Особенности проектной работы
методическая разработка по биологии на тему
Проект. В чем его отличие от реферата, исследовательской работы или курсовой?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osob-ti_proekta.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проектной работы
Что же такое проект, в чем его отличие от реферата, исследовательской работы или курсовой? Обратимся к самым надежным источникам – толковым словарям.
| исследовательская работа | реферат | проектная работа | курсовая работа |
словарь В.И. Даля | исследовать что-либо – внимательно следить за всем, что до этого предмета относится, и делать свои умозаключения | реферировать – читать, излагать реферат – представлять отчет, объяснение, записку или словесно излагать мнение, заключение по делу. | проект – план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже. Проектный, проектовый – к сему относящийся | итоговая, проверочная работа по курсу какой-либо науки |
Проекты
- Это возможность творческого самопознания и самовыражения.
- Это возможность найти самую интересную для каждого тему, которая, может быть, не нашла отражение в школьной учебной программе.
- Это возможность проявить себя в самостоятельной работе: исследовательской, художественной, практической.
- Это возможность открыть в себе новые горизонты и возможности.
Проект — это своего рода аттестат зрелости человека, если он способен не только найти свою тему, но и организовать свою работу, преодолеть трудности, естественные в каждом труде, и оформить результаты своей работы в видимую для других форму.
Идея и цель проектной работы
Проект — это задача «на вырост», а цель его — освоение нового. Задача, достойная стать проектной, требует от человека большого напряжения. Это задача, которая меняет самого проектировщика. По словам Ж. П. Сартра, «человек и есть свой собственный проект».
Школьный проект должен включать в себя две части: теоретическую и практическую.
В теоретической части нужно в письменном виде представить:
- Обоснование темы
- Анализ имеющегося по теме материала
- Ход работы над проектом
- Анализ своей проектной деятельности
Практическая часть представляет собой творческое воплощение темы проекта.
Характер разнообразен: это может быть как научное исследование, так и социальная деятельность; изготовление изделия или создание произведения и т. д. Главное, что проектная деятельность должна быть созидательной.
Принципиальное отличие проекта от реферата:
- Самостоятельность.
- Собственный практический опыт в области исследования.
- Оригинальность.
- Значимость для автора проекта и для окружающих.
- Проработка материала на основе собственного опыта и переживаний.
Отличие проекта от реферата и исследования
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу. При работе над проектом имеется похожий, реферативный этап, который является лишь частью проекта.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать в себя элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.
Критерии оценки проекта
- Соответствие теме.
- Глубина освоения и разработки темы.
- Наличие как практической, так и теоретической части.
- Самостоятельность работы.
- Собственный практический опыт в области исследования.
- Оригинальность.
- Значимость для автора и окружающих.
- Личностное начало.
- Соблюдение сроков сдачи работы.
- Взаимодействие с другими учениками и куратором в процессе работы.
- Подготовка и проведение презентации (защиты) проекта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Что может быть продуктом проекта?
Проект предполагает оформленный продукт. Это может быть
видеофильм, альбом, бортжурнал путешествий, компьютерная газета, альманах, сборник рассказов, биографические очерки, иллюстрированные стенды, статья в газете, доклад, рекламный проспект, набор открыток, плакат, карта, инструкция, театральная инсценировка, конференция, отчет экспедиции, игра (спортивная, деловая), телепередача, веб-сайт, мультимедийная презентация, видеоклип, листовка, выставка, коллекция.
Дискуссионным остается вопрос, совместима ли проектная деятельность учащихся с классно-урочной системой. Практика показывает, что проект не вписывается в урок продолжительностью 45 минут. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует большего времени, хотя бы сдвоенного урока. Эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока используются для презентации подготовленных проектов.
Учет возрастных возможностей обучающихся
Проекты в начальной школе – это проблематично, так как дети еще малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Обязательно должны присутствовать 3 момента: выбор, планирование, критика проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом для выполнения более сложных проектов. приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что их интересы ситуативны. Поэтому, если тема выбрана, приступать к выполнению проекта нужно немедленно, пока интерес не угас. Проект должен быть краткосрочным (1-3 урока).
Предполагается, что к 5 классу учащиеся обладают некоторыми приемами проектирования и исследования. Тем не менее, 5 и 6-классники нуждаются в значительной помощи педагога на всех этапах проекта. Трудно им дается выделение проблемы, формулирование цели, планирование работы. Часто ребята не могут рационально распределить время, оценить свои силы верно. Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе. трудно младшим подросткам и работать с информацией, не всегда они хорошо читают, выделяют главное. Поэтому на многих этапах нужно ребят поддерживать, но и давать поле для самостоятельности.
Семи- и восьмиклассники могут сами сформулировать проблему и цель проекта. Трудности могут возникнуть при детальном планировании. Ребята могут сами работать с информацией. Самая большая проблема – мотив к деятельности. Подростки быстро теряют интерес, если работа рутинная. Трудности может вызвать и рефлексия. В целом такие ребята могут успешно справиться даже с большими и сложными проектами.
9 и 10-классники могут в целом самостоятельно работать над проектами. Помощь учителя нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения гипотез, идей.
