения хордовых. | §20 до стр. 95 (Круглоротые) сообщение | |
22(20) | Класс Рыбы. Лабораторная работа №5: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. | Термины Позвоночные Многообразие: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Признаки подтипа Позвоночные: скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания. Приспособления для жизни в воде. Значение. | Приводить примеры представителей классов. Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме). Давать определение терминам. Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным. Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. | §21 сообщение | |
23(21) | Хрящевые рыбы. | Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. Признаки класса: жаберные щели, хрящевой скелет. Признаки отрядов: форма тела, строение хвостового плавника. Образ жизни, среда обитания, значение. | Приводить примеры представителей классов. Доказывать принадлежность различных представителей рыб к тем или иным отрядам. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и особенностями строения. Сравнивать классы костных и хрящевых рыб. Подготовить сообщения об отрядах рыб. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. | §22 сообщение | |
24(22) | Костные рыбы. | Отряды Костных рыб. Признаки класса: жабры, костный скелет, плавательный пузырь. Признаки отрядов: строение плавников, размеры и строение чешуи. Промысловые рыбы. | §23 | ||
25(23) | Класс Земноводные | Отряды Земноводных. Среда обитания, образ жизни. Признаки отрядов: форма тела, строение конечностей, наличие хвоста. Представители, исчезающие и охраняемые виды. Значение. | Приводить примеры представителей отрядов. Узнавать по рисункам и коллекциям представителей земноводных. Объяснять адаптации земноводных к жизни на суше, в воде и в почве; их происхождение от рыб. Сравнивать земноводных и рыб. Находить различие в развитии земноводных и рыб. | §24 сообщение | |
26(24) | Класс Пресмыкающиеся. Особенности представителей отряда Чешуйчатые. | Систематика пресмыкающихся Термины Покровительственная окраска Многообразие Признаки класса и отрядов Значение Исчезающие и охраняемые виды | Приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся. Узнавать по рисункам представителей отрядов. Описывать значение пресмыкающихся. Выделять причинно-следственную зависимость между способом передвижения и особенностями строения. Объяснять особенности адаптации пресмыкающихся к наземному образу жизни и к жизни в воде | §25 сообщение | |
27(25) | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы. | §26 сообщение | |||
28(26) | Класс Птицы. Общая характеристика Лабораторная работа №6: Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни. Отряд Пингвины | Термины Инкубация Гнездовые птицы Выводковые птицы Типы перьев: маховые, рулевые Признаки класса Среда обитания, образ жизни | Давать определения терминам. Описывать строение биологического объекта (коллекции перьев птиц). Объяснять особенности адаптации птиц к полету. Доказывать происхождение птиц от пресмыкающихся. | §27 до стр.136 сообщение | |
29(27) | Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | Отряды птиц Систематика птиц Особенности строения нелетающих, летающих, водоплавающих, хищных, лесных и птиц прибрежных мест обитания. Признаки отрядов и представители. Меры по охране. | Приводить примеры представителей отрядов птиц. Узнавать по рисункам представителей отрядов. Определять тип птенцов. Объяснять особенности адаптации птиц к образу жизни. Сравнивать отряды птиц между собой. Описывать значение птиц. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. | §27 (стр.136-138) §28 сообщение | |
30(28) | Отряды птиц: Дневные, Хищные, Совы, Куриные. | §29 сообщение | |||
31(29) | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | §30 | |||
32(30) | Экскурсия. Изучение и многообразие птиц | Отчет | |||
33(31) | Класс Млекопитающие или Звери. Подклассы однопроходные и сумчатые. | Подклассы: Яйцекладущие Настоящие звери Признаки класса. Представители подкласса яйцекладущих. Черты их примитивного строения | Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей класса млекопитающих. Выделять характерные особенности млекопитающих. Доказывать, что однопроходные - древние и примитивные млекопитающие. | §31 | |
34(32) | Подкласс Плацентарные. Отряды насекомоядные и рукокрылые | Распространение Признаки отрядов Значение Основные представители. Редкие виды и их охрана | Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей отрядов млекопитающих. | ||
35(33) | Многообразие млекопитающих. Отряды Грызуны, Зайцеобразные. | Распространение Признаки отрядов Значение Основные представители. Редкие виды и их охрана | Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей отрядов млекопитающих. Описывать строение зубов. Характеризовать отряды млекопитающих. Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Готовить сообщение по теме и формулировать вопросы выступающему. | §32 сообщения | |
36(34) | Отряды Китообразные, Ластоногие, Хищные, Хоботные. | §33 сообщения | |||
37(35) | Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные. | §34 сообщения | |||
38(36) | Отряд Приматы. | §35 | |||
39(37) | Значение млекопитающих в природе и жизни человека. | ||||
