Урок биологии по теме "Бактерии" (новые ФГОС). 5-й класс УМК « Сфера жизни» Сонина Н.И.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок по теме "Бактерии" разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_urok.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме "Бактерии" (новые ФГОС). 5-й класс
УМК « Сфера жизни» Сонина Н.И.
Цель урока: создать условия для формирования представлений об отличительных особенностях бактерий, их значении в природе и жизни человека.
Результаты:
Предметные:
1. Выделить признаки строения бактериальной клетки и особенности ее жизнедеятельности.
2. Различать бактериальную клетку среди других клеток (например эукариотическая клетка и бактериальная)
3. Привести примеры взаимодействия между жизнедеятельностью бактерий и потребностями человека и явлениями природы.
Познавательные:
1. Выявлять существенные признаки
2. Извлекать информацию
3. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую
4. Устанавливать причинно-следственные связи
5. Уметь формулировать и решать проблему
Регулятивные:
1. Целеполагание
2. Контрольно-оценочная деятельность
3. Рефлексия
Коммуникативные:
1. Уметь слушать
2. Уметь работать с информацией
3. Высказывать свои мысли
4. Работать в диалоге
Задачи урока:
1. Используя текст и рисунки учебника найти и описать (назвать) особенности бактериальной клетки
2. Распознать бактериальную клетку среди других клеток
3. Установить взаимодействия между жизнедеятельностью бактерии и потребностями человека
4. Установить взаимодействие между жизнедеятельностью бактерий и явлениями природы
Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Тип урока:
Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Ход урока:
1. Актуализация знаний
Деятельность учителя 1. Демонстрирует микропрепарат бактериальных клеток. 2. Задает вопросы: - К какому царству относят данные организмы? - Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему? - Какие особенности строения бактерий вы заметили? - С помощью каких методов можно изучать данные организмы? - Где обитают данные организмы? - Как называется биологическая наука, изучающая бактерии? - Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата? - Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать? 3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их | Деятельность учащихся Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.
Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии. |
2 . Создание проблемной ситуации. | |
Деятельность учителя 1. Демонстрирует рисунки нормального яблока и гнилого. 2. Задает вопросы: - Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках? - Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке? - Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? - Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения. 3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру. - Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это? - Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение? - Где найти эти знания? - Что поможет подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете? | Деятельность учащихся Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.
Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения. |
3. Целеполагание | |
Деятельность учителя 1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”. 2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы:
- Какое имеют строение? - Когда и как размножаются? - Какие бактерии поселяются? - Какую имеют форму? - Приносят пользу или вред? и т.д. 3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения. | Деятельность учащихся Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему Высказывают предположения. |
4. “Открытие нового знания”. | |
1. Деятельность учителя 1. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта. 2. Раздает текст (материал приложения). 3. Раздает инструкции к групповой работе. | Деятельность учащихся Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции. Инструкция Общая часть для всех групп 1. Выберите ученика, который будет выступать с результатами работы. 2. Прочитайте текст. 3. Назовите его. Составьте план текста. 1 группа - Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. - Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках. 2 группа - Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. - Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? 3 группа - Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”. - Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? 4 группа - Заполните схему. - Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить? |
2. Деятельность учителя 1. Заслушивает ученика с результатами работы. Просит его назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее. 4. Структурирует материал в виде схемы. | Деятельность учащихся Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы. |
5. Применение нового знания | |
Деятельность учителя Предлагает выполнить задания 1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия. 2. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий. 3. Задает вопрос: – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. | Деятельность учащихся Выполняют задание.
Выполняют задание в парах и затем обсуждают.
Отвечают на основной вопрос урока “Как сохранить яблоко свежим?”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. |
6. Рефлексия | |
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Что нового вы узнали на уроке? 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. |
7. Домашнее задание | |
1. П. 11 с.60-62 С.63 упр 8, 10. 2. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский? 3. Предложите области применения светящихся бактерий. 4. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие мусорные куры? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Организм как единое целое» 6 класс (УМК Н.И.Сонин), автор учитель биологии Сизова С.В
Урок биологии в 6 классе по теме "Организм как единое целое" разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина,...
Урок биологии "Многообразие ракообразных" с презентацией в 7 классе по учебнику Н.И.Сонина
Данный урок проводится в 7 классе по УМК Сонина Н.И. с применением ИКТ. В методической разработке представлен план-конспект и презентация к уроку. Цель: познакомить учащихся с многообразие...
Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...
Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин
Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»
Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....
Рабочие программы по биологии 5-11 классы УМК «Сфера жизни» (концентрический курс) Сонин Н.И.
Рабочие программы по биологии 5-11 классы УМК «Сфера жизни» (концентрический курс) Сонин Н.И....