Структурированный конспект как путь, подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, к самообразованию
статья по биологии на тему

 Анна Викторовна Александрова

Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебной информацией до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandrova_av_-_kopiya.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

 

Структурированный конспект как путь, подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, к самообразованию 

В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня грамотности населения нашей страны [1].  Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию особенно у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Осознание обучающимися целей самостоятельной работы с учебной информацией до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни. В связи с этим перед школой стоит задача  компетентностного обучения.

Такие компетенции как - образовательная, исследовательская, социальная, личностная и др. - складываются из четырех "кирпичиков". Это информационная (готовность к работе с информацией), коммуникативная (готовность к общению с другими людьми), кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми), проблемная (готовность к решению проблем). В данной работе имеет смысл остановиться на информационной компетенции.

Информационная компетенция выражается в умении самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. Как следует из составляющих характеристики информационной компетенции, одним из ее элементов является умение "структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах"[1]. В процессе предметного изучения биологии данный элемент информационной компетенции можно формировать при организации деятельности обучающихся с учебным текстом по сворачиванию и разворачиванию информации.

Основными формами структурирования и сворачивания изучаемого учебного материала для записи в тетради являются:

Особенности учебного материала, представляемого в виде структурированного конспекта и подходы к организации работы с ним:

  1. В виде структурированного конспекта (СК) хорошо представляется (сворачивается) текстовая информация, включающая большое количество понятий, между которыми существуют отношения: родовое понятие - видовое понятие, видовое - родовое, видовое - видовое, общее - частное, частное - общее и для понимания и запоминания которой необходимо установление логических связей.
  2. Для структурированного конспекта следует выбирать не второстепенный, а основной учебный материал, чтобы способствовать его более глубокому и более прочному усвоению.
  3. Объем учебного материала для сворачивания в структурированный конспект должен соответствовать возрастному уровню умственных сил школьников и вместе с тем стимулировать их развитие.
  4. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса с использованием заданий по работе со структурированным конспектом необходимо учитывать состояние психических функций и учебные возможности школьников, предвидеть типичные затруднения обучающихся.
  5. Учебные задания по заполнению структурированного конспекта следует давать для выполнения в последовательности, обеспечивающей достижение все более высоких ступеней в овладении данным умением, большую степень самостоятельности школьников.
  6. Задания по заполнению (составлению) структурированного конспекта могут быть подготовительного, обучающего, тренировочного, контрольного характера.
  7. Необходимо предусмотреть проверку уровня овладения умениями осуществлять данную работу с учебным текстом к началу обучения и текущую проверку в процессе их формирования. Нужно также довести до сведения обучающихся, какие именно умения и навыки формируются при выполнении данной работы и информировать о достигнутых успехах, с тем чтобы вызвать у них нужную мотивацию - стимул к дальнейшему совершенствованию данных умений и навыков.
  8. Система учебных заданий со структурированным конспектом должна обеспечивать выработку умения осуществлять перенос этого приёма в процессы изучения других школьных дисциплин.

Целесообразно работу по обучению обучающихся заполнению и составлению структурированного конспекта начинать в 5,6 классе (на начальном этапе изучения предмета) при изучении природоведения и биологии. Эта работа позволяет при использовании учебника включать обучающихся в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач - работа со СК.

Благодаря работе со структурированным конспектом изменяется не только характер работы обучающегося, но и изменяется характер взаимоотношений «учитель-ученик» в сторону сотрудничества.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых форм работы, которые определяются оптимально подобранным темпом обучения и индивидуальным подходом, поэтому в пределах одного класса алгоритм работы со  структурируемым конспектом  будет различный (таблица 1), что позволит усваивать учебный материал исходя из  индивидуальной способности обучающегося.   

Таблица 1

Алгоритмы составления структурируемого конспекта

Алгоритм составления структурируемого конспекта   с помощью текста                  (для 1 группы)

Алгоритм составления  структурируемого конспекта    с помощью текста                 (для 2 группы)

Алгоритм составления структурируемого конспекта    с помощью текста                  (для 3 группы)

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Возьмите карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова.
  • Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.
  • Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы.
  • Ответьте на вопрос: «О  чем говорится в тексте?». Ответом и будет  главное слово.
  • Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.
  • Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2.
  • Помните, что каждое слово должно соединяться с другим словом линией.
  • Прочтите конспект.
  • Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.
  • Выделите главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.
  • Выделите главные и второстепенные  факты и явления, выпишите их.
  • Установите логические связи между  явлениями.
  • Прочтите конспект.

  • Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.
  • Обозначьте основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.
  • Согласно проблеме выделите главные и второстепенные  явления, разбейте их на группы.
  • Составьте схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи.
  • Проверьте, отражает ли конспект основную проблему, изложенную в тексте.

При использовании структурированного конспекта  можно дифференцировать подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся при освоении учебного содержания, что очень удобно при обучении детей с  ОВЗ.

  1. Наличие в шаблоне СК разного количества заполненных элементов (для 1 группы обучающихся - упрощенный СК представлен на рисунке 1)
  2. Структурирование части учебного материала, а другую часть учащимся необходимо структурировать самостоятельно (для 2 группы обучающимся - средний СК)
  3. Заполнение дополнительной части СК с использованием информационных источников справочного и научно-популярного характера   (для 3 группы обучающихся - усложненный СК).

 Рис. 1. Структурированный конспект по теме «Зрительный анализатор»

Следует отметить положительные стороны использования структурированного конспекта как приема организации работы обучающихся с учебной информацией:

  1. Продуманная краткая форма записи учебного материала, которая при актуализации знаний может быть использована как справочный материал.
  2. Разнообразит формы записи, особенно в старших классах.
  3. Обеспечивает дифференцированный подход.
  4. Удобен для проверки учителем.
  5. Позволяет проконтролировать умения обучающихся анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки.
  6. Удобен для подготовки домашнего задания.
  7. Обеспечивает рациональное распределение  учебного времени.

Практика работы показала, что многие обучающиеся в случае свободного выбора предпочтение отдают структурированному конспекту. При изучении различных тем,   большая часть  обучающихся (более половины) выбирают структурированный конспект, многие старшеклассники используют его элементы в сочетании с другими формами.

Список литературы:

  1. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007
  2. Петрищева Г.С. Системное использование учебника на уроках биологии - один из путей подготовки учащихся к самообразованию. - http://som.fsio.ru./getblob.asp?id=10002984
  3. Программы профилактики трудностей в учебе / авт. сост. Е.М. Меттус, А.В. Литвина. - Волгоград: Учитель, 2007 
  4. Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. «Первое сентября» – 2011. – № 9. – С.14-15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...

Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"

Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...

Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...

Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...

Методический материал по подготовке и проведению урока физической культуры с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Методические рекомендации, конспект урока к проведению урока по адаптивной физической культуре для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Рекомендации и рецензия на обобщение опыта....

Проект «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее...