УЭ-0 (2 мин) | Цель: проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся, настрой на предстоящую работу.
Обратиться к учащимся, проверить, все ли у них лежит на парте: учебник, тетрадь, пенал, черновик, дневник. Урок начать с воспитательного момента. Напомнить учащимся о культуре поведения на уроке. Напомнить о правильной осанке: «Неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка делает фигуру стройной, придает человеку уверенность в себе». Учащимся предлагается принять правильную осанку: опустить плечи, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока. Ученикам разъясняется, как будет построен урок, как они будут оценены в конце урока. Слайд1 (девиз) | Цель: успокоиться, проверить свою готовность к уроку, поприветствовать учителя, настроиться на серьезную работу. |
УЭ-2 (6 мин)
| Цель: проверить знания правил сложения и вычитания и умения их применять.
1) Теоретический диктант. Учитель: из уроков информатики мы знаем, что истинному высказыванию ставится в соответствие "1" (есть сигнал), а ложному "0" (нет сигнала). Задание: прослушать высказывание и поставить соответствующий символ. Слайд3. а | Если температура изменилась на -3°, она понизилась на 3° |
|
Ответы: 1) 1-да; 2) 0-нет. | б | Любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается. |
| в | Модуль-это расстояние от начала координат до данной точки. |
| г | Целые числа - это числа натуральные и им противоположные. |
| д | Сумма двух чисел с разными знаками всегда положительна. |
| е | Числа, отличающиеся друг от друга только знаком, называются противоположными. |
| ж | Разность отрицательна, если уменьшаемое больше вычитаемого. |
|
Слайд4,5. После выполнения этого задания у вас должно получиться число 1010010. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл. Что вам это число напоминает? 2) Задание с координатной прямой. Слайд6 3) Задание: пересесть за компьютеры, открыть программу MyTest и выполнить тест. 4) - Какие правила вычисления вы здесь применяли? Рассказать: - Правило сложения отрицательных чисел.
- Правило сложения чисел с разными знаками.
- Правило вычитания.
- Если вы считаете, что хорошо знаете эти правила, то поставьте себе 3 балла; если хорошо знаете 2 правила – 2 балла, знаете 1 правило – 1 балл; не знаете правила – 0 баллов. | Цель: повторить правила сложения и вычитания чисел.
Поставить карандашом ответы.
За каждый правильный ответ ставят 1 балл.
- Двоичный код
Взаимопроверка. За каждый правильный ответ поставить 1 балл. Полученную оценку вносят в оценочный лист.
Отвечают.
Вспоминают и рассказывают правила.
Поставить баллы за знания правил.
|
УЭ-3 (10 мин)
Изучение нового учебного материала | Цель: ввести правила умножения и деления чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел; развивать правильную математическую речь.
Ребята! Вот уже несколько уроков мы работаем с положительными и отрицательными числами. Скажите, где в нашей жизни они еще встречаются помимо уроков математики? … Слайд7
Мы изучили темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» и научились складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.
А какие еще арифметические действия можно совершать с этими числами?
Слайд8(новая тема)
Для того чтобы понять как умножать, давайте решим такие задачи: - решите задачу: Слайд9 (задача) Уровень воды в реке во время паводка поднимается на 2 см каждый час. Как изменится уровень воды в реке за сутки в период подъема? Что происходит с величиной, когда мы говорим «поднимется на 2 см»?
-решим следующую задачу: Наступил момент, и паводок начал убывать. За час уровень воды изменяется на -2см. как изменится уровень воды за сутки во время спада воды?
- Сформулируйте своими словами правило умножения чисел с разными знаками. | Цель: понять правила умножения и деления чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел, выполняя для этого указания учителя, анализируя, сравнивая, делая выводы. Ученики отвечают на вопрос: - Температура воздуха выражается положительным или отрицательным числом; прибыль – положительное число, а долг – отрицательное; высота гор выражается положительным числом, а глубина морей и океанов отрицательным; увеличение величины выражается положительным числом, а ее уменьшение – отрицательным.
- Под словами «Поднимется на 2 см» мы понимаем, что величина изменится на +2. За 24 часа вода 24 раза поднимется на 2 см, значит, чтобы решить задачу, надо +2 · 24 = + 48(см) Ответ: уровень воды изменится на + 48 см, т.е. поднимется на 48 см. - За сутки вода 24 раза снизится на 2 см, значит, чтобы решить задачу, надо -2 · 24 = - 48(см) Ответ: уровень воды изменится на -48см.
Дети формулируют правило своими словами. |
УЭ-4 (5 мин)
Работа с учебником | Цель: научить анализировать, сравнивать, делать выводы.
-Откройте учебники на с.190, найдите правило, сравните его с тем, что сказали вы.
- Выполните задание:
Найдите значение выражения: 0,5 · 7 = - 0,5 · 7 = 0,5 · (-7) = - Сравните результаты последних двух примеров с результатом первого. Какой вывод можно сделать?
- Тогда чему будет равно значение этого выражения: - 0,5 · (-7) = -Какой вывод можно сделать?
- Найдите этот вывод в учебнике на стр 191 и сравните со своим выводом.
- Давайте зашифруем это правило, т.е. запишем его с помощью знаков.
