Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани"
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани" рассчитана на обучающихся старших классов с целью качественной предвузовской подготовки. В данной программе показаны возможные пути подготовки учащихся к исследовательской деятельности в процессе обучения. Воспитательная идея программы ориентирована на следующие ценности: человек, одноклассник, учитель, природа, жизнь, истина, труд, общение, знание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение Худоеланская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на методическом объединении Протокол №______ от «__»_______г. | «Утверждено» приказом директора МКУ Худоеланская СОШ от ________ № ____ |
Рабочая учебная программа
элективного курса «Клетки и ткани» 11 класс
(наименование учебного предмета/курса/)
______________________________3________________________________
(уровень, ступень образования)
__________________________1 год_______________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы «Клетки и ткани». Профильное обучение. 10-11 классы. Элективные курсы. -М.: Дрофа, 2008.-
(наименование программы) (автор программы)
Карпова Г В.
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программы)
___________с.Худоеланское____2012__________
(название населенного пункта, год разработки)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Клетки и ткани »для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы элективных курсов для 10-11 классов (авторы-составители: В.Н.Кириленкова и Д.К.Обухова.).
Спец курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для обучающихся 11 классов для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение спецкурса поможет в выборе жизненного пути выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Спецкурс рассчитан на 34 часа. К нему разработан учебно-тематический план (Приложение 1). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и ССУЗы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией.
Основная концепция курса:
- Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
- Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
- Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
- Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
- Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Устройство светового микроскопа;
- Положения клеточной теории;
- Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
- Сходство и различие растительной и животной клеток;
- Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
- Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
- Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
- Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
- Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
- Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
- Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
- Работать со световым микроскопом и препаратами;
- Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
- Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
- Определять тип ткани по фотографии;
- Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
- Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
- Работать с современной биологической и медицинской литературой;
- Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
- Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Содержание курса
Общее количество часов – 34
Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов – 14 ч.
Тема 1. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч).
Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Тема 2. Эпителиальные ткани (8 ч).
Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное.
Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 3. Мышечные ткани (6 ч).
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие).
Практическая работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 4. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (10 ч).
- Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).
- Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД – чума XX века – смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Тестовая проверочная работа.
Тема 5. Ткани нервной системы (7 ч).
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки.
Демонстрация учебного фильма “Типы тканей”.Итоговая контрольная работа (1 ч).
Методические рекомендации
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель.
Для практических и демонстрационных занятий необходимы:
1. Световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов.
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей
Межпредметные связи.
Неорганическая химия – строение вещества, окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия – принципы организации органических веществ, углеводы, жиры. Белки, нуклеиновые кислоты.
Физика – свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика.
Литература для учителя:
- Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.
- Заварзин А.А Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986.
- Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г.
- Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных – СПб: Лань, 1999.
- Ройт А. Иммунология – М.: Мир,2000.
- Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
- Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. – М.: Мир, 1984.
- Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. – М.: Мир, 1982.
- Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. – М.: Знание, 1987.
- Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Мир, 1985.
- Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. – М.: Высшая школа, 1983.
- Лэмб М. Биология старения. – М.: Мир, 1980.
- Райцина С.С. Сперматогенез и структурные основы его регуляции. – М.: Наука, 1985.
Литература для обучающихся:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.
- Дюв К. Путешествие в мир живой клетки.
- Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь.
- Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология словарь понятий и терминов.
- Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту.
- Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
- Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Наука, 1982.
- Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. – М.: Мир, 1987.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.
- Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. – М.: Мир, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350866-1633201035.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945450-1504890191.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2023/07/15/picture-398216-1689410387.jpg)
рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"
Программа разработана с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы» Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/30/picture-1487125-1696048125.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии 6 класс "Юный биолог"
Программа элективного курса по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, п...