Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»
статья по теме

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть овладеть речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот посему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok_razvivayushchih_zanyatiy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Мичуринска

Обобщение опыта работы по теме:

«Развитие речи обучающихся

с особыми образовательными потребностями

как один из путей социальной адаптации».

Учитель русского языка и литературы

Попова Татьяна Борисовна

2012

Вместе с языком

образовывать и развивать

все духовные способности.

Ф.И. Буслаев

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть овладеть речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот посему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, нередко осложнено недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывание речи, но и в характере ее формирования.

Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение излагать мысли затрудняют процесс обучения ребенка с особыми образовательными потребностями грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем учебным предметам.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи обучающихся.

Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ наилучшей социальной адаптации.

Для того, чтобы помочь детям с особыми образовательными потребностями более успешно овладеть родным языком, я создала данный проект.

Тема проекта

«Развитие речи обучающихся с особыми образовательными потребностями как один из путей социальной адаптации».

  По степени и качеству недоразвития фонетической стороны речи обучающихся с особыми образовательными потребностями можно разделить на несколько групп:

Первая группа. Входят дети с неточным произношением отдельных звуков. При относительной сохранности фонематического слуха дети данной группы не испытывают особых затруднений в овладении грамотой, поскольку подобные звуковые замены не имеют сходства с фонемами русского языка и не смешиваются с ними.

Вторая группа. Составляют дети с фонетико–фонематическими нарушениями мономорфного или полиморфного характера (функциональная и механическая дислалия, дизартрия). Такие обучающиеся испытывают значительные трудности при овладении навыками чтения и письма на притяжении всего процесса обучения.

Третья группа. Дети, страдающие заиканием. Если заикание не сопровождается другими речевыми расстройствами дети, как правило, успешно овладевают учебными навыками.

Четвертая группа.  Дети с нарушением речи алалического характера. Их речевое развитие находится на уровне лепета и характеризуется почти полным отсутствием морфологических средств для выражения лексических и грамматических значений.

Коррекционно – развивающая работа с такими обучающимися строится в соответствии со следующими основными положениями:

- Активизация речи детей в единстве с их мышлением.

- Дифференцированный поход к детям – учет сформированности знаний, умений и навыков.

- Формирование речевых интересов и потребностей на основе наблюдений за предметами и явлениями окружающего мира и осмысления характерных для них связей. 

- Коммуникативная направленность обучения.

Проблемные вопросы проекта:

- Как научить детей правильно и осмысленно читать доступных их пониманию текст?

- Как повысить уровень общего развития обучающихся?

- Как научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме?

- Как развить нравственные качества школьников?

Цель проекта:

Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития обучающихся.

Задачи проекта:

1. Изучение речевого развития учащихся.

2. Расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности.

3. Постоянное повышение речевой мотивации учащихся.

4. Одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы.

5. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.

6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной и письменной речи.

Гипотеза. Если у ребенка не развита связная речь, то будут снижены коммуникативные способности и познавательная активность.

Основной вопрос проекта:

Как  создать условия для речевой деятельности детей через восприятие и говорение?

Вопрос учебной темы:

Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей.

Учебные предметы:

Коррекционные занятия по развитию речи, занятия  творческого объединения «Художественное слово», уроки русского языка, чтения.

Участники проекта:

учащиеся (5-8 класс), родители, учитель Попова Т.Б.

Объект исследования:

Процесс обучения связной речи на уроках и внеурочных занятиях.

Предмет исследования:

Уроки развития речи, русского языка, чтения.

В процессе исследования предлагалось решить следующие задачи:

1. Определение основной направленности обучения связной речи школьников с особыми образовательными потребностями.

2. Разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных методов и приемов обучения, системы упражнений, способствующих эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития обучающихся.

3. Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка.

Решение вышеперечисленных задач потребовало различных методов педагогических исследований:

1. Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме.

2. Наблюдение, анкетирование, опытная работа и эксперимент: констатирующий, обучающий, контрольный.

Как показывают исследования, к числу методов и приемов, способствующих осуществлению развития речи, относятся:

1. Разнообразные по форме практические упражнения в письме и чтении.

2. Упражнения на развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений.

3. Формирование навыка беглого чтения, расширение возможностей в осознании читаемого материала.

4. Овладение различными формами пересказа (по плану, по вопросам, по картине).

5. Экскурсии и изучение познавательной литературы.

Для наиболее эффективной работы по развитию речи используются дидактические игры, решение кроссвордов, ребусов, палиндромов.

Приведу примеры палиндромов

А

К

А

З

А

Ш

О

К

О

Т

К

А

З

А

К

З

А

К

А

З

Ш

А

Л

А

Ш

К

О

М

О

К

Т

О

П

О

Т

Выполняя такие упражнения, у детей расширяется словарный запас, развивается мышление, создаются условия дл речевой деятельности.

Методология:

Методологической основой исследования являются пособия Т.К. Соколовой «Школа развития речи», А.К. Аксенов «Методика обучения русского языка в коррекционной школе».

В ходе исследования был изготовлен дидактический материал, наглядность, проведено обследование детей, групповые и индивидуальные занятия.

В процессе работы над данной проблемой я разработала тематическое планирование  творческого объединения «Художественное слово» для учащихся 5-7 классов.

Для повышения интереса у обучающихся, я использовала различные формы занятий: викторины, КВН, путешествия в сказку, экскурсии.

В результате реализации проекта планировала добиться следующих результатов:

 1. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.

2. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. Организация связных высказываний.

3. Повышение речевой мотивации обучающихся.

4. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

5. Расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности.

При диагностировании результативности предложенного проекта использовала следующие методы:

1. Наблюдение.

2. Демонстрация.

3. Тестирование.

4. Практические работы.

5. Самостоятельные работы.

6. Теоретические (изучение литературы по проблеме).                                      

Результативность.

В результате реализации проекта прослеживается положительная динамика.

 

Уровень качества знаний в 7 классе на начало и конец учебного года

Русский язык

чтение

Уровень качества знаний

высокий

средний

низкий

Начало года

10%

60%

30%

Конец года

20%

65%

15%

Таким образом, уровень качества знаний в результате реализации проекта значительно увеличился.

Результаты в ходе реализации проекта:

  1. Повышение заинтересованности ребенка в речевом высказывании.
  2. Уточнение и обогащение представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
  3. Обогащение и активизация словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогический проект пособствует  более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьнико...

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....

Методы коррекционной работы на уроках ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с применением здоровьесберегающих технологий

Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их ...

Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных зада...

Рисование сказки как способ развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

О формах работы со сказкой, о плюсах рисования на доске, о том, как рисование сказки на доске, способствует повышению речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья...

Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога  по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...