Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани"
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Карпова Галина Владимировна

Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани" рассчитана на обучающихся старших классов с целью качественной  предвузовской подготовки. В данной программе показаны возможные пути подготовки учащихся к исследовательской деятельности в процессе обучения. Воспитательная идея программы ориентирована на следующие ценности: человек, одноклассник, учитель, природа, жизнь, истина, труд, общение, знание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_biologii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение Худоеланская средняя общеобразовательная школа





«Рассмотрено»                                                                                                                                        

на методическом объединении

Протокол №______                                                                                                  

от «__»_______г.






«Утверждено»

приказом директора

МКУ Худоеланская СОШ

   от ________ № ____

Рабочая учебная программа

элективного курса «Клетки и ткани» 11 класс

(наименование учебного предмета/курса/)

______________________________3________________________________

(уровень, ступень образования)

__________________________1 год_______________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе программы   «Клетки и ткани». Профильное обучение. 10-11 классы. Элективные курсы. -М.: Дрофа, 2008.-

(наименование программы) (автор программы)

Карпова Г В.

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программы)

___________с.Худоеланское____2012__________

(название населенного пункта, год разработки)

Пояснительная   записка

Данная рабочая программа по курсу «Клетки и ткани »для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и программы элективных курсов для 10-11 классов (авторы-составители:  В.Н.Кириленкова и Д.К.Обухова.).

Спец курс  поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для обучающихся 11 классов   для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение спецкурса поможет в выборе жизненного пути выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.

Спецкурс рассчитан на 34 часа. К нему разработан учебно-тематический план (Приложение 1). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.

Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и ССУЗы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией.

Основная концепция курса:

  1. Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
  2. Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
  3. Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
  4. Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
  5. Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей. 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать: 

  1. Устройство светового микроскопа;
  2. Положения клеточной теории;
  3. Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
  4. Сходство и различие растительной и животной клеток;
  5. Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
  6. Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
  7. Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
  8. Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
  9. Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
  10. Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
  11. Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Учащиеся должны уметь: 

  1. Работать со световым микроскопом и препаратами;
  2. Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
  3. Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
  4. Определять тип ткани по фотографии;
  5. Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
  6. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
  7. Работать с современной биологической и медицинской литературой;
  8. Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
  9. Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Содержание курса

Общее количество часов – 34

Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов – 14 ч.

Тема 1. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч).

Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).

Тема 2. Эпителиальные ткани (8 ч).

Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное.

Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей.

Тема 3. Мышечные ткани (6 ч).

Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие).

Практическая работа. Изучение мышечной ткани.

Тема 4. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (10 ч).

  1. Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).
  2. Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД – чума XX века – смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением. 

Тестовая проверочная работа.

Тема 5. Ткани нервной системы (7 ч).

Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки.

Демонстрация учебного фильма “Типы тканей”.Итоговая контрольная работа (1 ч).

Методические рекомендации

 Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель.

Для практических и демонстрационных занятий необходимы:

1. Световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов.
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей

Межпредметные связи.

Неорганическая химия – строение вещества, окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия – принципы организации органических веществ, углеводы, жиры. Белки, нуклеиновые кислоты.
Физика – свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика.

Литература для учителя:

  1. Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.
  2. Заварзин А.А Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986.
  3. Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.
  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г.
  5. Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных – СПб: Лань, 1999.
  6. Ройт А. Иммунология – М.: Мир,2000.
  7. Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
  8. Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
  9. Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. – М.: Мир, 1984.
  10. Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. – М.: Мир, 1982.
  11. Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. – М.: Знание, 1987.
  12. Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Мир, 1985.
  13. Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. – М.: Высшая школа, 1983.
  14. Лэмб М. Биология старения. – М.: Мир, 1980.
  15. Райцина С.С. Сперматогенез и структурные основы его регуляции. – М.: Наука, 1985. 

Литература для обучающихся:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.
  2. Дюв К. Путешествие в мир живой клетки.
  3. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь.
  4. Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология словарь понятий и терминов.
  5. Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту.
  6. Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 1968.
  7. Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Наука, 1982.
  8. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. – М.: Мир, 1987.
  9. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.
  10. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. – М.: Мир, 1986. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Программа разработана  с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы»  Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...

Рабочая программа элективного курса по биологии 6 класс "Юный биолог"

Программа элективного курса по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, п...