-А как же происходит деление положительных и отрицательных чисел? - Теперь откройте п.36 «Деление» на с 196. Прочитайте его и сравните с только что изученными правилами.
- Прочитайте пожалуйста еще раз правила умножения и деления чисел с разными знаками. Где возможна ошибка при работе? (аналогично с правилом деления)
- «Зашифруем» и эти правила, т.е. запишем с помощью знаков
Вывод: Слайд10. 1) Произведение и частное двух чисел одного знака положительно, а с разными знаками отрицательно; 2) Чтобы найти модуль произведения, нужно перемножить модули сомножителей. - Условившись положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние люди употребляли интересное правило умножения: Слайд11. «Друг моего врага – мой враг. Враг моего врага – мой друг». (Это мнемоническое правило; мнемоника - способ запоминания через какие-либо ассоциации. Так например в русском языке есть правила). На самом ли деле существует в жизни, то о чем утверждает индийский математик? - Ворачиваясь к понятиям положительного и отрицательного числа, можно ли так сказать о людях? С какими людьми вам лучше общаться, с какими вы хотели бы дружить? Если у вас есть друзья, то за какие качества вы их цените, уважаете? - Какие пословицы о дружбе вы знаете? Как вы их понимаете? - Если вы не сделали д/з и «друг» дал вам просто списать из своей тетради, то это проявление дружбы? Я очень надеюсь, что вы правильно будете определять, кто является вашим настоящим другом, кто им просто называется, а кто ваш враг и почему, а также умеете ли вы сами быть другом.
| Цель: учиться работать с учебником, познакомиться с правилами, данными в учебнике. Учащиеся сравнивают свой вывод с выводом учебника. Ученики называют ответы: 3,5 - 3,5 - 3,5 Ученики наблюдают и делают вывод: При изменении знака любого множителя знак произведения меняется. - Значение выражения будет равно 3,5, так как знаки чисел поменялись дважды. - Произведение двух отрицательных чисел есть число положительное. Ученики читают, сравнивают.
Учащиеся читают, сравнивают правила деления с правилами умножения и делают вывод о том, что эти правила одинаковые за исключением названия действий. Ученики анализируют и делают вывод, что при выполнении действий могут забыть про постановку знака перед результатом произведения или деления модулей, тогда лучше в правиле поменять местами п.1 и п.2 Ученики придумали такой способ: + · - = - и + : - = - - · - = - - : - = -
Высказывают свое мнение
Ученики высказывают свои мнения, обсуждают ответы
- Друг познается в беде - Старый друг лучше новых двух и т.д. Дети обсуждают ситуацию, высказывают свое мнение |
(1 мин) | Физкультминутка. Любая работа требует перерыва. Отдохнем! А заодно повторим правила умножения и деления чисел. Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель называет примеры или утверждения, дети внимательно слушают и, если согласны с утверждением, то руки разводят в стороны, если – нет, то поднимают руки вверх, если произведение или частное равно нулю – руки на пояс: 2*2 = 4 - да можно складывать только отрицательные числа – нет, модуль любого числа положителен – нет, -5 меньше 0 - да на улице зима – да и т.д. Сделали глубокий вдох, выдох и тих сели. | Учащиеся выполняют физминутку |
УЭ-5 (5 мин)
Закрепление учебного материала | Цель: закрепить навыки умножения и деления.
Исходя из этого мнемонического правила, сможете ли ответить мне на вопросы? Какое число получится (положительное или отрицательное), если перемножить: - Одно отрицательное и два положительных числа?
- Два отрицательных и одно положительное число?
- Три отрицательных числа?
- Несколько положительных чисел?
- Шесть отрицательных чисел и несколько положительных?
Устно: - Выполнить умножение:
-5 · 3; 9 · (-4); -10 · (-8); 36 · (-0,1); -20 · 0,5; 0 · (-0,7). 2. Выполните деление: 48 : (-8); -24 : (-2); -200 : 4; -4,9 : 7; -8,4 : (-7); 15 : (-0,3). 3. Решите уравнение: -3x=27; -5 x=-45; -x · 4=52; Письменно: самостоятельная работа по вариантам. Учащиеся сами выбирают себе уровень сложности. Слайд12. Критерии оценивания даны на слайде. Слайд13. | Цель: на конкретных примерах закрепить изученные правила |
УЭ-7 (5 мин)
| Цель: подведение итогов урока, постановка домашнего задания 1) Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали при выполнение заданий. Поставьте себе оценку по следующим критериям: если вы набрали: Слайд14 (оценивание). - 21-25 баллов, то оценка за урок «5»; - 17-20 баллов, то оценка за урок «4»; - 13-16 баллов, то оценка за урок «3»; - менее 13 баллов, то оценка за урок «2» (повторить материал и ее можно будет в дальнейшем исправить).
- что было вам трудно на сегодняшнем уроке? - что понравилось на уроке? -чему вы научились на уроке?
2) Запишите домашнее задание: Слайд15. п.35,36 №1144, 1173(г,д,е), составить тест с выбором ответа по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» (по желанию). | Цель: подвести итоги урока, получить домашнее задание.
Ребята подсчитывают баллы, делятся своими впечатлениями, делают выводы о том, как они поняли тему урока.
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание. |