40(38) | Обобщение по теме: «Млекопитающие» | ||||
Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч.) | |||||
41 (1) | Покровы тела. Лабораторная работа №7: Изучение особенностей различных покровов тела. | Функции покровов тела Основные виды покровов тела | Перечислять основные функции покровов тела. Находить черты сходства в строении покровов животных. | §36 | |
42 (2) | Опорно-двигательная система. | Термины Опорные структуры Функции опорно-двигательной системы. Особенности строения скелета позвоночных: эволюционные усложнения, приспособления к среде обитания. | Давать определения терминам. Перечислять основные функции опорно-двигательной системы. Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных. Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания. | §37 | |
43 (3) | Способы передвижения. | Термины Полость тела Виды движения: амёбоидное, при помощи жгутиков и ресничек, с помощью мышц | Перечислять виды и способы передвижения. Давать определения терминам. Объяснять характер приспособления к способам передвижения в различных средах. | §38 | |
44(4) | Полости тела. | Термины Полость тела . Первичная, вторичная и смешанная полости тела. | Давать определения терминам. | §38 | |
45 (5) | Органы дыхания. | Термины Альвеолы Диафрагма Пути поступления кислорода Газообмен у животных разных групп: поверхность тела жабры, лёгкие, двойное дыхание у птиц Механизм поступления кислорода | Давать определения терминам. Перечислять основные функции органов дыхания, механизмы поступления кислорода. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Доказывать преимущества лёгочного дыхания на суши над жаберным дыханием. | §39 | |
46 (6) | Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. | Термины Пищеварение Ферменты Питание животных готовыми органическими веществами Строение, функции, значение питания Типы животных в зависимости способов питания: травоядные, плотоядные, всеядные, паразиты | Давать определение терминам. Перечислять основные функции пищеварительной системы. Приводить примеры животных, относящихся к разным группам по характеру потребляемой пищи. Обосновывать взаимосвязь строения и функций пищеварительной системы. | §40 | |
47 (7) | Органы кровообращения. Кровь. | Термины Капилляры Вены Артерии Венозная кровь Артериальная кровь Строение крови Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения Круги кровообращения Строение сердца Функции крови | Давать определение терминам. Перечислять основные функции кровеносной системы и крови. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения. Описывать механизм кровообращения. | §41 | |
48 (8) | Органы выделения. | Пути удаления веществ из организма Появления выделительной системы Органы выделения: канальцы, почки, мочеточник, мочевой пузырь | Перечислять функции органов выделения. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения. | §42 | |
49(9) | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | Термины Раздражимость Нервный импульс Рефлекс Инстинкт Функции, строение нервной системы. Строение нервной клетки. Строение головного мозга. Изменение нервной системы в процессе эволюции. Термины | Давать определение терминам. Перечислять основные функции нервной системы. Обосновывать взаимосвязь строения и функций нервной системы. Описывать реакции животных на воздействие окружающей среды. Приводить примеры врождённых и приобретённых рефлексов. | §43 стр.227 до слов «Развитие нервной системы…» | |
50 (10) | Поведение животных | §43 до конца | |||
51 (11) | Органы чувств. | Термины Фасеточное зрение Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, химическая чувствительность, обоняние, слух. Монокулярное и бинокулярное зрение. Влияние среды обитания и образа жизни на строение и органы чувств. | Давать определение терминам. Перечислять основные функции органов чувств. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов чувств. Показывать влияние окружающей среды на строение органов чувств. | §44 | |
52(12) | Регуляция деятельности организма животного. | Регуляция деятельности организма животного | Давать определение терминам. | §44 | |
53 (13) | Органы размножения, продления рода. | Термины Гермафродиты Плацента Матка Размножение – свойство живых организмов. Строение половой системы животных. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Внутреннее и наружное оплодотворение. | Давать определение терминам. Перечислять основные функции органов размножения. Приводить примеры животных – гермафродитов и раздельнополых; животных с внутренним и наружным оплодотворением. Описывать строение органов размножения. Объяснять биологическое значение гермафродитизма. Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного. | §45 | |
54(14) | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» | ||||
Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (3ч.) | |||||
