Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии
материал

Плетнева Юлия Александровна

Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

ДОКЛАД

на ШМО учителей технологии

 

             

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Подготовила: учитель технологии Плетнева Ю.А.

2018-2019 учебный год

         В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные творчески подходить к любым трудностям, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. В последнее время в деловой сфере чрезвычайно востребована креативность – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Сейчас креативное мышление – залог успешного развития.

         В школе обучаются дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей технологии. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей.

         На  уроках я часто ставлю перед собой цели: приобщить учащихся к творческой работе, прививать интерес к творчеству, поиску. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует накопление опыта, знаний, умений и навыков.

         Поэтому, освоив простейшие вышивальные швы в 5 классе, мы приступаем к выполнению первого творческого задания – вышивке по намеченному контуру. Каждая ученица проявляет индивидуальность в этой работе, самостоятельно готовит эскиз, подбирает цвета, применяет умения на практике и представляет на суд одноклассниц первую творческую работу. Лучшие работы были представлены на выставке в кабинете.

         Освоив основные приемы моделирования,  учащиеся пробуют себя в роли модельеров, разрабатывая эскизы своих будущих изделий: фартука в 5 классе, юбки в 6 классе, ночной сорочки в 7 классе, шорт в 8 классе.

        Большие возможности для творческого самовыражения предоставляются учащимся в процессе кружковой деятельности. На занятиях кружка «Мастерица» девочки изготавливают народную тряпичную куклу, текстильную интерьерную игрушку, внося в каждое изделие изюминку, свое видение, индивидуальность, неповторимость.

         Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию. 

         Интерес к творчеству прививается через выполнение учащимися нестандартных заданий:  составление кроссвордов и  интеллектуальных карт (6, 7, 8,  классы), разработка и реклама нового товара, реклама товаров, услуг (8 класс).

        Одним из наиболее эффективных методов формирования креативного мышления на уроках технологии, на мой взгляд, является проектная деятельность.

         Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.


        Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит и  к творчеству. Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика.

         Опыт моей работы, а также изучение опыта работы коллег, анализ научно-методической литературы показал, что оправдано и эффективно на самом начальном этапе преподавания технологии использование метода проектов, который как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету. Ведь очень важно в начале преподавания заинтересовать предметом, научить посещать урок с жаждой получить новые знания, вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты и просто «любить» предмет. Для того чтобы систематизировать проектную деятельность учащихся и руководство ею со стороны учителя, в программу по технологии был введён раздел «Проект». Уроки с использованием творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают у них творческие способности и эстетический вкус.


        Убеждена, что на основе проектного метода обучения можно не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. А условия таковы: при выборе темы проекта учитываю индивидуальные возможности каждого ученика: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким какой он есть, делаю все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

         Привлекательность проектного метода обучения состоит также в том, что в процессе работы над проектом у девочек развиваются организационные и рефлексивные способности, они учатся планировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.

         Таким образом, всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения, обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития творческого мышления.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развит...

Презентация "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках"

Презентация предназначена для учителей истории и обществознания, знакомит с особенностями использования творческих заданий на уроках истории и обществознания для развития креативного мышления и творче...

Доклад "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках обществознания"

Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...

Развитие креативного мышления на уроках английского языка с применением игровых технологий

      Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям. Но применение креативных возможностей учащихся являетс...

Творческая деятельность учащихся на занятиях, как средство развития креативного мышления.

Творческая деятельность учащихся на занятиях, как средство развития креативного мышления. Выступление: учитель технологии  МБОУ «Гимназии №1»Симковой Елены Владимировны....

" Подвижные и спортивные игры, как средство развития креативного мышления на уроках физической культуры». Методическая копилка учителя ФК

Полноценное функционирование выпускника в современном индустриальном обществе зависит не столько от освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он смож...