Индивидуальные или групповые проекты?
Дискуссионным остается вопрос о том, что эффективнее: персональные или групповые проекты.
Преимущества групповых проектов:
- у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне
- каждый этап работы может иметь своего лидера
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предполагающие различные точки зрения; этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Преимущества персональных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен с максимальной четкостью
- у ученика полноценно формируется чувство ответственности, т. к. выполнение проекта зависит только от него самого
- ученик приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта
Что формируется в процессе проектной деятельности?
В проектной деятельности формируется опыт ученика – личностный опыт. В обобщенном виде – это опыт осмысленного и рефлексивного поведения в мире. Внутренним результатом проектной деятельности для ученика является накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих позиций.
Необходимо организовать работу так, чтобы школьники учились:
- намечать ведущие и промежуточные цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно;
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Формирование умений в процессе проектной деятельности
1. рефлексивные умения:
- умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
- умения отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи
2 Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действий, привлекая знания из различных областей
- умение самостоятельно найти недостающую информацию
- умение запросить недостающую информацию у эксперта
- умение находить несколько вариантов решения проблемы
- умение выдвигать гипотезы
- умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Навыки оценочной самостоятельности
4. Умения и навыки работы в команде
- умения коллективного планирования
- умение взаимодействия с любым партнером
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач
- навыки делового партнерского общения
5. Управленческие умения
- умение проектировать процесс
- умение планировать деятельность, время, ресурсы
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия
- умение анализировать собственную деятельность
6. Коммуникативные умения
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы
- умение вести дискуссию
- умение отстаивать свою точку зрения
- умение находить компромисс
7. Презентационные умения
- навыки монологической речи
- умение уверенно держаться во время выступления
- артистические умения
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении
- умение отвечать на вопросы
Типы проектов
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | Тип деятельности учащихся | Формируемая компетентность |
Практико-ориентированный | Решение практических задач | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекоменда-ции | Практическая деятельность в определенной предметной области | Деятельност-ная |
Исследовате-льский | Доказательство гипотезы | Результат исследова-ния, оформленный установленным образом | Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями | Мыслитель-ная |
информационный | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний разных авторов по какому-либо вопросу | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации | информационная |
творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литератур-ное произведе-ние, произведе-ния изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и др. | Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики | коммуникативная |
игровой | Представление публике опыта участия в решении проблемы проекта | Мероприя-тие (игра, состязание, викторина, экскурсия и др.) | Деятельность, связанная с групповой коммуникацией | коммуникативная |
Этапы осуществления проекта.
Этап | Деятельность субъектов проекта | Смысл действий | Цели педагога |
Определение проблемы | 1.педагог создает проблемную ситуацию 2.ученики выявляют проблему и вытекающие из нее задачи проекта | 1.Описание ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем соответствующей тематики 2. обсуждение проблемы и задач проекта | Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы |
Выдвижение гипотезы, решения проблемы | 1.педагог участвует в обсуждении 2.ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению
| Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации, | Развитие умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс. |
Организация (планирование) хода проекта | 1.педагог корректирует предлагаемый учениками план проекта 2.ученики планируют работу, распределяют между собой обязанности и части работ | 1.Помощь в рациональном планировании проекта 2.Разбиение хода проекта на части, выявление последовательности их выполнения, обсуждение предполагаемых результатов и их оформления | -Развитие умения работать с информацией, с текстом, фактами, разнообразным справочным материалом, -умения использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей - приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности |
Реализация проекта | 1.педагог управляет реализацией 2.ученики выполняют свою задачу | 1. сопровождает деятельность каждого ученика, оказывает содействие при необходимости 2.работают в группах над поиском фактов, аргументов | Развитие умения групповой работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи |
Оформление результатов проекта | 1. педагог участвует в обсуждении 2. ученики оформляют проект | 1.советует по вопросу оформления, дизайна 2.описание проекта, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций | Развитие творческого отношения к оформлению работы, Создание ситуации применения компьютерных технологий |
Рефлексия | 1. педагог участвует в дискуссии 2. ученики оценивают результаты проекта и сравнивают с намеченными результатами, в случае несоответствия выясняют причины
| 1.помогает дать оценку результату проекта 2.выяснение необходимости доработки проекта | Развитие рефлексивных умений - анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку изобразительное искусство "Особенности выполнения проектных работ учащихся по теме «Скульптура»"
Проектные работы учащихся по теме...
Проектная работа по литературе "Басни.Особенности и история жанра"
Проектная работа по литературе "Басни.Особенности и история жанра"...
Особенности организации проектной работы учащихся по технологии
В настоящее время учебное проектирование все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способн...
Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»
Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...
Проектная работа Тема «Особенности и технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике»
Цель: разработка оптимальной методики подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике на примере задания 21 по теме «Анализ программы с подпрограммами», вызывающей определенные затруднения.Задачи...
Особенности проектной и исследовательской работы на уроках мировой художественной культуры
С самого начала преподавания курса МХК учащиеся включаются в проектную деятельность. Под проектной деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, котор...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС
Данная статья рассматривает специфику организации проектной работы в средней школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, развив...