55 (1) | Способы размножения животных. | Термины Оплодотворение Почкование Живорождение Типы размножения: бесполое и половое. Механизмы бесполого и полового размножения. Особенности размножения и развития хордовых животных. Развитие во внешней среде и внутри материнского организма | Давать определение терминам. Описывать механизмы бесполого размножения. Отличать бесполое и половое размножение. Доказывать эволюционное преимущество внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме перед наружным. Приводить примеры животных с различным типом развития и различной продолжительностью жизни. Сравнивать строение взрослого животного и личинки. Выделять характерные признаки периодизации. Характеризовать возрастные периоды животных. Объяснять различную продолжительность жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. | §46 | |
56 (2) | Развитие животных с превращением и без превращения. | Термины Развитие без превращения Метаморфоз Биологическое значение развития с метаморфозом. | §47 | ||
57 (3) | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа№8: Изучение стадий развития животных и определение их возраста. | Термины Онтогенез Периодизация: эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость, старость. | §48 | ||
Раздел 4. Развитие животного мира на Земле (3ч.) | |||||
58 (1) | Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Термины Палеонтология Филогенез Палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Гомологичные органы Рудиментарные органы Атавизмы Переходные формы. Сходство в строении зародышей животных. | Давать определение терминам. Приводить примеры доказательств эволюции. Сравнивать рудименты и атавизмы. Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных. | §49 | |
59 (2) | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | Термины Дивергенция Формы изменчивости: наследственная (неопределённая) и ненаследственная (определённая). Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции. | Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора. Описывать процесс видообразования. Объяснять сущность проявления борьбы за существование; роль дивергенции в процессе видообразования. | §50 | |
60 (3) | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | §51, 52 | |||
Раздел 5. Биоценозы (4 часа) | |||||
61 (1) | Естественные и искусственные биоценозы. | § 52 | |||
62 (2) | Экологические факторы и их влияние на организмы. | Термины Биоценоз Зоопланктон Фитопланктон Агробиоценоз Естественные и искусственные биоценозы. Устойчивость биоценозов. Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Ярусность: пространственная и временная. | Давать определения терминам. Приводить примеры различных биоценозов. Описывать структуру биоценоза водоёма и леса. Находить различия между естественными и искусственными биоценозами. Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие от продуцентов. | §53 | |
63 (3) | Цепи питания. Поток энергии. | Термины Среда обитания Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные. Прямое и косвенное воздействие факторов среды. | Давать определения терминам. Приводить примеры различных сред обитания животных; положительного и отрицательного воздействия человека на природу. Доказывать воздействие животных на окружающую среду. Объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов. | §54 | |
64 (4) | Взаимосвязь компонентов биоценоза. Экскурсия (виртуальная). Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза | Термины Цепи питания Пищевая пирамида Энергетическая пирамида Продуктивность биоценоза. Структура пирамид. Экологические группы по объектам питания. Трофические связи (прямые и косвенные). Связи по отысканию строительного материала. Связи, способствующие расселению видов. | |||
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч.) | |||||
65(1) | Воздействие человека и его деятельности на животных. | Термины Промысел Акклиматизация Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир. Рациональное использование животных. | Давать определения терминам. Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир; Объяснять вред браконьерства. | §57 | |
66(2) | Одомашнивание животных. | Термины Одомашнивание Разведение Искусственный отбор Селекция Причины и факторы одомашнивания. Направленность отбора животных человеком. | Подготовить сообщения о домашних животных (с использованием современных информационных технологий). Давать определения терминам. Приводить примеры направленности отбора домашних животных. Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. | §58 | |
67(3) | Экскурсия (виртуальная) «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных» | ||||
68 (4)
| Законы России об охране животного мира |
Законы России об охране животного мира. Красная книга России, Система мониторинга. | Давать определения терминам. Приводить примеры охраняемых территорий России, Раскрывать сущность законов России об охране животного мира. | §59, сообщения | |
69 (5) | Охрана и рациональное использование животного мира | Термины Мониторинг Заповедник Биосферный заповедник Заказник Памятник природы Природный национальный парк | Обосновывать целесообразность мониторинга. | сообщения §60 | |
70 | Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс». Летние задания. |
Литература и средства обучения
- В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс: Учеб. для общнеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 304с.: ил.;
- В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004, - 192с.;
- Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...