Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»
статья по теме
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть овладеть речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот посему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok_razvivayushchih_zanyatiy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Мичуринска
Обобщение опыта работы по теме:
«Развитие речи обучающихся
с особыми образовательными потребностями
как один из путей социальной адаптации».
Учитель русского языка и литературы
Попова Татьяна Борисовна
2012
Вместе с языком
образовывать и развивать
все духовные способности.
Ф.И. Буслаев
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть овладеть речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот посему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Общее нарушение интеллектуальной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, нередко осложнено недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывание речи, но и в характере ее формирования.
Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение излагать мысли затрудняют процесс обучения ребенка с особыми образовательными потребностями грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем учебным предметам.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи обучающихся.
Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ наилучшей социальной адаптации.
Для того, чтобы помочь детям с особыми образовательными потребностями более успешно овладеть родным языком, я создала данный проект.
Тема проекта
«Развитие речи обучающихся с особыми образовательными потребностями как один из путей социальной адаптации».
По степени и качеству недоразвития фонетической стороны речи обучающихся с особыми образовательными потребностями можно разделить на несколько групп:
Первая группа. Входят дети с неточным произношением отдельных звуков. При относительной сохранности фонематического слуха дети данной группы не испытывают особых затруднений в овладении грамотой, поскольку подобные звуковые замены не имеют сходства с фонемами русского языка и не смешиваются с ними.
Вторая группа. Составляют дети с фонетико–фонематическими нарушениями мономорфного или полиморфного характера (функциональная и механическая дислалия, дизартрия). Такие обучающиеся испытывают значительные трудности при овладении навыками чтения и письма на притяжении всего процесса обучения.
Третья группа. Дети, страдающие заиканием. Если заикание не сопровождается другими речевыми расстройствами дети, как правило, успешно овладевают учебными навыками.
Четвертая группа. Дети с нарушением речи алалического характера. Их речевое развитие находится на уровне лепета и характеризуется почти полным отсутствием морфологических средств для выражения лексических и грамматических значений.
Коррекционно – развивающая работа с такими обучающимися строится в соответствии со следующими основными положениями:
- Активизация речи детей в единстве с их мышлением.
- Дифференцированный поход к детям – учет сформированности знаний, умений и навыков.
- Формирование речевых интересов и потребностей на основе наблюдений за предметами и явлениями окружающего мира и осмысления характерных для них связей.
- Коммуникативная направленность обучения.
Проблемные вопросы проекта:
- Как научить детей правильно и осмысленно читать доступных их пониманию текст?
- Как повысить уровень общего развития обучающихся?
- Как научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме?
- Как развить нравственные качества школьников?
Цель проекта:
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития обучающихся.
Задачи проекта:
1. Изучение речевого развития учащихся.
2. Расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Постоянное повышение речевой мотивации учащихся.
4. Одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы.
5. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.
6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной и письменной речи.
Гипотеза. Если у ребенка не развита связная речь, то будут снижены коммуникативные способности и познавательная активность.
Основной вопрос проекта:
Как создать условия для речевой деятельности детей через восприятие и говорение?
Вопрос учебной темы:
Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей.
Учебные предметы:
Коррекционные занятия по развитию речи, занятия творческого объединения «Художественное слово», уроки русского языка, чтения.
Участники проекта:
учащиеся (5-8 класс), родители, учитель Попова Т.Б.
Объект исследования:
Процесс обучения связной речи на уроках и внеурочных занятиях.
Предмет исследования:
Уроки развития речи, русского языка, чтения.
В процессе исследования предлагалось решить следующие задачи:
1. Определение основной направленности обучения связной речи школьников с особыми образовательными потребностями.
2. Разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных методов и приемов обучения, системы упражнений, способствующих эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития обучающихся.
3. Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка.
Решение вышеперечисленных задач потребовало различных методов педагогических исследований:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме.
2. Наблюдение, анкетирование, опытная работа и эксперимент: констатирующий, обучающий, контрольный.
Как показывают исследования, к числу методов и приемов, способствующих осуществлению развития речи, относятся:
1. Разнообразные по форме практические упражнения в письме и чтении.
2. Упражнения на развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений.
3. Формирование навыка беглого чтения, расширение возможностей в осознании читаемого материала.
4. Овладение различными формами пересказа (по плану, по вопросам, по картине).
5. Экскурсии и изучение познавательной литературы.
Для наиболее эффективной работы по развитию речи используются дидактические игры, решение кроссвордов, ребусов, палиндромов.
Приведу примеры палиндромов
А | К | |||
А | З | |||
А | Ш | |||
О | К | |||
О | Т |
К | А | З | А | К |
З | А | К | А | З |
Ш | А | Л | А | Ш |
К | О | М | О | К |
Т | О | П | О | Т |
Выполняя такие упражнения, у детей расширяется словарный запас, развивается мышление, создаются условия дл речевой деятельности.
Методология:
Методологической основой исследования являются пособия Т.К. Соколовой «Школа развития речи», А.К. Аксенов «Методика обучения русского языка в коррекционной школе».
В ходе исследования был изготовлен дидактический материал, наглядность, проведено обследование детей, групповые и индивидуальные занятия.
В процессе работы над данной проблемой я разработала тематическое планирование творческого объединения «Художественное слово» для учащихся 5-7 классов.
Для повышения интереса у обучающихся, я использовала различные формы занятий: викторины, КВН, путешествия в сказку, экскурсии.
В результате реализации проекта планировала добиться следующих результатов:
1. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.
2. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. Организация связных высказываний.
3. Повышение речевой мотивации обучающихся.
4. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
5. Расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности.
При диагностировании результативности предложенного проекта использовала следующие методы:
1. Наблюдение.
2. Демонстрация.
3. Тестирование.
4. Практические работы.
5. Самостоятельные работы.
6. Теоретические (изучение литературы по проблеме).
Результативность.
В результате реализации проекта прослеживается положительная динамика.
Уровень качества знаний в 7 классе на начало и конец учебного года
Русский язык чтение | Уровень качества знаний | ||
высокий | средний | низкий | |
Начало года | 10% | 60% | 30% |
Конец года | 20% | 65% | 15% |
Таким образом, уровень качества знаний в результате реализации проекта значительно увеличился.
Результаты в ходе реализации проекта:
- Повышение заинтересованности ребенка в речевом высказывании.
- Уточнение и обогащение представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
- Обогащение и активизация словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогический проект пособствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьнико...
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья....
Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....
Методы коррекционной работы на уроках ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с применением здоровьесберегающих технологий
Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их ...
Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных зада...
Рисование сказки как способ развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
О формах работы со сказкой, о плюсах рисования на доске, о том, как рисование сказки на доске, способствует повышению речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья...
Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...