Конспект урока биологии для 10 класса "Размножение и развитие организмов"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Старокожева Алла Ивановна

Урок является обобщающим по окончанию изучения темы, на уроке применяются  самостоятельная работа в группах; эвристический метод, метод проблемного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_razmnozhenie_i_razvitie.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: размножение и развитие организмов

Цель: скорректировать и углубить знания по теме «Размножение и развитие организмов».

Задачи: 

- дать определения и сформулировать сущность основных типов и форм размножения;

- охарактеризовать особенности строения и функции гамет;

- объяснить сущность и особенности сперматогенеза и овогенеза;

- сформулировать сущность и описать механизм оплодотворения;

- продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой;

- научиться выделять главные вопросы, второстепенные, вопросы, вызывающие затруднения, и работать над ними.

Тип урока: обобщающий.

Методы и приемы обучения: самостоятельная работа в группах; эвристический; проблемный.

Оборудование: задания для учащихся, таблицы, компьютер, диски.

Ход урока

Вводное слово учителя

При поступлении в ВУЗ, готовясь по отдельным темам общей биологии, старшеклассники некоторым вопросам не уделяют достаточного внимания, а другие  оказываются  достаточно трудными, проблемными. Приблизить ваш уровень знаний по данной теме к уровню, необходимому для поступления в ВУЗ, осуществить преемственность школьного и вузовского уровней преподавания биологии и призван сегодняшний урок-консультация. Он разбит на несколько этапов, каждый из которых содержит материал для обобщения, систематизации и конкретизации знаний. Работая на этих этапах, вы будете заполнять таблицы, выступать с дополнительной информацией, получаемой из других источников, отвечать на вопросы, тесты. Писать биологический диктант. А в конце урока заполните итоговую анкету.

1 этап. Работа с компьютером. Диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс».

1.1. Открыть «Лабораторию клетки», «Жизненный цикл клетки», «Митоз». Проводится демонстрация видеофрагментов митоза, ребята фронтально отвечают на вопросы контроля(2, 3,4,5,10,14.16).

1.2. Открыть «Хрестоматию». Ученик делает сообщение о жизни и деятельности Астаурова Бориса Львовича.

1.3. Открыть «Мейоз». Демонстрация видеофрагментов и работа с вопросами контроля (3,7,9,12).

2 этап. Формы и способы размножения

1. Групповая работа по заполнению таблицы.

Способы бесполого размножения

Примеры организмов

2. Обсудите следующие вопросы.

1) Необходим ли пол?

2) В каких случаях половое размножение оказывается благом?

Выводы (запись в тетради)

  1. Выделяют две основные формы размножения: бесполое и половое.
  2. Существует разнообразие форм и способов размножения, которое обеспечивает непрерывность  и преемственность жизни.
  3. Различные формы и способы размножения живых организмов обеспечивают их приспособление к среде обитания.

3 этап. Типы деления клеток.

1. Биологический диктант

Заполните пропуски в тексте, используя слова  профаза, интерфаза, яичники, сорок шесть, бластула, мезодерма, онтогенез.

    Индивидуальное развитие организма – это … . Шарообразный зародыш с полостью внутри называется … . Кровеносная система зародыша развивается из …. . Ядерная оболочка растворяется к концу … . Диплоидный набор хромосом человека  содержит … хромосом.

2. Обсуждение вопросов.

1) Основная роль в делении клетки отводится ядру и хромосомам. А может ли деление происходить без хромосом?

2) Какое биологическое значение имеют мейоз и митоз в размножении организмов и сохранении относительного постоянства видов?

3. Выводы (записываются в тетрадь).

1) Все новые клетки образуются путем деления уже существующих.

2) В основе всех форм бесполого размножения лежит митотическое деление клеток.

3) Основой комбинативной изменчивости, обеспечивающей генетическое разнообразие гамет и поддерживающей постоянство кариотипа в ряду поколений организмов, размножающихся половым путем, является мейоз.

4 этап. Гаметогенез

1.Закончите схему овогенеза и сперматогенеза и назовите зоны развития половых клеток.

2. Обсудите вопросы.

1) Между женскими и мужскими гаметами существуют различия. А есть ли различия между гаметами одного типа?

2) Докажите, что строение и функции половых клеток тесно взаимосвязаны.

3. Выводы (записать в тетрадь).

1) Гаметы – высокоспециализированные  клетки с гаплоидным набором хромосом.

2) Главным событием гаметогенеза является период созревания – мейоз, в результате которого образуются гаплоидные клетки.

3) Гаметы имеют строение, соответствующее выполняемым ими функциям.

5 этап. Оплодотворение. Онтогенез.

1. Тестирование. Выберите 1 правильный ответ.

1. Что происходит с зиготой на стадии дробления?

а)мейотическое деление, б)многократное деление митозом, в) деление амитозом.

2. Для какого типа развития характерна червеобразная личинка:

а) для прямого развития, б) для непрямого развития.

3. Какие органы образуются из энтодермы?

а)мочеполовая система, б)пищеварительная трубка, в)нервная трубка.

4. Гаструляция – это образование:

а)однослойного зародыша, б)двухслойного зародыша, в)трехслойного  зародыша.

5. Как называется период индивидуального развития организма от зиготы до смерти организма:

а)филогенез, б)онтогенез, в)гаметогенез.

2. Обсудите вопрос. Что такое оплодотворение?

3.Выводы (записываются в тетрадь)

1) Оплодотворение – процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающийся объединением геномов отцовского и материнского организмов и завершающийся образованием зиготы.

2) Вся совокупность преобразований с момента образования зиготы до прекращения существования организма называется онтогенезом. Это процесс реализации особи в определенных условиях среды.

6 этап. Подведение итогов

Итоговое анкетирование.

  1. Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и познавательными?
  2. Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?
  3. Какие вопросы были скучными. Не заинтересовали вас?
  4. Какие ваши знания по этой теме нуждаются в дополнительной доработке?

Домашнее задание (проблемные вопросы).

  1. Какую роль играют нуклеиновые кислоты и белки в размножении организмов?
  2. У многих видов индивидуумы – гермафродиты. В чем состоит преимущество гермафродитизма по сравнению с раздельнополостью, и есть ли оно? Почему ни у одного вида никогда не бывает больше двух полов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"

итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"...

План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».

Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...

Конспект урока биологии 10 класс "Половое размножение .Развитие половых клеток"

Данный материал предназначен для проведения урока биологии в 10 классе (универсальном)...

Конспект урока в 10 классе Размножение и развитие организма.

На уроке разбирались виды бесполого и полового размножения и развития организма....

Презентация к уроку «Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие организма».

Данная презентация может использоваться на уроках «Биологии» для студентов 1-х курсов при изучении темы «Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие организма». Содержит информацию о видах...

Открытый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие рыб".

Формировать различные виды УУД через создание предметной среды, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода при изучении размножения и развития рыб....