Конспект урока "Индивидуальное развитие организмов"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Урок по биологии для учащихся 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_razvitie_organizmov._urok.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии в 10 классе
Тема: Индивидуальное развитие организмов
Цель: Создать условия для изучения индивидуального развития организмов.
Задачи: Образовательная - Актуализировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития, о периодах постэмбрионального развития.
Развивающая – Развить понятия: онтогенез, его типы, метаморфоз, плацента, морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция, периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое развитие.
Воспитывающая – Вызвать интерес к изучаемой теме. Воспитать аккуратность ведения тетради.
Оборудование: CD диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Биология. 10 класс», таблицы: «Индивидуальное развитие на примере ланцетника».
Ход урока
Организация урока
Оцениваю санитарно-гигиеническое состояние класса, проверяю наличие необходимого для урока оборудования. Приветствую учащихся:
- Здравствуйте! Садитесь. Для начала отметим, кого сегодня на уроке нет.
Отмечаю состав класса.
- Мы изучили жизненный цикл клетки, типы деления клеток, развитие половых клеток, оплодотворение. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение раздела «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
2 часа
Введение
Изучение нового материала
- Что происходит после оплодотворения? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке. Итак, записываем тему урока в тетрадь.
- Индивидуальное развитие организмов называется онтогенезом.
Онтогенез разделяют на 3 типа:
- Личиночный – У насекомых, рыб, земноводных. Зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет. Метаморфоз – превращение личинки во взрослую особь.
- Яйцекладный – У рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих. Зародыш развивается внутри яйца, нет личиночной стадии.
- Внутриутробный – У большинства млекопитающих и в том числе и у человека. Зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона. Оканчивается процессом деторождения.
- В XIX в. Ф.Мюллер и Э.Геккель сформулировали биогенетический закон: Онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.
Большой вклад в развитие этого закона внес А.Н.Северцов. Он установил, что в индивидуальном развитии животных повторяются признаки зародышей.
- Онтогенез разделяют на 2 этапа:
эмбриональный и постэмбриональный
от образования зиготы от рождения
до рождения до смерти
Карл Бэр сформулировал закон зародышевого сходства: «эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».
- Рассмотрим стадии эмбрионального развития.
В тетради и на доске
В тетради
CD диск
В тетради и на доске
В тетради и на доске
CD диск
В тетради и на доске
CD диск
В тетради
Таблица
Стадии эмбрионального развития
Дробление Бластула Гаструла Нейрула
зиготы
- Дробление зиготы начинается сразу же в яйцеводе. Первое деление происходит в вертикальной плоскости, образуются 2 одинаковые клетки – бластомеры. Они делятся еще раз, образуются 4 бластомера. Далее все они делятся в горизонтальной плоскости. Бластомеры делятся быстро, не успевают расти, поэтому комочек бластомеров – МОРУЛА – не больше зиготы. Когда бластомеров становится 32, они образуют полый шарик со стенками в один ряд клеток. Полость внутри бластулы – бластоцель.
- После имплантации зародыша (внедрения бластулы в стенку матки) на одном из полюсов бластулы ее клетки начинают делиться быстрее, чем на другом, впячивается внутрь бластоцели – процесс гаструляции. Из клеток впячивания образуется второй внутренний слой клеток зародыша. Этот двухслойный шарик – гаструла.
- Следующая стадия – нейрула. Происходит формирование важных частей зародыша: нервная трубка и хорда.
- Теперь изучим зародышевые листки и их производные. Текст учебника на с.133-134.
Образование зародышевых листков
Эктодерма Энтодерма Мезодерма
(наружный листок) (внутренний) Хорда, мышцы
нервная система, будущий кишечник, Почки,
кожный покров, вырасты его – костный и
органы зрения печень, легкие, хрящевой
и слуха. поджелудочная скелет,
железа. кровеносная
система.
- Все части зародыша влияют друг на друга, причем если это влияние нарушить, то развития нормального организма не происходит. Такие влияния – эмбриональная индукция. Роль индуктора – заставить окружающие ткани развиваться по другому «плану».
В тетради и на доске
CD диск
Беседа
Учебник:
с. 133-134
В тетради и на доске
CD диск
В тетради
- Теперь рассмотрим постэмбриональное развитие. Начнем с периодов данного развития.
- Периоды постэмбрионального развития:
- Ювенильный – до окончания полового созревания. Два пути развития: прямое и непрямое. Рост организма.
- Пубертатный – период зрелости. Большая часть жизни.
- Старение – общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования.
Смерть – прекращение жизнедеятельности организма. Без смерти не происходила бы смена поколений – одна из основных движущих сил эволюции.
- Постэмбриональное развитие подразделяют на прямое и непрямое. Найдите в тексте учебника на с.136 определения данным понятиям. Зафиксируйте ответ в виде схемы:
Постэмбриональное развитие
Прямое Непрямое
Рождающийся организм имеет Образуется вначале
все основные органы, личинка, отличающаяся
своймтвенные взрослому от взрослого организма
животному (рыбы, (плоские и кольчатые
пресмыкающиеся, черви, насекомые,
птицы, млекопитающие). земноводные, ракообра-
ные).
Закрепление изученного материала
- Выполните письменно задания из учебника №5 на с.135, №3 на с.137.
Проверяю ответы учащихся. Обсуждаем изученную тему вместе с классом, отвечаем на вопрос: Что происходит после оплодотворения?
В тетради и на доске
CD диск
Учебник:
с.136
В тетради и на доске
CD диск
В тетради
Учебник:
№5 с. 135,
№3 с. 137
Обобщение урока
Предлагаю учащимся записать в дневники или тетради домашнее задание:
Изучить ξ 35, 36, 37.
Подготовиться к контрольной работе по разделу: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Выставляю оценки за урок.
Д/З
Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.
Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...
Конспект урока по биологии по теме: "Непрямое деление - основа роста и развития организма" 9 класс
План- конспект урока по биологии 9 класса. Тема урока: "Митоз- основа роста и развития организмов" Урок включает изучение нового материала, отработку ведущих понятий. В урок включены игровые мом...
Конспект урока по теме "Индивидуальное развитие организмов - онтогенез"
УРОК ПРОВОДИТСЯ В 9 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)...
Конспект урока биологии для 10 класса "Размножение и развитие организмов"
Урок является обобщающим по окончанию изучения темы, на уроке применяются самостоятельная работа в группах; эвристический метод, метод проблемного обучения....
Конспект урока биологии в 9 классе "Индивидуальное развитие организмов – онтогенез".
Этот конспект урока позволит каждому учителю провести урок на высоком методическом уровне....
Конспект урока по теме"Индивидуальное развитие организма"
Коспект урока поможет наглядно развить общебиологические понятия о самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека, продолжит формирование умений определять...
Конспект урока в 10 классе Размножение и развитие организма.
На уроке разбирались виды бесполого и полового размножения и развития организма....