Конспект урока биологии для 10 класса "Размножение и развитие организмов"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Урок является обобщающим по окончанию изучения темы, на уроке применяются самостоятельная работа в группах; эвристический метод, метод проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_razmnozhenie_i_razvitie.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: размножение и развитие организмов
Цель: скорректировать и углубить знания по теме «Размножение и развитие организмов».
Задачи:
- дать определения и сформулировать сущность основных типов и форм размножения;
- охарактеризовать особенности строения и функции гамет;
- объяснить сущность и особенности сперматогенеза и овогенеза;
- сформулировать сущность и описать механизм оплодотворения;
- продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой;
- научиться выделять главные вопросы, второстепенные, вопросы, вызывающие затруднения, и работать над ними.
Тип урока: обобщающий.
Методы и приемы обучения: самостоятельная работа в группах; эвристический; проблемный.
Оборудование: задания для учащихся, таблицы, компьютер, диски.
Ход урока
Вводное слово учителя
При поступлении в ВУЗ, готовясь по отдельным темам общей биологии, старшеклассники некоторым вопросам не уделяют достаточного внимания, а другие оказываются достаточно трудными, проблемными. Приблизить ваш уровень знаний по данной теме к уровню, необходимому для поступления в ВУЗ, осуществить преемственность школьного и вузовского уровней преподавания биологии и призван сегодняшний урок-консультация. Он разбит на несколько этапов, каждый из которых содержит материал для обобщения, систематизации и конкретизации знаний. Работая на этих этапах, вы будете заполнять таблицы, выступать с дополнительной информацией, получаемой из других источников, отвечать на вопросы, тесты. Писать биологический диктант. А в конце урока заполните итоговую анкету.
1 этап. Работа с компьютером. Диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс».
1.1. Открыть «Лабораторию клетки», «Жизненный цикл клетки», «Митоз». Проводится демонстрация видеофрагментов митоза, ребята фронтально отвечают на вопросы контроля(2, 3,4,5,10,14.16).
1.2. Открыть «Хрестоматию». Ученик делает сообщение о жизни и деятельности Астаурова Бориса Львовича.
1.3. Открыть «Мейоз». Демонстрация видеофрагментов и работа с вопросами контроля (3,7,9,12).
2 этап. Формы и способы размножения
1. Групповая работа по заполнению таблицы.
Способы бесполого размножения | Примеры организмов |
2. Обсудите следующие вопросы.
1) Необходим ли пол?
2) В каких случаях половое размножение оказывается благом?
Выводы (запись в тетради)
- Выделяют две основные формы размножения: бесполое и половое.
- Существует разнообразие форм и способов размножения, которое обеспечивает непрерывность и преемственность жизни.
- Различные формы и способы размножения живых организмов обеспечивают их приспособление к среде обитания.
3 этап. Типы деления клеток.
1. Биологический диктант
Заполните пропуски в тексте, используя слова профаза, интерфаза, яичники, сорок шесть, бластула, мезодерма, онтогенез.
Индивидуальное развитие организма – это … . Шарообразный зародыш с полостью внутри называется … . Кровеносная система зародыша развивается из …. . Ядерная оболочка растворяется к концу … . Диплоидный набор хромосом человека содержит … хромосом.
2. Обсуждение вопросов.
1) Основная роль в делении клетки отводится ядру и хромосомам. А может ли деление происходить без хромосом?
2) Какое биологическое значение имеют мейоз и митоз в размножении организмов и сохранении относительного постоянства видов?
3. Выводы (записываются в тетрадь).
1) Все новые клетки образуются путем деления уже существующих.
2) В основе всех форм бесполого размножения лежит митотическое деление клеток.
3) Основой комбинативной изменчивости, обеспечивающей генетическое разнообразие гамет и поддерживающей постоянство кариотипа в ряду поколений организмов, размножающихся половым путем, является мейоз.
4 этап. Гаметогенез
1.Закончите схему овогенеза и сперматогенеза и назовите зоны развития половых клеток.
2. Обсудите вопросы.
1) Между женскими и мужскими гаметами существуют различия. А есть ли различия между гаметами одного типа?
2) Докажите, что строение и функции половых клеток тесно взаимосвязаны.
3. Выводы (записать в тетрадь).
1) Гаметы – высокоспециализированные клетки с гаплоидным набором хромосом.
2) Главным событием гаметогенеза является период созревания – мейоз, в результате которого образуются гаплоидные клетки.
3) Гаметы имеют строение, соответствующее выполняемым ими функциям.
5 этап. Оплодотворение. Онтогенез.
1. Тестирование. Выберите 1 правильный ответ.
1. Что происходит с зиготой на стадии дробления?
а)мейотическое деление, б)многократное деление митозом, в) деление амитозом.
2. Для какого типа развития характерна червеобразная личинка:
а) для прямого развития, б) для непрямого развития.
3. Какие органы образуются из энтодермы?
а)мочеполовая система, б)пищеварительная трубка, в)нервная трубка.
4. Гаструляция – это образование:
а)однослойного зародыша, б)двухслойного зародыша, в)трехслойного зародыша.
5. Как называется период индивидуального развития организма от зиготы до смерти организма:
а)филогенез, б)онтогенез, в)гаметогенез.
2. Обсудите вопрос. Что такое оплодотворение?
3.Выводы (записываются в тетрадь)
1) Оплодотворение – процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающийся объединением геномов отцовского и материнского организмов и завершающийся образованием зиготы.
2) Вся совокупность преобразований с момента образования зиготы до прекращения существования организма называется онтогенезом. Это процесс реализации особи в определенных условиях среды.
6 этап. Подведение итогов
Итоговое анкетирование.
- Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и познавательными?
- Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?
- Какие вопросы были скучными. Не заинтересовали вас?
- Какие ваши знания по этой теме нуждаются в дополнительной доработке?
Домашнее задание (проблемные вопросы).
- Какую роль играют нуклеиновые кислоты и белки в размножении организмов?
- У многих видов индивидуумы – гермафродиты. В чем состоит преимущество гермафродитизма по сравнению с раздельнополостью, и есть ли оно? Почему ни у одного вида никогда не бывает больше двух полов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...
итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"
итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"...
План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».
Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...
Конспект урока биологии 10 класс "Половое размножение .Развитие половых клеток"
Данный материал предназначен для проведения урока биологии в 10 классе (универсальном)...
Конспект урока в 10 классе Размножение и развитие организма.
На уроке разбирались виды бесполого и полового размножения и развития организма....
Презентация к уроку «Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие организма».
Данная презентация может использоваться на уроках «Биологии» для студентов 1-х курсов при изучении темы «Бесполое и половое размножение. Индивидуальное развитие организма». Содержит информацию о видах...
Открытый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие рыб".
Формировать различные виды УУД через создание предметной среды, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода при изучении размножения и развития рыб....